Контроль знаний обучающихся по географии в условиях мягкой профилизации и профильного обучения


45


Контроль знаний обучающихся по географии в условиях мягкой профилизации и профильного обучения


Гербер Марина Валерьевна, учитель географии высшей категории МБНОУ «Гимназия №59»


Содержание

Стр.

Введение …………………………………………………………………… 2


Глава I. Контроль знаний как неотъемлемая часть процесса обучения.. 3

& 1. Значение контроля в учебном процессе…………………………… 3

& 2. Результаты обучения географии………………………………….. 4

& 3. Оценка знаний………………………………………………………. 5

& 4. Методы и приемы контроля знаний учащихся…………………… 6


Глава II. Дифференцированный подход к контролю в условиях гимназического обучения………………………………………………….8

& 1. Особенности процесса обучения в многопрофильной

гимназии №59……………………………………………………….8

& 2. Дифференцированный подход к контролю с учетом

познавательной деятельности……………………………………….9

&3. Определение оптимального сочетания способов проверки

в классах с разным профильным обучением……………………….13

& 4. Дифференциация проверочных вопросов и заданий

в соответствии с уровнем усвоения учебного материала…………..16

& 5. Вариативность методов и видов контроля

в условиях гимназического обучения……………………………….21

& 6. Место этапа проверки в структуре урока………………………….


Заключение………………………………………………………………….38


Библиографический список………………………………………………..39











Введение


При выборе темы учитывалась ее актуальность и важность, так как проверка и оценка результатов обучения, то есть педагогический контроль, пронизывает весь учебный процесс. Осуществление проверки и контроля – важнейшая сфера деятельности любого преподавателя. Грамотный контроль способствует развитию учащихся. Совершенствуя контроль учащихся, можно говорить о совершенствовании процесса обучения.

По результатам контроля учитель судит о достижениях и успехах учащихся, о своей работе.

Без контроля немыслимо любое педагогическое исследование. Посредством проверки можно сравнивать планируемые и реальные результаты учебной деятельности, определять эффективность использования различных методов, средств обучения и т.д.

Особое значение приобретает проблема проверки и контроля в современных условиях, когда коренным образом трансформируются содержание и структура школьной географии в связи с реформой системы образования, появляются школы и классы с разным профильным обучением. Адекватным изменениям должна подвергаться и сложившаяся система контроля и оценки результатов обучения.

К тому же степень освещенности данного вопроса не достаточна, так как разработанные дидактические материалы для контроля и проверки знаний часто не соответствуют требованиям.

Тема имеет научно-теоретическое и практическое значение которое определяется тем, что изложенные вопросы могут быть исполь­зованы в повседневной практической деятельности учителя.

Объектом исследования данного вопроса является процесс обучения в многопрофильной гимназии.

Предмет исследования –контроль знаний учащихся в классах с различным профильным обучением.

Цель исследования - разработка системы контроля, оптимальной для классов с различным профильным обучением.

Гипотеза исследования - контроль знаний учащихся наиболее эффективно протекает в том случае, если осуществляется системно, при помощи разнообразных видов и форм, проверочные задания должны соответствовать разным уровням усвоения знаний, что способствует развитию школьника, учитываются индивидуальные особенности учащихся в классах с разным профильным обучением.

Задачи исследования:

Изучить особенности контроля, как неотъемлемой части учебного процесса;

Проанализировать результаты контроля в классах с разным профильным обучением для определения наиболее эффективной системы контроля;

На основе обобщения полученных данных сформулировать рекомендации;

Для реализации выше перечисленных задач был проведен анализ литературы, прогноз результатов, наблюдение за особенностями протекания контроля в классах с разным профильным обучением, сбор информации, анкетирование учащихся, анализ и обработка данных, разработка контрольных заданий, формулировка выводов, рефлексия по итогам работы.




Глава I. Контроль знаний как

неотъемлемая часть процесса обучения.


& 1. Значение контроля в учебном процессе.

Проверка и оценка, т. е. контроль уровня усвоения содержа­ния образования, достигнутого учащимися, является неотъемле­мой составной частью процесса обучения вообще и географии в частности.

Учебный процесс подразумевает взаимосвязанную деятельность его субъектов — учителя и учащегося (см рис. 1).



У читель


П роверка и контроль

Обучающая

деятельность


Учебная деятельность





У Ч Е Н И К



Рис. 1


.

Учитель, осуществляя обучающую деятельность, воздействует на учащегося. Испытывая это воздействие, ученик в результате учебной деятельности, переходит в качественно иное состояние, характеризующееся ус­воением некоторого объема учебного материала. Для продолже­ния учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии ученика. Единственный способ получения такого рода информации — осуществление проверки и контроля, или «обрат­ной связи».

Термин «обратная связь» заимствован из общей теории уп­равления. На сходство учебного процесса и любой из систем уп­равления указывал академик А. И. Берг. Он писал: «Процесс обучения — это процесс управления, связанный с передачей опре­деленного объема и определенного качества информации от педа­гога к ученику и обратно».

Таким образом, проверка и контроль, замыкая круг взаимодей­ствия учителя и учащегося, являются важнейшим звеном учебно­го процесса. Без «обратной связи» учитель не сможет адекватно руководить учебной деятельностью учащегося.

Кроме того, контроль это своего рода педагогическая диагностика. Проверка носит не только контроль­ную, но и одновременно обучающую и развивающую функции. Во время ответа школьник учится логически мыслить, развиваются его воображение, внимание, другие психические познавательные процессы.

& 2. Результаты обучения географии.


Результаты обучения являются од­ним из главных, если не самым главным, критерием качества об­разования. Именно поэтому в большинстве документов, регламен­тирующих преподавание географии в общеобразовательных учреждениях, в той или иной форме оговариваются результаты обучения.

Результаты обучения- категория историческая и подходы к их толкованию изменялись и будут изменяться. С целью необходимости стандартизации образования, в 1993 году появился «Временный государственный образовательный стандарт. Образовательная область Земля». В документе присутствуют два уровня требований: описание содержания географического образования и минимальные требования к подготовке учащихся. Авторы исходили из того, что школьники осуществляют процесс познания. Познание- вид деятельности, которая представляет совокупность действий. Усвоенные действия должны быть объектами обучения, а значит, и главными объектами контроля. В сборник регламентирующих документов, который подготовлен в Министерстве образования Российской Федерации: «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» наряду с обязательным минимумом содержания образования примерной программой, в качестве самостоятельных документов вошли требования к уровню подготовки учеников, образцы заданий для проверки достигнутого уровня подготовки. В отличие от стандарта рассматриваемый документ имеет не пять, а шесть уровней требований (знать, называть/показывать, определять/измерять, описывать, объяснять, прогнозировать). Усвоенные учащимися действия должны быть результатами обучения, а значит, и главными объектами контроля.


& 3. Оценка знаний.


Важной задачей при организации контроля является повышение объективности проверки и оценки и на этой основе усиление их диагностического характера и мотивационной роли. Объективность проверки невозможна, если не будет обеспечена однозначность оценки работы. Объективность оценки результатов обучения, прежде всего, зависит от полноты охвата заданиями того минимума знаний и умений, которые соответствуют обязательной подготовки учащихся. «Зафиксированные в документах минимум содержания образования к результатам его освоения должны стать основой для оценки учебных достижений школьников».*

Оценка — процесс диагностики и выставления отметки. Отметка, являясь количественным выражением резуль­тата обучения, играет важнейшую роль не только в учебной деятельности, но и во многих сторонах жизни школьника. Отметка, выставленная ученику, служит своеобраз­ным импульсом, сигналом о том, в каком направлении должна вестись дальнейшая воспитательная работа.

В ряде дидактических исследований утверждается, что отметка взаимодействует с уровнем притязаний конкрет­ного школьника. Уровень притязаний (высокий, средний или низкий) — это та ступень в оценке самого себя, на кото­рую ставит себя личность. Отношение внешней оценки к уровню притязаний психологи определяют как самооцен­ку. Она может быть завышенной, заниженной и адекватной.

Интересно, что около половины старших школьников характеризуются завышенной, 30% — заниженной и лишь 20% — адекватной самооценкой. Самооценкой определяется отношение учащегося к выставляемым отметкам

В соответствии с вышеизложенным, становится оче­видной необходимость высокой степени объективности выставляемых отметок. Однако, в результа­те субъективизма отметки резко снижается ее воспитательное значение. Безусловно, затрудняет объективное оценивание пя­тибалльная система отметок, существующая в современ­ной школе. Введенная еще в 1944 г., она требует опреде­ленного совершенствования: в ней мало положительных отметок (две— положительные, одна — нейтральная, две — отрицательные).

Существуют ре­комендации по «норме оценок», которые содержались в традиционной программе.

Критерии выставления отметок.

Отметку «5» - если: ответ полный, правильный, раскрыто содержание понятий и закономерностей, правильно использована карта; ответ самостоятельный, опирающийся на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.



*«Об оценке качества подготовки выпускников основной школы» Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин «Настольная книга учителя географии», изд. «Астрель», М.,2002г.».

Отметка «4» -ответ, удовлетво­ряющий ранее названным требованиям, но при наличии неточностей в изложении географического материала, которые легко исправляются при помощи дополнитель­ных вопросов учителя.

Отметка «3» -ответ правильный; учащийся обнаруживает понимание материала, но неточно определяет понятия и закономер­ности; материал излагается непоследовательно; имеются ошибки в использовании карт.

И завышение, и занижение отметки одинаково плохо влияют на учащегося.

Наиболее объективным из имеющихся на сегодняшний день средством контроля являются тестовые задания. Особенности оценки каждого вида контроля будут представлены в главе II.

Определение количественных показателей качества подготовки учащихся по теме, выставление оценки нельзя считать завершением контроля. Результаты выполнения работ контроля должны быть подвергнуты содержательному анализу. Важно осознать проблемы, возникшие у учащихся при выполнении работ, установить причины невыполнения большинством учащихся отдельных заданий, соотнести результаты предыдущих работ.


& 4. Методы и приемы контроля знаний учащихся.


Метод обучения – это упорядоченные способы взаимодействия деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.*

Методический прием – это составная часть метода; сфера творчества учителя. Их число необозримо и сочетаются они по- разному на каждом уроке.

Существуют несколько классификаций методов:

I. По источнику получения знаний (Голонт).

а) словесные,

б) наглядные,

в) практические.

II. В зависимости от характера познавательной деятельности (по П.И.Пидкасистому)

а) объяснительно- иллюстративный;

б) репродуктивный;

в) частично- поисковый;

г) исследовательский.





*Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.


III. По дидактическим целям:

а) изложение новых знаний,

б) повторение, закрепление знаний,

в) контроль.

IV. По дидактическим целям и задачам занятий: (по В. А. Онищук.)

а) Коммуникативный метод (цель - усвоение готовых знаний).

б) Познавательный метод (цель - восприятие, осмысление и запо­минание нового материала).

в) Преобразовательный метод (цель - усвоение и творческое приме­нение знаний на практике)

г) Систематизирующий метод (цель - обобщение и систематизация знаний, умений и навыков).

д) Контрольный.(цель - выявление качества усвоения знаний, умений и навыков).

V. На основе целостного подхода: (по Ю. К. Бабанскому)

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной дея­тельности:

а) словесные, наглядные, практические (аспект передачи информа­ции);

б) индуктивные и дедуктивные (аспект логики);

в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

г) самостоятельные работы (аспект управления).

2. Методы стимулирования и мотивации:

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, "упражнения" в выполнении требований, поощрения, порицания);

3. Методы контроля и самоконтроля:

а) устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, мыслительных умений);

б) письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, программированный контроль, письменный самоконтроль);

в) методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

Исследования психологов доказывают, что отсутствие успехов в учебе многих учащихся объясняется применением непродуктивных способов учебной работы, неумением учиться. Это умение возникает в результате применения в учебном процессе различных методов обучения. В условиях многопрофильной гимназии в соответствии с предполагаемой базой знаний возможна вариативность методов и форм обучения. Методы приобретают свою специфику в зависимости от содержания образования, особенностей познавательной деятельности учащихся, от профильности обучения. Определить эффективность использования методов возможно посредством проверки, сравнивая планируемые и реальные результаты учебной деятельности.


Глава II. Дифференцированный подход

к контролю в условиях гимназического обучения.


& 1. Особенности процесса обучения

в многопрофильной гимназии №59.

В многопрофильной гимназии № 59 выделяют классы с различным профильным обучением: гуманитарный («А»), естественнонаучный («Б») и физико-математический («В», «Г»). Распределение учащихся по профилям происходит по окончанию начальной школы с учетом результатов специального тестирования, индивидуальных особенностей учащихся и их познавательных интересов.

Инвариантная часть программ по географии вне зависимости от профильности обучения включает в себя обязательный минимум содержания среднего общего образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации. Сохранены содержание и структура, цели и задачи, дидактические принципы построения, а также требования к развитию основных знаний, умений учащихся.

Расширение теоретических знаний учащихся, а также усиление практической направленности в классах с профильным изучением географии («Б») реализуется за счет вариативной части (путем расширения тем, изучение которых предусмотрено государственным стандартом, введением дополнительных лабораторных и практических работ). Вариативная часть подразумевает введение 1 обязательного часа, индивидуальных, групповых занятий и спецкурсов по выбору учащихся.

Как отмечалось выше, требования конструируются с учетом общих требований к уровню подготовки выпускников основной (средней) школы. Конкретизации результатов обучения носят лишь рекомендательный характер, а не нормативный. Поэтому, в классах с профильным обучением географии, где происходит расширение знаний, требования к результатам обучения несколько расширены.

Таким образом, в зависимости от предполагаемой базы знаний, применяется дифференцированный подход к обучению и, соответственно, к контролю.

Осуществление контроля за учебной деятельностью уча­щихся гимназии происходит различными методами и приемами, с использованием разнооб­разных средств. При этом осуществляются все способы и виды проверки, ее функции, соблюдаются дидактические требования (все­сторонность, систематичность, дифференцированность), учитываются требования к уровню подготовки учеников.

Разрабатываются и применяются приемы обучения, контроля, отвечающие особенностям каждого профиля.




& 2. Дифференцированный подход к контролю с учетом познавательной деятельности.


Для проведения дифференцированного контроля, в первую очередь, был определен познавательный интерес учащихся к географии и другим школьным предметам с помощью анкетирования.


I.Определение познавательного интереса к предмету (по методике И.Зверевой).

Школьникам был предложен список из 10 школьных предметов, которые учащиеся должны расположить с учетом своего отношения к ним.


  1. Математика

  2. Информатика

  3. Физика

  4. Русский язык

  5. Литература


  1. История

  2. Иностранный язык

  3. География

  4. Биология

  5. Химия

Обработав данные, были получены следующие результаты: наиболее устойчивый познавательный интерес наблюдается у учащихся естественнонаучного профиля, затем гуманитарного и физико- математического (табл. 1, диаграмма 1.).

Таблица 1.

Познавательный интерес учащихся в классах

с разным профильным обучением

физико-математический профиль

гуманитарный профиль

естественнонаучный профиль

53%; 56%

62%

89%


Познавательный интерес учащихся в классах Диаграмма 1

с разным профильным обучением




II.С целью опоры на уже сложившиеся интересы к другим учебным предметам учащимся была предложена анкета: «Как Вы относитесь к учебе по различным предметам?»* (таблица 2.)

Укажите наиболее подходящие для Вас варианты ответов в одной из групп, для каждого предмета.

Таблица 2.

Анкета: «Как Вы относитесь к учебе по различным предметам?»


Отношение

Математика

Информатика

Физика

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

География

Биология

Химия

1.

  1. иногда на уроках бывает интересно

  2. нравится учитель

  3. нравится получать хорошие отметки











2.

  1. родители заставляют

  2. учу, потому, что интересно

  3. предмет интересен и полезен для жизни











3.

  1. узнаю много нового

  2. заставляет много думать

  3. с удовольствием работаю на уроке











4.

  1. легко дается

  2. с нетерпением жду урока

  3. стремлюсь узнать больше, чем требует учитель














* Романдина Л.П. «Справочник завуча. Организационно- методические и психолого-педагогические материалы», изд. «Педагогический поиск», М.,2001.

Обработав данные, были получены результаты, по которым были определены уровни познавательного интереса не только по географии, но и по другим школьным предметам, как у каждого учащегося, так и у класса в целом (табл. 3).

Таблица 3.


Уровни познавательного интереса у учащихся

разного профильного обучения


Уровни познавательного интереса

Математика

Информатика

Физика

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

География

Биология

Химия

1.

Проявляет ситуативный интерес

«А»



«Г» «В»







2.

Учит по необходимости

«Г» «Б»

«А» «Б»

«А» «Б» «Г»

«Б»

«В» «Г»

«В» «Г»



«В» «Г»

«В» «Г» «А»

3.

Интересуется предметом

«В»

«Г»

«В»

«А»

«Б»

«А» «Б»

«Г» «Б»

«Г»

«Б» «А»

«Б»

4.

Проявляет повышенный познавательный интерес


«В»



«А»


«А» «В»

«А» «Б» «В»




Используя результаты исследований, контрольные задания разрабатываются с учетом познавательных интересов учащихся в классах с разным профильным обучением; опираясь на уже сложившиеся интересы к другим предметам. В гуманитарных классах при составлении контрольных заданий целесообразно опираться на любовь к литературе и истории, в физико - математическом – к информатике, математике, естественонаучном- биологию, химию.

В качестве примера дифференциации контрольных заданий по познавательным интересам в классах с разным профильным обучением, можно рассмотреть задания по теме «Топливно- энергетический комплекс» (табл.4). Данные задания относятся ко II и III уровням усвоения знаний.






Таблица 4.

Дифференцированные контрольных заданий по познавательным интересам в классах с разным профильным обучением по теме «Топливно- энергетический комплекс».


Классы физико-математического профиля

Классы гуманитарного профиля

Классы естественнонаучного профиля

1. Рассчитайте ежегодную экономию условного топлива, которую обеспечивает Красноярская ГЭС:

А) вспомните мощность Красноярской ГЭС;

Б) учтите, что время ее работы в течение года- 4000часов;

В) учтите, что для производства 1 кВт ч электроэнергии на ТЭС расходуют 350 г условного топлива.

Г) сформулируйте вывод.


2. Рассчитайте, какое количество условного топлива затрачивает гимназия №59.



1. В каких литературных произведениях упоминаются реки России, на которых построены каскады ГЭС.


2. Разработайте и защитите проект «Энергосберегающие технологии Кузбасса».


Целесообразно выполнение двух вариантов заданий.













&3. Определение оптимального сочетания способов проверки в классах с разным профильным обучением.


В процессе обучения используются различные формы и способы проверки. При их сочетании образуются основные виды контроля (табл. 5).


Таблица 5.

Основные виды контроля


Ф орма

Индивидуальная

Фронтальная



Способ


Устно

Индивидуальный

устный опрос

Фронтальный устный опрос


Письменно


Индивидуальная письменная работа

Фронтальная письменная работа


С целью определения оптимального сочетания способов проверки в классах с разным профильным обучением, в параллели 9-х классов было проведено анкетирование.

В результате обработки данных были получены следующие результаты (таблица 6, диаграмма 2):

- учащиеся физико-математического профиля отдали предпочтение письменным способам проверки;

- учащиеся гуманитарного профиля отдали предпочтение устным способам проверки;

- мнения учащихся естественнонаучного профиля разделились практически поровну, с предпочтением устных способов проверки.

Таблица 6.


Предпочитаемый способ проверки

в классах с разным профильным обучением.


Способ проверки

Устно

Письменно

Ваше предпочтение

«А»-65; «Б»-56%

«В»-78%; «Г»- 80%






Диаграмма 2.

Предпочитаемый способ проверки

в классах с разным профильным обучением.


Для подтверждения эффективности применения предпочитаемого способа проверки учащимся разных классов с разным профильным обучением были предложены однотипные задания по теме «Топливная промышленность». В первом случае среди используемых способов контроля доминировал тот способ, который предпочли учащиеся (табл. 7, график 1). Во втором случае доминировал способ контроля, противоположный предпочитаемому (табл. 8, график 1). Для определения результата используется показатель качественной успеваемости.


Качественная = сумма «4» и «5» .х 100%

успеваемость количество присутствующих





Таблица 7.

Качественная успеваемость

при использовании различных способов контроля

в классах с разным профильным обучением.

I.


«А»

«Б»

«В»

«Г»

Предпочитаемый способ контроля

устный способ проверки

устный способ проверки

письменный способ проверки

письменный способ проверки

Доминирующий способ контроля

устный способ проверки

устный способ проверки

письменный способ проверки

письменный способ проверки

Качественная успеваемость, %

78

78

86

80


Таблица 8.

II


«А»

«Б»

«В»

«Г»

Предпочитаемый способ контроля

устный способ проверки

устный способ проверки

письменный способ проверки

письменный способ проверки

Доминирующий способ контроля

письменный способ проверки

письменный способ проверки

устный способ проверки

устный способ проверки

Качественная успеваемость, %

73

69

78

76




График 1.

Качественная успеваемость

при использовании различных способов контроля

в классах с разным профильным обучением.


При проведении контроля в классах с разным профильным обучением важно учитывать выбранный учащимися способ контроля и применять его как доминирующий. Например, по теме «Экономика России» проверить знания возможно как устным, так и письменным способом (дать сравнительную характеристику рыночной и командной экономики).

Кроме того, необходимо учитывать, что каждый из видов проверки диалектичен, т. е. имеет определен­ные преимущества и недостатки.



& 4. Дифференциация проверочных вопросов и заданий

в соответствии с уровнем усвоения учебного материала.

В соответствии с уровнем усвоения учебного материала в классах с разным профильным обучением применяется дифференцированный подход при составлении проверочных вопросов и заданий. Одним из ключевых положений методики преподавания геогра­фии является следующее: «Проверке и оценке подлежат все ком­поненты содержания образования; то есть наряду со знаниями и умениями и опыт творческой деятельности, и опыт эмоциональ­но-ценностного отношения к миру». С точки зрения теории конт­роля это означает, в проверку непременно должны входить воп­росы и задания, соответствующие различным уровням усвоения материала.

Проверка знаний. Знания имеют три уровня усвоения (табл.9).

Восприя­тие, запоминание и возможность воспроизведения учебной инфор­мации свидетельствуют об усвоении знаний на I уровне. Задания этого уровня усвоения в целом соответствуют рассмотренным выше требованиям: «называть», «описывать» и отчасти «объяс­нять».

Понимание учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации, по образцу обеспечивается на II уровне усвоения. Ему соответствуют разнообразные задания на сравнение, а также со­ставление характеристик географических объектов и явлений, с использованием планов.

III уровень — высший уровень усвоения — предполагает при­менение знаний в новой, незнакомой учебной ситуации. Ему соот­ветствуют проблемные и творческие задания.

Таблица 9.

Уровни усвоения знаний.


Уровень

Вид деятельности


Тема

Примеры заданий

Примечание


I


Восприятие, запоминание и возможность воспроизведения информации


«Внутренние воды и водные ресурсы»

- назовите источники питания рек

Задание, проверяющее знания фактического материала

«Внутренние воды и водные ресурсы»

- назовите самую многоводную реку

Задание, проверяющие факты, прямо не связанные с теоретическими знаниями, а приводимые для полноты сведений.

«Внутренние воды и водные ресурсы»

- приведите примеры фактов, доказывающих, что озерные котловины имеют различный генезис.

Задание, направленное на знания фактического материала, подтверждающие закономерности.



«Внутренние воды и водные ресурсы»

- опишите реку Теба, используя Ваш жизненный опыт.

Задание, направленное на проверку представлений.

-дайте определение понятия «пойма»

Задание, направленное на сформированность понятий

-объясните причину летнего половодья на Амуре.

Задание, направленное на проверку усвоения причинно- следственных связей и закономерностей.

II


Применение знаний в знакомой ситуации

«Внутренние воды и водные ресурсы»

- сравните водный режим рек Амура и Оби.


III


Применение знаний в новой, незнакомой ситуации


«Внутренние воды и водные ресурсы»

-почему более полноводные реки находятся в Азиатской части России, в то время как количество осадков больше в Европейской части? Дайте ответ в виде схемокон-спекта.

Задание, направленное на проверку степени сформированности опыта творческой деятельности.


Для определения среднего уровня усвоения знаний в классах с разным профильным обучением по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» учащимся были даны индивидуальные карточки с заданиями разного уровня усвоения знаний, где предлагалось выполнить задания одного уровня (табл.10, диаграмма 3). Заранее были обговорены критерии оценки: правильное выполнение заданий I уровня соответствовало отметки «3», правильное выполнение заданий II уровня соответствовало отметки «4»и правильное выполнение заданий III уровня соответствовало отметки «5».


Таблица 11.

Уровни усвоения знаний в классах

с разным профильным обучением.

Уровень усвоения знаний

I


II


III

% соотношение в классе гуманитарного цикла


11

56

33

% соотношение в классе физико- математического цикла


3

45

52

% соотношение в классе естественнонаучного цикла


6

55

39


Диаграмма 3.

Уровни усвоения знаний в классах

с разным профильным обучением.


Практика показывает, что учащиеся классов с разным профильным обучением обладают разными уровнями усвоения знаний. Выбор учащимися заданий разного уровня, как выяснилось, зависит не только от реального уровня усвоения знаний, но и от уровня самооценки (см. глава I &3) , других индивидуальных особенностей.

Содержание заданий разных уровней усвоения знаний в классах с разным профильным обучением может меняться в зависимости от познавательных интересов учащихся (см глава II & 2).


Проверка умений. Умениясистема усвоенных действий. В усвоении умений выделяют два уровня (табл. 12).

Возможность осуществление действий в знакомой ситуации, по известному алгоритму соответствует I уровню.

Перенос действия в новую ситуацию соответствует II уровню. Достижению этого уровня способствует решение обратных задач.


Таблица 12.


Уровни усвоения умений.


Уровень усвоения умений

I уровень усвоения умений

II уровень усвоения умений

Примеры заданий

- определите сколько часовых поясов расположено на территории России?

- определите сколько времени в Новокузнецке, если в Мурманске 23 ч

- в каком часовом поясе находится город, если в 15 ч по московскому времени здесь 22 ч;


- составьте задачу повышенной трудности по теме Россия на карте часовых поясов в 2-3 действия.


Проверка опыта творческой деятельности. Опыт творческой деятельности- перенос известных способов деятельности в новые условия, вопрос об уровнях до сих пор остается открытым.. Принято считать, что о наличии или отсутствии опыта можно судить по способности учащегося выполнять проблемные и творческие задания. Критерий проблемных заданий- наличие противоречия между имеющимися и вновь приобретенными знаниями (табл.13, диаграмма 4). Критерии творческих заданий не обговорены.




Проверка опыта творческой деятельности. Таблица 13.

Проверка опыта творческой деятельности по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

Проблемное задание

-почему более полноводные реки находятся в Азиатской части России, в то время как количество осадков больше в Европейской части? Дайте ответ в виде схемоконспекта.


Творческое задание

- напишите мини сочинение по теме «Услышьте мой голос, я - река Петрик»

Общее количество справившихся

% успешно выполнивших в классе гуманитарного цикла

7

58

65

% успешно выполнивших в классе физико- математического цикла

45

34

79

% успешно выполнивших в классе естественнонаучного цикла

17

41

58

Диаграмма 4.

Проверка опыта творческой деятельности

в классах с разным профильным обучением


Уровень сформированности опыта творческой деятельности носит свои особенности в классах с разным профильным обучением. Проверка опыта творческой деятельности по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» позволила сделать вывод, что по этой теме уровень сформированности опыта творческой деятельности выше в классах с профильным физико- математическим обучением, этот уровень был достигнут преимущественно путем решения проблемного вопроса. Затем -в классе с гуманитарным профильным обучением, здесь, как и в классе естественнонаучного цикла, уровень достигнут за счет выполнения творческого задания. Это легко объяснить, если вспомнить интересы учащихся к другим школьным предметам (см. глава I &2).

Успешный контроль усвоения всех компонентов содержания образования возможен лишь при условии использования вопросов и заданий и I, и II, и III уровней.


& 5. Вариативность методов и видов контроля в условиях гимназического обучения.


Методы контроля и самоконтроля:

а) устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

б) письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

в) методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

Исследования психологов доказывают, что отсутствие успехов в учебе многих учащихся объясняется применением непродуктивных способов учебной работы, неумением учиться. Это умение возникает в результате применения в учебном процессе различных методов обучения. В условиях многопрофильной гимназии в соответствии с предполагаемой базой знаний возможна вариативность методов и форм обучения. Методы приобретают свою специфику в зависимости от содержания образования, особенностей познавательной деятельности учащихся, от профильности обучения.





Устный контроль и самоконтроль

С целью развития у учащихся монологической речи применяется инди­видуальный устный опрос, при котором учащийся отвечает у карты или у доски материал предыдущего урока. Ученик имеет воз­можность доказательно и логично построить собственный монологический ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой. Учитель, анализируя ответ, может выявить глубину, объем и прочность знаний отвечающего.

К недостаткам следует отнести значительные временные затра­ты. Во время ответа учащегося класс весьма пассивен, в дан­ной ситуации целесообразно организовать деятельность учащихся. Можно ис­пользовать следующие виды заданий:

- составить план ответа товарища;

- заполнить таблицу на закрепление материала;

- дать рецензию ответа, в которой отметить его поло­жительные и отрицательные черты, сделать дополнения. При рецензировании учащемуся необходимо, прослу­шав отвечающего, мысленно соотнести его монолог с собственным предполагаемым ответом, это достаточно сложный вид деятельности. В письменном виде рецензию от­вета могут представить сразу несколько учащихся; в этом случае увеличится число выставленных за урок отметок.

- выполнить работу по карточкам;

Комплексное использование этих приемов позволяет повысить работоспособность учащихся, учиться работать в заданном темпе и способствует большему накоплению текущих оценок.


Комплексное использование приемов контроля

в параллели 8-х классов по теме:

Россия на карте часовых поясов.

1. Дать развернутый монологический ответ: Россия на карте часовых поясов.

2. Дать рецензию ответа.

3. Выполнить работу по карточкам (в ходе монологического ответа человек 5 работают по карточкам). Содержание заданий в карточках меняется, в зависимости от профиля. Так, в классах физико-математического профиля эффективно использовать вычислительные задачи повышенной трудности(смприложение1)


В процессе фронтального устного опроса (вопросно- ответная форма- беседа, полилог) в отличие от индивидуального, работают большинство учащихся. Многие желают ответить и поднимают руки. Никто не расслабляется. За урок школьники успевают ответить по несколько раз, а учитель имеет возможность оценить многих учащихся. Однако задаваемые вопросы, как правило, не требуют глубоких, развернутых ответов, вследствие чего отметки носят поверхностный характер. На пер­вый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усво­ения учебного материала, очень трудно оценить знания конкретных учеников.

В таких ситуациях, особенно эффективен этот прием при изучении новой темы, можно использовать «жетоны». За каждый правильный ответ ученик получает жетон. В конце урока подводятся итоги по таблице (табл. 14):

Таблица 14.

Оценка по «жетонам».

Количество жетонов

3

4-5

6 и более

Отметка

3

4

5


Отметки ниже «4» выставляются по желанию ученика, условия обговариваются заранее. Неоцененные жетоны сдаются и на следующий урок не переносятся. Этот прием является очень хорошим стимулом для активной работы учеников. Но не может применяться каждый урок, так как в выигрышном положении оказываются дети с хорошей реакцией и те, кто легко воспринимает информацию на слух. Наиболее эффективен в средних классах.


Самоконтроль может применяться как прием устного контроля. Ученики, работая в парах или группах, опрашивают друг друга. Самоконтроль вырабатывает умение слушать одноклассника и объективно оценивать его ответ, отстаивая свою точку зрения. Во время самоконтроля даже стеснительные и скованные дети могут быть раскрепощены и активны. Если возникает конфликтная ситуация, необходимо разрешить ее учителю.

Например, самоконтроль эффективно провести на одном из этапов урока контроля и коррекции знаний в профильном классе по теме «Зарубежная Европа» (см. приложение 2).


Письменный контроль и самоконтроль.


При фронтальной письменной работе достигается максималь­ный охват учащихся проверкой. Он обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об уровне усвоения знаний целого класса и каждого конкретного ученика. Каждая работа может быть детально проанализирована в сравнении с другими ответами. Однако, в результате затрат времени на проверку, появляется хронологичес­кий разрыв между собственно работой и подведением ее итогов, что существенно снижает воспитательное значение выставляемых отметок.



Работа по индивидуальным разноуровневым карточкам

В процессе обучения должен контролироваться каждый шаг в продвижении ребенка, учитель должен непрерывно получать информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями. Учет индивидуальных возможностей осуществляется в ходе дифференцированного подхода к учащимся. Учащимся предлагаются индивидуальные карточки, которые содержат задания разного уровня сложности (по характеру познавательной деятельности).

Задания 1-го уровня сложности проверяют знания в «готовом виде», то есть в форме изложения, в которой они даны в тексте учебника.

Задания 2-го уровня требуют от учащихся применения знаний в сходной ситуации.

Задания 3-го уровня предполагают использование знаний в проблемной ситуации.

Используя задания, соответствующие реальным учебным возможностям, учитель вселяет уверенность в свои силы даже в слабого ученика, пробуждая желание учиться. Если слабый учащийся выполнил задание 1-го уровня правильно, у него обязательно возникнет желание выполнить задание следующего уровня сложности. С этой целью на одной индивидуальной карточке написаны задания разного уровня. Заранее обговариваются отметки: за правильное выполнение задание 1-го уровня они получают только отметку «три», правильно выполненное задание 2-го уровня позволяет получить отметку «четыре», правильно выполненное задание 3-го уровня позволяет получить отметку «пять»

Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности (см. приложение 3):


Работа с готовыми заданиями позволяет оценить не только конкретные знания, но и умение анализировать, сравнивать, работать с картой, контуром, таблицей, схемой, рисунком и т.д. В профильных классах используются рабочие тетради с печатной основой по данному курсу. В профильном 8-м, 9-м классе применяются «Рабочая тетрадь по географии. 9 класс» Дронов В.П., изд. «Дрофа», М.,

В 10, 11 –х профильных классах «Рабочая тетрадь по географии. 10 класс», В.П. Максаковский, изд. «Просвещение», М.,

Работа с готовыми заданиями может проходить в начале урока в качестве проверки домашнего задания и в конце урока, в качестве проверки усвоения материала на уроке (см. приложение 4, 5)


Тестовый контроль результатов обучения. В условиях гимназического обучения по географии используются тесты по курсам «География России», «Экономическая и социальная география мира», и полностью соответствуют программе и обязательному минимуму требований к подготовке учащихся.

Для текущего и для итогового контроля применяются «Тесты по географии. 8-9 класс» Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А., изд. «Дрофа», М.,. и «Тесты по географии.10 класс» Лиознер В.Л., изд. «Дрофа», М.,

Тестовую работу нецелесообразно проводить фронтально, диктуя, поэтому создан раздаточный дидактический тестовый материал, с которым каждый учащийся работает индивидуально (см. приложение 6.)

Весь материал комплексного теста разбит на от­дельные блоки, соответствующие определенному критерию, и имеет свой оценочный балл. Это позво­ляет учителю и учащимся выбирать задания в зави­симости от уровня подготовки, целей и задач тес­тирования (табл. 15). Сумма баллов определяет итого­вую отметку учащегося за тест.

Таблица 15.

Критерии оценки комплексного теста.


Крите­рии


Что проверяется


Требования к подготовке учащихся


А

(10 бал­лов)


Знание терми­нологии, основ­ных географи­ческих закономерностей


Выявлять географические закономерности на основе применения понятий



В (10 бал­лов)


Умение исполь­зовать знания закономернос­тей на практи­ке



Оценивать и прогнозировать изменение характеристик природ­ных и социально-экономических объектов.

Объяснять: роль географических знаний в решении экологических и соци­ально-экономических проблем; разнообразие природных комп­лексов на территории страны; особенности природы, населе­ния, хозяйства отдельных ре­гионов страны.

Определять (измерять):

географическое положение объектов; разницу во времени на террито­рии страны; параметры природных и соци­ально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации


С (10 бал­лов)


Знание геогра­фической но­менклатуры, умение анали­зировать карту.


Называть (показывать):

важнейшие природные и хозяйственные объекты на территории страны; ' основные виды природных ресурсов страны; народы, языки и религии страны


Тесты второго вида оцениваются по критерию С.

При выполнении тестов всех видов знания уча­щихся оцениваются по 30-балльной шкале, напри­мер: 30—25 баллов— «5»; 24—20 баллов — 19—14 баллов — «3»; ниже 14 баллов — «2».

В зависимости от уровня подготовки учащихся для классов с разным профильным обучением возможно скорректировать балльную шкалу в каждом конкретном классе. Это обеспечивает диффе­ренцированный подход к оцениванию.

Комплексная, дифференцированная оценка уча­щихся складывается после выполнения тестовых за­даний всех уровней в течение года. По каждому из критериев можно определить баллы, необхо­димые для получения итоговой отметки (табл. 16).

Таблица 16.

Оценочный лист ученика


Тема

А

В

С

  1. Географическое положение России.




  1. Природные ресурсы России.




  1. Население России.




  1. Топливно- энергетический комплекс.




  1. Комплекс конструкционных материалов.




Итог





По результатам комплексного тестирования даются рекомендации учащимся о необхо­димости усиления внимания к отработке заданий по отдельным критериям. Итоговая оценка достижений учащихся может быть проведена не только на отме­точном или балльном уровне, но и в виде характерис­тики (табл. 17).

Таблица 17.

Уровни оценки учащихся по основным критериям.

Критерии

Уровень I

(14-19 баллов)

Уровень II

(20-24 балла)

Уровень III

(25-30баллов)

А

(знание и понимание материала)


Знания не но­сят система­тического ха­рактера, уче­ник допуска­ет грубые ошибки при определении понятий, не использует географическую карту


Ученик знает основные по­нятия и гео­графическую карту, но не может сво­бодно ими оперировать

Ученик дает корректные определения понятиям, раскрывает их признаки, показывает действие об­щих географических законов

В

(умение анализи­ровать материал)

Ученик сравнивает поня­тия с помощью учителя, до­пускает ошиб­ки при опре­делении при­чин

Ученик с по мощью учите­ля устанавли­вает причины различных явлений, пы­тается делать выводы и де­лает их с по­мощью учителя

Ученик само­стоятельно сравнивает понятия, ус­танавливает причины раз­личных явле­ний, исполь­зует для отве­тов на вопро­сы географи­ческую карту

С

(умение использо­вать ин­формаци­онное про­странство карты)

Ученик пытается использовать карту для решения практических задач

Ученик использует карту для решения практических задач

Ученик свободно владеет географической картой



Время на выполнение теста обговаривается заранее. Для итогового контроля предлагается выполнить все задания, для текущего контроля могут быть использованы отдельные фрагменты.

В классах с профильным обучением кроме текущих и итоговых тестов географии применяются тесты повышенной сложности.

Тестовые методики возникли за рубежом. В середине 90-х годов популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения в нашей стране резко возросла ( -увеличение внимания к результатам обучения как основному показателю его качества в связи с идеями стандартизации образования; - внедрение компьютерной техники; -объективность оценки), тестовые задания стали одной из основных форм проверки знаний.

Педагогический тест- множество заданий специфической формы, позволяющих объективно измерять уровень подготовленности испытуемого по определенной области знаний. Таким образом, тесты должны составлять специалисты по ТМПТ.*

В практике также используются тестовые задания, составленные учителем. Например, используются такие тестовые задания в классе с профильным обучением по окончанию изучения темы «Электроэнергетика» позволяет определить результативность урока (см. приложение 5).

Одним из достоинств тесовых заданий является высокая объективность выставляемых отметок. В ходе проверки тестовых заданий, придерживаюсь рекомендуемой норме отметке (табл. 18).

Таблица 18.

Рекомендуемая норма отметки.


Число верных ответов

Отметка

20-17

5

16-13

4

12-9

3

8 и менее

2


Тестовые задания ориентированы на разный уровень усвоения учебного материала (например, знать, уметь определять, применять в нетрадиционных условиях и т.д.). Посредством тестовых заданий контролируется большинство компонентов школьного географического образования. Однако, тесты имеют и свои недостатки, одним из них является то, что не учитываются индивидуальные особенности учащихся, не развиваются устная и письменная речь, творческая деятельность, отсутствие возможности проследить логику ответа и т.д..

Существует показатель статистическая трудность, который определяется долей испытуемых, успешно справившихся с выполнением данного задания. Трудность 70 % означает, что с данным заданием справились 70% школьников.

Обработав результаты итоговых тестов по нескольким темам «Климат и климатические ресурсы», «Внутренние воды и водные ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы» в классах с разным профильным обучением были получены следующие результаты ( табл. 19, диаграмма 5.):




* «Теория моделирования и параметризации педагогических тестов».



Анализ результатов обученности по темам

«Климат и климатические ресурсы»,

«Внутренние воды и водные ресурсы»,

«Почвы и почвенные ресурсы»

в классах с разным профильным обучением.

Таблица 19.

Класс

«А»

«Б»

«В»

«Г»

Статистическая трудность, %

68

72

80

78

По этим же темам были прослежены результаты монологических ответов:

Класс

«А»

«Б»

«В»

«Г»

Качество обученности, %

95

87

76

75


Анализ результатов обученности по темам

«Климат и климатические ресурсы»,

«Внутренние воды и водные ресурсы»,

«Почвы и почвенные ресурсы»

в классах с разным профильным обучением.

Диаграмма 5.

Таким образом, в классах с гуманитарным и естественнонаучным профильным обучением качественная успеваемость, если оценивать по монологическим ответам гораздо выше статистической трудности тестового задания. В то время, как в классах с физико- математическим профильным обучением можно пронаблюдать противоположный результат.

Анализируя результаты можно сделать вывод, что тест, как и любой другой метод контроля не является идеально подходящим для каждого учащегося. Статистическая трудность определяется не только внутренними свойствами самого задания. Но и индивидуальными особенностями учащихся классов разного профильного обучения.

При тестовом контроле широко применяется самоконтроль и взаимоконтроль, это позволяет учащимся не только учиться объективно оценивать себя и своего товарища, но и анализировать свои ошибки.


Проверка знания терминов- это обязательный компонент проверки знаний учащихся, может проводится различными способами:

- термины записаны на доске или на карточке, учащиеся дают им определение.

- учитель проговаривает определение, а дети определяют, к какому термину оно соответствует (этот прием значительно экономит учебное время);

- учащимся предлагается самим вспомнить новые термины прошлой темы и дать им определение.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся разных профилей (в том числе время выполнения заданий), уровень их подготовки при проверке целесообразно предложить следующие задания (табл.20):

Таблица 20.

Способы проверки терминов

в классах с разным профильным обучением.


физико-математический профиль

гуманитарный профиль

естественнонаучный профиль

Дать определение терминам (на доске):

  1. Топливно-энергетический комплекс;

  2. Топливно-энергетический баланс;

  3. Единая энергетическая система России.

Написать, какому термину соответствует каждое определение:

  1. совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах.

  2. соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии и их использование в хозяйстве.

  3. группа электростанций различных типов, объединенных ЛЭП и управляемых из одного центра.

Вспомните новые термины по теме Топливно-энергетический комплекс и дайте им определения.

При оглашении критериев оценки возможен самоконтроль или взаимоконтроль. Учащийся сравнивает написанное им или товарищем определение термина с общепринятым, что способствует лучшему запоминанию.

Индивидуальные письменные работы, как правило, задаются на дом. При их подготовке учащийся имеет возможность использо­вать самые разнообразные источники информации: от учебников и справочников до Интернета. Информационная ценность подоб­ных работ оказывается достаточно высокой. Однако, следует учить не просто переписывать, а реферировать материал. Выставлять отличную оценку не только за красиво, аккуратно оформленный доклад, а за образовательную ценность работы и ее защиту.

Курсы «География России», «Экономическая и социальная география мира» включают региональную часть, при изучении которой целесообразна защита рефератов. При подборе тем рефератов также немало важно учитывать познавательные интересы учащихся разных профилей.

В курсе «География России»: «Древние города Русской равнины», «Русская равнина- источник вдохновения в творчестве», «Своеобразие природы горы Эльбрус», «Социальные проблемы столицы», «История Кузнецких комбинатов» и т.д.

В курсе «Экономическая и социальная география мира»: «Поиск новой модели развития Восточной Европы», «Культура Китая», «Японская модель развития экономики», «США- плавильный котел наций и рас» и т.д.

Как и при монологическом ответе, при защите реферата важно организовать деятельность остальных учащихся:

-составить краткий конспект;

- дать рецензию ответа;

- перед защитой реферата поставить проблемный вопрос, разрешение которого возможно после внимательного прослушивания и т.д.

Учащиеся, особенно гуманитарного цикла, с удовольствием пишут рефераты и их защищают.


В качестве творческих заданий можно предложить учащимся написать географические сочинения (см. глава II & 4). Написание такого сочинения, при условии правильного изложения учебного материала, соответствует III уровню усвоения знаний. С особым интересом, вне зависимости от профильности обучения, учащиеся писали географические сочинения по темам: «Услышьте мой голос, я - река Петрик», «На верхнем «этаже» государственного аппарата», «Мой дедушка- депортированный», «Я предлагаю свою программу реформ в России» и т.д.


Самоконтроль с помощью мультимедиа. В 8-м классе в процессе обучения применялся (преимущественно в профильном классе) мультимедиа учебник по географии авторов Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Мультимедиа учебник предназначен не только для написания рефератов, но и для изучения, проверки знаний по курсу (практические работы, тесты).

В ходе выполнения тренировочного теста, практической работы учащиеся имеют возможность не только проверить свои знания, но провести рефлексию. Однако, загруженность классов информатики, отсутствие компьютеров у многих учащихся не позволяют более широко применять такой вид самоконтроля.

В учебном плане, конечно же, нет такой дисциплины как геоинформатика, и вряд ли появится.

Необходимость использования всех полезных новшеств, который предлагает технический прогресс, а именно мультимедиа продиктовано самой жизнью. Учащиеся гимназии с удовольствием изучают информатику, приобретая основные навыки работы с компьютером, кроме того, около половины учащихся имеют компьютеры дома. В географии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий (схема 1).


Основные направления использования мультимедиа в географии.


Схема 1.


Мультимедиа



Демон-страция матери-алов


Показ

процессов


Геоинфор-

мационное

обучение


Проверка

знаний и

коррекция


Самостоя-тельная работа



Контрольный срез - это довольно новый метод проверки знаний. В условиях гимназического обучения проводятся: входной, текущий, итоговый контрольный срез (см. приложение 7.). Сроки проведения контрольных срезов обговариваются на МО учителей естественнонаучного цикла.

Входной контрольный срез- используется в качестве контроля остаточных знаний за предыдущий год. Обычно проводится в I четверти.

Текущий контрольный срез- используется в качестве периодического контроля, позволяет увидеть знания и умения по теме или разделу. Проводится в середине учебного года.

Итоговый контрольный срез –позволяет увидеть знания и умения за весь пройденный курс. Проводится в конце учебного года.

Большую важность представляет содержание контрольного среза. При подборе материала нужно учитывать обязательный компонент - это задание, которые встречаются в каждом контрольном срезе. К обязательному компоненту можно отнести тест и задание по работе с терминами.

К дополнительному компоненту относятся любые задания, которые показывают не только знания, но и умения ребёнка. Это может быть заполнение таблицы, составление схемы, сравнение двух объектов или процессов, задания требующие рассуждения, анализа, доказательства. и так далее.

Для того, чтобы ребёнок мог показать разносторонние знания и умения задания должны быть разнообразны. Обычно в контрольный срез входят пять заданий, соответствующие различным уровням усвоения материала(см.глава II & 4)

Например, рассматривая задания входного среза по географии в 8 классе (см приложение 7.), можно проследить усложнение заданий по уровням усвоения.

1-ое и 2-ое задания соответствуют первому уровню усвоения (тест и задание по работе с терминами);

3-е и 4-ое задания соответствуют второму уровню усвоения

5-ое задание - третьему уровню усвоения.

Задания по сложности должны соответствовать единым требованиям ЗУНов по географии, или лишь в классах с углубленным изучением географии можно добавлять одно задание повышенной сложности.

Критерии оценки оговариваются заранее и они едины для аналогичных заданий в контрольных срезах для разных параллелей. Каждое задание оценивается отдельно. Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое. Если отметка спорная, то решающую роль играет отметка за задания 2-го и 3-го уровня сложности. Тест, входящий в контрольный срез оценивается также как и любой другой дидактический тест. Критерии оценки терминов довольно жесткие, так как за два правильно написанных термина учащийся может получить всего лишь отметку «два» (табл.21.).

Таблица 21.

Критерии оценки терминов.


Количество терминов

1

2

3

4

5

Отметка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»


Для всех остальных заданий тоже вырабатываются критерии отметки, для каждого свои определенные.

Анализ результатов контрольных срезов.

По результатам контрольного среза для каждого класса проводится анализ, где указываются не только результаты, но и типичные ошибки, причины низких показателей и выводы для работы в коррекции знаний учащихся. (см. приложение 13). Проводится коррекция знаний.

Результаты контрольного среза выставляются в сводную таблицу, где учитываются не только итоговые отметки, а также подсчитывается качественная успеваемость класса по результатам среза, то есть проводится мониторинг (см приложение 8, табл. 22, диаграмма 6).



Таблица 22.

Анализ результатов контрольных срезов

за 2002-2003 уч. год в параллели 8-х классов

Класс

Контрольные срезы

Дата

Выполняли

Справились

5

4

3

2

% кол-ва

% кач-ва

8 А

Входной

28.09

25

24

2

13

10

1

96

56


Текущий

25.01

23

22

8

10

4

1

96

78


Итоговый

8.05.

20

20

11

7

2

-

100

90

8 Б

Входной

28.09

25

24

3

16

5

1

96

76


Текущий

25.01

21

21

10

8

3

-

100

86


Итоговый

8.05.

26

24

8

9

7

2

92

35

8 В

Входной

28.09.

25

26

2

16

6

1

96

72


Текущий

28.01

23

23

5

12

6

-

100

74


Итоговый

6.05.

26

25

9

10

6

1

96

73

8 Г

Входной

28.09.

25

23

2

12

5

2

92

67


Текущий

28.01.

21

19

6

10

4

2

92

76


Итоговый

6.05.

24

23

5

14

3

1

96

76

Диаграмма 6.


Анализ результатов контрольных срезов

за 2002-2003 уч. год в параллели 8-х классов.


Анализируя сводную таблицу можно сравнивать уровень знаний классов разного профильного обучения, выявить класс с самой низкой успеваемостью и с самой высокой. Сопоставляя сводные таблицы прошлых срезов, можно увидеть снижение или повышение успеваемости класса.


Практический контроль и самоконтроль.


В состав практических методов входят наблюдение объектов и явлений в природе, на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. Практические методы играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности.


Работа с картой. «Карта есть альфа и омега (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исходит и к карте приходит…» (Н.Н.Баранский). именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения взаимосвязей между явлениями или объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования. Работа с картами должна пробудить активную к практическую заинтересованность в изучении природы, населения, хозяйства. Методика формирования умений работать с картой разработана на высоком уровне.

Деятельность работы с картой разнообразна:

- изучение типов и видов карт;

- освоение языка карты;

- умение работать с картами (чтение, сопоставление, анализ, владение навыками извлечения информации из карт).

Сформированность элементарных умений работать с картой возможно проконтролировать при проверки географической номенклатуры. Существует множество вариантов проверки номенклатуры, например, географический диктант, работа на контурной карте. (см приложение 9,5)

Контролируя умения работать с контурной картой, целесообразно применять индивидуальные карточки.


В профильном классе сформированность умений работать с картой возможно проконтролировать при выполнении заданий в тетради на печатной основе (см приложение 4).

Прием наложения или сопоставления и анализ карт является наиболее сложным видом деятельности. Например, задание по теме: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

- Используя прием наложения карт (физическая карта и тектоническая карта), определите соответствие форм рельефа тектоническим структурам.

Учащиеся 8-х классов, вне зависимости от профильности самостоятельно составляли тематические карты Кемеровской области по различным источникам ( общим картам, статистическим материалам, дополнительной литературе, материалам периодической печати).Время на дополнительных занятиях в классе с профильным обучением географии позволило уделить большее внимание этой работе.

Прием моделирования карт целесообразно применить, например, при изучении особенностей климата России, ее регионов. Учащиеся под руководством учителя создают новую для них карту, на которой отражена зависимость климата, например Западной Сибири. От климатообразующих факторов. На основе созданной ими на контурной карте модели учащиеся могут объяснить особенности климата, раскрыть причинно-следственную связь между элементами, характеризующими климат.

Несмотря на постоянное обращение к карте, работу с картой, некоторые учащиеся, вне зависимости от профильности обучения, остаются картографически малограмотными.


Работа со схемами, работа со статистическими показателями, построение диаграмм (см. приложение10).


С целью контроля за тем, как учащиеся овладели необходимыми умениями, проводят итоговые практические работы, задания которых рассчитаны на перенос действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами (см. приложение 11).

Применение практических методов только тогда эффективно, когда школьники владеют приемами учебной работы, которые лежат в основе специфических географических умений и навыков.

Применение практических методов часто требует затрат времени, поэтому наиболее широко применяется в классе с профильным обучением географии.


Экзамен – наиболее активная проверка знаний учащихся. В условиях гимназии проведение экзаменов учитывает профильность обучения: учащиеся 7,8,10 классов сдают переводные экзамены по профильным предметам; выпускники 9 и 11 классов сдают выпускные экзамены обязательные и по выбору. Количество экзаменов определяется Методическим Советом учителей гимназии.


Контроль во внекласной работе – используется во время предметных недель (брейн-ринг, КВН и другие формы внеклассной работы), олимпиад, научно-практических конференций. Таким методом легко проверить глубину и широту знаний, умения использовать знания и умения в нестандартной ситуации, познавательный интерес, эрудицию и многое другое.





Коррекция знаний.


Контроль, это своего рода педагогическая диагностика. Выполнив работу, учащийся должен уметь провести самоанализ и самооценку своей деятельности; осуществить взаимоконтроль и оценку деятельности других; осуществить на основе самоконтроля регулирование своей деятельности, то есть провести диагностику.

Исходя из результатов контроля, проводится анализ работ, коррекция знаний, рефлексия. Задания, которые учащиеся затруднялись выполнить, прорабатываются на следующих уроках в качестве закрепления, разминки, географических диктантов и т.д. В классах с профильным изучением географии возможно проведение «Работы над ошибками»: например, выполнив тест, произведя взаимоконтроль или самоконтроль, учащиеся рассматривают или записывают верные ответы на те вопросы, на которые не смогли ответить верно.

Определить эффективность использования методов возможно посредством проверки, сравнивая планируемые и реальные результаты учебной деятельности. Педагогический анализ является также методом контроля, который осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности. Главными принципами педагогического анализа являются: целенаправленность, объективность, систематичность, массовость, результативность. Роль учителя на этом этапе заключается в следующем: изучать, исследовать, организовывать, направлять, вносить коррективы, регулировать, оценивать и т.п. педагогический анализ строится на основе:

  1. оценки работ учащихся;

  2. выявления причин отклонений в качестве результатов;

  3. установления причин отклонений

  4. выводы и рекомендации, сопровождающиеся быстрой реакцией.

  5. перспективность.

По результатам итоговых проверочных работ за учебной деятельностью учащихся классов разных профилей проводится мониторинг (см. приложение 8, 12). Подсчитывается качество обученности (данные заносятся в сводную таблицу), что позволяет отследить степень овладения знаниями, умениями, навыками, установить исходный уровень для дальнейшего процесса приобретения знаний. На этой основе учитель может установить так же, насколько эффективно использование им определенных форм, методов, средств обучения и в соответствии с этим корректировать учебные цели, свою работу с конкретными учениками и классом в целом. Так, например, низкий показатель результатов качества обученности по сравнению с предыдущей работой дает повод задуматься и искать причины не только в ребенке, но и в несовершенстве методов обучения, контроля знаний. Результаты итоговых работ анализируются на заседании учителей МО естественнонаучного цикла. На основе анализа проверочных работ намечаются цели, пути и средства их достижения.


& 6. Место этапа проверки в структуре урока.

Важным вопросом является место проверки и оценки результатов в структуре комбинированного традиционного урока. Комбинированный урок включает следующие этапы:

- организация начала урока;

- проверка домашнего задания, постановка цели урока;

- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материа­ла,

- изучение нового материала, в том числе и объяснение;

- закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;

-обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

- подведение итогов и результатов урока; - задание на дом;

Однако, рассмотренная структура урока, несмотря на логичность, входит в серьезные противоречия с некоторыми психическими особенностями школьников. Их способность к восприятию и запоминанию материала не остается постоянной в течение урока. Распределение работоспособности школьников в процессе урока показано на рисунке 2. Рисунок 2.

Распределение работоспособности школьников в процессе урока

Анализируя график, становится, очевидно, что в начале урока работоспособность быстро нарастает, достигая своего пика к 10-й минуте. Затем, на протяжении 10-15 минут она сохраняется на довольно высоком уровне. В начале второй половины урока ра­ботоспособность плавно снижается. Таким образом, при традиционной структуре комби­нированного урока пик работоспособности учащихся приходится не на главный этап урока — изучение нового материала, а на опрос, что вряд ли целесообразно.

Пути выхода из создавшегося положения видятся в спе­циально организованных уроках, связанных исключитель­но с проверкой и контролем. Наиболее целесообразно проводить такие уроки в профильных классах, где, за счет вариативной части, происходит увеличение часов. После трех-четырех уроков изучения нового ма­териала (без опроса) следует специальный урок, главная ди­дактическая цель которого — проверка и контроль учебных результатов, а также выставление отметок.

Заключение


В многопрофильной гимназии № 59 в зависимости от предполагаемой базы знаний, применяется дифференцированный подход к обучению и, в частности, к контролю знаний. В соответствии с предполагаемой базой знаний возможна вариативность методов и форм обучения. Методы приобретают свою специфику в зависимости от содержания образования, индивидуальных особенностей, уровня обученности, особенностей познавательной деятельности учащихся, от профильности обучения.

Анализируя, сравнивая планируемые и реальные результаты учебной деятельности, результаты анкетирования в классах с разным профильным обучением, разрабатываются и применяются приемы, системы контроля, отвечающие особенностям каждого профиля.

В классах с гуманитарным профильным обучением наблюдается довольно устойчивый познавательный интерес к географии (62%). При составлении контрольных заданий целесообразно опираться на уже сложившиеся интересы, на любовь к литературе и истории.

Важно учитывать, что 65% учащихся отдали предпочтение устным способам проверки, поэтому в системе способов проверки и контроля эффективно использовать этот способ как доминирующий, это способствует не только развитию монологической речи, но и повышению % качества. С целью проверки усвоения знаний целесообразно применять задания разного уровня. Учащиеся классов с гуманитарным профильным обучением знаний успешно выполняют задания II уровня усвоения знаний (56%). Проверка умений одинокого успешно осуществляется как на первом, так и на втором уровне. Проверяя сформированность опыта творческой деятельности, наиболее эффективно использование творческих заданий (справляются около 58%), с большим интересом учащиеся, творчески перевоплощаясь, пишут географические сочинения. Это легко объяснить, если вспомнить интересы учащихся к другим школьным предметам (см. глава I &2). Применение метода устного контроля и самоконтроля способствует развитию речи, развивает коммуникативные навыки, что особенно важно для учащихся с гуманитарным профильным обучением. В ходе самоконтроля учащиеся объективно оценивают свои знания и знания товарища, умеют слушать и задавать проблемные вопросы.

Предлагая учащимся классов с гуманитарным профильным обучением задания разного уровня сложности, соответствующие реальным учебным возможностям, учитель вселяет уверенность в свои силы даже в слабого ученика , это особенно важно, потому, что большинство учащихся этого класса обладают заниженной самооценкой.. Если слабый учащийся выполнил задание 1-го уровня правильно, у него обязательно возникнет желание выполнить задание следующего уровня сложности.

Выполнение комплексных тестов позволяет не только объективно оценить знания и умения, но и сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, что особенно важно при современной организации ЕГЭ.

С особой ответственностью учащиеся класса с гуманитарным профильным обучением подходят к подготовке индивидуальных письменных работ, используя самые разнообразные источники информации, красиво и аккуратно оформляя доклад. При определении тем докладов важно учитывать, как говорилось выше, любовь к гуманитарным наукам.

При выполнении контрольного среза (входной, текущий, итоговый), который содержит заданий, соответствующие различным уровням усвоения материала (см. глава II &. 4), учащиеся могут показать разносторонние знания и умения. Наиболее успешно учащиеся этого класса выполняют задание с терминами.

Целесообразно большее внимание уделять практическим методам, а именно работе с картой. Несмотря на систематическую работу с картой, многие учащиеся с гуманитарным профильным обучением, остаются картографически неграмотными.

Учащиеся с большим удовольствием участвуют во внеклассной работе (научно- практической конференции). Таким методом легко проверить глубину и широту знаний, умения использовать знания и умения в нестандартной ситуации, познавательный интерес, эрудицию и многое другое.


Для учащихся естественнонаучного цикла география является профильным предметом. Поэтому здесь возможна значительная вариативность применяемых методов контроля.

В системе контроля в качестве доминирующего способа следует использовать устный способ проверки знаний: во- первых, 56% учащихся предпочли именно этот способ; во- вторых, учащимся этого класса необходимость развивать монологическую речь, коммуникативные свойства личности.

Применение самоконтроля приобретает особое значение в классе с профильным обучением географии, т.к. вырабатывает умение слушать одноклассника и объективно оценивать его ответ, отстаивая свою точку зрения.

В процессе обучения должен контролироваться каждый шаг в продвижении ребенка, учитель должен непрерывно получать информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями. С этой целью в ходе контроля целесообразно применение индивидуальных карточек, которые содержат задания разного уровня сложности (по характеру познавательной деятельности). Можно отметить, что большинство учащихся этого класса стремятся подняться на уровень выше.

Особое место в классах с профильным обучением следует отвести методам практического контроля и самоконтроля. Практические методы играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности.

Самоконтроль с помощью мультимедиа позволяет не только оценить свои знания, но и повысить познавательный интерес.

Выполнение комплексных тестов особенно важно (учитывая будущий профессиональный выбор), позволяет сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, что особенно важно при современной организации ЕГЭ.

Экзамен в классе естественнонаучного профиля является обязательным итоговым контролем. По результатам экзамена объективно оцениваются результаты обучения.

Инвариантная часть программы в классах с профильным обучением географии позволяет проводить контроль во внекласной работе (во время предметных недель, олимпиад, научно-практических конференций). Таким методом легко проверить глубину и широту знаний, умения использовать знания и умения в нестандартной ситуации, познавательный интерес, эрудицию и многое другое.

Особое значение в профильных классах приобретает коррекция знаний, важно помнить, что большинство учащихся классов с профильным изучением географии планируют дальнейшее профессиональное образование, связанное с географией.

Поэтому, помимо анализа работ, в классах с профильным изучением географии важно проведение «Работы над ошибками»: например, выполнив тест, произведя взаимоконтроль или самоконтроль, учащиеся рассматривают или записывают верные ответы на те вопросы, на которые не смогли ответить верно.


Работая над созданием системы контроля в классах физико- математического профильного обучения, целесообразно опираться на сложившийся интерес к информатике, истории, математике. Важно учитывать, что предпочтение они отдали письменным способам контроля (79%). Однако, не стоит злоупотреблять доминированием этого способа, так как было отмечено: частое применение письменного способа проверки, предпочитаемого учащимися, в классах физико-математического профиля снизило качество монологических ответов.

Учащиеся довольно успешно выполняют задания III уровня усвоения знаний (52%), II уровня (45%). Проверка умений одинокого успешно осуществляется как на первом, так и на втором уровне. Проверяя сформированность опыта творческой деятельности наиболее эффективно использование проблемных заданий (справляются около 45%). Среди практических методов наибольший интерес для учащихся представляют работа со статистическими показателями, построение графиков, диаграмм, возможно, это объясняется сложившимися интересами к математике.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся классов с профильным физико- математическим обучением, целесообразно проводить самоконтроль, в ходе которого учащиеся учатся слушать и объективно оценивать ответ товарища.


В организации учебного процесса важно не только грамотно и понятно изложить материал, но и грамотно осуществить контроль. Контроль должен осуществляться системно, должны осуществляться все виды проверки (предвари­тельная, текущая, итоговая), ее функции (контролирующая, воспиты­вающая, обучающая, развивающая и актуализирующая имеющиеся знания, умения, навыки), при помощи различных методов и приемов, с использованием разнооб­разных средств. Должны соблюдаться дидактические требования (все­сторонность, систематичность, дифференцированность). Успешный контроль усвоения всех компонентов содержания образования возможен лишь при условии использования вопросов и заданий и I, и II, и III уровней. Проверочные задания должны соответствовать разным уровням усвоения знаний, умений, опыта творческой деятельности, что способствует развитию школьника. Свои результаты приносит опора на уже сложившиеся интересы к другим учебным предметам.

Кроме того, контроль, это своего рода педагогическая диагностика. Проверка носит не только контроль­ную, но и одновременно обучающую и развивающую функции. Во время ответа школьник учится логически мыслить, развиваются его воображение, внимание, другие психические познавательные процессы.

Итак, в ходе работы были рассмотрены основные методы, виды проверки и кон­троля, проанализированы их преимущества и недостатки. Конт­роль, как правило, связан с оцениванием и выставлением отме­ток. Общим недостатком всех рассмотренных выше видов провер­ки является невысокая степень объективности выставляемых оценок. Наиболее объективная оценка производится при выполнении тестов.

При оценке деятельности учащихся важно помнить, что отметка играет важную роль не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни школьников, поэтому очевидна необходимость высокой степени объективности выставляемых отметок. Оцениваться должны различные виды деятельности школьников. Результаты удобно заносить в следующую таблицу (табл.23, см. приложение 8). Подобная таблица помогает более обоснованно выставлять ито­говые четвертные отметки.

Результаты итогового контроля обсуждаются на МО.












Таблица 23.

Фамилия, имя, класс


Проверка Д/з


Закрепление нового материала




Самосто-ятельность, оригиналь-

ность выполненного задания, ответа




Общая отметка

Гео.диктант

(самопроверка)

Проверка номен—

латуры

(взаимоконтроль)

Монологический ответ/ рецензия

Работа в тетради на печатной основе (самоконтроль)

Работа на контурной карте

(взаимоконтроль)

Итоговый тест

(взаимоконтроль)











Выполнив работу, учащийся должен уметь провести самоанализ и самооценку своей деятельности; осуществить взаимоконтроль и оценку деятельности других; осуществить на основе самоконтроля регулирование своей деятельности, то есть провести диагностику.

Таким образом, успешному осуществлению контроля в классах с различным профильным обучением более усилению эффективности контроля способствуют:

- постепенное усложнение заданий с соблюдением их доступности;

- дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учетом индивидуальных способностей и подготовленности школьников;

- эмоциональная привлекательность заданий и упражнений;

- включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих аналитико –синтетическую и мыслительную деятельность;

- направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих творческой переработки информации;

- закрепление способов деятельности;

- обеспечение самоконтроля и самооценки работы;

- подведение итогов, анализ, коррекция.

Таким образом, каждый из видов проверки диалектичен, т. е. имеет определен­ные преимущества и недостатки; сочетание методов, способов контроля в учебном процессе наиболее эффективно в том случае, если применять разнообразные методы, способы проверки и контроля которые, сочетаясь, образуют систему.

Дифференцированный подход к контролю, учет индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития, применение различных методов и видов контроля способствует развитию всей совокупности качеств личности.


Библиографический список


  1. Баринова И.И. Ром В.Я. География России. Методическое пособие. – М.,2000.

  2. Баринова И.И. Современный урок географии. – М., 2002.

  3. Берлянт А.М. Картографические презентации как учебные пособия./ / География в школе. 2003 №6.

  4. Гребенкина Л.К., Н.С. Анциперова. Технология управленческой деятельности. –М., 2000.

  5. Дронов В.П. География России. Методическое пособие. – М., 1993.

  6. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – М., 2002.

  7. Зверева В.И. Самоаттестация школы. – М., 2000.

  8. Кошевой В.А., Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 класс. –М.,2002.

  9. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. –Новокузнецк, 2001.

  10. Лиознер В.Л. Тесты. География 10 класс. – М., 2002.

  11. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. Сост. Петрова Н.Н.,- М., 2000.

  12. Оценка качества подготовки выпускников средней школы. Сост. Петрова Н.Н.,- М., 2000.

  13. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. –М., 2002.

  14. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М., 2001.

  15. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост. Сиротин В.И. –М., 2002.

  16. Пятунин В.Б. Проверка и оценка результатов обучения географии. - М., 2003.

  17. Романдина Л.П. Справочник завуча. Информационно- методические и психолого- педагогические материалы. –М.,2001.

  18. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. – М.,2005.

  19. Фролова Н.С. Практические задания по экономической и социальной географии России. – Новокузнецк, 2000.

  20. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии.// География в школе. 2003 № 8.




Полный текст материала Контроль знаний обучающихся по географии в условиях мягкой профилизации и профильного обучения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гербер Марина Валерьевна  дашень
14.12.2012 0 4601 558

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК