Статья «Развитие мотивации, познавательной активности обучающихся на уроках географии»
Статья
«Развитие мотивации, познавательной активности обучающихся на уроках географии»
. География – это один из предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности у обучающихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, сильный акцент для становления творческого потенциала обучающихся и развития их познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии изучения предмета (5-6-е классы),так как восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.
Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить обучающегося к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для него стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный фактор развития активности и самостоятельности учения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. В интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности обучающихся, я поставил перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности обучающихся на уроках географии”.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом обучающемся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение - актуальной проблемой.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле необходимо использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у обучающихся развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение обучающихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.
Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.
.В ходе работы над проблемой я пришел к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса обучающихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации .
Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии”, я наметил отдельные направления формирования и развития познавательного интереса, который является источником активизации познавательной деятельности обучающихся.
В области обучения – придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в этом направлении предлагаю:
- Знакомить обучающихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать им современный уровень науки и перспективы ее движения;
- раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
- показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
В организации процесса учения предлагаю разнообразить самостоятельную работу обучающихся , совершенствовать способы их познавательной деятельности:
- Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
- вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
- ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
- практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
- развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли.
Поиск важнейших путей побуждения обучающихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагаю:
- Разнообразить уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
- использовать всестороннее воздействие средств искусства;
- побуждать обучающихся задавать вопросы учителю, одноклассникам;
- развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных обучающихся;
- практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
- использовать широкий кругозор отдельных обучающихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
- рекомендовать дополнительную литературу.
Таким образом, формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, а повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садыков Руслан Равилевич
→ Публикатор 15.09.2019 0 2905 347 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.