Статья "УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС"
Кангизер Виктория Ремуальдовна, ГБОУ СОШ №26 с углубленным изучением французского языка Невского района
УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС
Рабочие тетради: быть или не быть?
«Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога».
Э. М. Ремарк
Специфика предмета географии в школе – это его практическая деятельность и образность. Более половины учебных умений учащиеся развивают именно при выполнении практических работ. Создание понятия на уроках иногда просто невозможно без создания образного явления, процесса или территории.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. При их выполнении формируются умения применять теоретические знания на практике. Ученик вооружается жизненно важными умениями: чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
-
называть и показывать различные географические объекты;
-
описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты;
-
измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;
-
прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
И для начинающего и для опытного учителя сложно проектировать и проводить Уроки географии практической направленности сложно проектировать любому учителю: и начинающему, и опытному. Организация уроков-практикумов всегда требует большой предварительной подготовки учителя и учащихся, организация должна быть глубоко продумана, оформление и оценивание хорошо разработаны. Учитель должен предусмотреть в таком уроке и современные подходы к обучению: дифференциацию, индивидуализацию, развитие личностных качеств, формирование коммуникативных способностей и т.д., что опять-таки затрудняет процесс проектирования урока. На первом этапе формирования умений у учащихся по проектированию навыков практической деятельности, необходим четкий алгоритм выполнения этих работ. Такой алгоритм хорошо разработан в рабочих тетрадях с комплектом контурных карт различных издательств.
Ниже приведены примеры формирования УУД (по Беловоловой Е.А) с использованием УМК И.И. Бариновой и В.Г. Суслова.
УУД |
Тип задания |
Учебник |
Отображать связь с различными компонентами УМК как источниками географической информации |
9 класс. Урал. |
8 класс. Типы климата |
|
|
|
Обеспечивать связь обучения с повседневной жизнью, быть практико-ориентированными
|
10 класс. География отраслей мирового хозяйства.
|
8 класс. Учебник Алексеева. Географическое изучение территории России.
8 класс. Учебник Алексеева. Человек в ландшафте.
|
Подводя итоги статьи, необходимо сказать, что выбор: брать или не брать рабочую тетрадь, какую брать, какую линию УМК, выбрать определяет учитель.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кангизер Виктория Ремуальдовна
→ Публикатор 31.10.2021 0 1006 164 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.