Конспект урока географии "Ориентирование на местности"; 6 класс
План-конспект урока по географии для 6 класса.
Тема: «Определение по топографическому плану направлений, азимутов и расстояний».
Цель: научить определять расстояния, направления и азимуты по топографическому плану и карте.
Задачи:
-
закрепить знания учащихся о плане местности, масштабе, условных знаках, азимуте;
-
продолжить развитие умений определять по плану и карте направления, азимуты и расстояния, навыков ориентирования на местности, работать с различными источниками географической информации, в том числе современными Интернет-ресурсами;
-
способствовать воспитанию географической культуры, внимательности, ответственности.
Оборудование: презентация «Ориентирование на местности», компьютер, проектор, интернет, учебник, (Летягин А.А. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.), атласы, циркули-измерители, транспортиры.
Тип урока: урок-практикум.
Методы: проблемный, частично-поисковый.
Тип урока: урок – практикум.
Конспект урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент.(3 мин.)
II. Актуализация знаний учащихся. (Вызов – 5 мин.)
III. Изучение нового материала. (20 мин.)
IV. Закрепление. (7 мин.)
Рефлексия – 2 мин.
V. Домашнее задание. (2 мин.)
|
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Представьте, что мы собираемся в поход на один день, нам нужно разработать маршрут, куда мы пойдем, определить расстояние и направление движения, чтобы не заблудиться. Как мы сможем это сделать? Что нам для этого понадобится?
А какая карта нам понадобится?
Иными словами – топографический план. А что такое топографический план?
И что же мы будем делать с этим топографическим планом?
А как по плану местности можно определить расстояние?
Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке, и сможете самостоятельно записать тему. Она состоит из 3-х слов.
Итак, чему же мы должны научиться сегодня? Зачем нам это нужно?
Молодцы! Тогда начнем!
У нас есть линейка и масштаб плана.
Хорошо. Но это получится расстояние по прямой линии, а наш маршрут извилистый. Как тогда мы сможем определить расстояние? Для этого нам понадобится циркуль-измеритель и линейный масштаб. Установим раствор циркуля – 1 см. А теперь «прошагаем» циркулем весь наш маршрут. Количество шагов умножим на масштаб. Задание№1 1.Определите расстояние от школы до точки А. Решение запишите в тетрадь. 2.Определите длину реки Беличка. 3.Определите длину лесной тропы, шоссе, реки, пресекающей шоссе.
Проверяем! Хорошо! Расстояние мы определили, но что еще нужно знать и уметь, чтобы не заблудиться? Что значит уметь ориентироваться? (прочитайте на стр.32 в учебнике). Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Назовите известные вам способы определения сторон горизонта на местности. Перечислите правила работы с компасом. Что такое азимут? Перечислите правила определения азимута? Задание №2. С помощью транспортира определите азимут, по которому нужно идти от школы до родника, расположенного на высоте 140,5 м. 2.Вы шли по направлению с азимутом 30˚, по какому азимуту вы будете возвращаться? Молодцы! Итак, мы отправились в поход. Как будем в походных условия определять расстояние до объектов? Простейшие способы – рулетка, лазерный дальномер, шагами. Определим среднюю длину шага, сосчитаем количество шагов. Все очень просто. А вот интересно, насколько точны наши измерения. Хорошо, что наука не стоит на месте. В наши дни изобрели современные, очень точные способы определения расстояния и направлений движения! О каких современных способах вы слышали! Это, конечно, GPS, ГЛОНАС. А я вам хочу показать гугл-карту, о которой вам тоже, наверняка, известно. Задание№3 (работа в группах) 1.Определите расстояние от Владимира до Москвы по карте известными вам способами, сравните с данными гугл-карты. Определите разницу. Через какие населенные пункты проходит данный маршрут. Как вы считаете, все ли мы научились делать, чтобы смело отправляться в поход или за грибами? Цель урока достигнута? Что вы можете сказать об уроке: 1.Я научилась(лся)….. 2.Я узнала(л)….. 3.Мне не понравилось…… 4.Я ничего нового не открыл(а) для себя и ничему не научился(лась)…. А теперь запишите домашнее задание. П.9 (разработать маршрут однодневного похода выходного дня в нашей местности). Урок окончен. До свидания.
|
Приветствуют учителя, организуются на работу! Осмысляют вопрос. Выдвигают предположения. (карта, компас)
Подробная, крупномасштабная.
Это подробное изображение земной поверхности и географических объектов, расположенных на ней. Определим маршрут движения, направления движения и расстояние. Осмысляют вопрос.
Записывают тему урока.
Определять направления и расстояния по топографическому плану. Чтобы не заблудиться в походе.
Измерить по линейке и умножить на масштаб.
Затрудняются ответить.
Следят за объяснением учителя.
Выполняют задание в тетради.
Проверяют правильность выполнения задания. Исправляют ошибки. Осмысляют информацию в учебнике.
-по Полярной звезде; -по кроне одиноко стоящего дерева; - по компасу.
Азимут – угол между направлением на север и ориентир.
Выполняют задание.
Выдвигают предположения.
Осмысляют информацию.
Выполняют задание в группах, сравнивают результаты.
Записывают домашнее задание. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чиркунова Тамара Андреевна
→ Публикатор 09.02.2020 0 2245 301 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.