Обобщающий урок по теме "Южная Америка". География 7 класс.


Майорова Елена Валерьевна.

ГБОУ СОШ № 1108 г. Москва.

Учитель географии.



География 7 класс.

Обобщающий урок по теме "Южная Америка".

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка”,

  • проведение пресс-конференции с участниками путешествия по “Южной Америке”.

Задачи урока.

Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся по теме,

  • умение делать выводы о влиянии климата на природу,

  • сравнивать природные зоны разных материков.

Развивающая:

  • развитие познавательной активности учащихся,

  • обращение учащихся к дополнительной литературе по географии.

Воспитывающая:

  • экологическое воспитание,

  • бережное отношение к природе у коренного населения “Южной Америки”.

Средства обучения и пособия;

  • учебник,

  • атлас,

  • физическая карта “Южной Америки”,

  • картины “Южной Америки” (“Сельва”, “Анды” , “Пампа”, “Животный и растительный мир “Южной Америки”,

  • карточки “Что такое ? Кто такой ?”, карточки “Города” ).

  • возможно использование авторских презентации учащихся



Ход урока

1. Организация начала урока.

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок прибыли путешественники, побывавшие в “Южной Америке” и учёные натуралисты.

В роли путешественников и учёных выступают дети, знающие географию.

2. Обобщение и систематизация знаний. Пресс-конференция с участниками путешествия по “Южной Америке”.

Представление путешественников.

Учитель представляет путешественников и каждому задаёт 3 вопроса.

  1. В какой район “Южной Америки” ты совершил путешествие?

  2. Почему тебе захотелось побывать именно в этом районе?

  3. На каком виде транспорта ты отправился путешествовать и почему?

Возможные варианты ответа.

Первый путешественник.

- Я решил путешествовать по джунглям Амазонки, потому, что люблю всё неизведанное. Там труднопроходимые места, поэтому я отправился на воздушном шаре.

Второй путешественник.

- Я хотела посмотреть, как выглядит степь в “Южной Америке” и была в Аргентине. Лучше всего там ехать на машине, потому, что там нет высоких деревьев и удобно смотреть в даль.

Третий путешественник.

- Я люблю горы и был в Андах. Я хотел внимательно осмотреть Андийские озёра и отправился пешком.

- Чтобы путешественники не повторялись, давайте вспомним, что известно о природе “Южной Америке” каждому из вас.

Фронтальный опрос

Учащиеся дают краткую характеристику рельефа “Южной Америки” (с использованием карты), климата и рек.

. Рассказы путешественников(см приложение)

- Ребята! У нас в классе есть учёные-специалисты по “Южной Америки” сейчас я вам их представлю.

Представление учёных.

- У наших путешественников есть к учёным вопросы.

Возможные вопросы путешественников.

  1. Почему Амазонка полноводна круглый год?

  2. Почему, несмотря на высокую температуру и большое количество осадков почвы Амазонии не очень плодородны?

  3. Почему в Перу 2 государственных языка?

  4. Есть ли в России сходная с пампой по природным условиям природная зона и как она называется?

  5. Почему пампа сильно изменена человеком?

Ответы учёных.

Игра с классом “Что такое? Кто такой?”

Ученик должен объяснить значение каждого слова.

Южная Америка: кто такой? Что такое?

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Аконкагуа

лама

инки

мулат

пиранья

Веспуччи

Парана

пампа

гевея

Атакама

сельва

метис

ягуар

Амазония

сейба

гаучо

Титикака

Игуасу

Анды

Гумбольдт

Ориноко

виктория-регия

Горн

пираруку

Патагония

Игра с учёными “Города”.

Прочитав название города на карточке, надо назвать страну.

Буэнос-Айрес
Монтевидео
Асунсьон
Каракас
Лима
Кито
Сантьяго
Бразилиа

- Ребята! Сегодня на уроке вы узнали много интересного. О “Южной Америке” написано много книг. Я советую вам их прочитать.

3. Подведение итогов урока.

Рекомендация учащимся дополнительной литературы:

[1] Можно зачитать рассказ 10 дней в сельве из книги “По материкам и океанам” Н. П. Смирновой, А. А. Шибановой.

Дополнительная литература:

  1. По материкам и океанам” Н. П. Смирнова, А. А. Шибанова;

  2. Хрестоматия по географии материков и океанов” Т. А. Смирнова;

  3. Уроки географии в седьмом классе” О. В. Крылова.





Рассказ первого путешественника

Амазония – величайшая в мире экваториальная низменность в бассейне Амазонки.

Амазонская низменность почти не заселена. Редкое коренное индейское население оттеснено в самые глухие, недоступные районы. Мелкие и редкие поселения расположены главным образом вдоль многочисленных рек, служащих путями сообщения. Весь этот огромный край сегодня полон тайн, дик и не исследован, как 100–150, а местами и 400 лет назад.

Район реки Амазонки и ее притоков называют сельвой, что в переводе с испанского означает “лес, лесная страна”. Климат здесь постоянно влажный и жаркий. Осадки выпадают обычно в виде ливней, сопровождающихся сильными порывами ветра, ослепительными вспышками молний и мощными раскатами грома.

На восточных склонах Анд растут различные виды пальм и лиан, а выше их – древовидные папоротники, бамбуки, хинное дерево и кустарник кока. В прошлом сбор коры хинного дерева и листьев коки был очень распространен. Листья кустарника кока содержат сильно возбуждающее вещество, которое придает силы и утоляет чувство голода.

Растительный мир бассейна реки Амазонки очень разнообразен. Это самый большой и буйный экваториальный лес на Земле – зеленая оранжерея нашей планеты, одно из удивительных и неповторимых чудес природы. Каждое четвертое дерево в мире растет в бассейне Амазонки. Все живое представлено в поразительном разнообразии форм, красок, размеров. Зеленая стена леса так фантастична, что кажется необыкновенной декорацией: пальмы, бамбук, деревья прямые, искривленные, стелющиеся по земле. Цветы в густой чаще встречаются редко.

Деревья здесь достигают высоты от 30 до 60 м. Среди этих гигантов следует назвать бертолецию. Ее большие шарообразные плоды величиной с маленькую дыню известны под названием бразильских, или американских, орехов. Их используют для получения пищевых и технических сортов масел. Сок их употребляется в пищу, а еще из него получают воск, идущий на свечи. Из других полезных деревьев широко распространена цезальпиния, которую ценят за красную древесину с красивым рисунком. Ее используют в мебельной промышленности, для отделки кают, пассажирских вагонов и т. п. Родина дерева какао – бассейн Амазонки. Здесь оно растет в диком виде. В сельве можно встретить до 20 видов каучуконосных деревьев, из которых наиболее известна гевея.

Влажный экваториальный лес называют иногда “зеленым адом”. Действительно, представьте себе безбрежный океан гигантских деревьев, опутанных лианами и образующих непроходимую чащу. А тут еще огромное количество упавших или сильно наклонившихся деревьев. Все они покрыты эпифитами, образующими целые клумбы из орхидей, папоротников и множества . других растений.

Во влажном экваториальном лесу Южной Америки почти нет крупных животных. Кто же может жить в этих дебрях? На земле места мало. Надо приспособиться либо к постоянному существованию на деревьях, либо к длительному пребыванию в воде. Поэтому для Амазонии очень характерно обилие цепкохвостых животных, обитающих на деревьях. Лучше всего себя чувствуют обезьяны.

Наземный образ жизни ведут немногие животные. Это броненосец-великан, достигающий в длину вместе с хвостом почти 2 м, большой муравьед до 3 м в длину, из которых больше половины приходится на огромный пушистый хвост. Крупный ягуар и небольшой оцелот, серовато-бурая пума. Это главные хищники сельвы. Они хоть и живут на земле, но также умеют лазать и прыгать по деревьям.

Особенно трудно пробираться по едва проходимым дебрям копытным животным. В Южной Америке их мало. Это свинья пекари, которой не страшны грязь и болота, и тапир.

Особенно много в амазонских лесах земноводных и пресмыкающихся. Воздух настолько влажен, что некоторым видам древесных лягушек, например, совсем не требуются водоемы для метания икры. Одни склеивают для икры маленькие аквариумы из листьев, другие вынашивают икру в углублениях спины. Отдельные виды лягушек имеют яркую и пеструю окраску. Многочисленны ядовитые ящерицы.

Крайне богат и разнообразен в Амазонии мир птиц, насекомых, пауков, рукокрылых (летучие мыши, вампиры). Полчища летучих мышей пожирают и плоды, и насекомых. Вампир острыми зубами прогрызает маленькую ранку и высасывает у животного кровь, иногда нападает и на человека.

Грозой обезьян, ленивцев и некоторых мелких животных является самый сильный и крупный хищник птичьего мира – птица гарпия. Свою добровольную “санитарную службу” несут питающиеся падалью грифы урубу.

Амазонка – удивительная река во многих отношениях. Так, характер ее вод все время меняется: то они бурные, то медленные, то прозрачные, то, наоборот, замутненные остатками органических веществ или речными наносами; поэтому вполне объяснимо неисчислимое количество видов ее разнообразных обитателей. Особенно разнообразны рыбы. Подсчитано, что из 2 500 видов, обитающих в Южной Америке, не менее 2 000 приходится на бассейны Ориноко и Амазонки. Только в радиусе 40 км от г. Манауса найдено 700 видов, т. е. больше, чем во всей Северной Америке.

Самая знаменитая рыба Амазонки – гигантская красная рыба, или пираруку. Это один из самых крупных видов пресноводных рыб, отдельные экземпляры которых имеют около 5 м и весят до 90 кг. Средняя пираруку, которую продают на рынке, весит 25–30 кг. Ее тяжелое и массивное тело у головы окрашено в зеленоватый, а ближе к хвосту – в ярко-красный цвет. Охотятся на нее со стрелами и острогами”

Если одни амазонские рыбы огромны, то другие, наоборот, самые мелкие во всем мире. Прежде всего это крошечные ярко и пестро окрашенные гуппи – обитатели прозрачных лесных проток. Неудивительно, что амазонские воды привлекают больше любителей экзотических аквариумных рыб. Самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи (или пирайи), один из видов которых достигает 30 см. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им; как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонии использовали челюсти пираньий задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти опасны, очень агрессивны и молниеносно двигаются. Пираньи всегда нападают стаей и, привлеченные любым всплеском воды или почуяв кровь, тотчас бросаются на любое существо, осмелившееся войти в воду.

Рассказ второго путешественника.

Когда предместья Буэнос-Айреса остались позади, а светлые контуры небоскребов стали расплываться и таять в дымке горизонта, открылись бескрайние просторы пампы. Мы ехали по прямой, как стрела, дороге. Местами у обочин росли хрупкие на вид кусты с бледно-зелеными листьями и крохотными золотистыми цветками. Цветки были такие мелкие и их было так много, что издали они казались туманным золотистым ореолом, как бы окружавшим каждый куст. При нашем приближении из кустов вылетали маленькие черно-белые птички с очень длинными хвостовыми перьями. У этих птиц своеобразный ныряющий полет, и при каждом нырке хвостовые перья сходятся и расходятся, словно ножницы. Изредка над дорогой пролетал сокол чиманго, размахивая тяжелыми тупыми крыльями, величественный и красивый в своем шоколадно-коричневом с серым оперении. Вокруг плоская, как стол, равнина, кажется, уходит далеко на край света, ничто не нарушает ее однообразия. Пампа там, где она не распахана, покрыта травой, и лишь изредка попадаются пурпурные пятна колючего кустарника да кое-где виднеются темные силуэты деревьев.

Но вот мы свернули с шоссе на пыльную проселочную дорогу, вдоль которой тянулась аккуратная изгородь. На ее столбах я заметил какие-то странные наросты, похожие на засохшую грязь; они напоминали гнезда термитов. Вдруг из одного нароста выскочила птичка, очень похожая на малиновку. Величиной эта птичка с дрозда, у нее бледная желтовато-коричневая грудка и ржаво-красные спинка и голова. Это печник, и я понял, что именно эти птички построили своеобразные гнезда, украшавшие столбы изгороди. Печник – одна из наиболее распространенных птиц в Аргентине, и ее гнезда составляют такую же черту ландшафта пампы, как и заросли колючих кустарников.

Волосатый броненосец – стервятник Аргентинской пампы. Приземистый, с броней, надежно защищающей его от большинства хищников, он, подобно миниатюрному танку, движется по освещенной луной траве и перемалывает своими челюстями почти все, что попадается ему на пути.

Броненосец ест фрукты и овощи, а при отсутствии их разоряет птичьи гнезда, пожирая яйца или птенцов; на закуску охотно поедает мышей и даже змей, если наталкивается на них. Но больше всего броненосец любит сочную, пахучую, полусгнившую падаль. В Аргентине, где расстояния огромны, а стада неисчислимы, часто бывает так, что старая или больная корова умирает и туша остается лежать незамеченной в траве. На солнце она быстро разлагается, запах разносится далеко вокруг, и к падали быстро слетаются мухи, жужжащие, словно рой пчел. Запах разлагающейся туши броненосец воспринимает как приглашение на “банкет”. Покинув нору, он отправляется на поиски и быстро находит лакомство: огромную, кишащую личинками груду мяса, лежащую в траве. Наевшись до отвала, броненосец но в силах уйти от туши, на которой еще остается столько еды, и он роет под ней нору. Там он спит до тех пор, пока не переварит свой обед и снова не почувствует голод. Тогда ему достаточно подняться наверх, высунуть голову из норы – и, так сказать, стол для него накрыт. Как правило, броненосец не покидает падаль, пока не снимет последний клочок мяса с туши. Лишь тогда он возвращается в нору ожидать очередную жертву.

А вот западная пампа – это пастбища. Когда-то ее жители вели натуральное хозяйство, жили в легких глинобитных хижинах и питались почти одним мясом. Они создали свою без единой металлической части двухколесную арбу, покрытую сверху кожей и запряженную быками, свою без единого шва обувь – из стянутой чулком с ноги лошади сыромятной кожи, научились искусно бросать лассо. Верхом на лошади они объезжали свои несметные стада, и если ночь заставала их в открытой пампе, то они спали на траве, завернувшись в пончо и подложив под голову седло. Укрощение диких быков и погоня за дикими лошадьми требовали силы и ловкости, соседство с воинственными индейскими племенами требовало смелости и отваги, а одиночество, при котором приходилось рассчитывать только на себя, воспитывало уверенность и любовь к свободе.

Этих вольных скотоводов называли гаучо, и до сих пор лучшим комплиментом и высшей оценкой для аргентинца являются слова: “Это – гаучо!”

Итак, аргентинская пампа сейчас – это либо распаханные поля, либо пастбищные хозяйства крупных животноводческих ферм, а продавцы, пытаясь привлечь покупателей к своим товарам, не устают повторять: “Настоящий пончо – гаучо, сеньор!” или “Истинно аргентинский чай – гаучо!”, добавляя к этому списку товары, которыми никогда не пользовались жители дикой пампы: “Покупайте холодильники, настоящие холодильники – гаучо!”. . .

Редкие ландшафты нетронутой пампы сохранились лишь в заповедниках: например, Патагонию жюльверновского Талькава можно увидеть лишь в национальном парке Науэль-Уапи.

Рассказ третьего путешественника.

Анды, так же как Альпы, Кавказские и Гималайские горы, образовались примерно несколько миллионов лет назад. Но горообразование в Андах протекает и в настоящее время, о чем свидетельствуют землетрясения и вулканические извержения.

Анды” на языке инков – медь, медные горы. Действительно, в Андах есть значительные залежи различных полезных ископаемых: медных, оловянных, свинцовых, цинковых руд, серебра, вольфрама, ванадия, а также нефти, селитры и др.

Путешественников, пересекающих нагорья Боливии, поражают большие соленые озера. Под ярким синим небом издали они кажутся окутанными блестящей прозрачной дымкой.

На Боливийском нагорье лежит самое большое высокогорное озеро мира – Титикака, глубиной 304 м. Вода его, слегка соленая, пригодна для питья. Площадь озера более 8300 км2, а высота над уровнем моря почти 4 тыс. м. Температура воды на середине озера постоянная – около +11°С, а у берегов бывают значительные колебания температуры, в ночное время прибрежные участки покрываются иногда тонкой корочкой льда.

В озеро Титикака впадает много рек, но вытекает только одна – река Десагуадеро. На своем пути река прорезает соляные пласты и размывает их, поэтому, в нижнем течении вода в реке соленая.

Название “Титикака” на языке индейцев-инков – “свинцовая скала”. Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем и самому озеру.

Озеро Титикака играет роль внутреннего моря, собирающего все скудные воды этого пустынного нагорья.

Влажный экваториальный лес поднимается по западным и восточным склонам до высоты 1000–1200 м. Выше распространен горный лес. Воздух здесь постоянно влажен; дождь, туман и сырость – обычные явления. В этом лесу, покрывающем горы до высоты 2500–2800 м, растут древовидный папоротник, бамбук, хинное дерево. Деревья перевиты лианами, густо покрыты самыми различными вьющимися растениями.

Чем выше в горы, тем прохладнее климат. Заметно меняется и характер леса. Исчезают древовидные папоротники, ниже и мельче становится бамбук, длинные и толстые лианы сменяются более тонкими, которые забираются не так высоко на деревья, а иногда стелются по земле, лиственный лес становится ниже и реже, в нем появляется густой подлесок, и на высоте 3600–3800 м лес исчезает.

Выше границы леса, в экваториальной части Анд, лежит пояс высокогорных лугов – парамо, простирающийся до пояса вечных снегов и льдов. В растительности этого пояса преобладают злаки, встречаются также мхи, местами каменистые пустыни. Здесь нет выраженных сезонов года. Средняя температура круглый год держится в пределах +8-10°С. Но в течение дня можно испытать и солнечный зной, и озноб от холодного ветра. Часто бывают сильные дожди, идущие вместе со снегом; иногда моросят дожди, пронизывающие холодом и сыростью все окружающее.

Выше идет пояс снегов и льдов, он начинается с 4500–4700 м. Пример высотной поясности мы рассмотрели только для экваториальной зоны. Она наблюдается и в других зонах, но в зависимости от местных природных условий (географической широты) последовательность смены растительности и соответственно сама растительность будут иными.

На высоких Андах, с их в целом довольно скудной флорой и фауной, раскинулись озера, на берегах которых невероятное количество птиц. Такие озера образуют важный элемент ландшафта перуанских и боливийских плато. Некоторые из этих водоемов пересыхают, полностью завися, как и пампа, от дождливого сезона. Когда мелководье зарастает пучками трав, здесь можно увидеть множество куликов, уток и пастушков с их разноцветными клювами. Много здесь и непересыхающих озер, но их размеры меняются в зависимости от времени года. Некоторые из них достигают очень больших размеров.


Полный текст материала Обобщающий урок по теме "Южная Америка". География 7 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Майорова Елена Валерьевна  Михасёва
17.12.2012 0 8686 1608

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК