Конспект занятия по профориентации "Профессиональная проба"; 9 класс
Занятие по профориентации для 9 класса.
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Древнеримский философ
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
- Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
- Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.
Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, работа с инструкционными картами; частично-поисковый
Дидактические материалы: инструкционные карты, презентация
Теоретическая часть: основные характеристики профессий
Тип урока : деловая игра
Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть
Приветствие, контроль посещаемости
(Можно, чтобы каждый ученик представился ,называя свое имя , произнес профессияю на туже букву, что и первая буква имени )
2.Повторение пройденного материала:
-Сколько профессий существует в мире?
(В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.)
-Почему существует такое многообразие профессий?
(В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.)
-Кто такой профессионал?
(Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.)
-Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?
(Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.)
-Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?
(Сквозные(когда профессия востребована в любой отрасли и предприятии) -бухгалтер, экономист, отдел кадров
редкие(очень единичные профессии) - сурдопереводчик, дегустатор, энолог
свободные(хочет работает, хочет нет, свободный график) - фрилансер, художник, писатель
необычные - нюхатель освежителей, дегустатор кошачьего корма, ловец шаров
Или, наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист.К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.
- Как влияет профессиональный труд на человека?
(в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.)
3. Актуализация знаний учащихся.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
Записать в тетради: Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией.
Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм – одним из важнейших источников инфориации.
Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда.
Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
Название профессии
Предмет труда
Цели труда
Условия работы
Вид труда
Знания и умения, необходимые для выполнения работы
Медицинские противопоказания
Требования к человеку
Пути получения профессии
-Некоторые из вас определились с выбором профессии ,поэтому я прошу ответить на вопросы анкеты «Что повлияло на твой выбор »
Анкета
Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):
- Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
- Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
- Значение внешней атрибутики: « Хочу носить военную форму »
- «Полезность « профессии для самого человека : « Будешь поваром – голодным не останешься » . « В семье должен быть собственный доктор.. » и т.д.
- Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
- Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.
- Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.
- Осознание собственных интересов. (презентация)
Минута отдыха.
Какую пословицу должен знать каждый закройщик?
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»)
2. Какую пословицу должен знать каждый водитель?
(«Тише едешь - дальше будешь»)
3.Что должен знать каждый рыбак?
(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”
4.Что должен знать каждый ученик?
( «Ученье – Труд, а не ученье – Тьма»)
- А теперь проверим , соответствует ли выбранная вами профессия вашему сладу характера
Классификация профессий по предмету труда (презентация)
У библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место — это значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией и описанием книжного фонда.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)
- «Человек-техника»
Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.
- «Человек – природа»
Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
- «Человек - человек»
Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.
Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.
Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:
- воспитание и обучение;
- здравоохранение;
- организация и управление;
- правовая защита;
- торгово-сервисное обслуживание;
- культурно-просветительская работа.
• «Человек - знаковая система
Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.
- Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
- Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
- Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.
- Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.
• «Человек – художественный образ»
Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.
Среди этой группы можно выделить следующие направления:
- Организаторские (режиссер, балетмейстер);
- Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
- Исполнительские (кондитер, портной);
- Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
Диагностические методики
1. «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
- Легко знакомлюсь с людьми.
- Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.
- Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
- Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.
- Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.
- С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.
- С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.
- Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.
- Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.
- Люди считают, что у меня есть художественные способности.
- Охотно читаю о растениях, животных.
- Принимаю участие в спектаклях, концертах.
- Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин
- Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.
- Легко улаживаю разногласия между людьми
- Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
- Людям нравится мое художественное творчество/
- У меня есть способности к работе с растениями и животными.
- Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.
- Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
- Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.
- Без особого труда усваиваю иностранные языки.
- Мне часто случается помогать даже незнакомым людям
- Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.
- Могу влиять на ход развития растений и животных.
- Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.
- Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.
- Охотно наблюдаю за растениями или животными.
- Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.
- Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.
Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:
П (природа),
Т (техника),
З (знак),
Х (художественный образ),
Ч (человек).
Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.
Упражнение «Найди профессию для сказочного героя»
Задача обучающихся – подобрать профессию для каждого из предложенных сказочных героев и обосновать выбор именно этой профессии.
Предлагается трудоустроить следующих героев:
- Дюймовочка;
- Незнайка;
- Конек-горбунок;
- Кощей Бессмертный;
- Царевна-лягушка;
- Змей Горыныч;
- Колобок;
- Чебурашка;
- Баба-яга;
- Василиса Прекрасная.
Домашнее задание. Каждому ученику подготовить по сообщению о любой редкой или новой профессии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сопин Александр Владимирович
→ Публикатор 02.04.2018 0 13992 471 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.