Программа элективного курса "Край, в котором ты живёшь"; 8 - 9 классы
Элективный курс «Край, в котором ты живёшь»
Пояснительная записка
Программа курса «Край, в котором ты живёшь» содействует достижению ведущих целей современного географического образования школьников, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Программа краеведческого курса «Край, в котором ты живёшь» разработана на основе регионального компонента федерального образовательного стандарта по географии Смоленской области. Актуальность данного курса определяется растущим интересом к своему родному краю, окружающей географической среде, что является социальным заказом общества. Этот курс является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения, так как краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Комплексный подход в изучении географии малой Родины позволит сформировать у обучающихся прочные знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы и населения своей местности. Курс имеет подлинно страноведческий характер и способствует формированию личности обучающегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Изучение географии своей местности сводится к тому, чтобы привести в систему предварительно полученные знания, обобщить их и соединить отдельные сведения в комплексной географической характеристике области. В период перехода на новые образовательные стандарты большое внимание уделяется развитию творческих способностей личности обучающегося. Усиление практической направленности изучаемого материала, ориентация школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности способствует решение этой задачи. Практическая направленность позволяет обучающимся добывать знания в урочной и внеурочной деятельности.
Методика преподавания курса определяется его задачами и предполагаемыми результатами обучения на основе проведения лекций, дискуссий, постановки проблемных вопросов, экскурсий, работы с географическими справочниками и литературными источниками, проектной, исследовательской деятельности обучающихся.
Настоящий элективный курс разработан в связи с внедрением краеведческого направления в изучение школьных предметов. Рассчитан на 17 часов, для учащихся 9х классов (возможно использование в 8 классе). Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории, особенностях географического положения и компонентов природы Смоленской области.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, географического положения, хозяйства нашего края, о месте Смоленской области в России и современном мире.
В ходе ее достижения решаются задачи:
-формирование общих представлений об особенностях природы Смоленской области;
-определение роли Смоленской области в жизни России;
-формирование навыков работы с различными видами карт и источниками информации;
-воспитание активного природоохранительного отношения к окружающей среде, любви ко всему живому, стремления сохранить уникальные природные комплексы Смоленской области;
Данный элективный курс связан с такими учебными предметами как: природоведением, биологией, историей, географией, экологией.
Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля: тестовые задания, беседы, практические работы, семинары.
Тематическое планирование
№ занятия |
Название раздела, темы
|
Кол-во часов |
I |
Введение. Цели и задачи курса.
|
1 |
II
|
Географическое положение Смоленской области. 2. История формирования границ Смоленской области. 3.Современное географическое положение Смоленской области. |
2 |
III |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Смоленской области. 4. Геологическое строение. 5. Рельеф и полезные ископаемые области |
2 |
IV
|
Климат Смоленской области. 6.Климатообразующие факторы. 7.Особенности климата Смоленской области |
2 |
V
|
Водные ресурсы Смоленской области. 8. Реки, озёра, болота, подземные воды. 9. Реки Восточного района. Характеристика р. Гжать |
2 |
VI |
Почвы Смоленской области. |
1 |
VII
|
Растительный и животный мир Смоленской области. 11.Своеобразие растительного и животного мира Смоленщины. 12.Красная книга Смоленской области. |
2 |
VIII
|
Современное состояние природы и её охрана. 13.Загрязнение природной среды. 14. Заказники, заповедники. Национальный парк «Смоленское поозёрье». |
2 |
IX
|
Население Смоленской области. 15.Состав и динамика населения. Расселение. 16.Население г. Гагарина и Гагаринского района |
2 |
X |
Итоговое занятие |
1 |
Учебно-тематический план:
Содержание элективного курса «Край, в котором ты живёшь».
Раздел I . Введение.(1 час)
География и краеведение. Гражданин и патриот Смоленской земли. Вклад смолян в развитие географии.
Раздел II. Географическое положение Смоленской области (2часа).
История формирования территории Смоленщины. Географическое положение Смоленской области на материке Евразия, на карте России. Площадь, крайние точки, естественные рубежи, координаты. Особенности физико-географического положения, протяженность границ, соседи, географический центр. Определение расстояний по карте.
Раздел III.Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Смоленской области. (2 часа)
Геология, петрография, палеонтология, геоморфология - науки о Земле. Горные породы и минералы, их образование и строение. Различие горных пород по условиям образования. Полезные ископаемые: рудные и нерудные. Добыча полезных ископаемых. Проблемы охраны окружающей среды.
Раздел IV. Климат Смоленской области. (2 часа)
Климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс Атмосферное давление. Распределение тепла и влаги по территории. Фенологические наблюдения. Сроки сезонов года. Народные приметы.
Раздел V. Водные ресурсы Смоленской области. (2 часа)
Реки, их притоки. Типы рек. Гидрологический режим. Топонимика названий рек Загрязнение рек области, меры охраны. Водохранилища, озера, болота, подземные воды.
Раздел VI. Почвы Смоленской области. (1 час)
Почвы, типы почв, их особенности и распространение. Плодородие почв. Охрана почв.
Раздел VII. Растительный и животный мир Смоленской области. (2 часа)
Разнообразие растений и животных, распространение по территории области. Особенности видового состава растительного и животного мира. Красная книга Смоленской области.
Раздел VIII.Современное состояние природы и её охрана. (2 часа)
Взаимосвязь и взаимодействие человека с природой. Человек как часть природы. Пути снижения вредного влияния на природный комплекс. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Раздел IX.Население Смоленской области. (2 часа)
Список литературы:
1. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии. Москва, Творческий центр , 2007г.
2. Д.Ф. Маймусов «Почвы Смоленской области, их улучшение и использование». Смоленское книжное издательство 1963 г.
3.К. Баландин «В. В. Докучаев»; Книга для учащихся; «Просвещение». Москва 1990 год.
4.Д. И. Погуляев, А. А. Шостьина «Природа и физико-географические (природные) районы Смоленской области» Смоленское книжное издание 1963 год.
5. Природа Смоленской области / под ред. В.А. Шкаликова. – Смоленск: Универсум, 2001.
6. Смоленская область: краеведческий словарь. – Москва, 1978.
7. Кремень А.С. Озера Смоленской области: комплексные и отраслевые географические исследования для целей народного хозяйства. – Смоленск, 1977.
8. Погуляев Д.И. Реки и озера Смоленской области. –Москва: Московский рабочий
9. Евдокимов М.Ю., Катровский А.П., Шкаликов В.А. География Смоленской области – 6-е издание. – Смоленск, 2012г.
10. Красная книга Смоленской области / под редакцией Круглова. Смоленск: Смол. гос. Пед. Ин-т, 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна
→ svh1om 24.10.2022 0 584 71 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.