Программа элективного курса "Моя малая Родина"; 6 класс
Элективный курс «Моя малая Родина» (для обучающихся 6 класса)
Пояснительная записка
Современное образование призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России. Важным является создание условий для стимулирования у обучающихся интереса к получению знаний и умений, стремления участвовать в трудовой деятельности и общественной жизни.
Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» подготовлена с учетом основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, соответствует требованиям ФГОС, требованиям к содержанию и организации исторического образования ФГОС, Концепции исторического образования (2014 г.), историко-культурному стандарту (2014 г.).
Актуальность разработки и реализации программы обусловлена необходимостью:
- обобщения и систематизации разнообразных сведений о мире, об истории человеческого общества;
- формирования элементарных представлений об обществе, роли человека в обществе;
- развития творческого отношения к окружающей действительности, раскрепощения личности ребенка.
Курс активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Осуществление деятельностного, личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса и отбору содержания курса позволяет обеспечить формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий.
Место курса в учебном плане
Элективный курс «Моя малая родина» рассчитан на 34 часа. Он изучается в 6 классе, по 1 часу в неделю на протяжении всего учебного года.
Целью исторического образования является формирование социального опыта обучающихся, осознание взаимодействия в системе «человек – природа – общество», развитие и воспитание обучающихся на основе знания прошлого и настоящего своей семьи, города, страны.
Задачи курса:
1. Воспитание у обучающихся патриотических чувств и гражданского сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
2. Развитие познавательного интереса у обучающихся на основе знакомства с историей малой Родины и биографиями выдающихся людей.
3. Воспитание у обучающихся любви к родному городу, области, людям, проживающим не только на территории нашей области, но и в стране в целом.
4. Содействие формированию у обучающихся культуры общения, гуманных межличностных отношений.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса
«Моя малая Родина»
Личностные результаты:
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего города, области, своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего города, области, страны и мира.
Программа элективного курса «Моя малая Родина» состоит
из 3 разделов:
Первый раздел «Моя родословная» предполагает создание условий для осознания обучающимися ценности изучения прошлого посредством приобщения к истории своей семьи на основе изучения родословной семьи, традиций семьи.
Второй раздел «Мой родной город. Архитектурное наследие родного
города» направлен на знакомство обучающихся с архитектурным разнообразием города, в котором они проживают, формирование бережного отношения к памятникам архитектуры, современным зданиям и скульптурным композициям города Гагарина. На этой основе решаются задачи формирования интереса к названиям улиц города, архитектурным памятникам, воспитания чувства гордости за родной край, чувства ответственности за сохранение памятников культуры.
Третий раздел «Наши земляки» имеет целью воспитание у обучающихся чувства гордости за земляков, прославивших родной город.
Учебно-тематический план
Раздел, темы занятий |
Кол-во часов |
|
Раздел I Моя родословная |
||
1. |
Имена рассказывают |
2 |
2. |
Из истории фамилий |
|
3. |
Виды и степени родства |
2 |
4. |
Пишем историю семьи |
1 |
5. |
Составляем семейный герб |
2 |
6. |
Итоговое занятие |
2 |
Раздел 2. Мой родной город. Архитектурное наследие родного города |
||
1. |
Наши предки. |
2 |
2. |
«Из варяг в греки». |
1 |
3. |
Города Смоленщины. |
1 |
4. |
Герб и флаг Смоленской области |
1 |
5. |
Герб и флаг г. Гагарина |
1 |
6. |
Улицы нашего города |
2 |
7. |
Храмы г. Гагарина |
2 |
8. |
Военное прошлое. |
2 |
9. |
Места боевой славы |
2 |
10. |
Итоговое занятие |
2 |
|
|
|
Раздел III. Наши знаменитые земляки |
||
1. |
П. Алексеев |
1 |
2. |
Ю.А. Гагарин |
2 |
3. |
Знаменитые поэты |
1 |
4. |
Итоговое занятие |
1 |
Содержание программы
Раздел I Моя родословная
Тема 1. Имена рассказывают (2 часа)
Что обозначает имя. Что такое именины. Как по батюшке. Редкие имена.
