Конспект урока русского языка "Гласные в приставках пре- и при-"; 6 класс
М
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока:
Гласные в приставках пре- и при-
Цель: научить учащихся выбору гласной в приставках при- и пре-
Задачи:
Личностные:
- формировать интерес к языку;
- формировать культуру общения, навыки взаимопомощи.
Предметные:
- познакомить с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-;
- повторить правописание частей речи;
- развивать орфографическую зоркость, наблюдательность;
Метапредметные:
- умение анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение.
- развивать умение доказывать свою точку зрения,
- развивать познавательные интересы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, кармашки со значениями приставки ПРИ-карточки со словами, толковый словарь.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД
|
I. Оргмомент |
Приветствие: Прозвенел звонок Все готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник, мысли и тетрадки? Все ли правильно сидят? За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Значит, можно начинать! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. |
|
II. Языковая разминка (на основе домашнего задания).
|
С какой орфограммой мы познакомились на предыдущем уроке? (Правописание Ы – И после приставок на согласную) Творческий диктант (на интерактивной доске написаны столбиком слова). Ваша задача – подобрать приставку, способную изменить слово; запишите рядом полученное слово: Например: история - предыстория Играть - подыграть Исходный - безысходный Искать - подыскать Искусный - безыскусный Интересный – сверхинтересный Объясните правописание полученных слов.
|
Коммуникативные УУД: 1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
III. Формулирование темы урока
IV. Постановка проблемного вопроса
|
Перед вами на доске два слова: Пр…брежный Пр…интересный - В какой части слова пропущена буква? (в приставке) Выделяю приставку. - Как вы думаете, какую букву нужно вставить? (ответы детей, кто-нибудь ошибётся) Появляется запись: Пр и/е брежный Пр и/е интересный - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание приставок пре- и при-) Запись темы урока. - Ребята, почему получились разные мнения? (потому что слово одинаково хорошо звучит, если подставить Е и И) - Какой возникает вопрос? Формулирование проблемного вопроса: (как же правильно? Как отличить, когда в приставке пишется И, а когда Е?) Запись проблемного вопроса на доске: От чего зависит выбор букв Е и И в приставках пре- и при-? - К этим словам мы вернёмся в конце урока. |
Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока.
3. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
V. Открытие новых знаний
|
ПРИБЛИЖЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ БЛИЗОСТЬ НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ Каждый ученик (если в классе 2 – 3 ученика или пара, или группа, если класс большой) получает карточки с написанными на них словами. - Прочитайте внимательно слова. Что вас удивило? (все слова начинаются с приставки ПРИ-) Ваша задача: положить слово в свой кармашек в зависимости от его значения. Приоткрыть, прийти, прикрепить, пришкольный, присесть, привокзальный, прибежать, приморский, привстать, приехать, приоткрыть, пришить. Учащиеся по очереди (или представитель от группы) берут карточку со словом и, прежде чем положить в выбранный кармашек, комментируют свой выбор. - С чем связано написание приставки при- ? (с её значением) - Назовите четыре значения приставки при-. (приближение, присоединение, близость, неполное действие) - Какими словами из упр. 154 учебника вы дополнили бы кармашки? (приехать – приставка при- , потому что обозначает приближение; привокзальная – приставка при- , потому что обозначает близость; приплыть – приставка при-, потому что обозначает приближение) - В чём необычность этой приставки? (правописание зависит от значения) - Внимательно посмотрите на тему нашего урока… Что заметили? (мы знаем, когда пишется в приставке буква И, а когда же пишется Е?) - на (интерактивной) доске написаны слова: Прекрасный – Презабавный – Преступник – Прервать – Запишите слова в тетрадь, выделите приставку. - Что общего заметили? (у всех слов в приставке пишется буква Е) - Определите сами или с помощью словаря значение данных слов. (учащиеся объясняют значение каждого слова с приставкой пре- и записывают в тетрадь) получится запись: Прекрасный – очень красивый Презабавный – очень забавный Преступник – тот, кто переступил черту Прервать – перервать - Что общего вы заметили между значениями записанных слов? (есть слово очень и приставка пере-) - Можем ли мы заменить приставку пре- словом очень или приставкой пере-? Изменится ли значение слов? (можем, значение не изменится) - Как вы думаете, от чего зависит написание приставки пре-? (если можно приставку заменить словом очень или приставкой пере-, то в приставке пишется Е) - Какими словами из упр. 154 учебника вы дополнили бы столбик? (прескучный – очень скучный, Пренеприятное – очень неприятное, Преломить – переломить)
Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с выводами учеников. Беседа на выявление понимания: – Совпали ли ваши выводы с текстом правила? – Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана часть речи? (Это написание возможно в разных частях речи.)
|
Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. устанавливать сходства и различия, умение группировать.
Коммуникативные УУД 1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД 4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
|
VI. Развитие правописных и речевых умений
|
1. Упр. 155 развивается умение определять значение приставок пре, при и группировать слова в соответствии с общим значением приставки, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Упражнение выполняется сначала по образцу коллективно, а потом самостоятельно.
Разбор по составу: придорожный, Беседа о лексическом значении слов (придорожный – при дороге, около дороги)
На интерактивную доску вывожу 1 – 2 задания из сборника ГИА 9 кл.:
|
Познавательные УУД: 1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VII. Итог урока
|
- Какую приставку мы напишем в словах: Прибежать Преинтересный
(В слове прибежать пишется приставка при-, потому что обозначает приближение; в слове преинтересный – приставку пре-, так как её можно заменить словом очень)
- Чему вы сегодня научились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
|
Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Определять степень успешности работы.
|
VIII. Домашнее задание на выбор |
1.Составить на основе правила схему (таблицу) – параграф 32, стр. 68 – 69. 2.Выполнить упр. 158 на стр. 70. 3.Составить рассказ, используя слова упр. 154.
|
|
Беляева Т.В. Урок русского языка в 6 классе Правописание приставок пре- и при-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беляева Татьяна Владимировна
→ Публикатор 03.11.2019 0 6947 255 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.