Педагогическая мастерская "Обучение в сотрудничестве. Из опыта работы"
Из опыта работы учителя биологии и географии
Насоновой Надежды Анатольевны
МОУ Вознесенской ООШ
Педагогическая мастерская «Обучение в сотрудничестве»
Продолжительность - 25 минут
Участники (9 человек) приглашаются заранее. Они выбирают жетоны разного цвета (красный, желтый, зеленый).
Здравствуйте, все, кто присутствует в этом зале, уважаемое жюри, коллеги. Заранее спасибо участникам педагогической мастерской за помощь.
Методическое и научное обоснование (2 минуты)
Обучение в сотрудничестве связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве — это совместное обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в готовом виде.
Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
-
взаимозависимость членов группы;
-
личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи своих товарищей;
-
совместная учебно-познавательная, творческая, исследовательская деятельность учащихся в группе;
-
социализация деятельности учащихся в группах;
-
общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.
Я покажу один из вариантов обучения в малых группах под названием «пила».
Оргмомент (2 минуты)
Уважаемые участники, у вас в руках жетон определенного цвета: красный, желтый или зеленый.
Прошу вас разбиться на группы, так, чтобы в каждой группе был и красный, и желтый, и зеленый. Таким образом, получилось три группы. Занимайте, пожалуйста, места. Каждая группа получает одинаковую информацию по теме «Витамины». Почему витамины, потому, что наконец-то наступила весна и сейчас остро стоит проблема авитаминоза.
А теперь распределяем функции в каждой группе. Так,
Красные изучают вопрос про витамин А.
Желтые изучают характеристику витамина С.
Зеленые изучают характеристику витамина группы В.
Вы читаете свой вопрос и кратко пересказываете его другим участникам группы. Я думаю, что вы с этим заданием справитесь за 3 минуты. Приступаем к чтению своего вопроса, а затем пересказываем его друг другу.
Работа с залом (3 минуты)
Данная технология применяется тогда, когда учебный материал можно разбить на фрагменты. Причем, лучше, чтобы число таких фрагментов совпадало с количеством участников группы.
Предлагаю, подумать, учебный материал по каким темам можно разбить на смысловые фрагменты в рамках вашего учебного предмета.
Например
Участники готовы, напоминаю, что, на данном этапе участники познакомились с содержанием темы в группе через самостоятельную работу с текстом и рассказ.
Далее предлагаю вам организовать группы нового состава, так, чтобы в первую группу объединились все красные, во вторую – все желтые, в третью – все зеленые. Итак, у нас собрались эксперты по витамину А, витамину С, витамину группы В.
Сейчас в группах вы обсуждаете свой вопрос и заполняете таблицу только по своему вопросу. Я думаю, что с этим заданием вы справитесь за три минуты, ведь вы эксперты в своем вопросе.
Работа с залом (3 минуты)
Данный этап так и называется «встреча экспертов». На практике в эти группы лучше объединять учащихся с разным уровнем обученности, так, чтобы более сильные учащиеся могли оказать помощь слабым.
На данном этапе идет повторное перечитывание текста, уже более осмысленное, участники группы могут обменяться мнениями, устранить проблемы в понимании. И конечно, должен получиться какой-то совместный продукт. Это может быть таблица, логическая схема, рисунок и т.д. Сегодня, в рамках педагогической мастерской – это таблица.
Необходимо быть готовым к тому, что на уроке не будет тишины, а скорее рабочий шум. Учитель на этапе – встреча экспертов выполняет консультационную и контролирующую функцию. Если у группы возникают затруднения, можно использовать сигнальные карты.
Работа экспертов закончена, восстанавливаем первоначальный состав групп. Проверьте, чтобы у вас в группе получился светофор - красный, желтый, зеленый. Сейчас вам необходимо обменяться информацией и закончить заполнение таблицы. Я думаю, что с этой задачей вы справитесь за 3 минуты.
Работа с залом (3 минуты)
Итак, предлагаю подвести итоги по технологии взаимного обучения «пила».
1. Применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причем число таких фрагментов должно совпадать с числом участников групп.
2. Встреча экспертов, цель которой – обсуждение материала, получение продукта деятельности.
3. Возвращение в первоначальные группы, обмен информацией.
4. В конце урока все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Определяется команда-лидер.
Контроль знаний. Каждая группа получает тест. Все участники выполняют его, объявляются правильные ответы, выставляется оценка по указанным критериям. Оценки суммируются в каждой группе и подсчитывается средний балл, определяется команда – лидер.
Варианты:
-
-
Тест, выполняют все участники группы, результаты суммируются, считается средний балл, выбирается группа-лидер.
-
Задают друг другу вопросы, можно использовать шаблоны (Почему?, Какой? В чем отличие? Назовите? и др.
-
Листы самоконтроля, которые заполняются на каждом этапе урока.
-
Подведение итогов (2 минуты)
Использование на уроках такой групповой работы убедили меня в том, что:
- возрастает глубина понимания учебного материала, повышается познавательная активность и самостоятельность учащихся,
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность,
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе – ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Организация обучения в малых группах позволяет формировать у учащихся:
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные универсальные учебные действия.
Рефлексия (3 минуты)
Почему данная форма группового обучения называется «пила»?
Как вы думаете, можете ли вы использовать данную технологию в своей практике?
Каких результатов позволяет достичь технология обучения а малых группах? (см. слайд № )
Большое спасибо участникам педагогической мастерской за помощь, будьте здоровы и ешьте витамины.
Витамины и их значение
Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает зрение в сумерках (лечит «куринную слепоту»). Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, в сливочном масле, моркови, помидорах.
Витамины группы В содержатся в хлебе, фруктах и особенно и в пивных дрожжах. Они влияют на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления, так витамин В1 участвует в образовании окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами.
Витами С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих а образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов кожи. Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше овощей, фруктов и квашенной капусты. Особенно иного этого витамина в шиповнике, черной смородине. Отсутствие витамина С в пище вызывает цингу. Выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды.
Витамины и х значение
Витамин |
Значение для организма человека |
Признаки гиповитаминоза |
Продукты, в которых содержится витамин |
А |
|
|
|
В |
|
|
|
С |
|
|
|
Проверочная работа по теме «Витамины»
-
-
-
Витамин ….. повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям
-
-
А) А
Б) В
В) С
2. При недостатке этого витамина развивается заболевание цинга.
А) А
Б) В
В) С
3. Этот витамин влияет на работу мышечной и нервной систем.
А) А
Б) В
В) С
4. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, изменяется состав сальных желез.
А) А
Б) В
В) С
5. Витамины этой группы содержатся в хлебе, фруктах и особенно в пивных дрожжах.
А) А
Б) В
В) С
На странице приведен фрагмент.
Автор: Насонова Надежда Анатольевна
→ Надежда0820 03.12.2018 0 2133 404 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.