Тема 2. Из истории фамилий (2 часа)
Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Происхождение
фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род
занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может
показать фамилия при исследовании истории семьи.
Тема 3. Виды и степени родства (2 часа)
Понятие родства. Определение близости родства. Родство по восходящей
и нисходящей линии. Способ исчисления степеней. Духовное родство.
Тема 4. Пишем историю семьи (1 час)
Правила ведения дневника семьи и оформления архива семьи. Основная
задача при написании истории семьи.
Тема 5. Составляем семейный герб (2 часа)
Герб как важная составляющая при изучении и воссоздания родословной.
История создания родословных гербов. Значение фигур на гербе. Правила
составления семейного герба.
Тема 6. Итоговое занятие (2часа). Составление родословной.
Раздел 2. Мой родной город. Архитектурное наследие родного города.
Тема 1. Наши предки.(2часа)
Территория наших предков, их занятия.
Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись
Тема 2. «Из варяг в греки» (1час)
Великие водные пути через Смоленск.
Тема 3. Города Смоленщины.(1час)
Устройство древнего города; древние города Смоленщины.
Тема 4. Герб и флаг Смоленской области.(1час)
Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленской области.
Тема 5.Герб и флаг г. Гагарина (1час)
Тема 6. Улицы нашего города. (2часа)
Историческое название улиц города, их прошлое и настоящие. Экскурсия по городу.
Тема 7. Храмы города Гагарина.(2часа)
Вознесенская церковь, Казанская церковь, Благовещенский собор.Экскурсия в храм.
Тема 9. Военное прошлое.(2часа)
Отечественная война 1812г. Суровые годы фашизма.
Тема10. Места боевой славы.(2часа)
Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов
Тема 12. Итоговое занятие (2часа)
Раздел 3. Наши знаменитые земляки
Тема 1. П. Алексеев (1 час)
Биография и его революционная деятельность.
Тема 2.Ю.А.Гагарин.(2часа)
Детские и юношеские годы. Полёт в космос. Его имя носит наш город.
Тема 3. Знаменитые поэты гагаринской земли.
Чекусов М.П. Кеженов Н.Н.
Тема 4. Итоговое занятие.(2час)
В программе «Моя малая Родина» определены основные виды и формы
организации внеурочной деятельности:
экскурсии по городу и за его пределами;
беседы;
встречи с интересными людьми;
выставки творческих работ обучающихся;
дискуссии;
досуговое общение;
заочные путешествия по городу при помощи плана и карты
игровая деятельность;
изучение своего микрорайона;
конкурсы, викторины по истории малой Родины;
рассказ педагога и рассказы обучающихся по темам программы курса;
рассматривание художественных открыток и фотографий с видами
старого и современного г.Гагарина;
создание обучающимися альбомов о родном городе;
чтение произведений знаменитых поэтов;
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы
1. Компьютер, мультимедийное оборудование.
2. Картинные планы г. Гагарина, фотографии
города.
3. Биографии выдающихся людей.
Список литературы
1. Бестужев-Лада, И. В. История твоих родителей: Разговор с
молодым поколением / И. В. Бестужев-Лада. – М., 1998.
2. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников: метод. пособие для школьных администраторов, учителей,
классных руководителей, педагогов дополнительного образования / А. Н.
Вырщиков, М. Б. Кумарцев, А. П. Пашкович. – М. : Глобус, 2007. – 330 с.
3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи:
проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. –
2007. – №7.
4. Гумилев, Л. Н. От Руси к России /Л. Н. Гумилев. – М., 1992.
5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.
А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24 с.
6. Ионов, И. О. Российская цивилизация / И. О. Ионов – М.,2000.
7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников / Т. А.
Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание
школьников. – 2005. – №1. – С. 14-17.
9. Мурзина, И. Я. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для
чтения / И. Я. Мурзина, Н. Г.Кряжева. – Екатеринбург : Изд-во «Сократ», 1998.
– 159 с.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011.
– 342 с.
11. Чернова, М. Изучение истории семьи / М.Чернова // История. –
Прил. к газете «Первое сентября». – 1999. – №5. – С.6-8
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна
→ svh1om 24.10.2022 0 531 52 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.