Рабочая программа по географииспециальной (коррекционной) школы 8 вида - 6 класс



Рабочая программа по географии

6 класс


Составитель: Терехова Т.В., учитель географии






2010 год

Пояснительная записка


Данная рабочая учебная программа составлена для 6 класса на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1 под ред. В.В. Воронковой 2010 год, автор программы Т.М. Лифанова.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков программы, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Учебный план отводит 70 часов для изучения учебного предмета «Начальный курс физической географии 6 класс» из расчета 2-х учебных часов в неделю 35 недель в год.

Тематический план ориентирован на использование учебника:Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной «География 6 класс» Москва, «Просвещение», 2008 год.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе, водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии «IIлан и карта». При изучении этой темы следует осуществляется постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования. Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно вьполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем позволяет более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу б класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне, Планеты, Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. Программа включает разделы: пояснительную записку; цели и задачи обучения географии, основные требования к знаниям и умениям учащихся, содержание программы учебного предмета, календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля: практические работы, тестовые задания, перечень учебно-методических средств обучения.



Цели и задачи обучения географии:

Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные


  • Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:


  • Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.


Корреционно-развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • Расширять лексический запас. Развивать связную роечь.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:


  • что изучает география:

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов и их различия
    меры по охране воды от загрязнения,

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • основные направления на плане, географической карте;

  • условные цвета и основные знаки географической карты;

  • распределение воды и суши на земле;

  • маиерики и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

  • Солнце как ближайшую к земле звезду и его значение для жизни на Земле.

  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

  • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме: «Карта России»




Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта и ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

  • составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и план описания;

  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте при помощи учителя;

  • выполнять задания в «Рабочей тетради»


Содержание программы учебного предмета

6 класс Начальный курс физической географии (70 ч) I четверть (18 ч) Введсние (4 ч)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Межпредметные связи
Признаки времен года. Сезонные изменения, состояние водоемов, растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года (Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», Природоведение).
Правописание трудных слов (Русский язык).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением —атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.
Ориентирование на местности (5 ч)
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природы.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (Математика).
Рисунки компаса и линии горизонта (Изобразительное искусство).
Изготовление звездочки ориентирования (Ручной труд).
Правописание трудных слов (Русский язык).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли (4 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятия о землетрясениях в извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (Математика).
Поверхность нашей местности (Природоведение).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом (Ручной труд).
Предметы и явления неживой природы (Естествознание). Правописание трудных слов (Русский язык).

Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле (10 ч)
Значение воды для жизни па Земле. Круговорот воды в природе.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. горные и равнинные реки.
Использование рек.
II четверть (14 ч,)
Озера, водохранилища пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, ох осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе («Природоведение»).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод от загрязнения («Естествознание»).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом («Ручной труд»). Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
План и карта (9 ч)
Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
План класса. План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, Города, моря, реки, каналы и т.д.).
Физическая карта Росси и. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи Меры длины, измерение отрезка, масштаб (Математика).
Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»).
Различие цвета и опенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников).
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса) в рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
III четверть (20 ч)
Земной шар (14 часов)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года (Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе).
Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными).
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
<Опоясывание> глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
Карта России (20 ч) Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами.
4 четверть (18 ч)
Рельеф нашей страны. низменности, возвьшенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Работа с контурными картами.
Река Волга.
Реки: дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Крупные города России (по выбору учителя).
Работа с контурными картами.
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии.
Межпредметные связи Наша страна. Москва—столица нашей Родины. Города. Наша местность (Природоведение»).
Вода, полезные ископаемые ( Естествознание).
Различение цвета и его опенков (Изобразительное искусство).
Правописание трудных слов (Русский язык).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России в рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.


Формы и средства контроля

Программные практические работы обязательные для выполнения в 6 классе.


Раздел

Тема

Содержание

Цель работы

Оценка

Введение

I четверть

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1 – 5 классы. Знакомство с новым учебником, положением- атласом, тетрадью на печатной основе.

Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению географии. Учить вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе, фиксировать их в календаре.

Всем учащимся

Ориентирование на местности I ч.

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Формирование умения называть и определять стороны горизонта.

Всем

Уч-ся

Схематическая зарисовка компаса.

Формировать умение пользоваться компасом.

Всем

Уч-ся

Упражнение в определении сторон горизонта по солнцу и компасу, местными признаками природы.

Формирование.

Упражнение в определении.

Всем

Уч-ся

План и карта

I ч.

Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте, умении обозначать направления.

Формировать умение определять направления на местности, плане, карте, учить пользоваться звёздочками направлений.

Всем

Уч-ся

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображении их на плане (чертежи в масштабе)

Формирование умения вычерчивать простейший план, пользоваться масштабом.

выборочно

Вычерчивание простейших планов предметов, класса.

Формирование умения чертить простейший план.

Всем

Уч-ся

Изготовление в столярной мастерской съемного плана макета школьного участка.

Формировать умение выполнять план школьного участка.

Всем поэтапно


Раздел

тема

Содержание

Цель работы

Оценка

План и карта

I ч.

Зарисовка в тетради и изготовление таблицы условных знаков и цветов физической карты, чтение планов по условным знакам.

Учить читать план по условным знакам.

Всем

Уч-ся

Изготовление топографического лото


Всем

Уч-ся

Формы поверхности Земли. II ч.

Моделирование и зарисовка равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Учить выполнять модели форм поверхности.

Всем

Уч-ся

Показ на физической карте форм поверхности не давая точных названий.

Формировать умение находить нужные формы поверхности на физической карте.


Вода на Земле. II ч.

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовка схем.



Всем

Уч-ся

Проведение опытов, показывающих:

а)Растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой.

б) Очистка воды фильтрованием.


Формировать умение сравнивать, делать выводы.

Выборочно

Упражнение в определении направления течения реки, различие берегов и других её частей.


Упражняться в определении направления течения, частей реки.

Всем поэтапно

Показ, на физической карте России различных водоёмов (не требуются знания конкретных названий рек, озёр и т.п.).


Формировать умение работать с картой России.

Всем поэтапно

Раздел

тема

Содержание

Цель работы

Оценка


Земной шар IIIч.

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Формировать умение обозначать части Земного шара.

Всем уч-ся


Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Выявить степень усвоения механизма смены дня и ночи.

Выборочно


Оформление таблицы названий океанов и материков.

Формировать умение работать самостоятельно.

Всем уч-ся


Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.


Учить работать с контурной картой.

Всем поэтапно


Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещённости на земном шаре.

Уточнять знания учащихся о расположении поясов освещённости и растительного и животного мира, обитающих в каждом из поясов.

Выборочно


"Опоясывание" глобуса лентами красного, зелёного и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещённости.


Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.


Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.


Карта России IV ч.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Формировать умение наносить изучаемые объекты на контурную карту.

Всем



Раздел

тема

Содержание

Цель работы

Оценка

Карта России IV ч.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.


Учить учащихся соотносить условный знак полезного ископаемого и месторождение по его добычи.

Всем поэтапно

Изготовление планшетов; условный знак полезного ископаемого из коллекции – его название – основные месторождения.

Учить учащихся соотносить условный знак полезного ископаемого и месторождение по его добычи

Всем

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Формировать умение определять по условным знакам и цветам карты природные объекты.

Всем



Географическая номенклатура
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно- Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя).


Полный текст материала Рабочая программа по географииспециальной (коррекционной) школы 8 вида - 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терехова Татьяна Валерьевна  твт
13.01.2011 0 12365 2021

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК