Урок географии для 6 класса "Атмосфера".
Тема урока: Атмосфера.
Ветер. Направление и сила ветра.
Роза ветров.
Общая цель урока:
Повторить понятия: атмосферное давление, температура воздуха, амплитуда колебания температур.
Закрепить знания о понятии «ветер», о причинах образования ветра, о использовании ветра человеком.
Объяснять образование бриза и муссона с помощью поясняющей схемы.
Научиться учащихся выполнять практические задания по определению направления и скорости ветра.
Научиться строить розу ветров используя данные календаря погоды, составленные индивидуально на примере своей местности..
Учебно–наглядный комплекс:
Флюгер, календарь погоды.
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 6-х классов.
Учебник географии 6 класса под редакцией Т.П. Герасимова.
Мультимедиа презентация урока.
Формы проведения урока:
Повторение уже изученных и знакомство с новыми понятиями и определениями;
Беседа – формирование знаний о причинах образования ветра, о видах ветров и особенностях их перемещения;
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с использованием элементов модульной технологии;
Знакомство с приборами, измеряющими скорость и направление ветра;
Работа со схемами: «Причина образования ветра», «Движение ветра в разное время суток»;
Анализ розы ветров, помещённой в учебнике.
Термины и понятия:
Ветер, бриз, муссон, шкала скорости ветра, роза ветров, флюгер, анемометр.
Имена:
Гиппал – римский купец, установивший особенности движения муссонов
Френсис Бофорт – изобрёл шкалу скорости ветра в баллах
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Опрос.
Цель: Повторить понятия:
а) Задания на знания фактического материала:
(фронтальный опрос)
- Температура воздуха
- Амплитуда колебаний температур
- Атмосферное давление
-причина разности давления на земле
(опрашивается один ребёнок у доски, заполняет пропуски на слайде)
Слайд 1: Дополни предложения.
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы…………………..
Температура воздуха зависит от степени нагревания……………………..
Разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течении суток ………………………..
Термометр – это………………………….
Барометр- это…………………………
Самая высокая температура воздуха в течение суток бывает………………………
Самая низкая температура воздуха в течение суток бывает………………………
б) Задания на проверку умений и знание закономерностей.
(Опрашивается один ребёнок)
Слайд 2: Выбери правильный ответ.
А., Какая схема нагрева воздуха является верной?
Солнце нагрев воздуха нагревание земной поверхности
Солнце нагрев земной поверхности нагревание воздуха.
(опрашивается второй ребёнок, работа выполняется на магнитной доске , схема приготовлена заранее)
Б. Подпиши значения атмосферного давления в точках А, В, С, Д - 809, 760, 720,
740.
Рис. 1.
III. Изучение нового материала.
Шаг №1.
Цель: Изучить понятие «ветер» и причину его образования.
Слайд 3. Вопрос: Что вы знаете о ветре? (ответы детей)
Учитель:
- Найдите определение ветра в учебнике (дети находят, зачитывают и записывают в
тетрадь).
- Изучите материал о значение ветра и использование его человеком в учебнике.
Слайд 4. Вопрос: Какова причина возникновения ветра?
Включаем электронный учебник (Причина образования ветра)
Дети смотрят слайд, слушают объяснения учителя.
Учитель:
- Какова причина образования ветра? (ответы детей)
Вывод: Главная причина возникновения ветра - это разница в атмосферном давлении над
разными участками подстилающей поверхности.
Шаг № 3.
Цель: Научится объяснять образование бриза и муссона с помощью
поясняющей схемы.
Слайд 4. Вопрос: Почему атмосферное давление не везде одинаково?
Включаем электронный учебник (Причина разности АД на земле, анимация)
Учитель:
- Так почему АД не везде одинаково?
Ответы детей : - от разности прогревания территории
- зависит от подстилающей поверхности
- от способности поверхности удерживать тепло
Учитель:
- Что такое бриз? Найдите определение ветра в учебнике, запишите в тетрадь.
Ответ: Бриз - это ветер дважды в сутки меняющий своё направление.
- Почему этот ветер меняет своё направление два раза в сутки?
Включаем электронный учебник образования бриза.
- Заполни схему: Дети зарисовывают вместе с учителем схему в тетрадь, объясняя её и выстраивая закономерности изменения температуры воздуха и атмосферного давления днём и ночью поэтапно:
- Покажи стрелкой направление ветра.
Дневной бриз:
Т-
Суша АД
Море АД
Т
Ночной бриз:
Т
Суша АД
Море Т
АД
Учитель:
- Что такое муссон? Найдите определение в учебнике, запишите в тетрадь .
Ответ: На небольших участках суши ветер меняет своё направление дважды в сутки, подобное явление, но гораздо большего масштаба происходит там, где обширные территории суши соседствуют с бескрайней поверхностью Океана. Здесь образуется ветер, который в отличие от бриза меняет направление дважды в течение года. Найдите в учебнике, как называется этот ветер.
(Записывают в тетрадь определение)
- Почему муссон меняет своё направление дважды в течении года?
(ответы детей)
( в это время включается электронный учебник и показывается схема образования муссона).
Слайд 5:
Задание:
Нарисуйте схему, поясняющую образование зимнего и летнего муссона и объясните причину их образования. Используйте для этого схему образования бриза.
Составьте логическую цепочку на основе схем образования бриза и муссона.
Шаг № 4:
Цель: Научить определять скорость и направление ветра.
Учитель просит обратить внимание на записи на доске:
1) 765 725
2) 740 725
- В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях? Покажите это стрелками.
Ответ: От большего давления к меньшему?
- Где будет ветер сильнее? ( Ответы)
В первом случае.
Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость. (Запись в тетрадь).
- Мы с вами познакомились со скоростью ветра. С учётом многих местных признаков разработана 12 - бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах автором которой является Френсис Бофорт. Называется она Шкала Бофорта, которая у вас находится на форзаце учебника .
Учащиеся работают с форзацем учебника.
Учитель обращает внимание, что, кроме скорости, ветры отличается и по направлению.
Вопрос: Чем южный ветер отличается от северного, и записать в тетради определение.
Ответ: Ветер называется по той стороне горизонта, откуда он дует.
Знакомство с приборами, которые измеряют направление и силу ветра – флюгером и анемометром.
Шаг №5.
Цель: Научиться строить розу ветров.
Слайд 6. Принцип построения розы ветров.
(Работа проводится учителем совместно с детьми.)
1-й шаг : Вычертить линии С – Ю, З – В, СЗ, ЮВ.ЮЗ, СВ.
2-й шаг: Условно принимаем, что одному дню на графике соответствует отрезок в 0,5 см.
3-й шаг Подсчитываем , сколько дней в течении месяца ветер дул с севера, с ЮЗ, с Ю, ЮВ и других направлений.
4-й шаг: На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
5-й шаг: Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют.
6-й шаг: В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
Включаем электронный учебник и показываем слайд построения розы ветров.
Учитель по желанию вызывает одного ученика к доске для выполнения, следующего задания.
Слайд 7.
Задание:
Постройте розу ветров на 1 месяц по следующим данным.
С – 4 дня;
CD – 1 день;
В – 4 дня;
ЮВ – 10 дней;
Ю – 5 дней;
ЮЗ – 4 дня;
З – 2 дня;
СЗ – 1 день.
Масштаб: 0,5 см – 1 день
Сделай вывод о преобладающих ветрах в данной местности.
Проверь свою работу.
Оцени свою работу, поставь себе оценку _________.
Вывод: Вы молодцы. Вы успешно справились с работой! Настало время подвести итоги.
IV. Закрепление полученных знаний на уроке.
Цель: Подвести итоги урока.
а) Фронтальный опрос.
Какие понятия вы вспомнили сегодня?
Какие знания вы повторили?
Какие знания новые усвоили?
какие умения отрабатывали?
С какими результатами вы пришли к концу урока?
б) Рефлексия. Индивидуальная работа.
Слайд 8.
Оцените собственные знания и умения следующим образом:
Я всё понял (а), смогу объяснить этот материал другому.
Я понял (а), материал, могу объяснить другому при некоторой помощи учителя.
Я понял (а) материал частично.
Я ничего не понял (а).
V. Домашнее задание.
Параграф 38 , задачи № 2, 3 учебника письменно.
Раб. Тетрадь: стр. 67-68
Литература:
Учебник : Герасимова Т.П. и др. « Начальный курс географии 6 кл.». М.: Дрофа, 2006.
Москаленский лицей
Разработка урока по теме:
«Атмосфера. Ветер».
(6 класс)
Учитель географии Т. В. Животова
На конкурс методических разработок в рамках предметной декады по ИКТ
На странице приведен фрагмент.
Автор: Животова Татьяна Васильевна
→ stuelena 18.04.2010 3 10485 1921 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.