Статья "Система подготовки к экзамену по литературе"


   СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕМУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

ОГЭ по литературе – это первый экзамен, который сдают девятиклассники в числе других по выбoру. ОГЭ по литературе – экзамен творческий. Хорошо сдать его способен ученик, хорошо владеющий навыками рассуждения и грамотной речи. 
Человек – уникальное существо, а возможности нашего мозга безграничны. 
Ежедневные тренировки в написании сочинений позволяет хорошо сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, Выполнение экзаменационной работы по литературе требует от выпускника 9 класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска основaний для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос, умения создавать высказывания на литературную тему. В существующей модели экзамена присутствуют задания с развернутым ответом.             

 Это сложные виды деятельности, им нужно учить всегда, а не начинать это делать накануне экзамена.
Каждый учащийся сам принимает решение о том, нужно ли ему сдавать ОГЭ 
по литературе. Сразу скажу, что экзамен этот творческий, требует обладания 
большим словарным запасом и умения четко и красиво формулировать свои мысли.

Преимущества ОГЭ по литературе:

формирование ответов по открытым текстам;

возможность воспользоваться текстами художественных произведений;

исключение орфографических ошибок при оценке экзаменационных работ.

Итак, как же готовиться к такому неординарному экзамену? Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание комфортных условий для получения необходимых знаний, умений и навыков обучающимися для успешной сдачи итоговой аттестации по литературе 1.Знакомство со структурой и содержанием КИМ КИМ по литературе состоит из 2 – х частей: Часть 1. Два варианта на выбор: 1 вариант – анализ эпического, лиро-эпического или драматического произведения 2 вариант – анализ лирического произведения.. Создание индивидуального плана подготовки к ОГЭ Планирование графика консультаций Планирование предусматривает системное повторение основных вопросов и произведений, изучаемых в курсе литературы в 5- 9 классах. На учебно-тематическое планирование для консультаций отведено 34 часа (1 час в неделю).: В систему работы по подготовке к ОГЭ входят психологический настрой учащихся; организация информационной работы по подготовке к ОГЭ; создание методической базы; рациональное использование ресурсов ИКТ (онлайн-тестирования, тренажёры, тренинги, презентации, видеоуроки ); работа с текстом (часть 1 и часть 2) создание банка тестовых заданий; работа с родителями: беседы, индивидуальная работа, совместные консультации; консультации для учащихся, ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке; проведение экзамена и его анализ.

 

ПЛАН ПОДГОТОВКИ

учащихся 9 класса

к основному государственному экзамену

по литературе

 

Учитель: Лежнева И.В.

 

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-го класса к прохождению итоговой аттестации

Задачи:  обобщение и систематизация знаний по литературе; формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

 

 

Тема занятия

Сроки

Форма занятий

Виды деятельности

 1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

сентябрь

 

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

 2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

октябрь

Мини-лекция, практикум

Работа в парах, анализ сочинений.

 3

Часть 1.

Жанр сочинения 1.1.1 и 1.1.2.

ноябрь

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 4

«Подводные камни» сопостави-тельного анализа.

ноябрь

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 5

От приема – к образу, от образа – к содержанию

декабрь

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 6

Часть 2

Темы проблемного и описательного плана по русской литературе XI-XX вв.

январь

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

 7

Жанровые разновидности тем. Тема-описание

февраль

Практикум

Создание текста, оценивание

 

Жанровые разновидности тем. Тема, в которой сформулирована проблема

март

 

 

 8

Жанровые разновидности тем. Тема-реферат

март

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

 9

Жанровые разновидности тем. Сочинение-рассуждение

апрель

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

 10

Жанровые разновидности тем. Сочинение сопоставление

май

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

 

ОГЭ по литературе фактически сведен к нескольким вопросам, требующим написать сочинение или изложить свое мнение в формате рассуждения.

Задания разделены на две части. Первая часть представлена в двух вариантах: проза или стихотворение. Ученику предстоит выбрать только один.

Суть задания -ответить по фрагменту текста или стихотворению на три вопроса. Предстоит краткий анализ произведения и сопоставительный анализ фрагментов произведений. Это задания базового уровня сложности.

Выше базового уровня сложности -часть вторая. Это написание полного развернутого сочинения объемом не менее 200 слов. Причем у выпускников
также есть возможность выбора одной из четырех тем. 
.Важный критерий ОГЭ по литературе – композиционная цельность и логичность

Далее идет кропотливая работа

1.Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. Кодификатор и элементы содержания (спецификация) представлены в Демоверсии.

2.Повторение основных теоретико-литературных понятий Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры; основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой; язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).

3.Пишем план написания развернутого ответа Тщательно анализируем вопрос; Четко определяем проблему, которую предстоит решить, выполняя задание; Выделяем ключевые слова в формулировке вопроса; Разъясняем самому себе суть выделенных слов. Работаем со словарями; Если слово многозначное, определяем , в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису; Определяем авторскую позицию; Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ; Все тезисы обязательно аргументируем..

4. Работаем над планом сопоставительного анализа текста Выполняя задание, анализируем последовательно первый и второй текст, результаты оформляем в таблице Выделяем значимые элементы текста комментарий Выделяем значимые элементы текста комментария

5.Сопоставляем анализ фрагментов художественных произведений. Ответы строим по принципу «друг за другом»: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис..

6.Сочинение Обращаем внимание, чтo первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы; При этом помним; отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»; Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями; Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными; Подтверждать суждения текстом; Внимательно читать тему. Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным. Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.

При подготовке к экзамену обращаю внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении; формулировать собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом; В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов;

Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.

 

 


Полный текст материала Статья "Система подготовки к экзамену по литературе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лежнева Ирина Викторовна  Публикатор
08.02.2022 0 1075 125

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК