Программа элективного курса "Край, в котором я живу"; 7 класс


 

 

 

Программа элективного курса

"Край, в котором я живу"

7 класс

 

 

Пояснительная записка

Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с учащимися среднего звена и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Материалы программы могут быть использованы на уроках литературы, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Смоленской области

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Смоленской области , культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;

воспитывать у детей культуру труда и этику общения;

воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание

благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

 

Учебно – тематическое планирование

 

урока

Название раздела и темы урока

Контроль (к/р,п/р, с/р, тесты, л/р)

Задания для самостоятельной работы учащихся

Средства ИКТ

Дата проведения

Корректировка

1.

Введение.

 

 

 

 

 

2-3.

Мой край на карте Родины”.

 

Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий»

 

 

 

4-5.

Я и моя семья

 

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…

 

 

 

6-7

Моя улица

 

Проект « Моя улица»

 

 

 

8-11

Наша школа

 

Проектная деятельность (по выбору учащихся)

 

 

 

12-13

Моя малая Родина

 

Конкурс творческих литературных работ

 

 

 

14-21

Наш край богат талантами

 

Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своей малой родины.

 

 

 

22-30

Наш край в годы Великой Отечественной войны

 

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

 

 

 

31.

Конкурс чтецов «Мой край родной»

 

 

 

 

 

32.

Викторина «Мой край родной»

 

 

 

 

 

33-34.

Проект «Край, в котором я живу».

 

Проекты учащихся

 

 

 

 

Содержание программы:

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)

Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)

Проект « Моя улица»

Тема 6: “Наша школа”. (4 ч)

Традиции школы, историей своей школы.

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)

1. Знакомство с историческими архитектурными объектами Гагаринского района, памятники.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Наш край богат талантами”.(8ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры малой родины.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 9:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (9 ч)

2015 год – год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся школы готовятся к этой памятной дате.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое».

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Тема 10. Подведение итогов

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;

- формировать активную жизненную позицию;

- изучать историю и культуру отечества и родного края;

- развивать умение совершенствоваться в коллективе.

Учащиеся должны уметь:

Воспроизводить и анализировать собранный ими материал;

Выступать перед публикой.

Ожидаемые результаты кружка

Знать о достопримечательностях, святынях родного края, символах района и края; осмысливать значение понятия «малая родина»; воспитание у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; умение рассказывать о важнейших событиях в истории России и родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников малой родины.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Материалы Гагаринского краеведческого музея;

  2. Материалы СМИ «Гжатский вестник»;

  3. Материалы интернет ресурсов.

  4. Материалы городской и школьной библиотек.


Полный текст материала Программа элективного курса "Край, в котором я живу"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна  svh1om
22.10.2022 0 702 46

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК