Географическая викторина "Своя игра" по теме "Африка"
Предоставляю блок уроков игровой формы по школьному курсу географии 7 класс.
Составитель учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательнгая школа №10 имени Е.И.Зеленко» г.Курска Музылева Елена Васильевна
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
ПО ТЕМЕ « АФРИКА»
Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Африка», обобщить материал как систему знаний;
развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через народное творчество
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Африки; таблицы географических объектов Африки; дидактический материал.
.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Содержание урока.
Правила игры. Весь материал разбит на темы. Номер вопроса соответствует уровню сложности. Если команда отвечает правильно на вопрос, то прибавляются баллы, если нет,то количество баллов вычитается из рейтинга команды. Если команда не отвечает на вопрос. То команда соперников может воспользоваться шансом и получить дополнительный балл.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
1.Определите географическое положение материка.
2. Какие черты природы Африки определяются тем, что экватор пересекает ее почти посередине.
3.Перечислите путешественников-исследователей материка.
4.Определите географические координаты крайних точек материка.
5.Рассчитайте протяженность материка с севера на юг по экватору, если 1 равен 111км.
РЕЛЬЕФ.
1.Покажите основные формы рельефа материка.
2.Дайте характеристику рельефа материка.
3.Какими полезными ископаемыми богаты северная, западная и южная, восточная части Африки.
4.Как вы объясните отсутствие в Африке высоких и протяженных горных цепей.
5.Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках.
КЛИМАТ.
1.Африка - самый жаркий материк. Подтвердите этот тезис аргументами.
2.Расскажите о типичных погодах Африки, характерных для климатических поясов материка.
3.В каких климатических поясах располагается Африка? Почему при значительной протяженности материка с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?
4.Как вы объясните, почему самые высокие температуры воздуха зафиксированы в Ливийской пустыне на севере Африки, а не в пустынях южной части материка?
5.Покажите как морские течения, рельеф, направления господствующих ветров и другие причины влияют на климатические условия материка?
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ.
1.Назовите и покажите основные реки, озера Африки.
2.Имеются ли в Африке ледники? Где?
3.Как вы объясните, почему большинство африканских рек имеют целые каскады высоких водопадов, а многие озера имеют очень большие глубины. Назовите их.
4.Какая река и почему на протяжении веков была загадкой для жителей Африки. Какое научное объяснение имеет эта загадка.
5.Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.
1.Какие природные зоны преобладают в Африке? Природа, каких зон наиболее благоприятна для сельского хозяйства.
2.Одной из экологических проблем Африки является уменьшение поголовья диких животных. Отчего уменьшается численность слонов, носорогов, бегемотов, страусов? Какие мероприятия проводятся по сохранению диких животных?
3.О природе тропических пустынь можно услышать образное высказывание: «Скотовод-кочевник не только сын, сколько отец пустыни». Что вы думаете о географическом содержании этого выражения?
4.Французский натуралист Роже Гейм писал: «Первобытный лес — недисциплинированная армия суровых гигантов и трепещущих карликов, армия без командиров, вольница, попирающая все законы». Как вы прокомментируете это высказывание.
5.Для Африки характерно опустынивание, то есть увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно, ли предотвратить это явление?
НАСЕЛЕНИЕ.
1.Какие народы населяют Африку и как они распределены на материке?
2.Назовите известные вам государства и их столицы.
3.Какие изменения произошли в политической карте Африки за последние 40-50 лет? О чем свидетельствуют эти перемены?
4.Приведите примеры влияния природных условий на особенности жизни и быта населения Африки.
5.Почему у пигмеев-жителей гилеи кожа более светлая, чем у бушменов или кафров-жителей саванн.
3.Найти наибольшее количество ошибок в тексте:
«После длительного скитания по океану нас вынесло бурей к берегам какого-то острова или материка на 20 в. д. 35 ю. ш. Судя по всему, это была Африка. Ниши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия, были разбиты. На совете мы решили отправиться вглубь материка в поисках пресной воды и пищи. На следующий день утром мы отправились в путь. Местность представляла собой саванну, которая так и кишела животными. Вдоль виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов и их родственников-окапи, однажды наш путь пересекли несколько карликовых бегемотов, а вдали послышался львиный рев. Из растительности изредка попадались баобабы, поражавшие своими размерами. На исходе третьего дня мы достигли реки, которая несла в океан свои оранжевые воды. Местные жители-арабы помогли нам переправиться через реку на каяках. Мы продолжали свой путь. Примерно на 45 ю. ш. и 23 в.д. саванна превратилась в редколесье. Мы решили искупаться в местечке Сонгве — так называли его местные жители — нилоты. Вода была теплая и прозрачная, течение почти не ощущалось. На другой день мы продолжили путешествие».
4. «Расселите» животных и растения в свои природные зоны:
сейба, баобаб, зонтичная акация, финиковая пальма, алоэ, эбеновое дерево, красно-бурые почвы, гюрза, горилла, шимпанзе, антилопы, банан, молочаи, пустынные почвы, черепахи, кистеухие свиньи, жираф, масличная пальма, одногорбый верблюд, узконосые обезьяны, карликовый бегемот, слон, дрофа, тушканчики, орхидеи, окапи, дикие арбузы, галерейные леса, дерево-путешественника, лисица-фенек, страус, муха цеце, слоновая трава, лианы, вельвичия, ящерицы.
В 3,4 турах за каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.
5. Итоги викторины.
Победившая команда награждается призами.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
ПО ТЕМЕ «АВСТРАЛИЯ».
Цель: Закрепить знания по материку Австралия , обобщить изученный материал. Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности и взаимопомощи. Развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний. Развивать интерес к предмету.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Австралии; таблицы географических объектов Австралии; дидактический материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Содержание викторины.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
1.Пользуясь картами атласа, составьте характеристику физико-географического положения Австралии. Какие черты природы материка им определяются?
2.Расскажите об открытии и исследовании Австралии.
3.Вем состоит различие в физико-географическом положении Австралии и Африки? Какие черты природы материков определяются этими различиями.
4.Расскажите о происхождении островов Океании.
5.Докажите что острова Океании связаны с дном Тихого океана.
РЕЛЬЕФ.
1.Пользуясь необходимыми картами, составьте характеристику рельефа материка.
2.Приведите примеры существующих зависимостей между современным рельефом Австралии и внутренним строением материка.
3.Где находится «огненное кольцо» планеты? С чем оно связано?
4.Объясните отсутствие вулканов на материке Австралия.
5.Составьте сравнительную характеристику рельефа Австралии и Африки. Выявите черты сходства и различия. Чем объяснить их существование?
КЛИМАТ.
1.В каких климатических поясах находится Австралия? Какие воздушные массы, ветры преобладают в каждом поясе?
2. «Австралия — самый сухой материк Земли» — подтвердите правильность этого тезиса. Объясните причины этого явления.
3.Какиеособенности географического положения определяют природу Океании?
4.Рассмотрите климатические условия западных и восточных берегов Австралии в пределах тропического пояса. Объясните причину различий.
5.Дайте сравнительную характеристику климатических условий пустынь Австралии и Южной Африки. Какие из них отличаются большей суровостью и почему?
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ.
1.Почему в Австралии очень малы внутренние воды?
2.Назовите крупные реки Австралии. К бассейну, какого океана они относятся? Каковы особенности рек Австралии?
3.Австралия-единственный материк, на котором отсутствуют ледники. Чем это объяснить?
4.Назовите наиболее крупное озеро Австралии. Какое из африканских озер оно напоминает по своим особенностям?
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.
1.Назовите основные природные зоны материка, как размещение природных зон связано с количеством осадков?
2.Назовите характерных представителей растительного и животного мира материка.
3.Первые европейцы, высадившиеся на берегу Австралии, были поражены животным миром материка. Он оказался даже своеобразным, чем растительный. Как объяснить этот факт?
4.Животный и растительный мир Океании своеобразен, однако, несмотря на положение островов в экваториальном и тропическом климатических поясах, он не отличается большим разнообразием. Почему?
5.Как известно, животный и растительный мир Австралии богат и уникален. Однако в Австралии не было ни одного одомашненного человеком млекопитающего, не было найдено ни одного культурного растения. Почему?
НАСЕЛЕНИЕ.
1.На какие группы, возможно, поделить население Австралии? В каком соотношении находятся эти группы, как размещены по территории материка?
2.Какое государство расположено на материке? Как называется его столица? В чем особенности его географического положения?
3.Приведите примеры влияния человека на природу Австралии.
4.Известный писатель Эрнст Хемингуэй писал после посещения Африки: «С нашим появлением континенты быстро дряхлеют…»Справедливы ли его слова для Австралии?
5.Почти все древние народы занимались охотой как одним из основных видов хозяйственной деятельности. Почему охотой никогда не занимались жители Океании?
2.ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?
Йорк, Канбера,Эйр,ехидна,эвкалипт,Кук,Дарлинг,абориген,Сидней,Тасман,утконос,коала,скреб, Байрон,кенгуру,Стип-Пойнт,Муррей,Карпентария,крик,риф,атолл,Эму,казуарин,кус- кус,Мелонезия,Миклухо-Маклай,Бассов,какаду,Юго-Восточный,динго,кролики,овца.
3. «РАССЕЛИТЕ» животных и растения по своим материкам.
Баобаб, эвкалипт, гилея, финиковая пальма, страус эму, ехидна, шимпанзе, лирохвост, банан, скреб, слон, жираф, утконос, коала, муха цеце, кенгуру, верблюд, тасманийский дьявол, окапи, дикие арбузы, казуар ин, бегемот.
3.Подведение итогов.
Победившая команда награждается призами.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
ПО МАТЕРИКУ «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА».
Цель: Выявить уровень знаний учащихся по теме Северная Америка», обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через народное творчество.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки; таблицы географических объектов Северной Америки; дидактический материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Содержание урока.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.Определите физико-географическое положение Северной Америки. Как оно влияет на природу материка?
2.Сравните географическое положение Северной и Южной Америки.
3.Сравните протяженность Северной и Южной Америки с севера на юг. Как протяженность влияет на особенности материков?
4.Во время первого плавания Христофора Колумба один из членов вел дневник, в котором были такие записи: «Вторник, 18 сентября. На севере показалась большая туча — верный признак близости земли. Пятница, 21 сентября. Видели кита верный признак близости земли, потому что киты плавают недалеко от берега. Понедельник, 8 октября. Появилась очень свежая трава, и показалось много полевых птиц. То были чайки и утки. Четверг, 11 октября. Плыли на юго-юго-запад. Люди с каравеллы Пинта заметили тростинку и сук и выловили обтесанную, возможно железом, палочку и обломок тростинки и прочие травы, что родятся на земле.»
Проанализируйте, какие из перечисленных признаков земли являются подлинными, а какие мнимыми.
5. Определите объекты по их географическим координатам
72° с. ш. 94° з. д. 46° с. ш. 79° з. д.
7° с. ш. 81 з. д. 25° с. ш. 90° з. д.
52° с .ш. 56° з. д. 65° с. ш. 120° з. д.
66° с .ш. 68 з.д.
Рельеф
Объясните особенности крупных форм рельефа Северной Америки. Какое влияние они оказывают на формирование климата материка?
Горы Кордильеры уступают Андам по высоте. Чем это объясняется? Что общего в положении Анд и Кордильер по отношению к границам литосферных плит.
Сравните особенности рельефа Центральных и Великих равнин. Объясните сходство и различие?
На какие горы на других материках похожи Аппалачи по высоте, строению, времени образования? Чем объясняется богатство гор полезными ископаемыми?
Береговые хребты Кордильер самые молодые по времени образования, однако, не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем образования и высотой гор?
Климат
В чем заключаются основные особенности атмосферной циркуляции над Северной Америкой. Какие причины ее определяют?
Какими причинами объясняется распределение температуры января. Почему, в отличие от уже изученных материков, на большей части Северной Америки зимой устанавливаются отрицательные температуры?
Объясните различия в годовом количестве осадков на различных территориях Северной Америки.
На какие части Северной Америки влияют пассаты, а на какие — западные ветры умеренных широт? В чем проявляется это влияние?
Север материка омывается водами Северного Ледовитого океана, и, казалось бы, с океана должен приходить влажный воздух. Однако там осадков выпадает меньше, чем на внутренних плоскогорьях Кордильер. С чем это связано?
Внутренние воды
Показать на карте внутренние воды Северной Америки.
В чем заключается разрушительная и созидательная роль древнего оледенения в формировании современного рельефа материка?
Почему некоторые районы Северной Америки испытывают недостаток пресной воды?
В какой части материка располагается большинство озер. Какое происхождение имеют их котловины?
Индейцы называют великую Миссисипи «отцом вод» как вы объясните происхождение этого названия?
Природные зоны
В каком направлении сменяют друг друга природные зоны в северной и южной частях материка? Чем это объясняется?
В чем особенности расположения степной зоны Северной Америки? Чем это объясняется?
Считается, что самая большая опасность, подстерегающая человека в тайге — это опасность заблудиться. Почему?
Сравните природную зону и влажного экваториального леса. В чем различия этих лесов? Какие причины их определяют? Есть ли черты сходства.
Какие склоны Кордильер Западные или Восточные имеют более богатую и разнообразную растительность. Объясните свою точку зрения.
Население
Приведите примеры отрицательной деятельности человека на состояние растительности материка.
Какие районы Северной Америки наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Почему географическое положение США выгодно для формирования хозяйства.
Каким образом формировался расовый состав населения материка? На каких языках разговаривает население Северной Америки?
На каких равнинах — Великих или Центральных — преобладает растериеводство, а на каких животноводство. Почему?
II. Конкурс: Что такое? Кто такой?
Колорадо, бизон, Канада, индейцы, Флорида, Йеллоустон, Гаванна, тундра, койот, Маккензи, тайга, гризли, секвойя, Аппалачи, прерии, эскимосы, Миссури, скунс.
Географическая викторина: «Своя игра»
по материку «Евразия».
Цель: Выявить уровень усвоения знаний учащихся по теме Евразия, обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Евразии; таблицы географических объектов Евразии; дидактический материал.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Содержание урока
географическое положение
Подтвердите положение «Евразия — величайший массив суши» и назовите его следствия.
Определите особенности географического положения Евразии. Сравните географическое положение Евразии и Северной Америки.
На какой из материков похожа Евразия по характеру береговой линии?
Рассчитайте, какое расстояние отделяет крайнюю северную точку Евразии от Северного полюса, крайнюю южную точку от экватора.
Определите географические объекты по координатам: 53° с. ш. 108° в. д.
28° с. ш. 86° в. д.
42° с. ш. 50° в. д.
5-9° с. ш. 81° в. д.
40° с. ш. 5° з. д.
Рельеф
Расскажите о роли внутренних сил земли в формировании рельефа Евразии.
Можно ли объяснить, почему самые высокие горы на земле образовались в Евразии?
Какие закономерности в размещении полезных ископаемых проявляются на территории Евразии? Какие виды полезных ископаемых свойственны платформенным территориям, а какие складчатым областям?
Какие формы рельефа материка свидетельствуют о том, что он подвергался древнему оледенению.
Сравните рельеф Европы и Азии.
Внутренние воды
К бассейнам, каких океанов относятся реки Евразии. Приведите примеры крупных рек различных бассейнов.
Что такое области внутреннего стока? Почему эти районы занимают в Евразии большие площади?
К каким типам рек по режиму питания относятся Енисей, Янцзы, Инд, реки, впадающие в Атлантический океан.
Почему в западной части озера Балхаш вода пресная, а в восточной соленая?
Впишите в горизонтальные строки названия нот и у вас получатся названия рек Италии, Румынии, Испании.
Бормида
Яломица
Синка
Климат
Определите, какие участки Евразии являются районами наименьшего увлажнения. Почему?
В связи, с чем внутри климатического пояса выделяются климатические области? Определите климатические области в умеренном и субтропическом климатических поясах.
Почему в июле самые высокие температуры воздуха наблюдаются не на крайнем юге, а севернее на полуострове Аравия?
Сделайте предположение о том, где в Евразии должны наблюдаться наиболее низкие температуры января. Проверьте свои предположения по карте. Сделайте вывод.
Местечко Черропунжи в предгорьях Гималаев называется «мокрым местом». Здесь в течение года выпадает более 13 тыс. мм осадков. Чем это можно объяснить? Каков режим их выпадения?
Природные зоны
Какие природные зоны располагаются на территории Евразии, и в каких направлениях они сменяют друг друга?
Природные условия, каких зон наиболее благоприятны для жизни человека?
В каких частях материка располагаются пустыни? Приведите примеры тропического, субпропического, умеренного поясов. Какие общие причины обуславливают формирование пустынь?
Какая природная зона располагается на юге Европы и занимает полуострова Средиземного моря? Для нее характерно относительно большое количество осадков 600–800 мм в год, однако выражены приспособления к недостатку влаги. Чем это объясняется?
Архипелаг Шпицберген называют «арктическим оазисом», ему присущи многие нехарактерные для Арктики особенности природы. Определите по карте какие.
Население
Определите территории Евразии с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины.
Приведите примеры наиболее крупных городов Евразии. Определите, в каких государствах они находятся.
Какие виды хозяйственной деятельности населения связаны с внутренними водами? Какие проблемы в связи с этим возникают?
Почему в Европе земли, не используемые в хозяйстве, занимают меньше площади, чем в Азии?
Приведите примеры положительного и отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу Евразии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Музылева Елена Васильевна
→ skif31786 11.11.2013 0 12579 1838 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы