Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя школа №1 г.Каменки Пензенской области

Учитель географии

Епинина Ирина Владимировна


Тема:

Педагогические технологии на основе активизации

и интенсификации деятельности учащихся


Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под активностью подразумевается такое качество личности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Но активность сама по себе не возникает, это результат целенаправленных действий, т. е. определённой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность. На своих уроках я чаще всего применяю игровые технологии и проблемное обучение.

Игру как метод обучения люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, предмета, как элемент более обширной технологии, в качестве урока или его части, во внеклассной работе.

Игра - зеркало жизни ребёнка. Даже в самой незамысловатой игровой схеме находит своё отражение накопленный детьми жизненный опыт. В процессе игры подвергаются проверке и переосмысливаются и закрепляются многие представления детей об окружающем мире. Игра приучает детей к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения заданий, ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В игре воспитываются многие волевые качества, самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - всё то, без чего немыслим успех.

Для формирования познавательных интересов школьников не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины , развивающие и познавательные игры, конкурсы, кроссворды, головоломки позволяют учителю сделать свой предмет интересным для учащихся.

В познавательной географической игре закрепляется умение применять полученные

знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное, в процессе игры школьники испытывают удовольствие и при этом получают знания. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала и игра может стать средством всестороннего развития личности.


Используя игру в учебной деятельности учитель должен соблюдать определённые | правила. План проведения игры должен быть чётко продуман, всё необходимое для игры должно быть под руками. Игра должна соответствовать возрасту учащихся. Если ученик не может совершать «путешествия» по карте и замечать, мимо каких островов и полуостровов он «плавает», то ему ещё рано играть в «путешествие» с описанием географических объектов. Обязательно надо учитывать принцип «от простого — к сложному».

Ребята с удовольствием играют в игру «геоцепочка», любят игру «На реке.. .город» (Один из играющих называет реку, другой сообщает, какой город стоит на реке, называет следующему другую реку.. .и т. д.)

Применение игры на уроке разнообразно. Её можно организовать в начале урока для активизации внимания, и в конце его - для закрепления изученного материала и снятия напряжения после изучении сложного материала. Можно включить игру во время повторения некоторых пройденных тем в конце учебного года, когда теряется интерес к учёбе.

Часто на уроках и во внеклассных мероприятиях использую игру: «Третий лишний». Например: на доске или на листе бумаги записываю 3 -4 понятия (Нил, Амазонка, Джомолунгма) - что липшее? Начиная с 6 класса ввожу карточки с с географическими силуэтами. Вначале ученики узнают только силуэт, а потом ещё и отвечают на вопросы; (В каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают?) Для проверки знания карты можно провести командную игру. К карте вызывают 2-х учеников (по одному из каждой команды). Один ученик стоит рядом с картой, а другой - на таком расстоянии от него, чтобы не было видно надписей географических названий на карте. Первый ученик показывает географические объекты, а другой должен их назвать. К карте вызывается несколько пар учеников.

Практически в любом классе можно провести игру: «Найди ошибку» Командам

даётся текст с описанием определённых географических объектов. В описании умышленно сделаны ошибки. Учащиеся должны найти ошибки и объяснить их.

В курсе «Географии материков и океанов», где очень много новых терминов, играем в «Кто такой? Что такое?»


В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения и фантазии. Игры в старшем возрасте должны быть нацелены на речевую деятельность, на самоутверждение перед обществом. Это , как правило , деловые игры и ролевые игры, пресс- конференции , «заседания учёного совета» и пр.

В старших классах для интенсификации деятельности учащихся чаще, чем игры, использую проблемные ситуации. Они могут быть различными по содержанию, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации и т. д. Но любая проблемная ситуация предполагает решение сложных вопросов, требует актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий и вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и другие отличительные качества субъекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель может создать проблемную ситуацию, а затем направить детей на поиски решения. От учителя требуется также индивидуальный и дифференцированный подход. Поэтому и методические приёмы создания проблемных ситуаций разные: учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения (см. урок по теме;»Ветер»). Излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос, ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику рассуждения. Например, при изучении природы Дальнего Востока можно спросить детей: «Есть ли в России прерии?» . Далее зачитать отрывок:


Вот где приволье дикое: на этих

Лугах некошеных и безграничных,

В английском языке им нет названья,-

То прерии.

Уильям К. Брайант. Прерии.


Затем учащиеся вспоминают, что же такое прерии. Можно воспользоваться «Краткой географической энциклопедией». Класс под руководством учителя решает проблему «Прерии - привилегия Северной Америки или не только?..» Сравнивая тип климата,

почвы, растительность и животный мир Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя приходят к выводу: муссонные степи Приамурья, занимающие Зейско - Буреинскую равнину в Амурской области, а также Приханкайскую равнину в Приамурье - это и есть российские прерии.

Изучая тему «Географическое положение России» можно начать урок с вопроса: «Почему в Западной Европе письма подписывают: «Месье Жак. Улица Роз. Париж. Франция». А в России: «Россия. Москва. Улица Цветочная. Иванову.? (пример взят из газеты «География»). В результате рассуждений выходим на мысль о роли пространства, об уникальном размере России его значении для национального развития.

При изучении темы: «Рельеф Восточно - Европейской равнины» можно предложить такую проблемную ситуацию: «На Восточно-Европейской равнине начинается сооружение сети автобанов европейского образца. С какими трудностями столкнуться строители?».Методом проб и ошибок учащиеся всё-таки обратят внимание на влияние природы и прежде всего рельефа на дорожное строительство. Они отмечают очень разнообразный рельеф и начинают размышлять, как это разнообразие скажется на сооружении автобанов. Можно будет предложить конкретизирующие вопросы: «А если проложить автобан от Москвы до Волгограда?» Отвечая на подобные вопросы учащиеся к концу урока дадут полную характеристику рельефа Восточно-Европейской равнины.

При изучении темы: «Ветер» в 6 классе я предложила учащимся вопрос: «Можно ли создать ветер?» Сначала мы должны узнать, как он образуется - над чем мы и работаем в начале урока - а затем проводим опыт с воздушным шаром.

После обобщающего урока по Сибири в 9 классе зачитываю отрывок из произведения А.П. Чехова «Из Сибири»: По сибирскому тракту от Тюмени до Томска, нет ни посёлков, ни хуторов, а одни только большие сёла, отстоящие один от другого

на 30-40 километров. ... В каждой избе дичина. В Сибири никаких охотничьих законов не знают и стреляют птиц весь год.... Говорят по берегу реки Оби затопило луга, нельзя ехать. В 45 верстах от Томска мне опять говорят, что ехать нельзя, река Томь затопила луга и дороги. Будем ждать.. .Скоро после Енисея начинается тайга и т.д. Это сокращённый вариант текста, которым я обычно пользуюсь. Перед учащимися | ставится задача: «Что увидел бы Чехов, проезжая 100 лет спустя? Объясните.»

Одним из вариантов проблемного обучения является конструирование познавательного конфликта. Это противоборство взглядов, точек зрения, утверждений, не связанных с нарушением личностных отношений. Учащийся в таком конфликте стремится переубедить оппонента, доказать свою правоту, выявить ошибки в суждениях оппонента. Приёмов организации познавательного конфликта может быть несколько:

  1. отрицание предложенного детьми решения.

  2. поддержка альтернативного решения.

  3. организация дискуссии.

Организовать дискуссию можно по следующей теме: «Географическая оболочка - наш общий дом», где рассмотреть влияние природы на условия жизни людей и изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека(7 класс). В 10 классе при изучении темы: «Япония» можно организовать дискуссию по проблеме : «Почему Курильские острова являются спорными?» Вообще возможности организации дискуссий в 10 классе практически безграничны. Поводом для дискуссий могут быть публикации в газетах, например: вместе с учениками читаем статью «Китайские доходы от русского леса». (Леса в России - море. Но при этом мебель у нас - итальянская, бумага - финская, оконные рамы - из Германии. Почему россияне должны платить за дорогие импортные товары?). Далее пойдёт противоборство 2-х точек зрения: часть учащихся будет за то, чтобы запретить экспорт леса из страны, как это сделала Индонезия (они экспортируют только изделия) и сделать строже лесные законы как в Финляндии. Другие (их ,как правило, меньше -и это радует) считают, что раз силовики не в состоянии препятствовать вывозу леса из России в Китай, например, то нужно поставить экономический заслон, чтобы стало выгодно перерабатывать лес в России.

При изучении темы «США. Население» можно предложить обсудить выражение бывшего начальника внешней разведки СССР JI. Шебаршина: «У русских и

американцев общая иллюзия - им кажется, что они заслуживают всеобщей любви». Далее идёт обсуждение, спор, выяснение особенностей менталитетов.

Участие в дискуссии активизирует многие качества личности: стимулирует познавательный интерес, стремление к интеллектуальному сотрудничеству, формирует навыки управления своими эмоциями, воспитывает уверенность в себе, настойчивость и целеустремлённость, ответственность за свои слова.

Большое внимание в своей работе уделяю контролю за усвоением знаний , умений и навыков. Широко использую в своей работе различные формы тестового контроля. Т.к. на вступительных экзаменах в ВУЗы широкое распространение получили тесты, учу детей работать с разными формами тестов, провожу географические диктанты, часто предлагаю задания на установление причинно — следственных связей, на установление соответствия и т. д. Подготовила проверочный материал в форме тестов по всему курсу географии практически по каждой изучаемой теме. Разработала систему дифференцированных карточек- заданий (например по изучению Южной Америки). Сравнительно недавно познакомилась и стала активно внедрять в практику понравившейся метод пространственного анализа. Элементы пространственного анализа могут быть использованы на 80% уроков географии. Самое важное достоинство таких уроков в том, что они изучают географию комплексно, во взаимосвязи, а не поэлементно, а у детей развивается географическая зоркость, пространственное мышление и аналитическая потребность.



Полный текст материала Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Епинина Ирина Владимировна  Энтузиаст
16.11.2012 0 3871 555

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК