Методическая разработка внеклассного поликультурного мероприятия «Фестиваль «Миру - мир»
Амышева Ирина Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ лицей имени генерал-майора
Хисматулина Василия Ивановича, г. Сургут
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Методическая разработка
внеклассного поликультурного мероприятия
«Фестиваль «Миру - мир»
Современный мир становится очень опасным. На нашей планете бушуют войны, количество локальных конфликтов увеличивается с каждым днем. Новостные программы изобилуют сюжетами трагедий, террористических актов, сценами насилия и кровопролития. Модными стали детективные сериалы, в которых много насилия и жестокости. Самыми популярными среди молодёжи стали игры-шутеры. Все это порождает агрессию, нетерпимость и равнодушие. На наш взгляд, возникает проблема восприятия подростками мира, как площадки для применения силы и решения всех проблем через насилие.
Президент России В.В. Путин заявил, что «наш священный долг — быть верными великим ценностям патриотизма и что «добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии».
Развитие патриотических чувств у современного подростка может вылиться в крайнюю степень национализма, шовинизма и даже нацизма. Эти сегодняшние реалии побудили нас обратиться к таким понятиям, как мир, любовь, доброжелательность, милосердие и гуманность.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
Патриотизм, на наш взгляд, не должен был с кулаками. Сургутяне должны стать более человечными, сострадательными, толерантными и миролюбивыми. Для этого мы предлагаем городской фестиваль «Миру – мир».
Его новизна в том, что фестиваль будет посвящен только миру, любви и красоте. И ни слова о войне.
Цель: формирование патриотических качеств обучающихся, основанных на ценностях гуманизма, миролюбия и терпимости.
Задачи:
1. Формирование уважительного отношения к людям;
2. Воспитание умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как доброта, милосердие;
3. Формирование гражданской культуры обучающихся, понимание значения такой нравственной категории, как любовь к жизни человека;
4. Формирование чувства ответственности за судьбу Отечества.
Включение обучающихся в активную практическую деятельность во внеурочной деятельности позволит:
- соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции;
- сформировать чувство сопричастности с близким социумом, чувство терпимости, ответственности за свои поступки.
Для более успешного решения задач, поставленных перед учащимися, используются различные формы работы. При этом используется как групповая, так и индивидуальная деятельности:
- через изучение фактов, явлений, обмен информацией, основанной на личном опыте, к постановке проблемы;
- через согласование микрогрупп, сопоставление своего варианта с другими, с различными источниками к коррекции своего варианта;
- через акцентирование ошибок к формулировке проблем, которые не смогли решить.
Главными методами работы в рамках социокультурного мероприятия являются методы интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Работа в группах «мозговой штурм»; «дебаты». Все эти формы воспитания позволяют максимально включить обучающихся в обсуждение и решение проблем, слушать другие точки зрения, видеть многомерность задач построения гуманного и миролюбивого общества в России.
Социальная практика способствует развитию Я - концепции. Ведь ведущим направлением развития сегодняшнего гражданского образования является обращение к личности будущего гражданина. Единственный способ стать личностью – это осуществление практической деятельности. Главным в подростковом возрасте является нацеленность на будущее. У молодого человека появляются собственные цели, интересы, взгляды на жизнь. Важными являются процессы личностного, профессионального, социального и политического самоопределения. Поэтому очень значимо, чтобы у него появилась возможность реального опыта действия в микро-группе, который обеспечит получение личностного опыта.
Развитие умения строить партнерские отношения при реализации социальных проектов – это путь к терпимости, уважению и равенству сторон, пониманию необходимости решения проблем любого сообщества на основе консенсуса и компромисса. Принцип активности подростка в процессе обучения является условием развития мотивации, определяет осознанную потребность в усвоении знаний и умений, гарантирует высокую результативность и соответствует социальному заказа.
Этапы социокультурного мероприятия:
1 этап: «Подготовительный».
На этом этапе собирается информация, обозначается проблема, планируется работа. Составляется анкета. Выявляются обучающиеся, имеющие интересы, желающих заниматься социокультурным мероприятием. Происходит комплектование групп.
2 этап: «Основной».
На этом этапе проводится анкетирование, конкурсы, выставки, создается эскиз логотипа фестиваля, составляется бюджет проекта. Организуется взаимодействие с социальными партнерами. Проводится городской флэш-моб.
3 этап: «Завершающий».
В конце работы проводится мониторинг, подводятся итоги и результаты, устраняются препятствия, строятся перспективы дальнейшего развития фестиваля.
В результате фестиваля «Миру - мир» граждане города и обучающиеся лицея будут больше говорить о мире, любви и красоте, и меньше о войне, крови и смерти. Что на наш взгляд сделает большой шаг к гуманизации социума в целом.
Географией фестиваля явится школа, район, город.
Фестиваль рассчитан на всех обучающихся школы и жителей района, города.
План социокультурного мероприятия «Фестиваль «Миру - мир»:
1. Сбор информацию о фестивале, о социокультурном взаимодействии и толерантности;
2. Анкетирование обучающихся об уровне их патриотизма;
3. Разработка эскиза логотипа фестиваля «Миру-мир»;
4. Проведение фотовыставки «Мир России»;
5. Организация конкурса «Песни о мире»;
6. Проведение конкурса рисунков «Краски мира»;
7. Проведение Дебат-клуба «Говорим о мире»;
8. Организация флэш-моба «Голубь мира»;
9. Подведение итогов мероприятия.
1 этап: «Подготовительный».
Современное общество по-разному демонстрирует свои культурные достижения. Устраивают выставки, проводят концерты, организуют дискуссионные клубы и т.д. Одной из форм организации своих достижений являются проведение разного уровня фестивалей.
Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, включающее в себя показ достижений, смотр каких-нибудь видов искусства: музыкального, театрального, эстрадного, искусства .
Проводятся фестивали, как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе «опенэйр» на площадях, в парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.
Первые фестивали, появились в Великобритании, и они были музыкальными. С ХХ века становятся популярными международные фестивали. Некоторые фестивали молодежи проходили под лозунгами «За мир и дружбу» и «За солидарность, мир и дружбу».
Понятие «мир» в современных словарях, определяется в широком и в узком смысле, от всего существующего, до отношений между людьми. Мир – это отсутствие войны, вооруженных действий между народами, разногласий, вражды. Жизнь в согласии и в дружеских отношениях между людьми.
Мир (мирное время) — состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооруженные средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.
По данным Р. Джексона, после 1945 года на планете было всего лишь 26 мирных дней.
Мир невозможен лишь при поощрении накопления богатств и исполнения личных желаний. Как только мы начнём учить людей не войне, не тому, как хорошо зарабатывать, а тому, как ладить с людьми, как жить рядом с природой, когда человечество избавится от глупости и неразумности, и мы начнём поощрять самореализацию и улучшение жизни общества, то тогда война исчезнет.
Для укрепления мира в ХХ веке были созданы комитеты для поощрения борцов за мир. Одна из самых значимых премий является ежегодная Нобелевская премия. В 1975 году ее получил наш соотечественник Андрей Сахаров, а в 1990 году – Михаил Горбачев.
Мировым символом мира стал белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Эта эмблема была нарисована Пабло Пикассо для первого Всемирного конгресса, который проходил в 1949 году в Париже и Праге. Существует традиция выпускать белых, голубей.
Приоритетными ценностями современного общества становятся любовь к Родине, патриотизм, способность к бескорыстным и самоотверженным действиям.
В 60-х годах ХХ века в этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера указывается, что понятие «патриот» происходит от латинского patriota, «земляк, соотечественник».
Понятие «патриотизм» в словарях, созданных в середине ХХ века рассматривается, как «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям»;
- любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
В Философском словаре дается следующее понятие «патриотизм -нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
Таким образом, патриотизм, как духовное достояние личности, присущее всем сферам жизни общества, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности на благо Отечества. Олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.
Множество локальных, национальных конфликтов после распада СССР, миграционные процессы и другие проблемы вызвали необходимость создания законодательной базы по патриотическому воспитанию на государственном уровне.
С 2000 г. правительством РФ разработаны и приняты несколько государственных программ и нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию граждан РФ: закон «Об образовании», закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», закон Российской Федерации «О днях воинской славы», программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»; «Концепция патриотического воспитания граждан
Российской Федерации», принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Во всех программах указывается военно-патриотическое направление, героическое, историческое. Мероприятия посвящены героическому прошлому страны.
2. Для выявления актуальности и значимости проведения фестиваля «Миру – мир» проводится анкетирование обучающихся. Целью анкетирования является выявление качеств необходимых настоящим патриотам. Вопросы анкеты представлены в приложении.
2 этап: «Основной».
3. Для создания эскиза логотипа фестиваля «Миру – мир» в школе проводится конкурс. В нем приняли участие все желающие. Лучшие работы выставляются на суд зрителей. В результате подсчета голосов побеждает рисунок логотипа набравший большинство голосов.
4. Первым мероприятием фестиваля «Миру – мир» становится фотовыставка «Мир России». Целью выставки: показать прекрасный мир России: ее природу, людей, достопримечательности. И все это без войн, терактов и кровопролития. Россия должна быть показана, такой, какой мы ее видим каждый день. И проходя мимо, просто не замечаем всей прелести буднего дня, но стоит взорваться снаряду и все изменится. Фотовыставка – это призыв не проходить мимо и ценить жизнь, любовь и красоту в ее отдельные мгновенья.
Выставка проходит в одном из центральных мест школы. Работы должны отличатся оригинальностью, живостью сюжета и миролюбием. Авторы, представляющие фотоработы должны показывать весь природный и архитектурный колорит России. Их работы должны передать красоту родного края. Такая фотовыставка должна помочь посмотреть на мир России без войны и горя.
5. Следующее мероприятие социокультурного мероприятия становится конкурс «Песни о мире». Целью мероприятия должен стать разговор песенной культуры о ценности мира на земле. Изучаются песни о мире, подбирается музыка, костюмы, проводятся репетиции. Всего в конкурсе фестиваля принимают участие обучающиеся разных школ.
6. Конкурс рисунков «Краски мира».
Цель конкурса: выявление творческой, креативной и миролюбивой молодежи, способной через рисунок, плакат пропагандировать «дело мира», любви и красоты.
7. Работа Дебат-клуба «Говорим о мире».
Целью дебатов станет обсуждение хрупкости современного мира, проблемы веротерпимости и миролюбия. Для обсуждения в Дебат-клубе могут быть предложены следующие темы:
- Консенсус и компромисс как способы решения конфликтов: за и против.
- Патриот – это звучит гордо!
- Настоящий мир — лучший из миров.
9. Завершением социокультурного мероприятия должен стать «Фестиваль «Миру - мир». На общегородской площадке флэш-моб «Голубь мира» может быть проведен в день защиты детей 1 июня 2016 года. Фестиваль – это коммуникация. Участниками праздника станут и взрослые, и дети, которые, в режиме сотрудничества удовлетворят потребность в общении. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях.
Важно сделать афишу, на которой обязательно должны присутствовать: название фестиваля, дата проведения, полный состав участников.
Особое внимание следует уделить предварительной подготовке и информационному фону проведения фестиваля, не лишним будет провести пресс-конференцию до события или сделать несколько закрытых показов для прессы.
3 этап: «Завершающий».
Итак, подведем итоги, план фестиваля – это фактически бизнес-план, куда входит все: от описания идеи до предлагаемого количества людей, которые посетят ваш фестиваль. Нельзя пренебрегать мелочами, надо предусмотреть все риски (дождь, карантин и т.д.)
Одним из критериев оценки положительной динамики развития патриотизма может стать мониторинг по методике помощью мониторинга по методике Фридмана Л.М, Пушкиной Т.А., Каплунович И.Я. «Патриотизм и как я его понимаю». Цель этой методики определить уровень осознания патриотизма и отношение к нему со стороны учащихся. Учащимся старших классов предлагается написать эссе на тему «Патриотизм и как я его понимаю». Письменные работы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма: 1. Любовь к Родине; 2. Осознание трудностей, недостатков в обществе; 3. Готовность к самоотдаче; 4. Патриотизм как источник служения Отчизне; 5. Чувство национальной гордости; 6. Отсутствие национализма, толерантность; 7. Интернационализм.
Еще по одной методике Фридмана Л.М, Пушкиной Т.А., Каплунович И.Я. можно проводить диагностику по уровню активной жизненной позиции «Активная гражданская позиция и как я ее понимаю».
Через личное участие учащихся можно успешно формировать общественное отношение к толерантности, милосердию, доброте, человеколюбию, отзывчивости и межкультурному взаимодействию в обществе.
Используемые источники и литература:
1. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. //tolkslovar.ru/f1077.html
2. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edudic.ru/bes/65981
3. Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. [Текст] / М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2006. - С.126.
4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://etymology-dictionary.info/
5. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003.
6. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1969 – 1978.
7. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, Г. В. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
8. Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие [Текст] / В. И. Лутовинов. - Москва: изд-во РАГС, 2010. - 172с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Амышева Ирина Анатольевна
→ Публикатор 06.04.2017 0 4023 106 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.