Конспект классного часа "Для тех, кто не боится мечтать и действовать"; 9 класс


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Зимовниковская Средняя Образовательная школа № 10


 


 


 


 


 


 

Классный час

По финансовой грамотности

В 9 «А» классе


 


 

Классный руководитель

Санкина Г.И


 


 


 


 


 

п. Зимовники

Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать»


 

«Я всегда утверждал,
что законы экономики – это законы жизни».

Филипп Уикстид

Название раздела: «Экономическая сфера».

Цели урока:

  • повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме;

  • освоение системы знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности;

  • развитие у учащихся познавательной активности и творческого мышления;

  • формирование навыков сотрудничества и работы в команде.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление и осмысление изученного материала по разделу «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности;

  • формирование у обучающихся 8 классов необходимых умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений при командной работе.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческого начала личности, критического мышления и адаптивных возможностей в изменяющихся внешних условиях;

  • развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитательные:

  • совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы;

  • развитие у учащихся нравственной и финансовой культуры, способности к самоопределению, самореализации и профориентации.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

  • раскрывать смысл основных понятий раздела «Экономическая сфера»;

  • получать социальную информацию об экономической жизни общества и финансах из источников различного типа;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в обществе;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и мировой экономики.

Личностные:

Будут сформированы:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

Ученик получит возможность для формирования:

  • понимания личной ответственности за финансовые решения.

Метапредметные:

Будут сформированы:

  • умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умения получать и критически осмысливать финансовую информацию, оценивать финансовые предложения, а также делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • способности координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Ученик получит возможность для формирования:

  • навыков различных видов публичных выступлений и следования этическим нормам и правилам их ведения;

  • навыков финансового образа мышления и повышения уровня финансовой грамотности.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Финансовая культура и экономическое образование молодежи»;

  • выставка книг «Ваши финансы: сохранить и приумножить»;

  • фрагмент худ. фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.);

  • фрагмент худ. фильма «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.);

  • аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»);

  • аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;

  • маршрутные листы;

  • таблички с названиями станций;

  • грамоты и сувениры для награждения команд;

  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы и методы обучения:

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: Экономика, финансы, деньги, предпринимательство, конкуренция, спрос, предложение, потребности, блага, производство, акция, инфляция, банк, депозит, кредит, рассчетно-кассовые операции, валюта, прибыль, семейный бюджет, инвестиции, пенсия, налог, страхование.

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме познавательного квеста.

Условия игры

Игра длится 90 минут. В игре принимают участие учащиеся 9 класса, которые разделены на команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Экономическая сфера» и основы финансовой грамотности.

Выявляется победитель (команда).

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, представители бизнеса, банка и налоговой службы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать» состоит из нескольких станций. На каждой станции познавательного квеста учащихся встречают модераторы, которые выдают задания участникам квеста, оценивают выполнение заданий в баллах (заносят баллы в маршрутный лист). За  правильно выполненные задания модераторы выдают пазлы участникам квеста. На финише из собранных пазлов учащиеся составляют картину и называют ее автора.

После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.

  2. Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Далее представлены станции познавательного квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.

Старт

Конкурс «Представление команд».

Станция №1. «Экономисты»

  • Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».

  • Конкурс «Виды издержек».

  • Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Станция №2. «Финансисты»

  • Конкурс «Финансовая задача»

  • Конкурс «Финансовые ребусы».

  • Конкурс «Виды банковских операций».

Станция№3. «Предприниматели»

Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».

  • Конкурс «Люди и деньги».

  • Конкурс «Найди слово!».

  • Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»

Станция№4. «Налоговики»

  • Конкурс «Необычные налоги».

  • Конкурс «Пословицы и поговорки о налогах».

  • Конкурс «Виды налогов».

Финиш

Конкурс «Деньги в живописи».

Ход познавательного квеста

Звучит аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»).

Старт

Конкурс «Представление команд».

(Название, эмблема, девиз).

Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.

Станция №1. «Экономисты»

Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Лоуренса Питера об экономике. Прочитайте и объясните его смысл.

(«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».  Лоуренс Питер).

Конкурс «Виды издержек».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами издержек предприятия в краткосрочном периоде и соответствующими им конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А)

Расходы на упаковочный материал и тару для расфасовки продукции

1)

Постоянные

Б)

Оплата услуг охранной фирмы и бухгалтерских услуг

2)

Переменные

В)

Оплата заключенного ранее рекламного контракта

 

 

Г)

Оплата процентов банку по ранее взятым кредитам

 

 

Д)

Сдельная оплата труда работников

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

1

2

Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах и богатстве, бизнесе и экономике, финансах, финансовых инструментах и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.

(Бальзак О. «Банкирский дом Нусингена», «Гобсек»;
Гоголь Н. «Ревизор», «Мертвые души»;
Драйзер Т. «Трилогия желания», состоит из трех романов «Финансист», «Титан» и «Стоик»;
Золя Э. «Деньги», «Добыча»;
О. Генри «Благородный жулик»;
Лесков Н. «Старый гений»;
Лефевр Э. «Воспоминания биржевого спекулянта»;
Паутов А. «Я и мои 100 000 должников. Жизнь белого коллектора»;
По Э. «Надувательство как точная наука»;
Пушкин А. «Пиковая дама», «Сказка о попе и его работнике Балде»;
Ремарк Э. «Черный обелиск»;
Чехов А. «Пари»;
Эшбах А. «Один триллион долларов»).

Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Учащиеся демонстрируют буктрейлеры.

Станция №2. «Финансисты»

Конкурс «Финансовая задача».

Решите задачу:

За творческую победу в конкурсе «Одаренные дети» Анна получила грант мэра города в размере 50 тысяч рублей. Она планировала воспользоваться этими деньгами через два года, для обучения в университете. Чтобы деньги не обесценились, Анна решила разместить их на банковский депозит.

Банк «Береза» предлагает ставку 8% годовых с начислением процентов в конце срока.

Банк «Рябина» предлагает ставку 9% годовых с начислением и капитализацией процентов в конце каждого года.

Какое из предложений для двухлетнего депозита будет выгоднее для Анны? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: предложение банка «Рябина» выгоднее (9 405 руб. >8 000 руб.).

Конкурс «Финансовые ребусы».

На многофункциональной интерактивной панели представлены задания-ребусы по экономике и финансовой грамотности. Отгадайте их и дайте определение этих терминов.

 

(Банк)

 

(Банкомат)

 

(Кредит)

 

(Экономика)

 

(Валюта)

Конкурс «Виды банковских операций».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами банковских операций и иллюстрирующими их конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

А)

Эмиссия ценных бумаг и их размещение на открытом рынке

1)

Активные банковские операции

Б)

Создание и увеличение собственного капитала банка за счет отчислений от прибыли

2)

Пассивные банковские операции

В)

Межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке

 

 

Г)

Предоставление кредитов физическим лицам под залог недвижимости (ипотечное кредитование)

 

 

Д)

Лизинговые операции (приобретение банком определенного имущества для сдачи его в аренду пользователям)

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

А

Б

В

Г

Д

2

2

2

1

1

Ответ:

Станция№3. «Предприниматели»

Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».

Конкурс «Люди и деньги».

Просмотрите фрагменты художественных фильмов: «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.) и «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.). Ответьте на вопрос: это афера или финансовая пирамида?

(Афера)

Конкурс «Найди слово!».

Найдите ключевое слово из 8 букв, которое обозначающее юридическое или физическое лицо, дающее в долг, предоставляющее кредит на установленный период времени с выплатой кредитору процентной ставки за услуги (по вертикали) – (Кредитор).

По горизонтали впишите:

  1. Ценная бумага, удостоверяющая право на получение части прибыли в виде дивидендов – (Акция).

  2. Отсрочка принятых обязательств по выплате кредита, выполнению операций по долговым соглашениям. – (Мораторий).

  3. Долгосрочные вложения капитала в различные отрасли с целью получения прибыли. – (Инвестиции).

  4. Должник предприятия или фирмы. – (Дебитор).

  5. Ценная бумага, являющаяся долговым обязательством фирмы или государственного казначейства. – (Облигация).

  6. Доход, получаемый владельцем от использования капитала без его участия в предпринимательской деятельности, имущества, сдаваемого в аренду. – (Рента).

  7. Имущество и другие материальные ценности, которые выступают обеспечением кредита. – (Залог).

  8. Доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту и для привлечения денежных средств в банк. – (Маржа).

Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»

Соотнесите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном фамилию, имя и отчество предпринимателя, его портрет и сферу деятельности.

Ответ:

п

ФИО
предпринимателя

Портрет

Сфера деятельности
(чем знаменит)

1

Брокар
Генрих Афанасьевич
(1837-1900)

 

Парфюмер и предприниматель. Изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Был мастером экстравагантной рекламы. Известен как коллекционер.

2

Мамонтов
Савва Иванович
(1841-1918)

 

Предприниматель и меценат, строил Северную (Москва – Архангельск) и Донецкую железные дороги. 

3

Абрикосов
Алексей Иванович
(1824-1904)

 

Предприниматель, фабрикант и меценат, основатель кондитерской империи, владелец кондитерских и чайных магазинов.

4

Третьяков
Павел Михайлович
(1832-1898)

 

Купец, предприниматель, лидер льняного производства в России, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель известной галереи, носящей его имя.

5

Сытин
Иван Дмитриевич
(1851-1934)

 

Книгоиздатель, просветитель и предприниматель. Четверть печатной продукции России печаталась в его типографиях.

Станция №4. «Налоговики»

Конкурс «Необычные налоги».

Назовите самые необычные налоги в России и мире во все времена.

(Налог на бороду – Россия, Петр I;
Налог на бани – Россия, Петр I;
Налог на цвет глаз – Россия, Петр I;
Налог на шляпу – Англия, ХVII в.;
Налог на бездетность – СССР, 1941 г.;
Налог на татуировки и пирсинг – США, штат Арканзас, 2005 г.;
Налог на собак – Швейцария;
Налог на тень - Италия)

Жюри подводит итоги познавательного квеста.

Команда-победитель в познавательном квесте награждается почетной грамотой и сувенирами.


 


Полный текст материала Конспект классного часа "Для тех, кто не боится мечтать и действовать"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Санкина Галина Ивановна  Публикатор
27.11.2022 0 1012 53

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК