Урок по теме "Северный Кавказ"; 8 класс


Максимова Антонина Анатольевна, учитель географии МБОУ г.о.Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 29»




Урок по теме: «Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности природы» 8 класс


Цель: Сформировать общие знания о природе Кавказа.

Задачи:

  1. Выявить своеобразие природы Кавказа, определить географическое положение Кавказа.

  2. Способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач.

  3. Формировать картографическую грамотность учащихся.


Использование Интернет ресурса на данном уроке позволит наглядно проиллюстрировать географическое положение Кавказа, увидеть его составные части.

Урок предполагает групповую форму работы. Учащиеся работают самостоятельно, учитель выступает в роли тьютора. Каждая группа специализируется на определенном профиле: картографы, геологи, климатологи, биологи-почвоведы, экологи. Так в процессе совместной работы учащиеся всесторонне изучат Северный Кавказ и увидят, насколько интересен и загадочен этот природный регион.


Основные элементы урока

Интернет страницы

Вводная беседа:

Учитель делит класс на группы и объясняет учащимся задачи и структуру урока. Каждая группа получает задание в конверте.

http://wikimapia.org

На интерактивной доске учитель выводит снимок Северного Кавказа. У учащихся в конвертах находятся данные снимки.

Изучение нового материала, работа в группах

Задания:

Картограф.

1.Определите географическое положение Кавказа и его влияние на особенности природы.

2.Найдите на изображаемом объекте границу между Русской равниной и Кавказом (Кумо-Манычская впадина)

3.Найдите на изображаемом объекте крайнюю южную точку России.


Геолог.

1.По картам атласа, геологическим профилям, снимку определите, какие крупные тектонические структуры выделяются в пределах Кавказа.

2.Определите особенности рельефа.

3.Найдите на снимке вершину Кавказа - гору Эльбрус. («Белая шапка его, оканчивающаяся светло-зелеными щупальцами ледников, протянувшимися в ущелья, занимает площадь 144 кв.км.


Климатолог-гидрограф

1.Используя снимок определите, есть ли в предгорной части Северного Кавказа какие-либо преграды на пути арктических воздушных масс.

2.Сопоставьте карту атласа и снимок и назовите крупные реки Кавказа.





Данный объект наглядно иллюстрирует географическое положение Кавказа. Позволяет четко увидеть его составные части, орографию и создать образ территории

Рефлексия

Отчет групп по направлениям, который позволит создать образ территории.

Отчет групп сопровождается показом необходимых рассматриваемых объектов Северного Кавказа.






Анализ урока



Данный урок входит в раздел «Крупные природные комплексы России». В теме «Кавказ» это первый урок. Урок изучения нового материала, который предполагал самостоятельную групповую форму работы. Я выступала в роли тьютора.

Перед учащимися стояла цель: сформировать общие знания о природе Кавказа.

Данная цель решалась с помощью следующих задач:

  1. Выявить своеобразие природы Кавказа, определить географическое положение Кавказа.

  2. Способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач.

  3. Формировать картографическую грамотность учащихся.

Используя в качестве наглядного иллюстративного материала Интернет-ресурс, учащиеся определили географическое положение Кавказа, и его влияние на особенности природы. Выявили, что Кавказ располагается на стыке литосферных плит, на границе климатических поясов, а также на контакте влажных воздушных масс Атлантики и сухих континентальных воздушны масс. Определили отличие географического положения Кавказа и Русской равнины.

Школьники успешно решали поставленные перед ними познавательные задачи, такие как определение крупных тектонических структур, распределение осадков на Северном Кавказе.

Формирование картографической грамотности осуществлялось при работе с атласом и снимком. Учащиеся сопоставляли данные источники информации, отмечали их на контурной карте.

Учащиеся справились с данным заданием. В конце урока, прослушав сообщения групп, была составлена комплексная характеристика данного региона. Данная форма работы была увлекательна для учащихся, все члены группы активно работали. Учитель выступал в роли консультанта, направляющего группу в нужном направлении, позволяя ученикам высказывать собственные суждения.

Данный Интернет-ресурс использовался для создания географического образа территории.

Цель урока достигнута.



Рефлексия учащихся



Каждый год с родителями я отдыхаю на Кавказе, в Адлере. Посетили много красивых мест: реку Мзымту, Красную поляну. Я очень люблю этот край. На сегодняшнем уроке я как будто бы вновь побывала там. Очень хотелось пролететь над Кавказом и сегодня мне это удалось. Я горжусь тем, что помогала своим товарищам.


Завалишина Инна, 8а класс.




Урок по теме «Кавказ» был очень интересным. Мы совершили виртуальное путешествие на Кавказ, на берег Черного моря. Хотелось бы побольше таких уроков, где можно путешествовать. Только по учебнику учиться скучно. Придя домой, зашел в Интернет и нашел наш город Балашиху и многое другое. Не заметил, как быстро пролетело время.


Болотов Владимир, 8а класс.


Литература:


  1. Д.В.Заяц «Интернет-ресурсы на уроках географии», «Первое сентября», № 17-24, 2008г

  2. http://wikimapia.org




Полный текст материала Урок по теме "Северный Кавказ"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимова Антонина Анатольевна  географ3123
31.07.2013 0 7686 1139

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК