Программа педагогического сопровождения слабоуспевающего обучающегося в начальной школе
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в наше время в начальной школе остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Решение данного вопроса предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у обучающихся, которые учитывали бы их реальные возможности в обучении.
Изменения, которые происходят в жизни нашего общества, требования к уровню общего образования сделали данную проблему очень острой. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создаёт трудности для нормального развития ребёнка, так как, не овладев основными умственными операциями, обучающиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.
В настоящее время имеют место следующие основные подходы к изучению неуспеваемости: социологический, психологический, биологический, педагогический и др. Психологические проблемы неуспеваемости школьников наиболее многосторонне и основательно изучены Г.А. Антоновой, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.И. Мурачковским, A.M. Орловой, Л.С. Славиной и другими учёными. Славина Л.С. классифицировала неуспевающих учащихся в зависимости от причин их отставания, положив в основу аспект психологической запущенности:
-
обучающиеся с неправильно сформированным отношением к учению;
-
обучающиеся, испытывающие трудности при усвоении учебного материала («неспособные»);
-
обучающиеся, не владеющие необходимыми навыками и способами учебной работы;
-
обучающиеся, не умеющие трудиться;
-
обучающиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
По данным Министерства образования РФ, 78 % школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения, в противном случае эти дети дадут стойкую неуспеваемость, которая ляжет на общество экономическим и нравственным бременем. Значительную часть в этой массе (49 %) составляют дети с низким уровнем готовнос ти к школе. В нашей стране в настоящее время решение проблемы школьной неуспеваемости предусматривает организацию индивидуального подхода в обучении, который призван в максимальной степени учитывать различия в уровне развития
и способностях учащихся. В учебном процессе основой реализации этого подхода стала индивидуализация обучения и дифференцированные формы работы с обучающимися. Понятие «индивидуализация обучения» предусматривает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывал бы индивидуальные различия обучающихся, их способности к учению.
При работе со слабоуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребёнка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Для организации процесса обучения с таким детьми разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание необходимо уделять: индивидуализации обучения, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Реализация вышеизложенного позволяет добиться у обучающихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута
Цель – формировать у обучающегося приёмов общих и специфических умственных действий в ходе систематической работы по предметам. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающегося.
Задачи:
-
Удовлетворение потребности в новой информации.
-
Индивидуализация процесса обучения;
-
Личностный подход.
-
Формирование устойчивого интереса к предмету.
-
Расширение кругозора обучающихся, их любознательности.
-
Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки обучающихся.
-
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся.
-
Обогащение словаря и развитие речи.
-
Повышение уровня учебной мотивации; создание ситуации успеха.
-
Организация сотрудничества с родителями.
Планируемые результаты программы
-
-
Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
-
Внедрение новых образовательных технологий.
-
Основные компоненты содержания программы
Чтобы сформировать устойчивый интерес к предмету, необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
Занимательность создаёт заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
-
Использовать на уроке примеры своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
-
Использовать наглядный материал.
Программа индивидуального образовательного маршрута рассчитана на 39 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по вторникам в течение всего учебного года, в том числе и в каникулярное время.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ученика:
Возраст:
Класс:
Общее развитие ребенка:
-
осведомленность о своей семье:
-
знание и представление об окружающем мире: представления ограниченные на уровне дошкольного возраста.
-
развитие моторики:
-
развитие речи:
Отношение к школе и учебной деятельности. Сформированность учебных навыков:
-
-
по математике:
-
по литературному чтению:
-
по русскому языку:
-
Сформированность школьно-значимых умений:
-
-
умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать:
-
способность понимать и принимать инструкцию: Отношение к неудаче:
-
Темп работы: медленный, объем выполнения классной работы низкий.
Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями): семья неполная, ребенка воспитывает мама, помогает бабушка (по отцовской линии), с которой у мамы часто возникают разногласия в вопросах воспитания и обучения ребенка. У ребенка есть все необходимое для учебы и игр. Мама достаточно сложно идет на контакт с учителем, как правило, остается при своем мнении.
Заключение и рекомендации по коррекционно-развивающему обучению: рекомендована работа по индивидуальному образовательному маршруту для максимально-возможной ликвидации пробелов в знаниях.
Дата обследования: Подпись педагога:
Анализ причин слабой успеваемости обучающегося/класса
-
Состояние здоровья обучающегося
хронические заболевания – нет, наблюдается у невролога повышенная утомляемость - нет
-
Успеваемость по предметам
за предыдущий год – удовлетворительная
-
Влияние
семьи - положительное микросреды - положительное
-
Учебная мотивация по предмету низкая
-
Поведение на уроке хорошее
-
Наличие пробелов в знаниях по всем основным предметам
-
Понимание изучаемого материала
умение концентрировать внимание – внимание рассеянное
умение повторить изложенное – испытывает затруднения, так как преобладает зрительная память
умение самостоятельно выполнять задание – самостоятельность не развита; задания выполняет только с помощью учителя или родителей
-
Уровень учебных умений:
техника чтения – низкая скорость письма - низкая
устный счет – только в пределах 20
понимание прочитанного – пересказ текста только по наводящим вопросам
владение методами выполнения заданий по образцу, с опорой на алгоритм, по плану – не владеет, испытывает затруднения
-
Посещение дополнительных занятий с целью:
работы над ошибками, ликвидации пробелов - посещает Выполнение домашних заданий:
письменные задания выполняет регулярно только с помощью родителей или учителя; навыки самостоятельной работы отсутствуют
Какие формы работы с данным учеником используете на уроке – индивидуальная работа
Используемые виды контроля за усвоением учебного материала – текущий, работа по индивидуальным карточкам. Диагностика и систематизация ошибок, пробелов в знаниях – проводится после каждой самостоятельной и контрольной работы.
Вывод.
ФИ обучающегося относится к детям, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
Для школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе обучающиеся стремятся приспособить учебные задания к своим возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего не формируются навыки учебной работы.
Карта индивидуального развития обучающегося
_ года рождения
-
Параметры
1 год
2 год
3 год
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Отношение к учебе
Форма выполнения
учебных заданий
Работоспособность
Реакция на собственные
неудачи в учебе
Нарушено ли чувство
дистанции со старшими
Реакция на критику со
стороны учителя
Предпочитает общение
Карта для работы с детьми низкого уровня обученности
-
Фамилия, имя обучающегося:
-
Класс:
-
Состояние здоровья:
-
Общее физическое развитие:
-
Интересы и увлечения:
-
Кружки, секции:
-
Отношение к выполнению общественного поручения:
-
Участие в мероприятиях класса:
-
Участие в общешкольных мероприятиях:
-
Отношение к чтению:
-
Книги, которые предпочитает читать:
-
Отношение к учебе:
-
Самооценка:
-
Испытывает затруднения по предметам:
-
Причины, которые привели к отставанию по предметам:
-
Средства, используемые в работе: дополнительные занятия, работа по индивидуальному образовательному маршруту, создание ситуации успеха на уроке и внеурочной деятельности.
ИОМ
(индивидуальный образовательный маршрут) по русскому языку и математике обучающегося_ _
Учитель
№ п/п дата |
Тема занятия |
ЗУН |
УУД |
Задания, способы работы |
Форма контроля |
1-3 |
Сложение и вычитание чисел |
Записывать и читать числа от 1 до 100; - знать и использовать при объяснениях |
Личностные результаты: - придерживаться этических норм общения |
Карточки с недостающими данными; наличие наглядного алгоритма выполнения заданий. Задания с сопутствующими указаниями и инструкциями. |
Текущий. Проверка задания учителем, совместное исправление ошибок. |
|
|
последовательность чисел в |
и сотрудничества при |
|
|
|
|
пределах этого отрезка |
совместной работе над |
|
|
|
|
натурального ряда; |
учебной задачей; |
|
|
|
|
- понимать смысл всех |
Регулятивные УУД: |
|
|
|
|
четырех арифметических |
- самостоятельно |
|
|
|
|
действий, знать, как связаны |
формулировать цель |
|
|
|
|
между собой действия |
деятельности после |
|
|
|
|
сложения, вычитания, |
предварительного |
|
|
|
|
пользоваться этими |
обсуждения; |
|
|
|
|
знаниями; |
- совместно с учителем |
|
|
|
|
|
обнаруживать и |
|
|
|
|
|
формулировать учебную |
|
|
4-6 |
Безударная гласная |
Применять изученные |
проблему; |
Вспомни правило проверки |
Текущий. Проверка |
|
в корне |
орфографические знания на |
- в созданных совместно с |
безударной гласной в корне |
задания по |
|
|
практике; правильно |
педагогом на занятиях |
слова. Работа по |
контрольному |
|
|
списывать слова, |
ситуациях общения и |
индивидуальным карточкам: |
образцу, исправление |
|
|
предложения, |
сотрудничества опираясь |
прочитай слова, текст, вставь |
ошибок. |
|
|
текст; проводить |
на общие для всех |
пропущенные буквы, |
|
|
|
самопроверку; |
простые правила, делать |
подбери проверочные слова. |
|
|
|
находить «опасные места» в |
|
|
|
|
|
слове; находить корень; подбирать однокоренные слова; находить орфограммы по определённым признакам. |
выбор, как себя вести;
общения и сотрудничества).
Познавательные УУД:
|
|
|
7-9 |
Парные согласные в корне слова |
Находить в словах орфограммы, изученные во 2-3 классе; решать орфографические задачи; применять свои знания на практике; группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. |
Вспомни правило проверки парных согласных в корне слова. Выполнение задания по карточке «Найди ошибки». Задание на выбор проверочного слова из ряда однокоренных слов. Задание «Закончи предложение». |
Текущий. Самопроверка по контрольному образцу. |
|
10-12 |
Внетабличные случаи умножения и деления |
Знать названия компонентов и результатов действий умножения и деления; пользоваться этими знаниями; - выполнять устное и письменное умножение и деление чисел в пределах 100; - знать, как можно найти неизвестный компонент действия, использовать эти знания при проверке результатов действий; - выполнять умножение и деление с 0, 1, 10; - знать переместительное и |
Задания со вспомогательными вопросами, недостающими данными, сопутствующими вопросами и инструкциями. |
Текущий Самопроверка по эталону, разбор типичных ошибок. |
|
|
сочетательное свойство умножения; правила деления и умножения суммы на число. |
информация нужна для решения учебной задачи урока;
«карточек-помощников»
|
|
|
13 |
Деформированный текст. Восстановление деформированного текста |
Уметь оформлять предложения на письме, грамотно списывать текст, находить «опасные» места в тексте; пересказывать текст по вопросам. |
Восстановление деформированного текста с помощью сюжетных картинок. Задание со вставкой пропущенных букв, вспомогательными вопросами. |
Самоконтроль. Проверка по образцу. |
|
14-15 |
Письменные приемы сложения и вычитания чисел |
Применять алгоритмы сложения, вычитания многозначных чисел; выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач; создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3-4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий. |
Задания: составь выражения по образцу и вычисли их значения; заполни таблицу с недостающими данными; решение задач с помощью алгоритма рассуждений; задания с выбором ответа. |
Текущий. Проверка по эталону, исправление и анализ ошибок, составление алгоритма дальнейших действий. |
|
16 |
Комментированное письмо с проговариванием известных |
Уметь оформлять предложения на письме, писать текст под диктовку, находить «опасные» места в |
Сначала ученику дается карточка с текстом, в котором пропущены буквы. Ученик самостоятельно |
Контрольная работа. |
|
орфограмм |
тексте; подбирать однокоренные слова, проверять написанное, исправлять допущенные ошибки. |
составлять простой план решения учебной задачи с опорой на алгоритм;
Коммуникативные УУД:
|
вставляет буквы, подбирает проверочные слова. Далее орфограммы определяются на слух. Затем текст записывается под диктовку. |
|
17-18 |
Письменные приемы умножения и деления чисел |
Применять алгоритмы умножения, деления многозначных чисел; выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное; решать задачи и арифметические выражения в 2-3 действия. |
Применение приема иллюстрирования задач. Задания с недостающими данными, «Найди ошибку в вычислениях», «Прикидка результата», со вспомогательными вопросами; задания в которых выполняются отдельные его части. |
Текущий. Проверка заданий по алгоритму; исправление и анализ ошибок, составление плана дальнейших действий. |
|
19-20 |
Морфология. Части речи в русском языке |
Осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; группировать слова в зависимости от принадлежности к той или иной части речи; проводить морфологический разбор доступных слов. |
Работа по карточкам: «Обведи слова, относящиеся к заданной части речи»; «Придумай слова и запиши их в таблицу»; «Подчеркни лишнее слово»; «Соедини слово с частью речи». Выполнение морфологического разбора по заданному алгоритму. |
Текущий. Самопроверка по эталону. Анализ и исправление ошибок. Повторение необходимых правил. |
|
21 |
Морфология. Грамматические признаки частей речи |
Уметь определять постоянные и непостоянные признаки частей речи; разбирать слова по составу; проводить морфологический разбор. |
Работа по индивидуальным карточкам: «Впиши слово, подходящее по смыслу», «Запиши общие грамматические признаки», «Спиши, изменяя окончания |
Текущий. Самопроверка, исправление ошибок, работа над ошибками. |
|
|
|
пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
«карточек-помощников»;
Личностные результаты:
|
существительных». Грамматические признаки определяются по имеющимся у ученика памяткам. Разбор проводится по алгоритму и образцу. |
|
22 |
Раскраски Мандала. Арифметические действия с числами |
Осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них); находить и выбирать удобный способ решения текстовой задачи; действовать по плану решения задачи; выполнять вычисления с пошаговым комментированием. |
Задания с наличием образца выполнения, со вспомогательными вопросами, инструкциями, с применением классификации. |
Текущий. Проверка учителем выполненных заданий; подчеркивание ошибок; самостоятельное исправление ошибок. |
|
23 |
Решение задач |
Решать простые и составные задачи, раскрывающие отношения между числами и зависимость между группами величин. |
Задания: «Дополни условие задачи…», «Заполни пропуски…», «Выбери и обведи правильное решение задачи. Ребенку предлагается пошаговый алгоритм рассуждения при решении разного вида задач, даются формулы нахождения величин. |
Текущий. Самостоятельная работа – 7-10 мин. Самопроверка по эталону. Анализ ошибок. |
|
24 |
Развитие внимания, памяти, мышления |
Уметь концентрировать внимание на различных предметах и заданиях; |
Ребенку предлагаются упражнения: на развитие слуховой и зрительной |
Текущий. Самостоятельная работа. |
|
|
выполнять задания по образцу и алгоритму; воспринимать на слух учебную информацию; выделять существенные и несущественные признаки предметов. |
людям, сопереживать;
красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
ответственности за произнесенное и написанное слово. Регулятивные УУД:
|
памяти; тренировку скорости распределения внимания, его объема и переключения; на развитие концентрации внимания и его устойчивости;развитие мыслительных процессов. |
|
25 |
Шарады. Составление из слов предложений |
Уметь воспринимать учебную информацию на слух, вычленять существенные и несущественные признаки предметов. |
Шарады помогают вспомнить алфавит, слоги, способствует увеличению активного словарного запаса учащегося. Карточка с набором слов. |
Текущий. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. Анализ ошибок. Рассмотрение разных вариантов объединения слов в предложения. |
|
26 |
Грамматические признаки частей речи |
Уметь определять постоянные и непостоянные признаки частей речи; разбирать слова по составу; проводить морфологический разбор. |
Работа по индивидуальным карточкам: «Впиши слово, подходящее по смыслу», «Запиши общие грамматические признаки», «Спиши, изменяя окончания существительных». Грамматические признаки определяются по имеющимся у ученика памяткам. Разбор проводится по алгоритму и образцу. |
Текущий. Самопроверка, исправление ошибок, работа над ошибками. |
|
27 |
Арифметические действия над |
Уметь применять алгоритмы сложения, вычитания, |
Выполнение заданий с опорой на образец и |
Текущий. Самостоятельная |
|
числами |
умножения и делениямногозначных чисел; выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач. |
с учителем;
Познавательные УУД:
|
алгоритм вычислений. Выполнение задания на время. |
работа с последующим разбором и исправлением ошибок. |
28 |
Выполнение тестовых заданий по математике |
Уметь читать и анализировать тестовые задания, находить среди предложенных «помощников» необходимые алгоритмы и правила для выполнения заданий. |
Тестовые задания, разработанные по ФГОС, карточки-помощники с правилами и алгоритмами действий. |
Текущий. Самостоятельная работа. Проверка, исправление ошибок. |
|
29 |
Восстановление деформированного текста с творческим заданием |
Уметь читать, анализировать текст, вычленять главное и второстепенное; восстанавливать части текста и располагать их по порядку. Применять знания правил проверки слов при письме. |
Работа с деформированным текстом. Чтение, обсуждение событий, словесное рисование, анализ и характеристика содержания. Нахождение и проверка известных орфограмм. Творческое задание – придумать продолжение рассказа. |
Текущий. Самостоятельная работа с самопроверкой и проверкой по образцу. |
|
30 |
Выполнение тестовых заданий по русскому языку |
Уметь читать и анализировать тестовые задания, находить и применять необходимые теоретические правила; соблюдать правила орфографии. |
Тестовые задания по ФГОС, карточки-помощники с алгоритмом выполнения заданий, справочники с необходимыми правилами. |
Текущий. Самостоятельная работа, самопроверка, работа над ошибками. |
31 |
Решение задач на движение |
Находить и выбирать способ решения текстовой задачи; действовать по заданному алгоритму решения задачи. |
синтез;
«вопросы-помощники».
Коммуникативные УУД:
|
Алгоритм анализа условия задачи: карточки с необходимыми формулами нахождения величин; иллюстрирование задачи, обсуждение условия на примерах из реальной жизни. Работа «Учитель-Ученик». |
Текущий. Самостоятельная запись и объяснение некоторых действий. |
32-33 |
Выполнение тестов по русскому языку |
Уметь читать и анализировать тестовые задания, находить и применять необходимые теоретические правила; соблюдать правила орфографии. |
Тестовые задания по ФГОС, карточки-помощники с алгоритмом выполнения заданий, справочники с необходимыми правилами. |
Текущий. Самостоятельная работа, самопроверка, работа над ошибками. |
|
34 |
Тестовые задания по математике |
Уметь читать и анализировать тестовые задания, находить среди предложенных «помощников» необходимые алгоритмы и правила для выполнения заданий. |
|
|
|
35 |
Деформированный текст. Восстановление деформированного текста |
Уметь читать, анализировать текст, вычленять главное и второстепенное; восстанавливать части текста и располагать их по порядку. Применять знания правил проверки слов при письме. |
Тестовые задания, разработанные по ФГОС, карточки-помощники с правилами и алгоритмами действий. |
Текущий. Самостоятельная работа. Проверка, исправление ошибок. |
|
36 |
Арифметические |
Осознанно создавать |
Работа по индивидуальным |
Текущий. |
|
действия над числами. |
алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3-4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий. |
деятельности; - задавать вопросы. |
карточкам. Наличие алгоритма вычислений, карточки-эталона для проверки. |
Самостоятельная работа. Самопроверка. |
37 |
Раскраски Мандала. Развитие внимания, памяти, мышления. |
Уметь концентрировать внимание на различных предметах и заданиях; выполнять задания по образцу и алгоритму; воспринимать на слух учебную информацию; выделять существенные и несущественные признаки предметов. |
Ребенку предлагаются упражнения: на развитие слуховой и зрительной памяти; тренировку скорости распределения внимания, его объема и переключения; на развитие концентрации внимания и его устойчивости;развитие мыслительных процессов. |
Текущий. Самостоятельная работа. |
|
38 |
Игра «Аукцион» |
Выполнять арифметические действия в пределах 1000000; решать текстовые задачи изученных видов; преобразовывать величины; сравнивать буквенные выражения. |
Дидактическая игра проводится с элементами самостоятельной работы. Используются карточки с недостающими данными, математические ребусы, «карточки-помощники». |
Текущий. Самостоятельная работа. Самопроверка. Работа над ошибками. |
|
39 |
Заключительный |
Уметь ориентироваться в |
Занятие проводится в виде |
Итоговый. |
|
урок «Чему я научился» |
своей системе знаний. |
|
игры «Кто хочет стать миллионером». Используется алгоритм выполнения заданий, «карточки- помощники». |
Самостоятельная работа. Самопроверка. |
Родители (ознакомлены):
Классный руководитель:
Итоги работы по ИОМ
В результате работы по индивидуальному образовательному маршруту у обучающегося сформировались основы учебно-познавательной компетенции:
-
научился самостоятельно самоорганизовываться на занятие;
-
умеет планировать свою работу;
-
может оценить и проанализировать свою работу;
-
уменьшилось количество ошибок в письменных самостоятельных работах по русскому языку и математике.
Для эффективности работы по индивидуальному образовательному маршруту со слабоуспевающими обучающимися необходимо изучение особенностей эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Частой причиной низкого уровня усвоения знаний является недостаточное развитие мыслительной деятельности обучающегося, в частности, операций анализа и синтеза. Степень развития этих операций определяет продуктивность запоминания и мышления. Продуктивность памяти зависит от степени вовлечения мыслительных операций анализа и синтеза и в процессе запоминания. Кроме того, слабоуспевающие школьники часто характеризуются неравномерностью интеллектуальной и двигательной сфер, что и является причиной их отставания в учебе. Поэтому система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует на те стороны познавательной деятельности, которые у определенного обучающегося развиты лучше.
Методики, используемые для изучения особенностей личности обучающегося:
-
-
«Лабиринт»(выявление степени развития аналитико-синтетической деятельности);
-
«Пиктограммы» (изучение произвольной памяти);
-
«Веселые картинки» (изучение непроизвольной памяти);
-
«Палочки», «Домик» (изучение степени сформированности процессов саморегуляции);
-
«Змейка» (изучение особенностей зрительно- моторной координации) (См. Приложение).
-
Диагностика особенностей личности школьников позволяет выявить не только слабые, но и сильные стороны в их развитии. Опираясь на полученные в ходе диагностического исследования данные, педагог может строить свою коррекционную работу с обучающимися. Приведенные методики помогают учителям как в психодиагностической, так и в коррекционной работе с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. 1972. №1.
-
Боденко Б.Н. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Выявление некоторых причин трудностей в учении. М., 2008.
-
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / Под ред. Ю.К.Бабанского. Ростов н/Д., 1972.
-
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Просвещение, 2004.
-
Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. 2007. №2. С. 24-25.
-
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.
-
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Альфа, 2003.
-
Лусканова И.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.: Фолиум, 1999.
-
Магомедов К. Работа со слабоуспевающими детьми. Махачкала.: Дагучпедгиз, 2008.
-
Мурачковская Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьников. Минск, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Методика "Лабиринт" (выявление степени развития аналитико-синтетической деятельности).
Испытуемый с закрытыми глазами обводит пальцем контур фигуры достаточно сложной геометрической конфигурации, вырезанной в картоне. Задача состоит в том, чтобы, представив себе эту фигуру, нарисовать ее затем на листе бумаги. Рисунок получался тем правильнее, чем лучше ребенок может ее проанализировать. Оценка качества выполненного рисунка зависит от количества воспроизведенных деталей и его общей конфигурации.
-
Методика "Пиктограммы" (изучение произвольной памяти).
Ребенок получает лист бумаги, разделенный на 20 клеточек. Его задача состоит с том, чтобы с помощью условных изображений (пиктограмм) запомнить 20 слов (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель говорит с интервалами в 10 – 15 секунд. Через 20 – 30 минут ученик должен, глядя на свои пиктограммы, вспомнить, как можно больше слов и записать их в клеточки под соответствующими пиктограммами. Таким образом, наилучший результат в этом опыте равняется 20 баллам.
-
Методика "Весёлые картинки" (изучение непроизвольной памяти).
Ученику показывают одновременно 20 картинок с изображениями предметов, которые он должен сгруппировать по 4 – 5 картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убираются, а ребенка просят назвать те изображения, которые он запомнил. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получает один балл. В этом опыте максимальный результат равняется 20 баллам.
-
Методика «Палочки» (выявление особенностей саморегуляции интеллектуальной деятельности).
На листе бумаги в линейку ученику надо написать систему палочек и черточек между ними; I-II-III-I-II- III.Выполняя задание, ребенок должен соблюдать заданную последовательность палочек, при переносе не разрывать
группу палочек, не писать на полях, писать палочки через строчку. По этим показателям, определяющим степень сформированности самоконтроля, оценивается работа ученика. Наилучший результат оценивается 10 баллами.
-
Методика «Домик» (умение точно копировать образцы).
Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображение домика. Методика позволяет выявить степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
-
Методика «Змейка» (изучение особенностей зрительно- моторной координации).
На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качества выполнения задания оценивается по числу касаний. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иосифова Лариса Степановна
→ Публикатор 15.09.2022 0 1616 140 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы