Рабочая программа по географии; 9 класс
«Бело-Ануйская средняя общеобразовательная школа имени А.Х. Вязникова»
РАССМОТРЕНО на заседании ____________________ ____________________
Руководитель ___ /______________/ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР «___»______________
________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____ /_________ / ФИО Приказ от «__» ________ 2019 г. № |
Рабочая программа
по географии
для 9 класса
Программу разработала
учитель географии
(Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный
Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. (Т.П. Герасимова. Начальный курс географии) - М., Дрофа, 2004 г.;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Учебный план МБОУ «Бело-Ануская средняя общеобразовательная школа имени А.Х.Вязникова»
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Планируемые результаты обучения
В
результате
изучения курса
«География
России. Население
и хозяйство»
обучающиеся
должны
знать/понимать
основные географические понятия, термины, изучаемые в курсе «География России. Население и хозяйство»;
пограничные государства;
особенности физико-географического и экономико-географического и экологического положения России, размеры территории, протяжённость границ России и государственные границы;
численность населения России, крупные народы, регионы и города России, национальный состав;
миграции населения;
демографические проблемы;
географические особенности экономики России и своего региона;
проблемы природно-ресурсной основы экономики России;
место России в современной экономике и перспективы её развития;
важнейшие межотраслевые комплексы России и их размещение;
районирование России;
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
экологически неблагополучные районы
определять (измерять)
географическое положение объектов;
численность населения;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;
роль, значение, проблемы, факторы размещения важнейших межотраслевых комплексов России и общественную географию крупных регионов
описывать
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (физико-географическое, экономико-географическое, эколого-географическое);
важнейшие межотраслевые комплексы России, региона или отрасль; природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации;
объяснять
понятия: естественное, механическое движение, миграции (причины, виды, направления), состав населения (половой, возрастной, этнический, религиозный), трудовые ресурсы, плотность населения, урбанизация, агломерация; отрасль, состав и структура хозяйства, факторы размещения, специализация, кооперирование, комбинирование, себестоимость, районирование, экономический район, специализация территории, географическое разделение труда;
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны и регионов;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
демографические проблемы;
размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;
отрицательное воздействие видов хозяйственной деятельности на природу;
основные показатели воздействия экономики на природу и природные ресурсы
оценивать и прогнозировать
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе;
оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем;
природные условия Западно-Сибирского района для жизни и быта;
природные условия и ресурсы Алтайского края. Зона отдыха. Бирюзовая Катунь.
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
сферы услуг своего района;
экономико-географическое положение регионов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для чтения карт различного содержания;
для развития географического мышления;
для целостного представления об особенностях использования природных богатств, населении, хозяйстве нашей Родины;
для целостного представления об экономических и экологических проблемах как отдельных отраслей и производств, так и хозяйства в целом;
для целостного представления о месте России в современном мире;
для адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
для профессионального самоопределения;
для решения практических задач, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
для формирования способности и готовности рационального природопользования, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней;
для адаптации к условиям проживания и самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; меры по решению экологической ситуации в России и своём регионе;
для проведения самостоятельного поиска географической информации о важнейших межотраслевых комплексах России, своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Содержание курса географии 9 класс
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов «Географии» 8 класса («География России. Природа») и 9 класс («Географии России. Население и хозяйство»). Хозяйство России и регионов рассматривается с опорой на особенности географического положения и природы территорий.
В курсе 9 класса в первом разделе изучается население, особенности экономики, важнейшие межотраслевые комплексы России. Во втором разделе курса характеризуются экономические районы страны. В целях усиления краеведческой направленности курса, в рабочую программу были добавлены часы на изучение темы «Республика Алтай. Население и хозяйство».
Программа содержит практический компонент - практические работы с источниками географической информации, различные виды работ с контурными картами. Практические работы могут проводиться в классе или выполняться дома, оценка за практическую работу может выставляться всем учащимся или выборочно.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Раздел1. Общая часть курса (34 ч.)
Тема 1. Что изучает экономическая география России. Место России в мире (5 ч.)
Что изучает экономическая география России. Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение и границы России. Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое положение России. Государственная территория России
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: основные особенности географического положения России; особенности экономико-географического положения Российской Федерации; субъекты РФ, их различия.
Описывать: ЭГП России.
Называть и показывать: субъекты РФ.
Тема 2. Население Российской Федерации (5 ч.)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения. Миграция населения. Городское и сельское население. Расселение населения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны;
знать понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица;
уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы; определять среднюю плотность населения: коэффициент естественного прироста населения (ЕП).
Тема 3. Географические особенности экономики России (3 ч.)
География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Повторение: Природные ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства; доля России в ресурсах бывшего СССР; особенности экономических систем.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 ч.)
Важнейшие МОК Российской Федерации и их география. Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы развития машиностроения. Факторы размещения. География машиностроения. Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Топливная промышленность. Электроэнергетика. Комплексы, производящие конструкционные материалы. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс.
Химическая промышленность. факторы размещения предприятий химической промышленности. Лесная промышленность. Агропромышленный комплекс Состав и значение АПК. Земледелии и животноводство. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать: основные географические понятия и термины; особенности основных отраслей хозяйства; природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды; ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России; а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Раздел 2. Региональная часть курса (35 ч.)
Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1ч.)
Районирование России.
Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия (21 ч.)
Общая характеристика. Состав, природа, исторические изменения географического положения. Общие проблемы. Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. Северо-Западный район. Европейский Север. Европейский Юг. Северный Кавказ и Крым. Поволжье. Урал.
Тема 7. Районирование России. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 ч.)
Восточный макрорегион – азиатская Россия. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать: основные географические понятия и термины; особенности основных отраслей хозяйства; природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и
явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Тема 8. География республики Алтай (7 ч.)
Экономико-географическое положение Республики Алтай. Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства. История освоения территории. общая характеристика хозяйства. Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный потенциал. Районы Республики Алтай
Итоговое тестирование по курсу география России. (1 ч.) Характеристика ФГП и ЭГП. Особенности населения России. МОК Российской Федерации и их география. АПК России. Особенности промышленности России.
Перечень обязательной географической номенклатуры
Общая часть курса
Тема 1. Место России в мире
Географическое положение России
мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, горная система Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнёва, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив;
проливы: Лаперуза, Кунаширский, Татарский Берингов; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское , Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чѐрное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля, остров Сахалин, Курильские о-ва,
полуостров Камчатка, полуостров Ямал; Пенжинская губа. Субъекты Российской Федерации
Тема 2. Население Российской Федерации
Республики России и столицы: Адыгея (Майкоп), Республика Алтай (Горно-Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Магас), Кабардино-Балкария (Нальчик), Калмыкия (Элиста), Карачаево-Черкесия (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха (Якутия) (Якутск), Северная Осетия — Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чечня (Грозный), Чувашия (Чебоксары).
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Машиностроительный комплекс
Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.
Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.
Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Топливно-энергетический комплекс
Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.
ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская.
АЭС: Нововоронежская, ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).
Металлургический и химико-лесной комплекс
Центры черной металлургии:Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии:Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.
Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.
Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на –Амуре.
Инфраструктурный комплекс
Центры туризма и отдыха.
Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Авхангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.
Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.
Раздел 2. Региональная часть курса Тема 5-6. Районирование России. Западный макрорегион – европейская Россия
Европейский Север
Моря: Баренцева, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа.
Полуострова:Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский.
Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металллов кольского полуострова и Карелии. Печорский угольный бассейн. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.
Центральная Россия
Моря: Балтийское. Заливы: Финский.
Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско Донская, Мещерская.
Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга).
Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА.
Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.
Поволжье
Моря: Каспийское.
Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская.
Реки: Волга, Дон. Озёра: Эльто, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. Канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука.
Месторождения солей: Баскунчак.
Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.
Кавказ. Крым
Моря: Азовское, Чѐрное. Проливы: Керченский.
Полуостров: Таманский.
Стравропольская возвышенность. Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская, Кумо-Манычская впадина.
Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский. Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.
Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Урал
Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар.
Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.
Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.
Тема 7. Районирование России. Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Западная Сибирь
Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский.
Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая.
Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.
Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.
Заповедники: Алтайский.
Сургутская ТЭЦ.
Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.
Восточная Сибирь
Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский.
Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Низменности: Северо-Сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская.
Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский.
Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья.
Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый).
Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.
Дальний Восток
Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого.
Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка.
Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности.
Реки: Вилюй, Алдан, Оленѐк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, зейское.
Озёра: Ханка.
Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.
Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.
Амуро-Якутская магистраль.
Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
Тема 8. География республики Алтай районы Республики Алтай.
Календарно-Тематическое планирование по географии 9 класс
№ урока в году |
Разделы (кол-во час.) Темы уроков |
Дата урока |
Примечание |
|
|
Плани-руемая |
По факту |
|
|
Раздел I. Общая часть курса (34 ч.)
|
||||
ТЕМА 1. Место России в мире (5 ч.) |
||||
1 |
Что изучает экономическая география России? |
|
|
|
2 |
Место России в мире. Политико – государственное устройство Российской Федерации. |
|
|
|
3 |
Географическое положение и границы России. |
|
|
|
4 |
Экономико – и транспортно – географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. |
|
|
|
5 |
Государственная территория России. |
|
|
|
ТЕМА2. Население Российской Федерации (5 часов) |
||||
6 |
Исторические особенности заселения и освоения территории России. |
|
|
|
7 |
Численность и естественный прирост населения. |
|
|
|
8 |
Национальный состав населения России. |
|
|
|
9 |
Миграции Населения. |
|
|
|
10 |
Городское и сельское население. Расселение населения. |
|
|
|
ТЕМА 3. Географические особенности экономики России (3 часа) |
||||
11 |
География основных типов экономики на территории России. |
|
|
|
12 |
Проблемы природно – ресурсной основы экономики России. |
|
|
|
13 |
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. |
|
|
|
ТЕМА4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 час) |
||||
14 |
Научный комплекс |
|
|
|
15 |
Роль, значение, и проблемы развития машиностроения. |
|
|
|
16 |
Факторы размещения машиностроения. |
|
|
|
17 |
География машиностроения. |
|
|
|
18 |
Роль, значение и проблемы ТЭК |
|
|
|
19 |
Топливная промышленность. |
|
|
|
20 |
Электроэнергетика. |
|
|
|
21 |
Комплексы, производящие конструктивные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов. |
|
|
|
22 |
Металлургический комплекс. |
|
|
|
23 |
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. |
|
|
|
24 |
Цветная металлургия. |
|
|
|
25 |
Химико – лесной комплекс. Химическая промышленность |
|
|
|
26 |
Факторы размещения предприятий химической промышленности. |
|
|
|
27 |
Лесная промышленность. |
|
|
|
28 |
Состав и значение АПК |
|
|
|
29 |
Земледелие и животноводство. |
|
|
|
30 |
Пищевая и лёгкая промышленность. |
|
|
|
31 |
Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. |
|
|
|
32 |
Железнодорожный и автомобильный транспорт |
|
|
|
33 |
Водный и другие виды транспорта |
|
|
|
34 |
Связь. Сфера обслуживания. |
|
|
|
Раздел II. Региональная часть курса. (33 ч.) |
||||
ТЕМА 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 ч.) |
||||
35 |
Районирование России. |
|
|
|
ТЕМА 6. Западный макрорегион – Европейская Россия (19 ч.) |
||||
36 |
Общая характеристика. |
|
|
|
37 |
Центральная Россия. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. |
|
|
|
38 |
Население и главные черты хозяйства. |
|
|
|
39 |
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. |
|
|
|
40 |
Географические особенности областей Центрального региона. |
|
|
|
41 |
Волго – Вятский регион. Центрально – Чернозёмный районы. |
|
|
|
42 |
Северо – Западный район. |
|
|
|
43 |
Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
|
|
|
44 |
Население. |
|
|
|
45 |
Хозяйство. |
|
|
|
46 |
Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым. Географическое положение, природные условия и ресурсы |
|
|
|
47 |
Население. |
|
|
|
48 |
Хозяйство. |
|
|
|
49 |
Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
|
|
|
50 |
Население. |
|
|
|
51 |
Хозяйство. |
|
|
|
52 |
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
|
|
|
53 |
Население. |
|
|
|
54 |
Хозяйство. |
|
|
|
ТЕМА 7. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 ч.) |
|
|
||
55 |
Общая характеристика. |
|
|
|
56 |
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. |
|
|
|
57 |
Западная Сибирь. |
|
|
|
58 |
Восточная Сибирь. |
|
|
|
59 |
Дальний Восток. |
|
|
|
60 |
Обобщающий урок по теме «Региональная часть». |
|
|
|
ТЕМА 8. Республика Алтай (7 ч.) |
||||
61 |
Экономико – географическое положение Республики Алтай |
|
|
|
62 |
Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства. История освоения территории |
|
|
|
63 |
Общая характеристика хозяйства. |
|
|
|
64 |
Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный потенциал |
|
|
|
65 |
Районы Республики Алтай |
|
|
|
66 |
Население и трудовые ресурсы Республики Алтай |
|
|
|
67 |
Итоговое тестирование по теме: География Республики Алтай. |
|
|
|
68 |
Итоговое тестирование по курсу география России (1 ч.) |
|
|
|
Информационно-методическое обеспечение
Программа |
Примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. «Примерная программа по учебным предметам. География 6-9 классы.- М.: Просвещение.2010. (Стандарты второго поколения). Проект» |
|
Основная литература |
Базовый учебник |
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2017. |
Методические пособия для ученика |
География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство―. 9 класс – М.: Дрофа, 2016.
Атлас. География России. 8-9 класс – М.: Картография, 2012.
Атлас. География России. 9 класс – М.: Дрофа, 2012. |
|
Инструмент по отслеживанию результатов работы |
Амбарцумова Э.М., Татур А.О. – Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, 9 кл. – М.: Интеллект-центр, 2005. Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. Барабанов В.В. - Контрольные работы (тесты), 9 кл. - М.: Интеллект-центр, 2000, 2001. Эртель А.Б.- География. ГИА-2013, 9 класс – Легион/Ростов-на-Дону |
|
Учебно-методические пособия для учителя |
Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс» М.: «ВАКО». 2011 г. «Дидактические материалы по географии России: 8-9 кл.: Кн. Для учителя/И.И.Баринова, В.П. Дронов, В.Б.Пятунин. – М.: Просвещение, 2011. Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003. Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое пособие - М.: Дрофа, 1997, 2000. Баринова И.И. и др. - Готовимся к экзамену по геогр.,8-9 кл. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. Дронов В.П, Ром В.Я. - Рекомендации к планированию уроков, 9 кл. -М.: Дрофа, 2003. Жижина Е.А. – Поурочные разработки – 9 кл. – М.: Вако, 2010. ИгнатьеваГ.А., Фролова Н.В. - Практич. работы: 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1996. Курашева Е.М. - География России в схемах и таблицах – М.: Экзамен, 2009. Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008. Петрова Н.Н. - Новый образовательный стандарт: Оценка качества подготовки выпускников основной школы - М: Экзамен, 2006. Ром В.Я. – Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы.- М.: Дрофа, 2004. |
|
Дополнительная литература |
Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ ЭНАС, 2005. Вагнер Б.Б. – Семь островов и архипелагов России – М.: Московский Лицей, 2004. Даринский А.В. - Туристские районы РФ и ближнего Зарубежья - СПб: 1994. Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994. Лобченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 2001. Лымарев В. И. - Островная Земля России - М.: Просвещение, 1993. Москвин А.Г. - Экология водоёмов России - М.: Школа-Пресс, 1999. Плисецкий Е.Л. – Соц. - экономич. география РФ – Справочное пособие в таблицах, схемах, картах – М.: Дрофа, 2004. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. – Геогр. России 8-9 кл, Гимназия на дому. – М.: Дрофа, 2006. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения (8, 9 кл.) – СПб.: Литера, 2007. Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. – Спб.: Литера, 2009. |
|
Электронные издания |
География России. Серия: Классика энциклопедий. Директ Медиа Паблишинг, 2011 Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 8 класс. Диск Презентации к урокам |
|
Карты |
Карта: Агроклиматические ресурсы России Карта: АПК России Карта: Водные ресурсы России Карта: Восточная Сибирь (физическая карта) Карта: Геологическая карта России Карта: Дальний Восток (физическая карта) Карта: Европейский Север (физическая карта) Карта: Европейский Север и С-З России (социально-экономическая карта) Карта: Европейский Юг России (социально-экономическая карта) Карта: Европейский Юг России (физическая карта) Карта: Западная Сибирь (социально-экономическая карта) Карта: Западная Сибирь (физическая карта) Карта: Земельные ресурсы России Карта: Климатическая карта России Карта: Лесная промышленность России Карта: Машиностроение и металлообработка России Карта: Народы России Карта: ПЗ и биологические ресурсы России Карта: Плотность населения России Карта: Поволжье (социально-экономическая карта) Карта: Поволжье (физическая карта) Карта: Политико-административная карта России Карта: Почвенная карта России Карта: Топливная промышленность России Карта: Транспорт России Карта: Урал (социально-экономическая карта) Карта: Урал (физическая карта) Карта: Физическая карта России Карта: Химическая промышленность России Карта: Центральная Россия (социально-экономическая карта) Карта: Центральная Россия (физическая карта) Карта: ЧМ и ЦМ Карта: Экологические проблемы России Карта: Электроэнергетика России |
|
Интернет-ресурсы |
Хозяйство России http://www.cia.gov/librari/publications/the-world-factbook/index.htlm/ http://www.uznay-prezidenta.ru/ - Президент России гражданам школьного возраста http://www.cfo-info.com/ - Новости центрального округа http://www.pfo.ru/ -Приволжский федеральный округ http://www.ufo.gof.ru/ - Южный федеральный округ http://www.uralfo.ru/- Уральский. Дальневосточный федеральный округ http://www.sibfo.ru/ - Сибирский федеральный округ http://www.rzd.ru/- Российские железные дороги http://www.gks.ru/wps/portal/- Федеральная служба государственной статистики. http://www.pogoda.ru.net/records.php/ - Погода и климат http://www.mchs.gov.ru/ -МЧС России
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Усольцева Надежда Михайловна
→ Публикатор 12.02.2020 0 4338 69 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.