Программа элективного курса "Край, в котором я живу"; 5 класс


 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Край, в котором я живу!»

5 класс

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу!» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.

В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры. составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Поэтому я считаю, что будет целесообразно детям изучить сначала свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности.

В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Наши занятия помогут сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о Смоленской области.

Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому программа включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.

 

В основное содержание программы включены - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

 

Основная цель программы:

обогащение знаний детей о родном крае.

 

Отсюда вытекают задачи:

  • Заложить основы краеведческой работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;

  • Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;

  • Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;

  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.

 

Программа рассчитана на 34 часа, которая может реализовываться в 5 классе по внеурочной деятельности.

 

Предполагаемые результаты реализации программы:

- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;

- совершенствование познавательных потребностей;

- сохранение физического и психического здоровья школьников;

- сохранение индивидуальности ребенка;

-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;

- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

Название темы

Количество часов

Формы проведения

всего

теор.

практ.

1.

Географическое положение Смоленской области.

1

0,5

0,5

беседа,

работа с картой

2.

Климат. Природные зоны Смоленской области.

1

0,5

0,5

рассказ,

работа с картой

3.

Растительный мир Смоленской области.

4

2

2

беседа, экскурсия,

исследование

4.

Животный мир Смоленской области.

2

2

 

беседа, экскурсия

5.

Водные ресурсы Смоленской области.

1

0,5

0,5

беседа, работа с картой

6.

Полезные ископаемые Смоленской области.

2

1

1

беседа,

работа с картой,

7.

Влияние деятельности человека на окружающую среду.

2

1

1

беседа

8.

Урок – обобщение.

1

 

1

 

9.

История нашего края.

2

1

1

беседа,

экскурсия

10.

Такой незнакомый знакомый Гжатск.

4

1

3

беседа, экскурсия,

исследование

11.

Памятные места Подмосковья.

4

1

3

беседа, экскурсия, исследование

12.

Что дает наш край стране?

2

1

1

рассказ,

экскурсия

13.

Ими гордимся мы, ими гордится страна.

3

1

2

рассказ,

литературная гостиная

14.

След ВОВ на Смоленщине.

2

1

1

экскурсия, рассказ

 

Урок -обобщение

 

 

 

 

15.

Я – житель Смоленщины.

2

 

2

беседа

 

ИТОГО

34

13,05

10,05

 

 

Темы проектов:

  1. «Растительный мир Смоленской области»:

  • Растения-целители;

  • Растения Красной книги Смоленской области;

  • Многообразие растительного мира сообщества леса.

  1. «Такой незнакомый знакомый Гжатск»:

  • «У каждой улицы своя история»;

  • «О чем рассказывает улица»;

  • «Родная улица моя»;

  • «Дом, в котором я живу»;

  1. «С фотоаппаратом по городу»:

  • «Любимый уголок города»;

  • «Парки и скверы»;

  • «Архитектурные памятники»

  • «Храмы области»;

  • «Обелиски воинской славы»;

  • «Музеи города»

 

Содержание программы (34 часа)

 

Географическое положение Смоленской области (1 час).

Географическое положение Смоленской области на карте мира, России. Тверская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Ярославская области – соседи Смоленской области. Протяженность Смоленской области с запада на восток, с севера на юг. Города и районные центры Смоленской области.

Практическая работа с физической картой России.

 

Климат. Природные зоны Московской области (1 час).

Особенности рельефа Смоленской области. Особенности климатических условий Смоленской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Смоленской области.

Практическая работа с картой природных зон России, картой Смоленской области.

 

Растительный мир Смоленской области (4 часа).

Многообразие растительного мира Смоленской области. Растения Смоленской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Смоленской области».

Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».

Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Смоленской области».

 

Животный мир Смоленской области (2 часа).

Многообразие животного мира Смоленской области. Животные Смоленской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Смоленской области».

 

Водные ресурсы Смоленской области (1 час).

Реки Смоленской области Озера Смоленской области. Водные курорты Смоленской области.

Практическая работа с картой Смоленской области.

 

Полезные ископаемые Смоленской области (2 часа).

Полезные ископаемые, добываемые в Смоленской области: торф,песок, известняк, гипс, строительный камень. Месторождения полезных ископаемых.

Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Смоленской области».

 

Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).

Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.

Практическая работа: составление баннеров.

 

 

История нашего края (2 часа).

История возникновения Смоленской области. Гербы и флаги Смоленской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.

Экскурсия в музей «История города».

 

Такой незнакомый знакомый Гжатск (3 часа).

Экскурсия по городу. Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».

Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».

 

Памятные места (4часа).

Заочное путешествие по памятным и историческим местам Смоленской области. Знакомство с архитектурными памятниками Смоленской области. Знакомство с историей создания храмов. Знакомство с сохранившимися храмами области.

Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».

Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по город».

 

Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).

Знакомство с жизнью выдающихся людей Смолещины

 

След Великой Отечественной войны. (2 часа).

Рассказы детей о воевавших родственниках детей.

Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».

Экскурсия к обелиску воинской славы

 

Я – житель города Гагарин (2 часа).

Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.

Практическая работа: составление генеалогического древа.

 

 

Литература

  • Андреев Н.В. Топография и картография.

  • Берлянт A.M. Карта - второй язык географии.

  • Бурлак В.Н.Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания

  • Кублицкий Г.П. Край родной - Россия.

  • Овчиннеков В.В. Своими глазами.

  • Пивоварова Г.П По страницам занимательной географии.

  • Романюк С.К.По землям московских сел и слобод.

 

 


Полный текст материала Программа элективного курса "Край, в котором я живу"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна  svh1om
24.10.2022 0 660 67

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК