Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой "География. Землеведение. 6 класс".
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Н О В О А Н Н И Н С К А Я С Р Е Д Н Я Я О Б Щ Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я Ш К О Л А №4
Рассмотрено на заседании РМО ПРОТОКОЛ №___________ от «______»_____________ 20_____г. Руководитель РМО ________________/____________________/ |
«Утверждаю» Заместитель директора по УВР МОУ Новоаннинская СОШ № 4 ____________________/Н.В. Петрова/ «_____»________________20_____ г. |
«Утверждаю» Директор МОУ Новоаннинская СОШ № 4 _________________ /Г.П. Дьяков/ «______»___________________20_____г.
|
Рабочая программа
учебного курса
«Г е о г р а ф и я»
для обучающихся 6 класса.
Составитель программы: учитель географии Наталия Петровна Данилова
2010 – 2011 учебный год
Пояснительная записка.
В работе используется примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI – VII классы), авторская программа по географии 6 – 10 классов под редакцией И.В. Душиной (М.: Дрофа, 2004).
Общее количество часов в год – 34, в неделю – 1 час, практических работ – 10, из них оценочных (в сетке рабочей программы такие практические работы отмечены значком ) – 7.
В ходе учебной работы организуется обучение следующим приемам:
наблюдение за погодой и фенологическими явлениями,
измерение высоты Солнца над горизонтом,
ориентирование по Солнцу и другим объектам,
ориентирование на местности,
определение объектов местности по плану, а так же направлений, расстояний между ними,
определение направлений по карте, а так же географических координат на карте и глобусе,
обозначение на контурной карте названных географических объектов,
определение географического положения объектов (океаны, моря, заливы, полуострова, реки, водохранилища, озера и т.д.).
Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:
индивидуальный и фронтальный опросы,
топографический диктант,
различные виды тестирования,
работа с картами атласа,
геономенклатурные блоки (списки географических объектов обязательных для изучения, на освоение которых обучающимся отводится 1-2 недели).
Учебно-методический комплект:
Дронов В.П. География. Землеведение / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2009.
Географический атлас: 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Контурные карты по географии: 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
За страницами учебника географии. М.: Дрофа, 2005.
Герасимова Т.П. География. Начальный курс / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009.
Сухов В.П. Физическая география: Нач. курс: Учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Сухов. – М.: Просвещение, 2001.
Крылова О.А. Физическая география. Начальный курс: 6 класс / О.В. Крылова. – М.: Просвещение, 2005.
Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Геономенклатурные блоки:
Блок №1. Введение.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида;
Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида;
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый;
Страны: Россия, Индия, Китай, Греция, Египет, Индонезия;
Острова: Британские, Индонезийские, Цейлон;
Полуострова: Балканский, Малая Азия, Индокитай;
Моря: Средиземное;
Заливы: Персидский;
Равнины: Восточно-Европейская;
Реки: Тигр, Евфрат;
Блок № 2. Литосфера. Горы суши.
Полушария: Северное, Южное, Западное, Восточное;
Линии градусной сети: Гринвичский меридиан, экватор, северный полюс, южный полюс, северный полярный круг, южный полярный круг, северный тропик, южный тропик, линия перемены дат;
Полуострова: Кольский, Скандинавский, Камчатка,
Страны: Нидерланды, Италия, Мексика, Исландия, США,
Города: Венеция, Лондон, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро
Горы: Анды, Гималаи, Кавказские, Уральские, Альпы, Памир, Скандинавские, Кордильеры, Карпаты.
Вершины: Джомолунгма (Эверест), Народная, Монблан, Аконкагуа, Мак-Кинли.
Вулканы: Мауна-Лоа, Килауэа, Килиманджаро, Везувий, Ключевская Сопка, Эльбрус, Тупунгато, Антофалла;
Острова: Гавайские, Исландия, Новая Зеландия,
Блок № 3. Литосфера. Равнины суши.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.
Низменности: Амазонская, Прикаспийская.
Плоскогорья: Аравийское, Среднесибирское, Бразильское, Декан;
Возвышенности: Приволжская, Валдайская, Среднерусская.
Полуострова: Аравийский.
Реки: Амазонка, Волга, Обь.
Города: Токио, Мехико;
Страны: Мексика, Япония, Россия, Франция;
Блок № 4. Литосфера. Рельеф дна Мирового океана.
Острова:
Гренландия, Мадагаскар, Новая Земля, Тасмания, Курильские, Канарские, Азорские, Сахалин, Хоккайдо, Нью-Фаундленд;
Желоба: Марианский, Филиппинский, Курило- Камчатский;
Котловины: Аргентинская, Бразильская;
Хребты: Срединно-Атлантический.
Блок № 5. Мировой океан и его части.
Острова: Большой Барьерный Риф, Новая Гвинея,
Мадагаскар;
Полуострова: Лабрадор, Сомали, Индостан;
Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский, Фанди, Пенжинская губа;
Проливы: Гибралтарский, Дрейка, Берингов, Магелланов,
Мозамбикский;
Моря: Черное, Баренцево, Саргассово, Берингово, Красное,
Карское, Аравийское, Охотское, Балтийское, Жел тое, Азовское;
Города: Нью-Йорк, Токио;
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио.
Блок № 6. Воды суши.
Реки: Волга, Ангара, Терек, Шилка, Аргунь, Ока, Кама, Ангара, Обь, Иртыш, Енисей, Амазонка, Конго, Нил, Амударья, Ориноко, Кубань, Нева;
Озёра: Байкал, Великие американские озёра, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад,
Мёртвое, Сарезское, Рица, Титикака, Танганьика, Ньяса,
Водопады: Анхель, Ниагарский, Илья Муромец, Виктория.
Блок № 7.Биосфера.
Пустыни: Сахара, Атакама, Такла-Макан, Гоби, Ливийская, Намиб, Большая песчаная пустыня.
Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Ямал, Большой Австралийский.
Острова: Малайский архипелаг, Канадский арктический архипелаг, Японские, Куба.
Полуострова: Антарктический, Флорида, Кольский, Крым, Балканский, Сомали.
Блок № 8. Человечество на Земле.
Страны и столицы:
Индия – Дели
Китай – Пекин
США – Вашингтон
Индонезия – Джакарта
Бразилия-Бразилиа
Канада-Оттава
Мексика – Мехико
Египет-Каир
Перу – Лима
Эквадор – Кито
Чад – Нджамена
ФРГ – Берлин
Франция – Париж
Италия – Рим
Австралия – Канберра
ЮАР - Претория
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
Вид урока |
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Дополнительный материал* |
Основные термины и понятия |
Формы контроля |
Практические работы |
Домашнее задание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Введение (1 час) |
|||||||||||
1 |
Что изучает география? |
|
Урок изучения нового материала |
Развитие географических знаний о Земле. Представления о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования научного пространства. |
Знать/понимать основные географические термины и понятия |
|
География; Экономическая география; Физическая география; Глобус; Астрономия; Геология; Биология; Географические объекты; Природные объекты; Антропогенные объекты |
Вводная беседа |
|
§ 1. |
|
Раздел 1. Земля во Вселенной (3 часа) |
|||||||||||
2 |
Земля – планета Солнечной системы. |
|
Урок изучения нового материала |
Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; её ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины; Уметь сопоставлять географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах; Выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. |
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы |
Вселенная; Звезда; Планета; Астероид; Комета; |
Вводная беседа |
|
§ 2, 3, раб. тетр. стр.5 № 3,4, стр.6 № 6. |
|
3 |
Движение Земли. |
|
Урок изучения нового материала |
Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси |
Земная ось; Орбита; Тепловые пояса; Спутники; Прилив; Отлив; |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§4, 5,раб. тетр. стр.7 №10, стр. 9 № 13.. |
|||
|
|
* - материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки обучающихся. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
4 |
Форма и размеры Земли. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Форма и размеры Земли. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. |
Уметь приводить доказательства шарообразности Земли, подсчитывать расстояние между полюсами. Выявлять несоответствия между планетой и её моделью. |
|
Геоид; Полярный радиус; Экваториальный радиус;
|
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§ 6, раб. тетр. стр. 11 № 20.. |
|
Раздел 2. Изображение поверхности Земли (6 часов). |
|||||||||||
5 |
Глобус - модель Земли. |
|
Урок актуализации знаний |
Изображение Земли на глобусе. План местности. Географическая карта. Масштаб. Чтение и использование карт. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
|
Знать/понимать основные географические термины и понятия, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения. |
|
Глобус; Масштаб; Именованный масштаб; Линейный масштаб; Численный масштаб; |
|
Определение расстояний в масштабе
|
§7, блок № 1, раб. тетр. стр.12-13 № 4,5, 7. |
|
6 |
Градусная сеть. Географические координаты. |
|
Урок изучения нового материала |
Ориентирование на местности. Составление плана местности. Изображение Земли на глобусе и карте. Градусная сеть на плане и карте. Параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота. Способы картографического изображения. |
Знать/понимать основные географические термины и понятия, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения. |
Ориентирование по карте и глобусу; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
|
Градусная сеть; Меридиан; Параллель; Географическая широта; Географическая долгота; Географические координаты; Географическая карта; Легенда карты; Физическая карта; Экономическая карта; Контурная карта; Генерализация;
|
Вводная беседа, практическая работа |
Определение элементов градусной сети на глобусе. Определение элементов градусной сети на карте, географических координат, расстояний и направлений по карте полушарий и физической карте России.
|
§ 8, стр. 9 (учебник) вопросы 5, 7. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
7 |
План местности. Условные знаки. |
|
Урок изучения нового материала |
|
Знать/понимать основные географические термины и понятия, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения. |
|
Топографический план; Условные знаки; |
Практическая работа |
Определение элементов градусной сети на глобусе. Определение элементов градусной сети на карте, географических координат, расстояний и направлений по карте полушарий и физической карте России. |
§ 9, 10, раб. тетр. стр.17 № 22, 23. |
|
8 |
Ориентирование на местности. |
|
Урок актуализации знаний |
Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. |
|
Ориентирование; Азимут; Рельеф; Относительная высота; Абсолютная высота; Горизонтали; Изогипсы; Отметка высоты; Бергштрихи;
|
Фронтальный опрос, практическая работа |
Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, азимуту, расстояний на местности и плане. Описание маршрута. Составление простейшего плана местности. Движение по азимуту осуществление его привязки к объектам плана и местности. Решение практических задач по топографическому плану. |
Раб. тетр. стр. 19 № 27, 28, стр. 20-21 № 30, 31. |
||
9 |
Определение расстояний, направлений, географических координат на картах. |
|
Урок-практикум |
План местности. Географическая карта. Масштаб. Чтение и использование карт и топографического плана местности. Описание маршрута. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. |
Знать/понимать основные географические термины и понятия, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
|
|
Послойное окрашивание;
|
Практическая работа |
Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений. Чтение карты. Определение местоположения географических объектов и явлений, описание их по карте. Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа горизонталями. Составление характеристики карты. |
Повторить §§ 7 -10, блок № 2. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Раздел 3. Строение Земли. Внешние оболочки. |
|||||||||||
Тема 1. Земная кора (6 часов) |
|||||||||||
10 |
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. |
|
Урок изучения нового материала |
Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора, её строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. |
Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых. |
Литосфера; Ядро; Мантия; Земная кора; Материковая кора; Океаническая кора; Сейсмология;
|
Индивидуальный и фронтальный опрос |
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.). Нанесение на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых, природных памятников литосферы. |
§ 11, 13, раб. тетрадь стр. 24 № 3. |
|
11 |
Разнообразие горных пород |
|
Урок изучения нового материала |
Полезные ископаемые; Горные породы; Минералы; Метаморфические породы; Излившиеся породы; Глубинные породы; Органические породы; Неорганические породы;
|
Индивидуальный и фронтальный опрос |
§ 12, 14, раб. тетр. стр. 26 № 11. |
|||||
12 |
Движения земной коры. |
|
Урок актуализации знаний |
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
|
Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. |
|
Землетрясение; Очаг землетрясения; Эпицентр землетрясения; Сейсмический пояс; Вулкан; Кратер; Очаг магмы; Лава; Действующие вулканы; Потухшие вулканы; Гейзеры.
|
Фронтальный опрос, практическая работа |
Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма. |
§ 15-17, раб. тетр. стр. 29 № 16, 18. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
13 |
Формы рельефа. |
|
Урок актуализации знаний |
Рельеф (горы, равнины), зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. |
|
Физическое выветривание; Химическое выветривание; Биологическое выветривание; Речные долины; Ледники; Барханы; Дюны |
Работа с картами атласа |
|
§ 18, 19, раб. тетр. стр. 31 № 23, 24. |
|
14 |
Горы и равнины суши. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Различия равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Образование и развитие оврагов. Деятельность человека, преобразующая рельеф. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.
|
Наблюдение за объектами литосфера. Описание их на местности и по карте. |
Равнина; Плоская равнина; Холмистая равнина; Низменность; Возвышенность; Плоскогорье; Впадина; Овраг; Террикон; Рельеф; Форма рельефа; Гора; Горы; Хребет; Горная долина; Горная система; Нагорье; Низкие, средние, высокие горы; |
Практическая работа с картами атласа |
Описание по карте географического положения равнин. Определение по карте высот равнин. Описание по карте географического положения гор. Определение по карте высот гор. |
§ 20, блок № 3. |
||
15 |
Рельеф дна Мирового океана. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. |
|
Материковая отмель, шельф; Материковый склон; Глубоководные океанические желоба; Котловина; Срединно-океанический хребет; Атолл; |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§ 21, 22, раб. тетр. стр. 32 № 26, стр.47 № 61. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (7 часов). |
|||||||||||
16 |
Атмосфера и её строение. |
|
Урок изучения нового материала |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, её структура. Изменение состава атмосферы во времени. |
Знать/понимать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. |
|
Атмосфера; Тропосфера; Стратосфера; Мезосфера; Термосфера; Экзосфера; Радиозонд; |
Вводная беседа |
Решение практических задач на определение изменений температур и давления воздуха с высотой. |
§23, блок №4 |
|
17 |
Температура воздуха и ее зависимость от географической широты. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
|
Знать/понимать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. |
|
Суточная амплитуда температур; Годовая амплитуда температур; Средняя годовая температура пункта; Средняя многолетняя температура пункта; |
Индивидуальный и фронтальный опрос, практическая работа |
Построение графика температуры. Решение практических задач на определение изменений температур воздуха с высотой. |
§24, 25, раб. тетр. стр.55-56 № 10, 13, 15. |
|
18 |
Влага в атмосфере. Атмосферные осадки. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха |
|
Абсолютная влажность; Насыщенный воздух; Ненасыщенный воздух; Относительная влажность; Туман; Облака: кучевые, слоистые, перистые; Атмосферные осадки; |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§26, 27. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
19 |
Атмосферное давление. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Атмосферное давление. Изменение температуры и давления с высотой. |
Знать/понимать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
|
|
Атмосферное давление; Нормальное атмосферное давление; Барометр;
|
Индивидуальный и фронтальный опрос |
Решение практических задач на определение изменений температур и давления воздуха с высотой. |
§28, раб. тетр. стр. 63 № 29. |
|
20 |
Ветры. |
|
Урок изучения нового материала |
Ветер, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления. Направление и сила ветра. Роза ветров. Воздушные массы. |
|
Ветер; Бриз; Муссон; Флюгер; Сила ветра; Роза ветров;
|
Фронтальный опрос |
Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». Построение розы ветров. |
§29, подготовить сообщение. |
||
21 |
Погода и климат. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Прогноз погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности. |
|
Погода; Воздушные массы; Прогноз погоды; Климат. |
Индивидуальный опрос |
|
§30, 31, раб. тетр. стр. 68 № 40, стр. 69 № 44. |
||
22 |
Распределение солнечного тепла и света на Земле. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
|
Пояса освещенности; Тропик; Полярный круг; Типы климата; Морской климат; Континентальный климат; Резко континентальный климат; Муссонный климат; Высокогорный климат.
|
Фронтальный отрос |
Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. |
§32, подготовиться к провер. раб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
23 |
Обобщающее повторение. Атмосфера и литосфера Земли. |
|
Урок обобщения знаний и умений |
|
|
|
|
Тестирование |
|
|
|
Тема 3. Гидросфера ( часов). |
|||||||||||
24 |
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. |
|
Урок изучения нового материала |
Гидросфера, части гидросферы: океан, море, река, озеро, искусственные водоемы. Круговорот воды, движение вод в Мировом океане. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. |
|
Гидросфера; Мировой круговорот воды;
|
Вводная беседа |
|
§ 33, подготовить сообщение о реках или озерах России. |
|
25 |
Мировой океан и его части. Свойства океанической воды. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Мировой океан и его части. Температура и соленость вод Мирового океана. |
Знать/понимать особенности гидрографических процессов и явлений в океане, их причины и закономерности. Уметь показывать на карте основные объекты гидрографии, определять границы бассейнов океанов. |
|
Мировой океан; Материки; Острова; Полуострова; Архипелаги; Море; Залив; Пролив; Внутреннее море; Окраинное море; Соленость; |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры. |
§ 34-35, блок № 5, раб. тетр. стр. 74 № 9, 12. |
|
26 |
Движение воды в океане. Волны. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. |
Наблюдение за объектами гидросферы, их описание по карте и на местности. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы. |
Длина волны; Высота волны; Подошва волны; Гребень волны; Прибой; Зыбь; Цунами; Прилив; Отлив. |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений. |
§ 36-37, раб. тетр. стр. 76 № 18, 21. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
27 |
Реки. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины: русло, речная долина, речная система, водораздел, бассейн реки, питание реки. Уметь определять притоки рек, описывать реки по плану. |
Описание рек мира, используя типовой план. |
Река; Русло реки; Речная долина; Исток; Устье; Речная система; Водосборный бассейн; Водораздел; Режим реки; Питание реки; Половодье; Паводок; Межень; Пойма; Равнинные реки; Горные реки; Пороги; Водопад; |
Работа с картами атласа, индивидуальный опрос |
Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. |
§38,39, раб. тетр. стр. 78 № 26, блок № 6. |
|
28 |
Озера. Болота. Искусственные водоемы. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Хозяйственное значение озер, водохранилищ и болот. Природные памятники гидросферы. |
|
Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы |
Озеро; Озерная котловина; Карст; Старица; Сточное озеро; Бессточное озеро; Ледник; Снеговая граница; Морена; Айсберг Многолетняя мерзлота; Каналы; Водохранилища; Пруды;
|
Индивидуальный и фронтальный опрос |
Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры. |
§40, раб. тетр. стр. 80 № 35. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
29 |
Подземные воды. Ледники. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники-главные аккумулятора пресной воды на Земле. |
|
Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы |
Подземные воды; Водопроницаемые породы; Водоупорные породы; Пещеры; Водоносный слой; Грунтовые воды; Источники, родники; Межпластовые воды; Минеральные воды; Болото. |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§ 41-43, раб. тетр. стр. 83 №44, 45. |
|
Тема 4. Биосфера (3 часа). |
|||||||||||
30 |
Биосфера, её строение и роль в природе. |
|
Урок изучения нового материала |
Биосфера Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Разнообразие растительного и животного мира на Земле. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. |
Знать/понимать географические явления и процессы в биосфере, изменения биосферы в результате деятельности человека. Географическая зональность и поясность. |
|
Биосфера; Широтная зональность; Высотная поясность; Планктон; Бентос; Нектон; |
Вводная беседа, практическая работа. |
Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли». Характеристика компонентов природы своей местности. |
§44-45, раб. тетр. стр.80 № 1, стр. 82 № 2. |
|
31 |
Жизнь в океане. |
|
Урок изучения нового материала |
Фронта-льный опрос |
§446, 47, раб. тетр. стр. 87 №6-8. |
||||||
32 |
Жизнь на суше. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Природная зона. Способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Разнообразие почв. Плодородие почвы.
|
Знать/понимать географические явления и процессы в биосфере, изменения биосферы в результате деятельности человека. Географическая зональность и поясность. |
|
Природная зона; Широколиственные леса; Тайга;
|
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§48- 49, раб. тетр. стр. 89 № 17-18, блок № 7. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
33 |
Почва. Человек и биосфера. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Разнообразие почв. Плодородие почвы.
|
Знать/понимать географические явления и процессы в биосфере, изменения биосферы в результате деятельности человека. Географическая зональность и поясность. |
|
Почва, Почвоведение, Плодородие, Черноземы, |
Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§50-51, раб. тетр. стр. 92 №24, 27. |
|
34 |
Географическая оболочка. |
|
Урок актуализации знаний и умений |
Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов. Изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. |
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира местности на карте. |
Природный комплекс; Географическая оболочка; Компонент. |
Вводная беседа Индивидуальный и фронтальный опрос |
|
§52-54. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Данилова Наталия Петровна
→ DANI3744 04.04.2011 4 36674 3396 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.