Программа внеурочной деятельности "Путь к успеху"; 8 класс
Программа внеурочной деятельности
«Путь к успеху»
для обучающихся 8 класса
(срок реализации 1 год)
Романова Алла Николаевна,
учитель географии
МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева»
г. Гагарин, Смоленская область
Содержание
Пояснительная записка 3
Содержание программы 6
Тематическое планирование 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В борьбе за здоровье надо менять не только экологическую обстановку, но и перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому надо с детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, формировать стремление оздоровлять окружающую среду, учить социальному сотрудничеству, психологической уравновешенности. Ребенок должен расти здоровым.
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10 % выпускников. Профессор, академик Российской Академии образования, директор Института возрастной физиологии М. М. Безруких подчеркнула, что «заниматься собственно спортом могут только здоровые дети, а таковых среди учащихся не более 30 %. Остальные 70 % должны быть в подготовительной группе по физкультуре, но они сидят на скамейке во время урока, а не занимаются физкультурой».
Кроме того, сегодня в сфере образования закрепилось представление о здоровье только как о совокупности физических показателей. Что касается психического и социального здоровья, то эти показатели даже не обсуждаются. Между тем сейчас все больше требований общества предъявляются именно к сохранению и развитию социального здоровья, которое формирует позитивную самооценку, уверенность в себе, способность строить продуктивную коммуникацию, также формирует психическое здоровье, которое обеспечивает устойчивость к стрессам, интеллектуальную выносливость, позитивную самооценку. Развитие эмоциональной компетентности школьников напрямую связано с уровнем здоровья и успешностью в учебе. На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов и внеурочной деятельности. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, то в будущем больше шансов жить активно, с пользой для общества и государства.
В разделе «Сохранение и укрепление здоровья школьников» национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указывается, что «…здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решатся и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Программа «Здоровым быть здорово» реализуется на классных часах и предусматривает организацию системной работы по формированию основ культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся класса.
Содержание программы опирается на основные направления государственной политики, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации в области модернизации российского образования на период до 2020 года, и на следующие документы:
– Закон РФ «Об образовании».
– Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К О Н от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями
Цель программы: формирование основ общей культуры здоровья и здорового образа жизни.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
2. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
3. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
4. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
5. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
6. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
7. Научить обучающихся делать осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
8. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
9. Обеспечивать приобретение знаний в области гигиены, а также овладение основами теоретических знаний, приемами оценки своего состояния.
10. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
11. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.
Программа рассчитана на 1 год, весь курс – 34 часа, предназначена для учащихся 8 классов.
Одно занятие длится 45 мин, но возможно сокращение продолжительности занятия до 40 минут.
Программа «Здоровым быть здорово» предполагает возможность варьирования, изменения и самостоятельного отбора содержания обучения за счет списка источников информации, прилагаемого к каждому занятию, в зависимости от уровня осведомленности учащихся. Возможна перестановка тем из одного года обучения в другой.
Межпредметные связи: информатика, биология, литература, физическая культура, ИЗО, музыка, ОБЖ.
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего.
Психолого-педагогические технологии, методы и приемы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, используемые при реализации программы, разнообразны. Индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы помогут создать представление о здоровье как ценности, мотивацию к ведению здорового образа жизни.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
– элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
– личный опыт здоровьеразвивающей деятельности;
– представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
– знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей.
Метапредметные результаты:
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
– включение в творческую деятельность под руководством учителя;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
– владение диалогической формой общения;
– формулирование собственного мнения и позиции;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
– осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
– социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В результате реализации программы:
учащиеся будут знать:
– общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур;
– правила правильного и рационального питания;
– как определить вредные продукты;
– результат влияния вредных привычек;
– систему физических упражнений и упражнений для глаз;
– систему упражнений для развития внимания, памяти, логики;
– систему упражнений для снятия усталости и поднятия настроения.
учащиеся будут уметь:
– составлять распорядок дня;
– проводить самопознание;
– исследовать состояние организма и собственные возможности;
– правильно питаться;
– преодолевать утомление и поднимать настроение;
– преодолевать страх отвечать у доски, получить «2» и сдать ГИА.
Форма контроля может проходить в форме составления ассоциативных схем, заполнения таблиц, анкет, кроссвордов и других методов и приемов.
Диагностика эффективности данной программы осуществляется на основании результатов:
– наблюдений педагога за внешним видом и поведением учащихся, соблюдением ими правил личной гигиены;
– тестирования, опросов;
– бесед с родителями;
– медицинского осмотра школьников;
- защита личных проектов
Содержание программы
Содержание программы «Путь к успеху» представлено тремя разделами (частями):
Часть 1. Здоровое тело.
Часть 2. Здоровое питание.
Часть 3. Здоровый дух.
Здоровое тело |
Здоровое питание |
Здоровый дух |
– Дневник здоровья. – Утренняя зарядка и/или спортивная секция? – Осторожно, зрение! – Что такое АЭРОСОЛЯРИЙ? – Мода и здоровье. – Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья? – Профилактика инфекционных заболеваний. – Чем можно заменить физминутку на уроке? – Оптимальная двигательная активность. – Закалка и обливание. – Фитнес, пилатес и аэробика |
– Как рассчитать идеальный вес? – Правила здорового питания. – Рациональное питание. – Формула правильного питания. – Все о диете. – Вредные продукты. – Если вы увидели на этикетке в составе продукта вещества под кодом Е |
– Культура здоровья. – Самопознание. – Распорядок дня. – Развитие внимания. – Развитие логики, памяти. – Как снять страх отвечать у доски или получить «2». – Как снять эмоциональное напряжение. – Как снять усталость и поднять настроение. – Как снять страх перед неизвестным. – Компьютерная и TV-зависимость. – Можно ли поставить в один ряд наркоманию, алкоголизм, табакокурение и игроманию? – Искусство общения. – Психологические комплексы. – В поисках своего призвания. – Плюсы и минусы мобильной связи. – Быстрочтение |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Форма |
Методы и приемы |
1 |
Культура здоровья |
Беседа |
Ассоциативная схема, анализ, обобщение |
2 |
Дневник здоровья |
Лекция |
Исследование, анализ, дневник наблюдения, тест-анкета |
3 |
Распорядок дня |
Беседа |
Анкета, исследование, анализ |
4 |
Утренняя зарядка и/или спортивная секция? |
Диспут |
Исследование, анализ, вывод |
5 |
Как рассчитать идеальный вес? |
Лекция |
Исследование, тест, рисунок |
6 |
Здоровое питание |
Лекция |
Рисунок |
7 |
Развитие внимания |
Лекция |
Работа с источниками, презентация |
8 |
Осторожно, зрение! |
Беседа |
Дневник наблюдения, построение диаграммы |
9 |
Можно ли поставить в один ряд наркоманию, алкоголизм, табакокурение и игроманию? |
Круглый стол, встреча с врачом |
Работа с источниками, памятка |
10 |
Мои первые шаги в освоении ЗОЖ. |
Викторина |
Презентация или видеоролик |
11 |
Самопознание |
Беседа |
анкета |
12 |
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья? |
|
Работа с источниками, кроссворд |
13 |
Развиваем логику |
Диспут |
Выступление, обобщение |
14 |
Психологические комплексы |
Лекция |
Опросник, сочинение, вывод |
15 |
Вредные продукты |
Беседа |
Работа с источниками, анализ, рисунок |
16 |
Плюсы и минусы мобильной связи |
Диспут |
Работа с источниками, исследование |
17 |
Рациональное питание |
Беседа |
Составление меню, анализ |
18 |
Как снять страх отвечать у доски или получить «2» |
Беседа |
Работа с источниками, анализ, составление таблицы, рисунок |
19 |
Профилактика инфекционных заболеваний |
Беседа |
Работа с источниками, анализ, составление таблицы, массаж |
20 |
На середине пути. |
Круглый стол |
Презентация или видеоролик |
21 |
. Выбор пути |
Беседа |
Онлайн-тестирование, работа с источниками, памятка, опросник |
22 |
Быстрочтение |
Лекция |
Работа с источниками, памятка |
23 |
Фитнес, пилатес и аэробика |
Лекция |
Аналитическая справка |
24 |
Искусство общения |
Диспут |
Презентация |
25 |
Все о диете |
Диспут |
Исследование, анализ, плакат, таблица или схема |
26 |
Добавки под кодом Е |
Беседа |
Работа с источниками, памятка |
27 |
Как снять эмоциональное напряжение и усталость и поднять настроение |
Беседа |
Рисунок или коллаж |
28 |
Мода и здоровье |
Диспут |
Работа с источниками, памятка |
29 |
Как преодолеть страх перед неизвестным |
Лекция |
Работа с источниками, составление плана, тест, рекомендации |
30-33 |
Защита индивидуальных проектов «Здоровым быть здорово». |
Круглый стол |
Ассоциативная схема |
34 |
Подведение итогов курса. Рефлексия |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Алла Николаевна
→ h1104 03.03.2022 0 936 125 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.