Статья "УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС"


Кангизер Виктория Ремуальдовна, ГБОУ СОШ №26 с углубленным изучением французского языка Невского района

УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС

Рабочие тетради: быть или не быть?

«Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога».

Э. М. Ремарк


 

Специфика предмета географии в школе – это его практическая деятельность и образность. Более половины учебных умений учащиеся развивают именно при выполнении практических работ. Создание понятия на уроках иногда просто невозможно без создания образного явления, процесса или территории.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. При их выполнении формируются умения применять теоретические знания на практике. Ученик вооружается жизненно важными умениями: чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:

  • называть и показывать различные географические объекты;

  • описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты;

  • измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;

  • прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
    И для начинающего и для опытного учителя сложно проектировать и проводить Уроки географии практической направленности сложно проектировать любому учителю: и начинающему, и опытному. Организация уроков-практикумов всегда требует большой предварительной подготовки учителя и учащихся, организация должна быть глубоко продумана, оформление и оценивание хорошо разработаны. Учитель должен предусмотреть в таком уроке и современные подходы к обучению: дифференциацию, индивидуализацию, развитие личностных качеств, формирование коммуникативных способностей и т.д., что опять-таки затрудняет процесс проектирования урока. На первом этапе формирования умений у учащихся по проектированию навыков практической деятельности, необходим четкий алгоритм выполнения этих работ. Такой алгоритм хорошо разработан в рабочих тетрадях с комплектом контурных карт различных издательств.

Ниже приведены примеры формирования УУД (по Беловоловой Е.А) с использованием УМК И.И. Бариновой и В.Г. Суслова.

УУД

Тип задания

Учебник

Отображать связь с различными компонентами УМК как источниками географической информации

9 класс. Урал.

8 класс. Типы климата

  • Постройте диаграмму отраслевой структуры промышленности Урала.

  • Используя карты атласа и учебника, укажите специализацию металлургических центров Урала. Обозначьте их на контурной карте.

  • Проследите, в каких климатических поясах расположены российские города-миллионеры.

  • Было ли решающим влияние климатических условий на размещение этих городов.

Обеспечивать связь обучения с повседневной жизнью, быть практико-ориентированными

 

10 класс. География отраслей мирового хозяйства.

  • Составление картосхемы основных районов международного туризма.

  • Выпишите и нанесите на контурную карту основные районы туризма (Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка.

  • -Обозначьте объекты Всемирного наследия

  • Выпишите и нанесите маршрут круиза с посещением достопримечательностей. Почему вы выбрали именно их?

  • Составьте краткий рассказ о нескольких объектах на разработанном маршруте. Можно оформить в виде рекламного буклета.

8 класс. Учебник Алексеева. Географическое изучение территории России.

  • Как вы считаете, какие знания географии необходимы: специалисту по рекламе, издателю газеты, руководителю фирмы по продаже мебели?

8 класс. Учебник Алексеева. Человек в ландшафте.

  • Создайте наглядное пособие «Воздействие человека на ПТК в разные исторические периоды».

Подводя итоги статьи, необходимо сказать, что выбор: брать или не брать рабочую тетрадь, какую брать, какую линию УМК, выбрать определяет учитель.


 


Полный текст материала Статья "УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кангизер Виктория Ремуальдовна  Публикатор
31.10.2021 0 986 162

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК