Программа организации полевых экологических практикумов; 8 - 10 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениелицей№8 г. Пермь
Программа организации полевых экологическихпрактикумов
Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов вприроде
наполевыхэкологическихпрактиках.
Автор:ПаравинаЕленаВалерьевна,
учительгеографии
Пермь2021г.
Аннотация
Представляемаянижепрограммаэкологическогообразованиядетейсоставлена учителем географии лицея №8 г. Перми, для проведения полевыхпрактик8,10классов(профильная)естественнонаучногопрофилянабазеМАОУ«Лицей№ 8»
Даннаяпояснительнаязапискасодержиткраткуюинформациюобособенностяхпрограммы,ееструктуреисодержании,целяхизадачах,условияхеереализации,основных методах иформах работысучащимися.
Программусоставила –ПаравинаЕ.В.учительгеографии
Дляреализациипрограммыпривлеченыучителяхимии,биологии,географии.
Возрастучащихся.
Программа рассчитана научащихся 8, 10 классов естественнонаучногопрофиля(программа«Зеленаястрана»(профильнаяпрактика)).Принезначительной модификации возможно также применение данной программы,какдля младшихшкольников,так идлядругихпрофилей.
Содержаниепрограммы.
Программапредставляетсобойразвернутоеизложениеалгоритмаорганизациипрактическихзанятийпоестественнонаучнымдисциплинам(географии, химии, биологии и экологии) для учащихся 8,10-х классов лицея.Занятияпроводятсявформекраткосрочныхполевыхэкологическихпрактикумов.
Программаможетбытьреализованавлюбыхэкспедицияхипоходахшкольниковвприроду.
Программа рассчитана, на учителей-предметников (географов, биологов,экологов,химиков),имеющихвозможностьижелающихобогатитьпреподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественныхусловиях существования.
Методической основойпрограммы являются подходы, формы и методыработысдетьми,традиционноприменяемыевобразования-натуралистическийподход иполевыеметодыоценкиприроднойсреды.
Сущностьюпредлагаемогоданнойпрограммойподходаявляетсяпроведениесошкольникамикраткосрочныхэкологическихпрактикумов,впроцессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы,учатсясамостоятельнопознаватьявленияипроцессы,происходящиевприроде,изучаютвзаимосвязиживыхинеживыхкомпонентовприроды,атакжевлияние человеческойдеятельности наэкосистемы.
Идеальным при проведении полевых экологических практикумов являетсятакжеблизкоерасположениеприродныхобъектовмикрорайонаНагорный,Индустриальногорайона(особоохраняемаяприроднаятерритории
«Андроновскиепруды»,долинарекиМулянкиидр.).Благодаряэтомупроисходит недостижимое в других условиях погружение учащихся в предмет,вдетях проявляются иные, ранее нераскрытыевозможности.
Такимобразом,программаэкологическихпрактикумовпредставляетсобой не только программу экологического образования, но также и программуэкологического воспитаниядетей.
Для учащихся (8,10 классы) предусмотрено более углубленное изучениеприроды, посредством их вовлечения с самостоятельную исследовательскуюдеятельность.Врамкахэтойпрограммыэкскурсионнаяознакомительнаядеятельность составляет не более 10-15 % учебного времени, остальное времязанимаетпроведениесамостоятельныхмини-исследованийвприроде,основанныхнапримененииактуальныхнаучныхметодовисследования,составлениеписьменногоотчетаили публичногодоклада.
Цельизадачипрограммы.
Главнойцельюданнойпрограммыявляетсявнедрениепрактическихформиметодикпреподаванияестественнонаучныхдисциплин(биологии,химии,географии иэкологии) влицее.
Взадачиданнойпрограммывходит:
-
разработкасодержанияобразования(обучения)детейнапримереобъектов,существующихвестественныхусловиях;
-
разработка и адаптация современных методов описания и исследованияобъектовприродыиэкосистемприменительнокпрактикеэкологическогообразования;
-
разработканепосредственныхприемов(способов)активизациимеханизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечениявпрактическуюучебнуюиисследовательскуюдеятельность;
-
разработка организационных основ использования «натуралистических»методовобучения врамкахучебных программ лицея;
Условияреализации.
Программарассчитананаучащихся8,10-хклассовлицеякакдляестественнонаучных потоков, так и для не профильных потоков. При этом, какпоказываетопыт,существенныхразличийвглубине,объемеисложностиизучаемогоматериалаприобученииучащихсяразличныхкатегорийнетребуется-водинаковойстепенидляучащихсякакнепрофильных,такиспециализированных объединений характерен весьма низкий уровень знаний онатурных исследованияприродной среды
Учебные занятия в рамках программы осуществляются, по возможностина базеМАОУ «Лицей № 8»., где учащиеся проходят профильную практикупод руководством учителей предметников.
Занятия в рамках программы проводятся преподавателями, прошедшимиподготовкупопроведениюполевыхработ.
Срокизанятий.
Программарассчитанана1год
В рамках программы предусмотрено проведение летней полевой практики.(Прижеланиипрактикумымогутпроводитьсякруглогодично)Продолжительностьодногосезонногопрактикумапопрограмме«Зеленаястрана.(Профильная практика)» -7дней
Успешностьиинтенсивностьпрохожденияучебногокурсаврамкахданной программы зависит от слаженной работы педагогического коллективаосуществляющегополевуюпрактику.
Число учащихся.
Числоучащихся,одновременно проходящихкурсобучения,зависитот
«физических» возможностей места проведения практикумов. С точки зренияоптимальности ведения учебного процесса учебные занятия ведутся в группахпо8-12человекнаодногопреподавателя.
Основныеметодыиформыработысдетьми.
Основнымметодическимподходомврамкахданнойпрограммыявляется
«натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природнойобстановке,напримереживых,«реальных»объектов,существующихвестественных условиях.
Двумяосновнымиформамиобучения,приэтом,являютсяполевыеэкскурсиии самостоятельнаяисследовательскаяработа.
Экскурсионная форма обученияпредполагает ознакомление учащихся среальными объектами и явлениями природы- рельефом, почвами, воднымиобъектами, растениями и животными, а также существующими между нимивзаимосвязями в экосистемах.Программасоставленатакимобразом,чтобыохватитьвсёвозможноеразнообразиеэлементовприродыипроанализироватьихфункционированиев
летний период. При этом основной упор на экскурсиях делается на наиболеешироко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные дляпознаниязакономерности ихсуществования.
Самостоятельнаяисследовательскаядеятельностьпредполагаетпроведениедетьмиопределенногонаборагеографических,биологическихикомплексныхэкологическихисследований,сиспользованиемзаранееотобранных,адаптированныхметодик.
Изчислаобщепринятыхвнаукеметодов,былоотобранонесколько,сприменением которых возможна наиболее полная характеристика природнойсреды,охватывающихосновныеобъектыприродыиэкологическиегруппыорганизмов.Сиспользованиембазовыхметодикразработаныучебно-исследовательских заданий, более или менее равномерно распределенных понескольким предметам – географии (ландшафтоведение), биологии (зоология иботаника),геоэкологии(экологическиймониторинг),врамкахпрограммы.
Самостоятельнаяисследовательскаяработаучащихсявключает:постановкуцелейизадачисследования,выборметодики,планированиеисследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмыслениеполученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательскойконференции.
Привыполнениисамостоятельныхисследовательскихработучащиесямогутпользоватьсяметодическимипособиями,которыеявляютсянеотъемлемойсоставнойчастьюпрограммыипозволяют,вобщихчертах,вести исследования самостоятельно. Функцияпреподавателей на этом этапеограничиваетсяконсультациямииобщим«курированием»процессаработы.
Оценказнанийучащихся.
Врамкахпрограммы«Зеленаястрана»(Профильнаяпрактика)оценказнанийиуменийучащихсяпроводитсяввидезачетовиоценок,которыевыставляются в зачетный лист и по итогамдокладов на конференции «научно-исследовательских»работ.Приэтомитоговаяоценкапорезультатамзащиты
проектов(засодержаниеработы,использованиеметодик,правильностьинтерпретациирезультатовивыводов,качестводоклада,оформлениематериаловкзащитеит.п.),являетсяинтегральнойхарактеристикойвсегонаборазнаний,уменийинавыков,полученныхучащимисявтечениевсегопериодаобучения.
Апробацияпрограммы.
Программареализуетсяколлективомучителей(географии,биологии,химии и экологии) МАОУ «Лицей № 8» с 2006г.Программа в ее нынешнемвидеформироваласьпостепенно,апредпосылкамикеесозданиюбыли:
-
Опытполевыхработуавторов,
-
наличиепреподавателей-профессиональныхбиологов,экологов,химикови географов,
-
пробудившийсяипостоянновозрастающийинтересшкольниковКсамостоятельному изучению природной среды, получению собственныхрезультатов полевых работ и собственно полученных знаний о природной средеМестом проведения практикумов является микрорайон Нагорный,
ИндустриальногорайонагородаПерми.
Тематическоепланирование.Программа«Зеленаястрана»(Профильнаяпрактика8,10классы)
Предметы и основные тематические направленияисследовательскихработ |
Лето (час.) |
Всего (час.) |
1.Введение |
1 |
1 |
2.География(ландшафтоведение) |
||
Съемкаместности |
1 |
1 |
Геологическиеипочвенныеисследования |
2 |
2 |
Комплексные исследования на ландшафтном профиле |
2 |
2 |
Обработкапробпочввлаборатории |
2 |
2 |
Итого: |
8 |
8 |
3.Биология(зоология,ботаника) |
||
Морфологияиопределениерастений,изучение флорыи фауны |
1 |
1 |
Экологиярастенийиживотных |
2 |
2 |
Изучениеназемныхэкосистем |
2 |
2 |
Итого: |
5 |
5 |
4.Геоэкология |
||
Обучение оценке качества компонентов природнойсредыопытнымпутем |
1 |
1 |
Описаниеприродныхусловийтерритории |
2 |
2 |
Характеристикаводоемов |
1 |
1 |
Изучение физико-химических параметров природныхвод |
2 |
2 |
Изучениеводныхрастенийиживотных |
2 |
2 |
Итого: |
7 |
8 |
Итогопопрограмме: |
21 |
21 |
Распределение учебного времени: теоретические занятия (лекции) - 10 %;планирование исследования - 10 %; знакомство с методиками - 10 %; сбор ипервичная обработка материала - 25 %; анализ результатов - 15 %; подготовкаотчета -15%;
Общийобъемучебныхчасовпопрограмме«Зеленаястрана»(Профильная практика)(8-10 классы) – 21 часов. По 3 часа в день - 7 дней.Общаяпродолжительностьпрограммыполевыхпрактикумов«Зеленаястрана»1 годвдальнейшем практика можетбытьпродленадо2-хлет.
Содержаниепрограммы
Теория
-
Введение.Окурсеиегозадачах-1 час
Организацияработыпоисследованию:ведениедневника,взятиепроб,описаниеобъектовисследования,протоколописания,техникабезопасностиприпроведенииработ,написаниеотчета,реферированиелитературы
-
География
Съемкаместности.-1 час
Историявозникновениякартиихиспользование.Значениепланаместностивобычнойжизничеловека.Видыкарт,фотографияместности,космическиеснимки.Построениепростейшегопланаместности.Измерениевысотыхолма спомощьюнивелира.
Географическая широта и долгота. Определение на местности, на карте,учебныеигры.Контрольное занятие
ГеологическиеипочвенныеисследованияОпытныйучастокикартографированиенаместности.Оформлениеиописаниепланаопытногоучастка,егозамер,съемка местности. -2час
Комплексные исследования на ландшафтном профиле. - 1 часПочва.Отборпроб.Профиль-1час
Изучениепочвынасвоемопытномучастке:структуры,видапочвы,особенностейееформирования,изучениепрофиля,горизонтовпочвы,водопроницаемости.
Обработка проб почв в лаборатории. Изготовление образцов почв ихопределение.-2часа
Биология(зоологияиботаника)
-
Морфологияиопределениерастенийиживотных,изучениефлорыифауны -1час
-
Экологиярастенийиживотных.Описаниесобранныхрастенийпоформе.-2часа
-
Изучение наземных экосистем. Описание растительности попротоколу,ярусность,виды,доминирующие,вымирающие. –2часа
Геоэкология(экологическиймониторинг)
-
Обучение основам постановки опыта: закладка пробных площадок,размеры,описание.1час
Обработка опытных данных: дневниковая запись и ее обработка, занесениеданных вбазуданных,компьютернаяобработкаполученныхданных.
Картаприродныхзониклиматическаякарта.Обучающаяиграпоопределению природных зон и определение по карте климата в разных частяхЗемли.РассматриваютсясезонныеявлениявПермскомкраеивобщемповсему земному шару.Устанавливается в ходе беседы значение фенологическихнаблюденийдлянаукиидля человекаиегохозяйственнойдеятельности.
-
Описание природных условий территории.Знакомство с природойродного края.2часа
Жизнь в лесу. Описание природы и замер параметров окружающей среды впределах Пермскогокрая
-
Характеристикаводоема:егоширина,глубина,течение,берега,прозрачность воды, географическое определить местонахождение и занести насвойпланместности.
Гидроэкология,водныеобитателипрудов,рек,речушек,луж.1час
-
Изучение природных водрек, прудов. Биоиндикация водных экосистем.Используяметодбиоиндикацииобследоватьсамостоятельноодинизприродныхобъектовиописатьего.Рассматриваютсяособенностиприспособленияорганизмовкизменяющимсяусловиямвнешнейсреды.-2часа
-
Изучение водных растений и животныхВ ходе экскурсии собираютсядомики ручейников, различных организмов- планарий, пиявок личинок стрекоз,водныенасекомые:клопы,жуки,водоросли.
Изучениеводныхрастенийиживотныхприпомощиспециальногооборудование,сбориподсчет,хранениесобранногоматериала.2часа
Измерениявнаучно-исследовательскойработе:точность,достоверность,значениеотрицательногорезультатавнауке.
Подготовкаотчета.
Форма отчета, обзор литературы, формирование содержания отчета: главы,части,абзацы.
Изготовление стенда и рекламного бюллетеня по своей работе.Оформлениеколлекционногоматериала.
Выступлениенаконференции,печатьстатьивСМИ,репортажпорадио,телевидению.
Предполагаемыерезультатыдеятельностиучащихся.Реализацияобразовательных задач.
В ходе обучения учащихся по этой программе они получат углубленныезнания естественных наук. Показателем успешного прохождения программыпервого уровня обучения – желание продолжать обучение по различным темаместественнонаучнопрофиля.Онисистематизируютзнаниявобластиестественных наук. Учащиеся приобретут умение использовать теоретическиезнанияпоэкологии практически.
Учащиесябудут знать:
-
определенияисодержаниеосновныхпонятий:экология,средажизни,экологическийфактор,биологические ритмы,экологическая ниша,;
-
основныесвязивпопуляцияхживыхорганизмов;
-
охарактеревзаимодействиячеловекаиорганизмов,путяхиспособахуменьшениявредноговлияния,
-
обосновныхзакономерностяхдействийэкологическихфакторов,
-
механизмахсезонногоповеденияорганизмов,
-
классификациювсехосновныхтиповивидоввзаимодействийорганизмаиокружающей среды.
Учащиесябудутуметь:
-
приводитьпримерыразличныхвзаимоотношениймеждуорганизмамиивнешней средой,
-
пользоватьсяметодикойдляопределенияиопределятьразличныетипыотношений,
-
описыватьэкологическуюнишуотдельногоорганизма,
-
оцениватьвозможные экологические последствия при исчезновении тогоилииноговидаорганизмов,
-
проводитьпростейшиенаблюденияи измерениясцельюхарактеристикиэкологическойниши организма,
-
фиксироватьрезультатынаблюденийвокружающейсредеиоформлятьэтирезультатыввиде графиков,диаграмм,таблиц.
-
прогнозировать особенностисуществованияорганизмов приизменениисреды.
-
статистическиобрабатыватьрезультатыисследований,
-
узнавать наиболее распространенные растения и животных своейместностии выявлятьихпотребности вресурсах.
Результатыповоспитаниюмолодогоученого
Предлагаемаясистемаестественнонаучногообразованияшкольниковобеспечиваетвыполнениетребованийобразовательныхстандартовпоестествознанию,способствуетреализацииобразовательногостандартапоинформатике и ИКТ. И ведет к сознательной профессиональной ориентациишкольника,черезанкетирование вначале занятийивконцегода.
Литература
-
-
АлексинаЕ.Ю.Технологияинтерактивногообучения/Е.Ю.Алексина //География и экология в школе XXI века. - 2007.-№ 8. - С. 55 –56.
-
Беляева Н.Н.Формирование эмоционально-ценностнойсоставляющей экологического сознания школьников при изучении биологии /Н.Н.Беляева//Педагогическоеобразованиеинаука. -2012.-№ 8.-С.63-66.
-
ВершининаН.И.Главноевэкологическомвоспитании-экологическаяпрактика/Н.И.Вершинина,Ковалева,Н.А.Нефедьева
-
//Экологическое образование: до школы, в школе, внешколы.- 2008. - №1.-С.32-34.
-
-
Железнякова Ю.В.Учебно-исследовательская деятельность: (опытпроектной технологии на примере химии) / Ю. В. Железнякова //Открытаяшкола. -2010.-№7.- С.35-39.
-
КучерТ.В.Экологическоеобразованиеучащихсявобучениигеографии:пособиедляучителя/Т.В.Кучер.–М.:Просвещение,1990.-127 с.
-
Миркин Б.М.Ролевые игры по экологии: пособие для учителей / Б.М.Миркин,Л.Г.Наумова. –М.: Устойчивый мир,2000.-270 с.
-
Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г.Современноеэкологическоеобразование:российскийимеждународныйопыт//Современныепроблемы науки и образования.–2019.– №5.;
-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паравина Елена Валерьева
→ Публикатор 07.09.2021 0 917 169 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.