Программа элективного курса "Край, в котором я живу"; 7 класс
Программа элективного курса
"Край, в котором я живу"
7 класс
Пояснительная записка
Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с учащимися среднего звена и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Материалы программы могут быть использованы на уроках литературы, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Смоленской области
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Смоленской области , культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
-
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание
благоприятных условий для их развития;
-
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
-
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
-
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
-
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Учебно – тематическое планирование
№ урока |
Название раздела и темы урока |
Контроль (к/р,п/р, с/р, тесты, л/р) |
Задания для самостоятельной работы учащихся |
Средства ИКТ |
Дата проведения |
Корректировка |
1. |
Введение. |
|
|
|
|
|
2-3. |
Мой край на карте Родины”. |
|
Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий» |
|
|
|
4-5. |
Я и моя семья |
|
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала… |
|
|
|
6-7 |
Моя улица |
|
Проект « Моя улица» |
|
|
|
8-11 |
Наша школа |
|
Проектная деятельность (по выбору учащихся) |
|
|
|
12-13 |
Моя малая Родина |
|
Конкурс творческих литературных работ |
|
|
|
14-21 |
Наш край богат талантами |
|
Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своей малой родины. |
|
|
|
22-30 |
Наш край в годы Великой Отечественной войны |
|
Творческая работа «Расскажи о своем герое». |
|
|
|
31. |
Конкурс чтецов «Мой край родной» |
|
|
|
|
|
32. |
Викторина «Мой край родной» |
|
|
|
|
|
33-34. |
Проект «Край, в котором я живу». |
|
Проекты учащихся |
|
|
|
Содержание программы:
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)
Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)
Проект « Моя улица»
Тема 6: “Наша школа”. (4 ч)
Традиции школы, историей своей школы.
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)
1. Знакомство с историческими архитектурными объектами Гагаринского района, памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Наш край богат талантами”.(8ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры малой родины.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 9:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (9 ч)
2015 год – год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся школы готовятся к этой памятной дате.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое».
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Тема 10. Подведение итогов
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;
- формировать активную жизненную позицию;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
- развивать умение совершенствоваться в коллективе.
Учащиеся должны уметь:
Воспроизводить и анализировать собранный ими материал;
Выступать перед публикой.
Ожидаемые результаты кружка
Знать о достопримечательностях, святынях родного края, символах района и края; осмысливать значение понятия «малая родина»; воспитание у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; умение рассказывать о важнейших событиях в истории России и родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников малой родины.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Материалы Гагаринского краеведческого музея;
-
Материалы СМИ «Гжатский вестник»;
-
Материалы интернет ресурсов.
-
Материалы городской и школьной библиотек.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна
→ svh1om 22.10.2022 0 982 54 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.