Статья "Система подготовки к экзамену по литературе"
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕМУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ОГЭ по литературе – это первый экзамен, который сдают девятиклассники в числе других по выбoру. ОГЭ по литературе – экзамен творческий. Хорошо сдать его способен ученик, хорошо владеющий навыками рассуждения и грамотной речи.
Человек – уникальное существо, а возможности нашего мозга безграничны.
Ежедневные тренировки в написании сочинений позволяет хорошо сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, Выполнение экзаменационной работы по литературе требует от выпускника 9 класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска основaний для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос, умения создавать высказывания на литературную тему. В существующей модели экзамена присутствуют задания с развернутым ответом.
Это сложные виды деятельности, им нужно учить всегда, а не начинать это делать накануне экзамена.
Каждый учащийся сам принимает решение о том, нужно ли ему сдавать ОГЭ
по литературе. Сразу скажу, что экзамен этот творческий, требует обладания
большим словарным запасом и умения четко и красиво формулировать свои мысли.
Преимущества ОГЭ по литературе:
формирование ответов по открытым текстам;
возможность воспользоваться текстами художественных произведений;
исключение орфографических ошибок при оценке экзаменационных работ.
Итак, как же готовиться к такому неординарному экзамену? Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание комфортных условий для получения необходимых знаний, умений и навыков обучающимися для успешной сдачи итоговой аттестации по литературе 1.Знакомство со структурой и содержанием КИМ КИМ по литературе состоит из 2 – х частей: Часть 1. Два варианта на выбор: 1 вариант – анализ эпического, лиро-эпического или драматического произведения 2 вариант – анализ лирического произведения.. Создание индивидуального плана подготовки к ОГЭ Планирование графика консультаций Планирование предусматривает системное повторение основных вопросов и произведений, изучаемых в курсе литературы в 5- 9 классах. На учебно-тематическое планирование для консультаций отведено 34 часа (1 час в неделю).: В систему работы по подготовке к ОГЭ входят психологический настрой учащихся; организация информационной работы по подготовке к ОГЭ; создание методической базы; рациональное использование ресурсов ИКТ (онлайн-тестирования, тренажёры, тренинги, презентации, видеоуроки ); работа с текстом (часть 1 и часть 2) создание банка тестовых заданий; работа с родителями: беседы, индивидуальная работа, совместные консультации; консультации для учащихся, ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке; проведение экзамена и его анализ.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ
учащихся 9 класса
к основному государственному экзамену
по литературе
Учитель: Лежнева И.В.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-го класса к прохождению итоговой аттестации
Задачи: обобщение и систематизация знаний по литературе; формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
№ |
Тема занятия |
Сроки |
Форма занятий |
Виды деятельности |
1 |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. |
сентябрь
|
Мини-лекция, практикум |
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
2 |
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. |
октябрь |
Мини-лекция, практикум |
Работа в парах, анализ сочинений. |
3 |
Часть 1. Жанр сочинения 1.1.1 и 1.1.2. |
ноябрь |
Мини-лекция, практикум |
Работа с текстом, создание текста. |
4 |
«Подводные камни» сопостави-тельного анализа. |
ноябрь |
Мини-лекция, практикум |
Работа с текстом, создание текста. |
5 |
От приема – к образу, от образа – к содержанию |
декабрь |
Мини-лекция, практикум |
Работа с текстом, создание текста. |
6 |
Часть 2 Темы проблемного и описательного плана по русской литературе XI-XX вв. |
январь |
Мини-лекция, практикум |
Работа с текстом, создание текста. |
7 |
Жанровые разновидности тем. Тема-описание |
февраль |
Практикум |
Создание текста, оценивание |
|
Жанровые разновидности тем. Тема, в которой сформулирована проблема |
март |
|
|
8 |
Жанровые разновидности тем. Тема-реферат |
март |
Практикум |
Элементы сочинения, анализ текстов |
9 |
Жанровые разновидности тем. Сочинение-рассуждение |
апрель |
Практикум |
Элементы сочинения, анализ текстов |
10 |
Жанровые разновидности тем. Сочинение сопоставление |
май |
Мини-лекция, практикум |
Элементы сочинения, анализ текстов |
ОГЭ по литературе фактически сведен к нескольким вопросам, требующим написать сочинение или изложить свое мнение в формате рассуждения.
Задания разделены на две части. Первая часть представлена в двух вариантах: проза или стихотворение. Ученику предстоит выбрать только один.
Суть задания -ответить по фрагменту текста или стихотворению на три вопроса. Предстоит краткий анализ произведения и сопоставительный анализ фрагментов произведений. Это задания базового уровня сложности.
Выше базового уровня сложности -часть вторая. Это написание полного развернутого сочинения объемом не менее 200 слов. Причем у выпускников
также есть возможность выбора одной из четырех тем.
.Важный критерий ОГЭ по литературе – композиционная цельность и логичность
Далее идет кропотливая работа
1.Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. Кодификатор и элементы содержания (спецификация) представлены в Демоверсии.
2.Повторение основных теоретико-литературных понятий Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры; основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой; язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
3.Пишем план написания развернутого ответа Тщательно анализируем вопрос; Четко определяем проблему, которую предстоит решить, выполняя задание; Выделяем ключевые слова в формулировке вопроса; Разъясняем самому себе суть выделенных слов. Работаем со словарями; Если слово многозначное, определяем , в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису; Определяем авторскую позицию; Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ; Все тезисы обязательно аргументируем..
4. Работаем над планом сопоставительного анализа текста Выполняя задание, анализируем последовательно первый и второй текст, результаты оформляем в таблице Выделяем значимые элементы текста комментарий Выделяем значимые элементы текста комментария
5.Сопоставляем анализ фрагментов художественных произведений. Ответы строим по принципу «друг за другом»: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис..
6.Сочинение Обращаем внимание, чтo первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы; При этом помним; отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»; Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями; Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными; Подтверждать суждения текстом; Внимательно читать тему. Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным. Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.
При подготовке к экзамену обращаю внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении; формулировать собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом; В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов;
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лежнева Ирина Викторовна
→ Публикатор 08.02.2022 0 1506 139 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.