Статья "Развитие детского (ученического) самоуправления в классе"
Развитие детского (ученического) самоуправления в классе
Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Задачи:
1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
2. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
4. Воспитание достойных творческих лидеров.
Принципы организации ученического самоуправления
• принцип равноправия;
• принцип выборности;
• принцип добровольности участия;
• принцип обновляемости и преемственности;
• принцип открытости и гласности;
• принцип демократии;
• принцип законности;
• принцип целесообразности;
• принцип совета и согласия;
• принцип свободы и самодеятельности;
• критики и самокритики;
• принцип распределения полномочий;
• принцип отчетности;
• принцип гуманности.
Форма организации - сектора
Структура ученического самоуправления
Классный руководитель
Актив класса
Заместитель старосты
Староста
Ответственные за сектора
Редколлегия
Учебный сектор
Культмассовый сектор
Информационный сектор
Спортивный сектор
Трудовой сектор
В классе ученическое самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни класса, в которой каждый воспитанник может определить свое место и реализовать свои способности и возможности, которые предусматривают:
- вовлечение всех учащихся класса в управление школьными делами,
- создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющихся правами и обязанностями,
- формирование у воспитанников отношений взаимозависимости и организаторских качеств,
- приобщение ученического коллектива и каждого воспитанника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ежегодно в начале учебного года, путем анализа анкет обучающихся, определяется староста класса и состав секторов, затем на совете секторов выбираются ответственные за сектора, оговариваются обязанности каждого участника.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
-
участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
-
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
-
дежурства по классу и по школе;
-
помощь ветеранам и т.п.
Такая организация деятельности положительно решает вопросы демократизации и гуманизации воспитания, дает новые подходы к самому процессу воспитания, когда ученик постепенно превращается в полноправного партнера классного руководителя по совместной работе, воспитание же становится процессом совместной жизнедеятельности. Учитель старается оказать помощь членам классного самоуправления в реализации своих возможностей.
Орган самоуправления класса под руководством Ерохиной С.В. – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. С целью развития инициативы и самостоятельности каждого ребенка в классе проводятся различные вечера, викторины, конкурсы, поездки, выставки. С самого начала детям предоставляется больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаются условия для проявления самостоятельности и постепенно передаются в руки ребят функции самоуправления.
Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроль за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.
Совместная воспитательная работа классного руководителя и самоуправления класса строится по отчетным периодам (1 период – четверть)
Каждый период начинается с коллективного планирования. Класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения предложения от секторов выносятся на Совет. Сектор строит свою работу по четкому алгоритму, соответствующему следующим стадиям: планирование, подготовка, проведение дела, подведение итогов.
В конце каждого периода (четверти) лидеры секторов отчитываются о проделанной работе, составляют планы на следующий период.
Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Члены самоуправления учатся сами планировать свою деятельность и жить с пользой и радостью. Каждое проведенное дело обсуждается в классе: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше? Что надо успеть на будущее?
С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Наиболее активно учащиеся стали работать, начиная с 7 класса, а в 8 классе им уже можно было доверить составление сценария, выпуск стенгазет, организацию помощи ветеранам и т.д. Лучшей формой привлечения членов самоуправления к такой творческой деятельности стали в следующие мероприятия: праздники «День Матери», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», подготовка видеороликов, оформление тематических фотозон и др. Члены самоуправления организуют помощь ветеранам войны и труда, шефскую помощь младшим классам, участвуют в интеллектуальных и спортивных соревнованиях.
Обучающиеся не только организуют классные мероприятия, но активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, вносят предложения администрации школы по организации творческой деятельности, занимаются волонтерской деятельностью, а классный руководитель является неизменным консультантом и помощником.
В конце каждого учебного года проводится диагностика* уровня развития самоуправления в ученическом коллективе , Данная организация классного самоуправления позволяет:
1. Каждому обучающемуся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д.
2. Сформировать механизм социальной адаптации: ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе.
3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, расширять знания об окружающем мире, учат работать с книгой, развивают речь; развивают творческие способности, художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.
4. Увеличить процент учащихся, принимающих активное участие в школьных мероприятиях, так как коллектив оказывает сильное влияние на формирование личности учащегося, на успешность его деятельности и поведения.
5. Сформировать и изменить межличностные взаимоотношения, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации, что помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.
Смысл самоуправления в классе в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
*________________________________________________________________________ Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
(разработана М.И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 - «Да»,
3 - «Скорее да, чем нет»,
2 - «Трудно сказать»,
1- «Скорее нет, чем да»,
0 - «Нет».
Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше._____________________________________ |
4 3 2 1 0 |
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 3 2 1 0 |
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 3 2 1 0 |
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 3 2 1 0 |
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. |
4 3 2 1 0 |
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.________________________________________ |
4 3 2 1 0 |
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. |
4 3 2 1 0 |
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.________________________ |
4 3 2 1 0 |
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. |
4 3 2 1 0 |
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. |
4 3 2 1 0 |
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________ |
4 3 2 1 0 |
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей._____________________________________ |
4 3 2 1 0 |
Обработка результатов.
При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);
2) организованность классного коллектива (5-8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).
По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.
Например, сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78 : 10 : 16 = 0,4875.
Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:
Таблица
Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) |
0-0,5 |
Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) |
0,51-0,8 |
Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) |
0,81-1 |
Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерохина Софья Владимировна
→ Публикатор 09.08.2019 0 1789 187 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.