Программа элективного курса "Край, в котором я живу"; 5 класс
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу!»
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу!» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры. составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Поэтому я считаю, что будет целесообразно детям изучить сначала свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности.
В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Наши занятия помогут сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о Смоленской области.
Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому программа включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.
В основное содержание программы включены - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Основная цель программы:
обогащение знаний детей о родном крае.
Отсюда вытекают задачи:
-
Заложить основы краеведческой работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;
-
Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;
-
Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;
-
Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.
Программа рассчитана на 34 часа, которая может реализовываться в 5 классе по внеурочной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;
- совершенствование познавательных потребностей;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- сохранение индивидуальности ребенка;
-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;
- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы проведения |
||
всего |
теор. |
практ. |
|||
1. |
Географическое положение Смоленской области. |
1 |
0,5 |
0,5 |
беседа, работа с картой |
2. |
Климат. Природные зоны Смоленской области. |
1 |
0,5 |
0,5 |
рассказ, работа с картой |
3. |
Растительный мир Смоленской области. |
4 |
2 |
2 |
беседа, экскурсия, исследование |
4. |
Животный мир Смоленской области. |
2 |
2 |
|
беседа, экскурсия |
5. |
Водные ресурсы Смоленской области. |
1 |
0,5 |
0,5 |
беседа, работа с картой |
6. |
Полезные ископаемые Смоленской области. |
2 |
1 |
1 |
беседа, работа с картой, |
7. |
Влияние деятельности человека на окружающую среду. |
2 |
1 |
1 |
беседа |
8. |
Урок – обобщение. |
1 |
|
1 |
|
9. |
История нашего края. |
2 |
1 |
1 |
беседа, экскурсия |
10. |
Такой незнакомый знакомый Гжатск. |
4 |
1 |
3 |
беседа, экскурсия, исследование |
11. |
Памятные места Подмосковья. |
4 |
1 |
3 |
беседа, экскурсия, исследование |
12. |
Что дает наш край стране? |
2 |
1 |
1 |
рассказ, экскурсия |
13. |
Ими гордимся мы, ими гордится страна. |
3 |
1 |
2 |
рассказ, литературная гостиная |
14. |
След ВОВ на Смоленщине. |
2 |
1 |
1 |
экскурсия, рассказ |
|
Урок -обобщение |
|
|
|
|
15. |
Я – житель Смоленщины. |
2 |
|
2 |
беседа |
|
ИТОГО |
34 |
13,05 |
10,05 |
|
Темы проектов:
-
«Растительный мир Смоленской области»:
-
Растения-целители;
-
Растения Красной книги Смоленской области;
-
Многообразие растительного мира сообщества леса.
-
«Такой незнакомый знакомый Гжатск»:
-
«У каждой улицы своя история»;
-
«О чем рассказывает улица»;
-
«Родная улица моя»;
-
«Дом, в котором я живу»;
-
«С фотоаппаратом по городу»:
-
«Любимый уголок города»;
-
«Парки и скверы»;
-
«Архитектурные памятники»
-
«Храмы области»;
-
«Обелиски воинской славы»;
-
«Музеи города»
Содержание программы (34 часа)
Географическое положение Смоленской области (1 час).
Географическое положение Смоленской области на карте мира, России. Тверская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Ярославская области – соседи Смоленской области. Протяженность Смоленской области с запада на восток, с севера на юг. Города и районные центры Смоленской области.
Практическая работа с физической картой России.
Климат. Природные зоны Московской области (1 час).
Особенности рельефа Смоленской области. Особенности климатических условий Смоленской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Смоленской области.
Практическая работа с картой природных зон России, картой Смоленской области.
Растительный мир Смоленской области (4 часа).
Многообразие растительного мира Смоленской области. Растения Смоленской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Смоленской области».
Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».
Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Смоленской области».
Животный мир Смоленской области (2 часа).
Многообразие животного мира Смоленской области. Животные Смоленской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Смоленской области».
Водные ресурсы Смоленской области (1 час).
Реки Смоленской области Озера Смоленской области. Водные курорты Смоленской области.
Практическая работа с картой Смоленской области.
Полезные ископаемые Смоленской области (2 часа).
Полезные ископаемые, добываемые в Смоленской области: торф,песок, известняк, гипс, строительный камень. Месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Смоленской области».
Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).
Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.
Практическая работа: составление баннеров.
История нашего края (2 часа).
История возникновения Смоленской области. Гербы и флаги Смоленской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.
Экскурсия в музей «История города».
Такой незнакомый знакомый Гжатск (3 часа).
Экскурсия по городу. Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».
Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».
Памятные места (4часа).
Заочное путешествие по памятным и историческим местам Смоленской области. Знакомство с архитектурными памятниками Смоленской области. Знакомство с историей создания храмов. Знакомство с сохранившимися храмами области.
Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».
Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по город».
Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).
Знакомство с жизнью выдающихся людей Смолещины
След Великой Отечественной войны. (2 часа).
Рассказы детей о воевавших родственниках детей.
Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».
Экскурсия к обелиску воинской славы
Я – житель города Гагарин (2 часа).
Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.
Практическая работа: составление генеалогического древа.
Литература
-
Андреев Н.В. Топография и картография.
-
Берлянт A.M. Карта - второй язык географии.
-
Бурлак В.Н.Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания
-
Кублицкий Г.П. Край родной - Россия.
-
Овчиннеков В.В. Своими глазами.
-
Пивоварова Г.П По страницам занимательной географии.
-
Романюк С.К.По землям московских сел и слобод.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна
→ svh1om 24.10.2022 0 997 72 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.