География. Планета Земля. 6 класс - разработки уроков


Содержание

Урок 1. Введение
Урок 2. Изображения Земной поверхности
Урок 3. Условные знаки и масштаб карты


УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ: сформировать представление о науке география.

ЗАДАЧИ:
  • сформировать представления о многообразии географических объектов, явлений и процессов, об основных методах и источниках получения географических знаний;
  • раскрыть значение географии в жизни человека с древнейших времен до наших дней;
  • раскрыть особенности УМК, структуру учебника.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны: знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: география, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
География как наука, ее предмет изучения. Географические объекты, их многообразие. Последовательность изучения географических объектов. Взаимосвязи между географическими объектами. Природные и антропогенные явления и процессы, происходящие на земной поверхности. Правила работы с УМК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.

РЕСУРСЫ
Учебник с. 5–6
Атлас
Контурные карты
Тетрадь-тренажер с. 3
Тетрадь-практикум с. 3, 24–25
Тетрадь-экзаменатор с. 3
Электронное приложение к учебнику

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА
  1. Первый урок курса должен сформировать у учащихся представление о науке география, ее отличиях как учебного курса от дисциплины «Природоведение». Значительное внимание требует знакомство учащихся с УМК. При работе с учебником важно научить правильно использовать текстовые и внетекстовые компоненты (аппарат ориентировки, иллюстрации: рисунки, картосхемы, фотографии; вопросы и задания и др.). На странице 6 учебника предложена инструкция. Совместно с учащимися необходимо четко проработать все указания, сделать необходимые акценты. Для учащихся данного возраста характерно стремление пересказать текст учебника дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению школьников логически объяснять, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание темы своими словами и т.п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они осознанно овладели содержанием понятий, приемами их применения. Знакомство со структурой учебника и приемами работы с ним, географическим атласом, тетрадью-тренажером можно провести на примере формирования понятия «география». Работа с атласом на первом уроке не запланирована в содержании урока, но важно предусмотреть его применение. Для этого в ходе урока вводятся основные номенклатурные единицы, которые уже известны учащимся из дисциплины «Природоведение».
  2. На уроке выполняется практическая работа. Ведение дневника наблюдения за погодой — знакомый вид деятельности учащимся. Тем не менее целесообразно обратиться к с. 24–25 тетради-практикума и рассмотреть таблицу дневника наблюдения за погодой. Для усиления эффективности характеристики атмосферных явлений и процессов при изучении темы «Атмосфера» лучше запланировать наблюдение за погодой в сентябре, январе и апреле.
  3. С целью определения предметов изучения наук о Земле, возможно заполнение соответствующей таблицы. По результатам заполнения таблицы (в конце учебного года) будет сделан вывод о комплексности науки географии, позволяющей решать сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.


УРОК 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
ЦЕЛЬ: сформировать представления о видах изображения земной поверхности.

ЗАДАЧИ:
  • сформировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане, аэрофотоснимке, карте и глобусе, о различных видах карт, их свойствах;
  • начать формирование умения работать с различными картографическими источниками;
  • сформировать понятие «модель» на примере изучения глобуса;
  • показать значение ГИС для развития современной науки.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны: знать/понимать различные виды изображения земной поверхности; определения понятий «карта», «план», «глобус», «атлас», ГИС; уметь называть виды и свойства карт; приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на аэрофотоснимках, картах, планах; различать карты по масштабу; описывать назначение географических планов и карт; достоинства и недостатки аэрофотоснимков как плоского изображения земной поверхности; объяснять различия между планом и картой, необходимость дешифрования аэрофотоснимков и космических снимков.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: глобус, карта, план, атлас, географические информационные системы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Изменение видов изображения земной поверхности: от рисунка к карте. Глобус — модель Земли. Достоинства плоскостных изображений Земли. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Составление географических планов и карт. Сходства и различия между планами и картами. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Географический атлас и контурные карты. Географические информационные системы. Применение планов и карт.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: анализ карт атласа.

РЕСУРСЫ
Учебник с. 8–9
Атлас с. 10–11
Тетрадь-тренажер с. 4 (№ 1–3), с. 9 (№ 1), с. 10 (№ 3–4)
Электронное приложение к учебнику

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА
  1. Особенности данного урока определены началом формирования главных понятий темы: глобус, план и карта. На уроке будет преобладать самостоятельная деятельность учащихся. В ходе урока должны быть максимально задействованы различные источники географической информации (карта, глобус, аэрофотоснимок, план).
  2. Изучение нового материала. По результатам работы заполняется таблица «Отличия основных видов изображения земной поверхности».

    Вывод: план местности отличается от аэрофотоснимка, так как местность на нем изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка в обобщении изображаемых объектов (генерализация).
  3. Необходимо уделить значительное время работе с различными видами карт (учебник с. 9, атлас с. 10–11). Большой методической ценностью обладают иллюстрации электронного приложения к учебнику. Результатом данной работы может стать выполнение самостоятельной работы «Анализ карт атласа». Четыре группы анализируют соответственно карты: 1. «Часовые пояса мира», «Топографическая карта», «Физическая карта России»; 2. «Физическая карта мира», «Топографическая карта», «Исследования Антарктиды»; 3. « Карта полушарий», «Топографическая карта», «Москва — порт пяти морей»; 4. «Часовые пояса мира», «Топографическая карта», «Вулканы Камчатки и Курильских островов». В завершение целесообразно выполнить задания тетради-тренажера.
  4. При планировании курса в объеме 1 часа в неделю урок объединяется с уроком «Условные знаки и масштаб карты».

УРОК 3. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ И МАСШТАБ КАРТЫ
ЦЕЛЬ: сформировать представление об условных знаках и масштабах карт.

ЗАДАЧИ:
  • сформировать понятия «масштаб», «условные знаки», «легенда карты»;
  • сформировать представления о видах и значении масштаба, условных знаков;
  • сформировать умение определения расстояний с помощью разных видов масштабов;
  • выработать умение пользоваться разными видами масштаба, условными знаками для характеристики территории;
  • начать формирование умения работы с контурной картой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны: знать/понимать определения понятий «условные знаки», «легенда карты», «масштаб»; виды условных знаков; виды масштаба; уметь работать с условными знаками; выявлять отличия плана и карты; определять зависимость подробности карты от ее масштаба; работать с масштабом; выполнять простейшие задания на контурной карте; объяснять различия между планом и картой.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: легенда карты; условные знаки и их виды: одиночные, линейные, площадные; масштаб и его виды: численный, именованный и линейный.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Отличие карты от плана и рисунка. Условные знаки как символы, обозначающие реальные объекты. Легенда карты: виды оформления легенды. Виды условных знаков: одиночные, линейные, площадные, и примеры их изображения на различных картах атласа. Масштаб и его виды. Назначение каждого вида масштаба. Отработка умений перевода одного вида масштаба в другие. Виды карт по охвату территории. Формирование умений читать карты и план.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: способы изображения водных объектов на примере карты полушарий.

РЕСУРСЫ
Учебник с. 10–11
Атлас с. 8–9
Контурные карты с. 3 (№ 1, 4–5)
Тетрадь-тренажер с. 4 (№ 4–5), с. 5 (№ 1), с. 11–12 (№ 1–10)
Электронное приложение к учебнику

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА
  1. В ходе урока закладывается основное умение — осознанно пользоваться (читать) планы и карты. Сформированное умение обеспечит дальнейшее успешное изучение географии, т.к. карты являются одним из важнейших источников географических знаний. Вместе с этим необходимо принимать во внимание, что понятие «масштаб» уже должно быть сформировано на уроках математики. На уроке мы остановимся на практическом применении масштабов, их сравнении, нахождении отличий картографических источников различных по масштабу. Знакомство с условными знаками, также началось с дисциплины «Природоведение», нашей задачей является актуализация понятия и изучение их основных видов.
  2. Масштаб — одно из наиболее сложных понятий для учащихся 6 класса. Междисциплинарные связи позволяют учителю строить урок в первую очередь на решении математических задач: на сравнение, перевод масштаба из одного вида в другой. При объяснении численного масштаба необходимо обратить внимание, что чем меньше показатель (число) знаменателя, тем крупнее и подробнее изображение местности, а, следовательно, тем меньше площадь территории, которая изображена на плане. Данные представления необходимо закрепить в ходе тренировочных упражнений в тетради-тренажере. Для образного восприятия содержания возможно использование схемы «Виды масштаба» (электронное приложение).
  3. Формирование представления учащихся об условных знаках можно начать с чтения в учебнике рубрики «Блокнот» и описания рисунка 1.5. Затем, используя атлас, обращаемся к современным картам. Учащиеся отмечают, что условные знаки на них иные. Так что же такое «условные знаки»? Предлагаем ребятам самим сформулировать определение условных знаков, затем его корректируя (с. 10 учебника). Изучение видов условных знаков эффективно проводить на основе схемы из учебника и электронного приложения. В завершение формируем элементарные примеры нанесения отдельных условных знаков (город, каменный уголь, река, море и др.) на контурную карту.
  4. Эффективным домашним заданием может стать составление рассказа «Мое путешествие» с использованием условных знаков, а также отработка умения перевода и сравнения картографических произведений различных масштабов. В качестве творческого задания возможно изготовление топографических знаков.

Полный текст материала География. Планета Земля. 6 класс - разработки уроков смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор:  K@tti
23.08.2008 4 53842 2956

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК