Программа курса внеурочной деятельности "Топонимика"



 


 


 


 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Топонимика»

(общеинтеллектуальное направление)

Составлена на основе пособия для учителей «Программа внеурочной деятельности.

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение» /Д.В.Григорьев, Г.В.Степанов.- М: Просвещение, 2011г.

(34ч , 1ч в неделю)

 

Разработана учителем географии

Поклонской Натальей Васильевной

 


 


 

Срок реализации программы 202__ - 202__ год


 


 


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Топонимика» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа № 2, календарного графика работы школы и плана внеурочной деятельности МБОУ ССОШ№2 на 201_ - 201_ учебный год и на основе пособия для учителей «Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение» /Д.В.Григорьев, Г.В.Степанов.- М: Просвещение, 2011г. Программа направлена на обеспечение достижения планируемых результатов ООП ООО. В результате внеурочной деятельности, при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.


 

Цель программы – вовлечь обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов, способствовать формированию системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- повысить информационную и коммуникационную компетентность в области изучения географических объектов;

- формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории географических названий политической и физической карты мира, физической карты России и Брянской области, названий улиц города Брянска, города Стародуба;

- развивать интерес к исследовательской творческой работе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Личностные результаты: формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Формируемые УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде; воспитание уважения к Отечеству, к своей местности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

2. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств её осуществления.

Формируемые УУД:

2.1. Личностные: осознание себя как члена общества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; владение устной и письменной речью; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

2.2. Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение планировать, организовывать и управлять своей познавательной деятельностью; владение основами самоконтроля, самооценки.

2.3. Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие географического мышления; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию.

2.4. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в парах.

3. Предметные результаты: овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; создание основы для выбора сфера своей профессиональной деятельности.

Формируемые УУД: формирование представлений о роли географических знаний как компоненте научной картины мира, формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.


 


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Введение

Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии.

Практическая работа. «Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами».

2. Топонимика и русский язык

Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизни и деятельности известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.

Практическая работа. Знакомство с географическим положением городов: Петропавловск, Новосибирск, Изборск, Кореновск, Красноярск. « Составление карты «Зона преобладания суффиксов -ск и -горск на территории России».

3. Топонимика и физико-географическая карта

Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа).

Практическая работа «Происхождение названий объектов природы».

4.Топонимика и история географических открытий

Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и оставшиеся от коренных жителей.

Практическая работа «Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена путешественников на карте мира».

5. Топонимика на политической карте мира

Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение и исчезновение названий на политической карте под влиянием исторических и политических процессов.

Практическая работа « Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».

Практическая работа «Историческое формирование названий стран мира».

6. Топонимика России

О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов, изменение названий во времени, история изучения России в именах первопроходцев на карте.

Практическая работа «Составление презентации «Имена землепроходцев на карте России».

Практическая работа «Составление таблицы «Изменение названий географических объектов на карте России».

7. Антропонимы в топонимах

Урбанимия – наука, изучающая названия городов.  История возникновения названий городов Ярославль, Владимир, Пушкин, Лермонтов, Ломоносов, Хабаровск, станция «Ерофей Павлович» в Амурской области, Арсеньев, Пржевальск, Гагарин. Изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование городов.

Самостоятельная работа. Составление викторины «Имя на географической карте».


 

8. Города воинской славы

Города воинской славы. Заслуги городов воинской славы: Белгород, Курск, Орёл, Владикавказ, Малгобек, Ржев, Ельня, Елец, Воронеж, Луга, Полярный, Ростов-на-Дону,Туапсе, Великие Луки, Великий Новгород, Дмитров, Вязьма, Кронштадт, Наро-Фоминск, Псков, Козельск, Архангельск, Волоколамск, Брянск, Нальчик, Выборг, Калач-на-Дону, Владивосток, Тихвин, Тверь, Анапа, Колпино, Старый Оскол, Ковров, Ломоносов, Петропавловск-Камчатский, Таганрог, Малоярославец, Можайск, Хабаровск, Старая Русса, Гатчина, Петрозаводск, Грозный, Феодосия.

Практическая работа «Географическое положение городов воинской славы».

9.Топонимы Брянской области

Формирование географических названий на карте Брянской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Брянской области.

Практическая работа «Географическое положение, природа в топонимах Брянской области, Стародубского района». Изучение физической карты Брянской области и Стародубского района карты.

10. Годонимы г. Стародуба

Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Названия улиц г. Стародуба, связанные с именами политических деятелей, военных, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.

Семинар «История названий улиц г. Стародуба».

11. Ономастика

Ономастика – наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах.

Семинар «Что в имени твоём...».

12. Работа над творческими проектами

Практическая работа « Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы».

Творческий отчёт обучающихся.

13. Защита проектов

Представление и защита самостоятельных (индивидуальных и/или коллективных работ) обучающихся. Подведение итогов учебного года.

Приложение1

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема

Количество часов

Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала

1

 

Введение

 

3

 

2

 

Топонимика и русский язык

 

2

 

3

 

Топонимика и физико-географическая карта

 

3

 

4

 

Топонимика и история географических открытий

3

 

5

 

Топонимика на политической карте мира

4

 

6

 

Топонимика России

 

5

 

7

 

Антропонимы в топонимах

 

2

 

8

 

Города воинской славы

 

2

 

9

 

Топонимы Брянской области

 

2

 

10

 

Годонимы РОДНОГО ГОРОДА

 

2

 

11

 

Ономастика

 

2

 

12

 

Работа над творческими проектами

 

2

 

 

 

Защита проектов

2

 


 


 

Приложение 2


 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Портреты выдающихся географов

Глобус физический

Политическая карта мира

Физическая карта мира

Политико-административная карта России

Физическая карта Брянской области

Информационно-коммуникационные средства

Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. М.: NMG, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. М.: 1C Мультимедиа, 2005. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

География. 6-11 классы / А.Г. Стадник [и др.]. Волгоград: Учитель, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Интерактивные карты по географии + 1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. М.: 1C Мультимедиа, 2010. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Учебная литература

Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия. М.: «Просвещение» 1982.

Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Рассказы о географических названиях. М.: Армада-пресс, 2001.


 

Дополнительная литература

Блаженов В.А. Географические детективы как средство развития мышления учащихся М.: Дрофа, 2007.

Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М.: Дрофа, 2006.

Галеева Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2006.

Географическое краеведение: уч. пособие для 6 – 9 классов общеобразоват. учреждений / Под ред. А.А. Баранова и Н.В. Лобиной. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2002. 235 с.

Горбачёв С.К. Русские географические названия. Л.: Наука, 1965.

Данилова Е.А. География в схемах и таблицах. СПб.: Тригон, 2006.

Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград: Учитель, 2011.

Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2005.

Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Ростов/Д.: Учитель, 2001.

Майоров Т.С. География. Справочник школьника. М.: Ключ-С, 1996.

Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1995.

Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес. М.: Знание, 1969.

Мурзаев Э.М. Слово на карте. М.: Армада-пресс, 2001.

Наумов А. Задачи по географии. М.: Мирос, 1993.

Низовцев В.А. Школьные олимпиады 6-10 классы. География. М.: Айрис-пресс, 2006.

Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.

Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии. М.: Просвещение, 1994.

Прохоров В.А. Надпись на карте. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М.: Школа-пресс,1994.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. М.: АРКТИ, 1997.

Труднева С.Н. География в кроссвордах. М.: Дрофа, 2006.

Успенский Л.В. Имя дома твоего. Л.,1967.

Цымбалова Л.Н. 100 имён – 100 судеб. Как назвать вашего ребёнка. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Юрков П.М. Географические диктанты. М.: Просвещение, 1984.

Яворовская И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

 


 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оцениваются результаты предметные, метапредметные и личностные.

Результаты обучающегося – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Решение полноценных задач, отдельных действий, прежде всего успешных, достойны качественной оценки (словесной характеристики).

Результаты учителя – это разница между результатами обучающихся (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей обучающихся.

Учитель и обучающийся вместе определяют оценку. На внеурочном занятии обучающийся сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки». Учитель имеет право скорректировать оценку, если докажет, что обучающийся завысил или занизил её.

Алгоритм самооценки

(основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Оценивание производится по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки: «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся на занятии «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных школьников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка: «отлично».


Полный текст материала Программа курса внеурочной деятельности "Топонимика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поклонская Наталья Васильевна  Публикатор
24.11.2022 0 536 49

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК