Рабочая программа по географииспециальной (коррекционной) школы 8 вида - 6 класс
Рабочая программа по географии
6 класс
Составитель: Терехова Т.В., учитель географии
2010 год
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена для 6 класса на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1 под ред. В.В. Воронковой 2010 год, автор программы Т.М. Лифанова.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков программы, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Учебный план отводит 70 часов для изучения учебного предмета «Начальный курс физической географии 6 класс» из расчета 2-х учебных часов в неделю 35 недель в год.
Тематический план ориентирован на использование учебника:Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной «География 6 класс» Москва, «Просвещение», 2008 год.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе, водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «IIлан и карта». При изучении этой темы следует осуществляется постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования. Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно вьполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем позволяет более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу б класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне, Планеты, Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. Программа включает разделы: пояснительную записку; цели и задачи обучения географии, основные требования к знаниям и умениям учащихся, содержание программы учебного предмета, календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля: практические работы, тестовые задания, перечень учебно-методических средств обучения.
Цели и задачи обучения географии:
Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно-развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную роечь.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
что изучает география:
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов и их различия
меры по
охране воды от загрязнения,
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и основные знаки географической карты;
распределение воды и суши на земле;
маиерики и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к земле звезду и его значение для жизни на Земле.
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
названия географических объектов, обозначенных в программе по теме: «Карта России»
Учащиеся должны уметь:
определять стороны горизонта и ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и план описания;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте при помощи учителя;
выполнять задания в «Рабочей тетради»
Содержание программы учебного предмета
6 класс Начальный курс физической географии (70 ч) I четверть (18 ч) Введсние (4 ч)
География — наука о природе Земли,
населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты
Солнца и погоды. Компоненты погоды:
температура, облачность, давление
воздуха, ветер, атмосферные осадки.
Опасные природные явления в атмосфере,
меры предосторожности.
Географические
сведения о своей местности и труде
населения. Экскурсия для выяснения
запаса элементарных географических
представлений, проверки знаний, умений
и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Признаки
времен года. Сезонные изменения, состояние
водоемов, растительности и животного
мира, высота Солнца и продолжительность
дня в разное время года (Развитие устной
речи на основе ознакомления с предметами
и явлениями окружающей действительности»,
Природоведение).
Правописание трудных
слов (Русский язык).
Практические
работы
Чтение и обобщение календарей
природы и труда за 1—5 классы.
Знакомство
с новым учебником, иллюстрированным
приложением —атласом, с рабочими
тетрадями на печатной основе.
Ориентирование на местности (5 ч)
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны
горизонта.
Компас и правила пользования
им.
Ориентирование. Определение
основных направлений по Солнцу, звездам,
местным признакам и природы.
Экскурсия
для закрепления понятий о горизонте и
об основных направлениях.
Межпредметные
связи
Горизонтальное и вертикальное
положение (Математика).
Рисунки
компаса и линии горизонта (Изобразительное
искусство).
Изготовление звездочки
ориентирования (Ручной труд).
Правописание
трудных слов (Русский язык).
Практические
работы
Зарисовка линии, сторон
горизонта.
Схематическая зарисовка
компаса.
Упражнения в определении
сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон
горизонта по местным признакам (на
экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли (4 ч)
Экскурсия для ознакомления с
формами рельефа своей местности.
Рельеф
местности, его основные формы. Равнины
(плоские и холмистые), холмы.
Овраги,
их образование.
Горы. Понятия о
землетрясениях в извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение
объектов (холмы, горы) по высоте
(Математика).
Поверхность нашей
местности (Природоведение).
Работа
с глиной, пластилином, природным
материалом (Ручной труд).
Предметы
и явления неживой природы (Естествознание).
Правописание трудных слов (Русский
язык).
Практические работы
Моделирование
из сырого песка, глины или пластилина
равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной
поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле (10 ч)
Значение
воды для жизни па Земле. Круговорот воды
в природе.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее
части. горные и равнинные реки.
Использование рек.
II четверть
(14 ч,)
Озера, водохранилища пруды.
Разведение рыб, птиц.
Болота, ох
осушение.
Океаны и моря. Явления
природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова
и полуострова.
Водоемы в нашей
местности. Охрана вод от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в
природе («Природоведение»).
Соленая
и пресная вода в природе; использование
воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве, охрана вод от загрязнения
(«Естествознание»).
Работа с глиной,
пластилином и природным материалом
(«Ручной труд»). Цвета и оттенки при
изображении водоемов на карте
(«Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский
язык»).
Практические работы
Моделирование из пластилина и
воды (реки, озера, острова, полуострова)
или изготовление макетов.
Зарисовки
схем реки, озера, колодца, острова,
полуострова.
Проведение опытов:
а) растворение морской соли в воде
и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления
течения реки, различение берегов и
других ее частей.
План и карта (9 ч)
Рисунок и план предмета.
Масштаб.
Измерение расстояний и их изображение
на плане по масштабу. Использование
плана в практической деятельности
человека.
План класса. План школьного
участка.
Условные знаки плана
местности.
План и географическая
карта. Основные направления на карте.
Масштаб карты.
Условные цвета
физической карты.
Условные знаки
физической карты (границы, Города, моря,
реки, каналы и т.д.).
Физическая карта
Росси и. Значение географической карты
в жизни и деятельности людей.
Межпредметные
связи Меры длины, измерение отрезка,
масштаб (Математика).
Вид сверху,
сбоку, масштаб («Трудовое обучение»,
«Черчение»).
Различие цвета и опенков
(«Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский
язык»).
Практические работы
Упражнения в определении направлений
на местности, плане и карте.
Упражнения
в умении обозначать направления на
плане и контурной карте.
Упражнения
в измерении расстояний на местности и
изображение их на плане (чертеже) в
масштабе (для сильных учеников).
Вычерчивание простейших планов
(нескольких предметов, класса) в рабочей
тетради на печатной основе.
Изготовление
в столярной мастерской во внеклассное
время съемного плана-макета школьного
участка.
Зарисовка в тетрадях и
изготовление таблицы условных знаков
плана, условных знаков и цветов физической
карты.
Чтение простейших планов
(школьного участка, местности) с опорой
на таблицу условных знаков.
Показ
на физической карте России в приложении
к учебнику форм поверхности (не давая
точных названий равнин, гор и т.п.)
Показ
на физической карте России в приложении
к учебнику различных водоемов (не
требуются знания конкретных названий
рек, озер и т.п.)
Прикрепление на
магнитной карте к цвету или знаку
соответствующих иллюстраций.
III
четверть (20 ч)
Земной шар (14
часов)
Краткие сведения о Земле,
Солнце, Луне.
Планеты.
Земля —
планета. Доказательства шарообразности
Земли.
Освоение космоса.
Глобус
— модель Земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Особенности изображения
суши и воды на глобусе. Физическая карта
полушарий. Распределение воды и суши
на Земле.
Океаны на глобусе и карте
полушарий. Материки на глобусе и карте
полушарий (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида).
Первые кругосветные
путешествия (Магеллан, Крузенштерн,
Лисянский).
Значение Солнца для жизни
на Земле. Различие в освещении и нагревании
Солнцем земной поверхности (отвесные,
наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от
погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности: жаркий, умеренные, холодные.
Изображение их на глобусе и карте
полушарий.
Природа тропического
пояса.
Природа умеренных и полярных
поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия,
круг, окружность, шар, полушарие;
положения: горизонтальное, вертикальное,
наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года
(Природоведение»).
Рисунок земного
шара и глобуса («Изобразительное
искусство»).
Правописание трудных
слов («Русский язык»).
Практические
работы
Изготовление из пластилина
или глины модели земного шара с
обозначением экватора и полюсов.
Показ
с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов
и материков.
Обозначение на контурной
карте материков и океанов; первых
кругосветных путешествий (в рабочей
тетради на печатной основе).
Работа
с контурами материков (картонными,
линолеумными, ламинированными).
Вычерчивание в тетради схемы
расположения поясов освещенности на
земном шаре.
<Опоясывание> глобуса
лентами красного, зеленого и белого
цветов. Прикрепление контуров растений
и животных к соответствующим поясам
освещенности.
Оформление альбома с
иллюстрациями картин природы и жизни
людей в различных климатических поясах
земного шара.
Знакомство с последними
публикациями в периодической печати
об освоении космоса.
Карта России
(20 ч) Положение России на глобусе,
карте полушарий, физической карте нашей
страны. Столица России Москва.
Границы
России. Сухопутные границы на западе и
юге. Морские границы. Океаны и моря,
омывающие берега России. Моря Северного
Ледовитого океана.
Моря Тихого и
Атлантического океанов.
Острова и
полуострова России.
Работа с контурными
картами.
4 четверть (18 ч)
Рельеф
нашей страны. низменности, возвьшенности,
плоскогорья.
Работа с контурными
картами.
Горы: Урал, Северный Кавказ,
Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения
полезных ископаемых (каменного угля,
нефти, железной и медной руд, природного
газа).
Работа с контурными картами.
Река Волга.
Реки: дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки
Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское,
Байкал, Каспийское море.
Крупные
города России (по выбору учителя).
Работа
с контурными картами.
Наш край на
физической карте России.
Повторение
начального курса физической географии.
Межпредметные связи Наша страна.
Москва—столица нашей Родины. Города.
Наша местность (Природоведение»).
Вода,
полезные ископаемые ( Естествознание).
Различение цвета и его опенков
(Изобразительное искусство).
Правописание
трудных слов (Русский язык).
Практические
работы
Обозначение границ нашей
Родины, пограничных государств, нанесение
названий изученных географических
объектов на контурную карту России в
рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление условных знаков полезных
ископаемых и прикрепление их к магнитной
карте.
Изготовление планшетов:
условный знак полезного ископаемого —
образец из коллекции — его название —
основные месторождения. Путешествия
(на карте) по нашей стране.
Формы и средства контроля
Программные практические работы обязательные для выполнения в 6 классе.
Раздел Тема |
Содержание |
Цель работы |
Оценка |
Введение I четверть |
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1 – 5 классы. Знакомство с новым учебником, положением- атласом, тетрадью на печатной основе. |
Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению географии. Учить вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе, фиксировать их в календаре. |
Всем учащимся |
Ориентирование на местности I ч. |
Зарисовка линии, сторон горизонта. |
Формирование умения называть и определять стороны горизонта. |
Всем Уч-ся |
Схематическая зарисовка компаса. |
Формировать умение пользоваться компасом. |
Всем Уч-ся |
|
Упражнение в определении сторон горизонта по солнцу и компасу, местными признаками природы. |
Формирование. Упражнение в определении. |
Всем Уч-ся |
|
План и карта I ч. |
Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте, умении обозначать направления. |
Формировать умение определять направления на местности, плане, карте, учить пользоваться звёздочками направлений. |
Всем Уч-ся |
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображении их на плане (чертежи в масштабе) |
Формирование умения вычерчивать простейший план, пользоваться масштабом. |
выборочно |
|
Вычерчивание простейших планов предметов, класса. |
Формирование умения чертить простейший план. |
Всем Уч-ся |
|
Изготовление в столярной мастерской съемного плана макета школьного участка. |
Формировать умение выполнять план школьного участка. |
Всем поэтапно |
Раздел тема |
Содержание |
Цель работы |
Оценка |
|||
План и карта I ч. |
Зарисовка в тетради и изготовление таблицы условных знаков и цветов физической карты, чтение планов по условным знакам. |
Учить читать план по условным знакам. |
Всем Уч-ся |
|||
Изготовление топографического лото |
|
Всем Уч-ся |
||||
Формы поверхности Земли. II ч. |
Моделирование и зарисовка равнины, холма, горы, оврага, вулкана. |
Учить выполнять модели форм поверхности. |
Всем Уч-ся |
|||
Показ на физической карте форм поверхности не давая точных названий. |
Формировать умение находить нужные формы поверхности на физической карте. |
|
||||
Вода на Земле. II ч. |
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовка схем.
|
|
Всем Уч-ся |
|||
Проведение опытов, показывающих: а)Растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой. б) Очистка воды фильтрованием.
|
Формировать умение сравнивать, делать выводы. |
Выборочно |
||||
Упражнение в определении направления течения реки, различие берегов и других её частей.
|
Упражняться в определении направления течения, частей реки. |
Всем поэтапно |
||||
Показ, на физической карте России различных водоёмов (не требуются знания конкретных названий рек, озёр и т.п.).
|
Формировать умение работать с картой России. |
Всем поэтапно |
||||
Раздел тема |
Содержание |
Цель работы |
Оценка |
|
||
Земной шар IIIч. |
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. |
Формировать умение обозначать части Земного шара. |
Всем уч-ся |
|
||
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. |
Выявить степень усвоения механизма смены дня и ночи. |
Выборочно |
|
|||
Оформление таблицы названий океанов и материков. |
Формировать умение работать самостоятельно. |
Всем уч-ся |
|
|||
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
|
Учить работать с контурной картой. |
Всем поэтапно |
|
|||
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещённости на земном шаре. |
Уточнять знания учащихся о расположении поясов освещённости и растительного и животного мира, обитающих в каждом из поясов. |
Выборочно |
|
|||
"Опоясывание" глобуса лентами красного, зелёного и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещённости. |
|
|||||
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. |
|
|||||
Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати. |
|
|||||
Карта России IV ч. |
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. |
Формировать умение наносить изучаемые объекты на контурную карту. |
Всем |
|
Раздел тема |
Содержание |
Цель работы |
Оценка |
Карта России IV ч. |
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
|
Учить учащихся соотносить условный знак полезного ископаемого и месторождение по его добычи. |
Всем поэтапно |
Изготовление планшетов; условный знак полезного ископаемого из коллекции – его название – основные месторождения. |
Учить учащихся соотносить условный знак полезного ископаемого и месторождение по его добычи |
Всем |
|
Путешествия (на карте) по нашей стране. |
Формировать умение определять по условным знакам и цветам карты природные объекты. |
Всем |
Географическая
номенклатура
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого
и Атлантического океанов, омывающих
берега России. Острова: Земля Франца
Иосифа, Новая Земля, Северная Земля,
Новосибирские, Врангеля, Сахалин,
Курильские.
Полуострова: Кольский,
Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины: Восточно- Европейская,
Западно-Сибирская, Прикаспийская
низменность, Валдайская и Среднерусская
возвышенности, Среднесибирское
плоскогорье.
Горы: Урал, Северный
Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга,
дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал,
Каспийское море.
Города: Москва,
Санкт-Петербург, Нижний Новгород,
Новосибирск, Екатеринбург (по выбору
учителя).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терехова Татьяна Валерьевна
→ твт 13.01.2011 0 12373 2021 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.