Индивидуальный образовательный маршрут одаренного подростка










Индивидуальный образовательный маршрут
одаренного подростка









Составитель:


педагог -психолог
Думрауф Татьяна Григорьевна







КРАСНОЯРСК
2023

Эссе об одаренном ребенке

«…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий»

Ф. Бэкон

В современном мире тема одарённости чрезвычайно актуальна. Значимые и серьёзные достижения в технической и информационной сфере не могут быть совершены людьми, имеющими нормальный уровень умственного и психического развития. Уровень развития детей прошлого столетия колоссально отличается от уровня развития современных детей. «Поколение Z», про которое всё чаще и чаще рассуждают педагоги, психологи и социологи, имеет все данные одарённости. Сферы одарённости, которые можно выявить путём валидных диагностических методик расширяются с развитием технического и социологического прогресса. Эти дети и подростки кардинально отличаются от своих родителей и учителей. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Девочка, о которой пойдет речь, зовут Е. Она учится в 7 классе, ей 13 лет. Познакомиться с ней мне посчастливилось в ее тогда 5 классе. Не по годам рассудительная, добрая и отзывчивая. Знакомство случилось по запросу классного руководителя ребенка – была необходима индивидуальная психологическая консультация законному представителю и ребенку.

Так уж случилось, что в ОУ я один психолог на среднюю и старшую школу. И работать с иногда непростыми ситуациями, случается нестандартными способами. У администрации школы есть запрос, например, на работу с интеллектуально одаренными н/л, явно творческими детьми. Например, через участие в различных научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и т.д. Все делают ставки на уже успешных в какой-то области детях. Я решила, что буду использовать тот же инструмент для создания успеха для детей с явными психоэмоциональными дефицитами, с какими-то поведенческими проблемами. Конечно, существуют риски в этом процессе. Маловероятно, что дети с дефицитами психологической зрелости, поведенческими особенностями и восприятия, достигнут молниеносно успехов и как говорится «пойдут в гору», принося первые места в соревнованиях. Тем не менее, в ходе работы с семьей и самой Е. я увидела зачатки интереса к науке «Психология». Решив, тем самым компенсировать дефициты ребенка за счет создания успеха в узконаправленной области. За два года Е. участвовала в различных конкурсах, конференциях, «переламывала» себя, училась под моим руководством публично представлять свои труды. И, безусловно, были победы и поражения. Но, на мой взгляд, я чувствую некоторое отсутствие индивидуальности и системности в этом плане со стороны ОУ. Именно поэтому я решила участвовать в данной программе по повышению квалификации в данной области. Теперь по порядку. В начале эссе, я сообщила о первом знакомстве с ребенком. Запрос на консультацию был относительно психотравмирующей ситуации в семье (в силу конфиденциальности подробности разглашать не могу). В семье есть сестра-инвалид с частыми приступами эпилепсии. У Е. формируется страх и высокая степень тревожности по поводу этого. Это остается в некоторой степени и по сей день. Поэтому здесь дефицитарное состояние для развития ребенка пока. Но острый период пережит.

Способности – это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие ему возможность эффективно выполнять определённые виды деятельности. Их нельзя напрямую свести к таким категориям как знания, умения или навыки. Но именно от них зависит то, как быстро человек может учиться и приобретать опыт, а также то, насколько успешно он сможет пользоваться полученными знаниями и умениями. По сути, вся наша жизнь зависит от того, какие именно способности у нас имеются и насколько высок уровень их развития. У Е. на высоком уровне развиты способности интеллектуальной сферы. Она много занимается самообразованием в этом отношении. В любой интеллектуальной работе важно наличие таких способностей как наблюдательность, умение логически мыслить и грамотно излагать свои суждения, хорошая память и когнитивная гибкость. У девочки это есть. Дефицит ее развития пока в коммуникативных умениях и способностях. Социальное взаимодействие – это важнейшая сфера нашей жизни, поэтому коммуникативные способности необходимы каждому человеку. К таковым относятся умение корректно взаимодействовать с незнакомцами, умение избегать конфликтных ситуаций (или разрешать уже состоявшиеся), способность ясно излагать мысли и достигать понимания с любым собеседником. Но порой, Е., позиционирует себя как «отшельник» в классе. «Мне с ними не интересно», - говорит девочка. Поэтому подросток может иметь статус некоторой одиночки в коллективе. Она это понимает и чувствует дискомфорт. Ярких конфликтов нет. Но несогласие с мнением другого человека Лиза может не озвучить вслух, при этом глубоко переживая внутри противоречия. Елизавете сложно публично выступать. Хотя она добросовестно может подготовить речь для защиты какого-либо проекта, но импровизировать пока не получается. У н/л доверительные отношения в семье с мамой, но из-за травмирующей ситуации там же - тревожность личности остается. У Е. высокие требования к себе и к окружающим, поэтому ей сложно с кем-то найти контакт. При этом у подростка есть еще одна сложность – неумение сказать «нет». Девочка учится преимущественно на отметки «5», целеустремленная, ответственная, но при этом крайне неуверенная в себе и тревожная.

Свою будущую профессиональную жизнь желает связать с психологией. Понимает свои дефициты и ресурсы. В общении со мной, как куратором и неким наставником в сопровождении и участии конкурсов и конференций, - достаточно открытая.

Безусловно, важно осуществлять с таким ребенком индивидуальную образовательную программу, которая в полной мере реализовала бы потенциал девочки и устранила сложности в развитии подростка. Но, отмечу, что данную программу буду составлять не в команде ОУ, а индивидуально, как педагог-психолог, поэтому, возможно, и цели будут узконаправленные. Тем не менее, с учетом вышесказанного, Е. нуждается в ИОП, которая:

-будет развивать коммуникативные компетенции, в том числе успешные публичные выступления;

-будет повышать уровень уверенности в собственных силах и снижению тревожности личности;

-даст установки на позитивное восприятие окружающего мира;

-научит видеть и защищать личные границы.



















Подготовка обучающейся к участию
в интеллектуальных состязаниях


Планирование работы по педагогическому сопровождению обучающейся на 2023-2024 уч. год


Название интеллектуального состязания. Направление (номинация), в котором предлагается участвовать ученику

Сроки проведения основных этапов интеллектуального состязания

ФИО ученика/ученицы

Основные возможности и дефициты, выделенные на предыдущем этапе (углубленные знания, способности, мотивация, и т.д.)

Какие предметные знания и компетенции, выходящие за пределы требований ФГОС, нужно сформировать/усилить для победы в вашем направлении?

Занятия, позволяющие освоить нужные знания и компетенции (темы, формы)

1.


Краевой молодежный форум «Научно-технический

потенциал Сибири». Организатор: Красноярский краевой Дворец

пионеров.

Номинация «Научный конвент» по направлению «Психология»


Апрель, Ноябрь

Е.


Ресурс: прошлые выступления на научных конференциях (опыт);


Дефицит:

страх публичных выступлений, неуверенность в себе.


-Создание условий для повышения мотивации

учащейся к исследовательской деятельности;


- Начать формировать нестандартное мышление н/л.


-Продолжить посещение ПДО «Психология личности» (реализуется в школе);


-Анализ (изучение материалов) работ прошлых лет;


- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом по исключению дефицитов;


-Участие в школьной научно-практической конференции (в январе).


2.


Олимпиада школьников «Ломоносов».

Организатор: «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова».

Направление: психология


Декабрь

Е.Т.

Высокий уровень ответственности и целеустремленности; заинтересованность в личностном росте – ресурсы;


Личностная тревожность, неуверенность в себе – дефициты, или элементы, которые отрицательно влияют на последующее развитие.



-Начать формировать нестандартное мышление н/л;


-Работать над гибкостью и критичностью мышления ребенка;


-Создание ситуации успеха для продвижения в развитии.

-Просмотр олимпиадных заданий прошлых лет;


-Чтение литературы по заданной тематике;


-Решение онлайн-кроссвордов, кейсов по психологии.



3.


Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба»

Организатор: Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Направление: психология



Апрель

Е.Т.


Ресурс: прошлые выступления на научных конференциях (опыт);


Дефицит:

страх публичных выступлений

-Развитие творческих способностей и интереса к научной деятельности;


-Повышение профессиональной осознанности, выбор своей дальнейшей траектории.

-Продолжить посещение ПДО «Психология личности» (реализуется в школе);


-Анализ (изучение материалов) работ прошлых лет;


- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом по исключению дефицитов;


-Участие в школьной научно-практической конференции (в январе);


-Участие в обучающих встречах,

организованных учредителями Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» (в режиме онлайн).


4.

Международный конкурс юных чтецов «Живая классика»

Организатор: Фонд «Живая классика»

Март

Е.Т.

Высокий уровень ответственности и целеустремленности; заинтересованность в личностном росте– ресурсы;


Личностная тревожность, неуверенность в себе – дефициты, или элементы, которые отрицательно влияют на последующее развитие.

Развитие

эмоционального интеллекта, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на

основе глубокого осмысления текста;

создание социального

лифта для читающих детей;

формирование навыков уверенного публичного выступления

-Индивидуальные занятия с педагогом-предметником филологической направленности (по совместительству классный руководитель девочки);

-индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом по исключению психологических дефицитов и «приращивания» ресурсов.


-Посещение городских театральных постановок.



Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного подростка.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области психологии коммуникации;

- развитие интереса обучающегося  к освоению и применению психологических техник  по снижению личностной тревожности и техник эффективного публичного выступления; повышения уровня уверенности в себе;

- разработка собственных научно-практических работ в сфере психологии и представление опыта на различного рода мероприятий исследовательского характера;

-создание ситуаций успеха при решении нестандартных образовательных задач;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;  

- способствование развитию критического мышления посредством применения психологических техник.

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:

- Владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области психологии;

-Снижается уровень личностной тревожности; повышается уровень уверенности в себе;

- Привит интерес обучающейся к освоению научных изысканий;

- Девочка разрабатывает авторские работы и создает собственные проекты;

- Повышается уровень развития научного мышления посредством изучения новых технологий, представление собственного опыта.

Субъектное взаимодействие при реализации ИОМ, функционал каждого:

Ребенок-родители (создание благоприятно психоэмоциональной обстановки в семье);

Ребенок-классный руководитель (создание ситуации успеха в классе для ребенка; выстраивание эффективной коммуникации девочки с одноклассниками);

Ребенок-психолог («отработка» навыков по освоению психологических техник по повышению коммуникативных навыков, в т.ч. публичных выступлений; повышению уверенности в себе; снижению тревожности);

Ребенок-педагоги-предметники (создание ситуации успеха в освоении программы, «наполняемость» ЗУНами сверх образовательной программы одаренного ребенка);

Психолог, классный руководитель – администрация ОУ (поддержка партнерского взаимодействия при необходимости. Сторонние организации, как ресурс.)

Показатели результативности реализации ИОМ/диагностика измеряемого критерия:

-Снижены уровни тревожности; повышен уровень самооценки и уверенности в себе (через психологические тесты и анкеты + наблюдение и беседы);

-Увеличено количество качественных публичных выступлений ребенка (защита проектов, работ);

-Высокие результаты по олимпиадам разных уровней (предметных, в том числе и по психологии).

-Повышен уровень вовлеченности девочки в общие классно-урочные дела школы.









Основное содержание ИОП

Рассчитано на ученицу 7 класса, одаренность академическая.

Направление работы: психология

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Название предметов

Кол-во часов

Ф.И.О.

педагога

Форма работы

Обязательная часть

1.

Русский язык

4









Индивидуальный подход, дифференцированное обучение, проведение нестандартных форм уроков

2.

Литература

2


3.

Биология

1


4.

География

2


5.

Иностранный язык

3


6.

История

2


7.

Обществознание

1


8.

Алгебра

3


9.

Геометрия

2


10.

Информатика

1


11.

Физика

2


12.

Физическая культура

2


13.

Вероятность и статистика

1


14.

Изобразительное искусство

1


15.

Музыка


1


16.

Технология

1


17.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

1


ИТОГО:

30





Часть, формируемая участниками образовательных отношений


Русский язык

1





Дополнительные занятия по предметам

Искусство устной и письменной речи

1


Психология саморазвития

1


Проектная деятельность

1


Краеведение

1


Итого


5



Итого недельная нагрузка (шестидневная неделя)

35



Количество учебных недель


34


Всего часов в год

1190





ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Направление

Название

Ф.И.О.

педагога

Форма работы

Социально-гуманитарное

Педагогический интерактив


Конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, вебинары, квесты, квизы

Психология личности


Я в мире и мир во мне


Спортивно-оздоровительное

Школьные мероприятия, ДО


Военно-патриотический клуб «Патриот»; пионербол

Духовно-нравственное

Мероприятия программы духовно-нравственного воспитания


Посещение внеклассных мероприятий и творческих кружков; конкурсы, музеи,

интеллектуальные игры, викторины, вебинары, квесты, квизы

Общекультурное



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Название курса

Кол-во часов

Форма обучения

Ф.И.О.

педагога

Форма работы

Психология развития: детство и подростковый возраст

1

(02.10. 2023 – 31.12.2023)

Дистанционное

https://openedu.ru/course/spbu/PSYDEV1/?session=self_paced_2023


Думрауф Т.Г.

Дополнительные занятия по предметам

конкурсы, участие в видеоконференциях; учебные лекции

Школа эффективных лидеров. Вводный уровень

1

(открытая дата)

Дистанционное

http://edumarket.ru/training/career/leadership/11303/


Интеллектуальная игра «Эрудит-Премьер»

1

(открытая дата)

Очно


Преподаватели

МБОУ ДО ДДЮ, г. Красноярск

Обучающие игры

Как стать настоящим психологом

1

(открытая дата)

Дистанционно

https://samopoznanie.ru/trainings/besplatnyy_vebinar_kak_stat_nastoyaschim_psihologom/?date=789244


Анна Якушенко (г. Москва)

Вебинар



Свой среди своих

1

(открытая дата)

Дистанционно

https://dshi-online.ru/courses/svoy_dc?gcpc=9c47c


Детская школа искусств

(г. Москва)

Онлайн-курс (1700 р. – согласовано с родителями)


Эмоциональный интеллект

1

(01.04.24 -01.05.24)


В рамках индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со специалистом


Педагог-психолог Думрауф Т.Г.

Очно в школе

Эффективное управление временем

1

14.12.23 г.


Дистанционное

обучение (самообразование)


Сотрудники московской службы психологической помощи населению

Вебинар

  1. .

Публичное выступление на бис

1

(открытая дата)

Дистанционное

обучение (самообразование)

https://lift-bf.ru/


Бесплатная платформа обучения онлайн «Лифт в будущее»

Курсы

ИТОГО:

8





Аналитические и рефлексивные мероприятия, помогающие школьнику объединить образовательные результаты, полученные во всех блоках ИОП, оформить их и присвоить (в таблице отражены мероприятия участие в которых уже принято, или подана заявка, другие планируемые мероприятия не указаны)


Название олимпиады/конкурса

Предмет соревнования/демонстрации

Процедура проведения

Способ фиксации результатов

Развивающее значение

1.

Районная учебно-исследовательская конференция учащихся

Психология


Положение о проведении


Официальная рассылка писем, грамоты, сертификаты.

Развитие у обучающейся знаний и умений компетентно осуществлять проектную и исследовательскую деятельности; повышение конкурентоспособности участников конференции среди своих сверстников.

2.

Краевой молодежный форум «Научно-технический потенциал Сибири»

Номинация «Научный конвент»

Психология

Положение о проведении

https://dvpion.ru/event/2


Официальная рассылка писем, грамоты, сертификаты.

3.

Международный конкурс чтецов «Живая классика»

Русский язык

Литература


Порядок проведения

https://youngreaders.ru/


Официальная рассылка писем, грамоты, сертификаты.

Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, содействие профессиональной ориентации школьников.

4.



Олимпиада школьников «Ломоносов» МГУ




Психология

Положение о проведении

https://olymp.msu.ru/


Официальная рассылка писем, грамоты, сертификаты.

Развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

обеспечение условий для самореализации личности обучающейся и развития талантов; распространение научных знаний среди молодежи.

5.



Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба»




Педагогика и психология

Положение о проведении

https://olymp.hse.ru/mirror/pubs/share/860329441.pdf


Официальная рассылка писем, грамоты, сертификаты.

Развитие у обучающейся знаний и умений компетентно осуществлять проектную и исследовательскую деятельности; повышение конкурентоспособности участников конференции среди своих сверстников.


БАНК ЗАДАНИЙ/АРХИВ ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

Название олимпиады/

конкурса

Адрес ссылок на банк заданий

1.

Олимпиада школьников «Ломоносов» МГУ

https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let


2.

Международный конкурс чтецов «Живая классика»

https://www.youtube.com/watch?v=gOC1Dvw-iZc















План организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является обязательным элементом учебного процесса и предназначена для достижения учащейся планируемых результатов освоения основной образовательной программы, т. е. является ее составной частью. Внеурочные занятия углубляют, расширяют и конкретизируют те знания, которые обучающая получает на уроках. Это достигается за счет увеличения информационной глубины получения знаний в предметной области с использованием более активных форм участия и заинтересованности Е.Т. во время занятий – отличных от классно-урочной практики.

Название мероприятия

Срок реализации

Цель и содержание мероприятия

Формы реализации

Образовательные результаты Е.Т.

Методы

Формы рефлексии

Применение полученных результатов при участии в интеллектуальных состязаниях

1.

Гостиная «Педагогический интерактив»

(в рамках психолого-педагогического класса)

В течение всего учебного года (по отдельному плану)

Работа по утвержденной программе. Первые профессиональные пробы в рамках школы. Решение нестандартных педагогических задач.

Очно

(Кейсы, выступления, конкурсы)

Дополнение и расширение базовых предметных знаний по психологии.

Получение первоначального опыта практического использования знаний психологии за счет реальных взаимодействий и решения проблемных ситуаций.

Педагогические ситуации, беседы, игры

Эссе

2.

Клуб «Психология личности»

В течение всего учебного года (1 раз в 2 недели)

Работа по утвержденной программе. Повышение уровня психологической грамотности н/л.


Очно/ клуб

Дискуссии, психодиагностика, игры

Устный опрос/обратная связь

3.

Факультативные занятия по программе

«Я в мире и мир во мне»

В течение всего учебного года (1 раз в неделю)

Работа по утвержденной программе. Повышение уровня психологической грамотности н/л. Осознание собственной уникальности и повышение уверенности в собственных силах


Очно/факультативные занятия

Дебаты, диспуты

Синквейн

4.

Кружок «Мои исследования»

Ноябрь-апрель (1 раз в неделю)



Развитие исследовательского типа мышления; углубление знаний по психологии

Очно/кружок

Круглый стол, беседы, дискуссии, выступления

Анкетирование

5.





Мероприятия в рамках школьной Недели психологии



Ноябрь





Работа по утвержденной программе. Повышение уровня психологической грамотности н/л. Снижение уровня тревожности.

Очно/согласно утвержденному плану

Социальная проба, акции, конкурсы

Эссе


6.


Акция «Телефон доверия»



Апрель


Создание мультимедийного проекта по представлению информации о детском телефоне доверия (5-11 классы). Формирование навыков публичного выступления на разных аудиториях

Очно/мини-выступления девочки среди 5-11 классов

Беседы, дискуссии

Фотоколлаж

7.

Фестиваль «Красота. Здоровье. Спорт»

Октябрь

Участие в рамках отдельного утвержденного плана. Повышение уровня уверенности в себе.

Очно/согласно утвержденному плану

Коллективно творческое дело

Устный опрос/обратная связь

8.

Школьное мероприятие «Звездный дождь»

Май

Участие в рамках отдельного утвержденного плана. Создание ситуации успеха для обучающейся.

Очно/Концерт

Методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха)

Выбор афоризма


План навигации по возможностям дополнительного образования, значимым для решения персональных образовательных задач

обучающейся 7А класса Е.

Дополнительное образование – это абсолютно самостоятельная ветвь образования. Оно не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора детей и родителей. Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей человека и не сопровождается повышением уровня образования – образовательного ценза. Результатом дополнительного образования для Е.Т. является адаптации к жизни в обществе (повышение адаптационных механизмов за счет повышения уверенности в себе, снятия психоэмоционального напряжения), профессиональная ориентация, а также выявление и поддержка подростка за счет создания ситуации успеха.

Дополнительное образование

Образовательные результаты

Форма и условия участия (оплата, партнерские соглашения, и т.д.) обучающейся в мероприятиях/программах дополнительного образования

Решаемые задачи

Срок

1

Психология развития: детство и подростковый возраст

-Получение знаний, выходящих за пределы школьной программы.

-Получение опыта полного цикла исследовательской деятельности и практического использования знаний.

-Становление и углубление базовых метапредметных компонентов.

-Предметные результаты:

- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии,

способы психической деятельности),

- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и

способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),

- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической

культурой),

- опыт творческой самодеятельности,

- овладение культурой психической деятельности,

- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической

реальности и действительности в целом.


Дистанционно/Дополнительные занятия по предметам

конкурсы, участие в видеоконференция; учебные лекции/бесплатно

Регулятивные УУД: осознавать свои личные качества, способности и возможности;

осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

учиться осознавать и анализировать изменения в самой себе;

планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной

деятельности;

адекватно воспринимать оценки учителей;

уметь распознавать чувства других людей;

обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

уметь формулировать собственные проблемы

Коммуникативные УУД:

учиться строить взаимоотношения с окружающими;

учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

формулировать свое собственное мнение и позицию;

учиться толерантному отношению к другому человеку.

Октябрь-декабрь

2

Школа эффективных лидеров. Вводный уровень


3

Интеллектуальная игра «Эрудит-Премьер»





Очно

/МБОУ ДО ДДЮ, г. Красноярск/обучающие игры/бесплатно

Открытая дата

4

Как стать настоящим психологом



Дистанционно/ вебинар/бесплатно

Открытая дата

5

Свой среди своих

Дистанционно/

Детская школа искусств

/Онлайн-курс (1700 р. – согласовано с родителями)


Открытая дата

6

Эффективное управление временем


Дистанционное

обучение (самообразование)/Сотрудники московской службы психологической помощи населению/вебинар/бесплатно

Декабрь

7

Публичное выступление на бис

Дистанционное

обучение (самообразование)/курсы/бесплатно

Открытая дата


Планирование реализации индивидуального образовательного маршрута обучающейся 7А класса Т.Е.

(на учебный год)

Основные действия педагогов и обучающейся в рамках маршрута

Содержание педагогических действий и взаимодействий

Сроки каждого действия/взаимодействия

Промежуточные результаты каждого действия/взаимодействия

Инфраструктурные, материально-технические, кадровые ресурсы

1.

Собеседование законных представителей и девочки с педагогами (участниками реализации ИОП)

Вопросы целеполагания; тайм-менеджмента; учет интересов всех сторон.

Сентябрь

Сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели. Учет социального заказа родителей. Оформление согласия/договора.


2.

Психодиагностика особенностей личности девочки

Многофакторный анализ личности

Сентябрь

Выдача результатов. Определение психологических ресурсов и дефицитов ребенка

Лицензированная программа психодиагностических методик (ПК)

3.

Индивидуальные коррекционно-развивающие беседы Е.Т. с педагогом-психологом

Практическое применение психологических техник по решению следующих задач:

-Повышение уверенности в себе;

-Снижение уровня тревожности;

-Повышение самооценки личности.

Систематически

Конкретность и открытость в проявлении своих чувств и эмоций;

Поведенческая гибкость;

Принятие похвалы и умение делать комплименты;

Принятие другого.

Отдельный кабинет педагога-психолога для индивидуальной работы с н/л

4.

Практикумы с педагогами-предметниками, классным руководителем

Занятия по формированию исследовательского мышления (этапы, риски)

Октябрь, ноябрь

-Умеет задавать вопросы открытого типа;

-Желание и умение нестандартно мыслить;

-Умение выдвигать гипотезы;

-Умение анализировать информацию.

Выделение временного ресурса (оплачиваемого) для педагогов

5.

Сопровождение психологом девочки на защите исследовательских проектов

Психологические техники выступления. Обсуждение. Анализ ошибок.

Январь,

февраль

-Навыки публичного выступления.


6.

Беседы психолога с родителями девочки

Дефициты и ресурсы ребенка. Выдача рекомендаций по сопровождению.

Систематически

-Формирование сензитивности к изменениям ребенка;

-Безоценочные суждения в адрес н/л.


7.

Сопровождение Е.Т руководителем психолого-педагогического класса на мероприятия данного профиля

Первые профессиональные пробы.

Декабрь

-Появление первых элементов профессионального самоопределения;

-Выявление индивидуальных возможностей и способностей при реализации психолого-педагогической деятельности.




8.


Проведение классным руководителем мероприятий в классе по сплочению коллектива и создание успеха для Е.Т.





Принятие друг друга, взаимопонимание через игры, упражнения. Коллективно-творческие дела, выезды. экскурсии


Сентябрь, март

-Уметь наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом.

-Соотносить личные интересы с общими интересами коллектива и каждого отдельного ученика в нем.

-Находить общее решение, которое будет приемлемым для каждого.

-Разрешать спорные и конфликтные ситуации, избегать их создания.

-Аргументированно отстаивать свою точку зрения без ущерба для других.



9.

Беседа педагога-психолога с Е.Т на тему «Технология критического мышления»

Формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации ИОМ

Декабрь

Применение на практике некоторых технологий критического мышления. Рефлексия.


10.

Посещение родителями психологических встреч в рамках клуба «Семейная гостиная» (реализует педагог-психолог в школе)

Психолого-педагогическое просвещение законных представителей по эффективному взаимодействию с подростком.

1 раз в месяц

Формирование представлений родителей о создании условий благоприятной психологической среды при воспитании и развитии девочки.



11.

Беседа по анализу олимпиадных заданий (психология) прошлых лет

При решении банка заданий необходимо собеседование с учителем биологии, педагогом-психологом и учителем русского языка и литературы. Возможна работа специалистов в рамках «круглого стола»

Январь

Получение практического опыта решения различного рода психологических кейсов.


















Нормативно-правовое, инфраструктурное, организационно-управленческое, материальное обеспечение реализации ИОМ

Законодательно принятие индивидуального учебного плана — прерогатива конкретной школы. Школа вольна называть ИУП — индивидуальной образовательной программой, индивидуальной образовательной траекторией, маршрутом и т.д., в соответствии с внутренними нормативными актами. Но на уровне федерального законодательства, эти формы будут называться «ИУП». Главными заказчиками на реализацию ИУП являются родители. Стоит разработать и согласовать с ними документ (по типу «дорожной карты» образовательного продвижения ученика), согласно которому результативность образования может отслеживаться родителями на каждом шаге.

Нормативно-правовая база: рамочные документы

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция):

Ст. 2, п.23. — индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Ст. 13, п. 3. — При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Ст. 77, п. 5. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения… Особенности организации и осуществления образовательной деятельности осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, определяются в соответствии с частью 11 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Ч. 2, ст. 99: «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий».

Ст. 28, п. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: <…> 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.

Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 1 июня 2012 года №761)

Подраздел 8, «Ожидаемые результаты»; «Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью)».

Ст.28 — Компетентность образовательных организаций.

Ст.17 — формы получения образования.

Ст. 34, п.3 — права ребенка.

Ст.44 — права родителей.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 30 августа 2013 года №1015, изменения от 15 марта, 19 июня 2019)

«П. 5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося»

-Концепции работы с одаренными школьниками в Красноярском крае «Одаренные дети Красноярья».




Внутренние нормативные документы должны подкреплять и делать легитимными мероприятия ИОМ, а именно:

- Внутреннее положение школы о реализации ИУП/ИОП;

- Положение по проведению школьных олимпиад.

-Положение о школьной конференции.

-Положение о проведении предметной неделе (декады).

-Положение о Школьном интеллектуальном марафоне.

-Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми.

-Образовательная программа школы, с предусмотренной вариативностью изучения учебных тем и с дидактическими формами, соответствующими ИУП;

- Заявление родителей (законных представителей) учащихся;

- Решение педсовета образовательной организации;

-Приказ директора образовательной организации;

- Расписание планируемых занятий, консультаций, утвержденное директором и согласованное с родителями;

-Программы конкретных мероприятий, предусмотренных ИУП (погружения, тренинги, и т.п.);

- Внутренние финансовые документы о финансировании ИУП;

- Журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Школа МОЖЕТ изменять порядок (форму, кол-во часов, и т.д.) изучения тех или иных дисциплин, предусмотренных ФГОС, на основании 12,13,28 статьи ФЗ-273, ФГОС ОО. В целом, этот вопрос регламентируется Основными образовательными программами уровня общего образования, которые разрабатываются, утверждаются, реализуются самой образовательной организацией.

Ресурсное обеспечение ИОМ:

- кадровые (учителя-предметники, классный руководитель, родители, психолог, завуч по УВР);

-информационные (база «Одаренные дети Красноярья», сайты олимпиад, банк заданий, объявления, дополнительная литература и Интернет источники, взаимосвязь с объединениями ДО города);

- материально-технические (кабинеты школы, методические пособия, справочники, компьютеры, школьная библиотека);

- внутренние (мотивация, интеллект, эмоции, время, ответственность, самодисциплина, умение понимать ситуацию и др.);

- социальная поддержка (школа, педагоги, родители, объединения ДО, государство).





















Мониторинг ожидаемых результатов

Форма подведения итогов, используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей, могут быть необычны. Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся может провести по анкете самоанализа, а куратор/тьютор- опираясь на оценочные таблицы. Например:

Критерии

Показатели

Конечный показатель

прогрессивного развития

Соответствие образовательным стандартам.

Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.

Результаты  стабильные        или растут. Совершенствование и повышение качества знаний и умений н/л. Развитие общей эрудиции Е.Т., расширение их кругозора.

Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса.

Динамика удовлетворенности н/л, родителей, педагогов.

Рост удовлетворенности.

Рост личностных достижений.

Динамика достижений Е.Т., а именно: снижены уровни тревожности; повышен уровень самооценки и уверенности в себе. Развитие критического мышления посредством применения психологических техник.

Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). Овладение учащейся навыками самостоятельной и исследовательской работы. рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки.

Выработка н/л умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях.

Повышение уровня индивидуальных достижений, к которым есть способности


Показатель – активность и результативность участия в различных интеллектуальных и творческих мероприятиях разного уровня психологического цикла. Методики: тест-опросники «Определение уровня самооценки одарённого школьника», «Шкала оценки потребности в достижении».


Разработка собственных научно-практических работ в сфере психологии и представление опыта на различного рода мероприятий исследовательского характера.

Девочка владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области психологии.

Привит интерес обучающейся к освоению научных изысканий.

Повышение уровня владения социальными компетенциями

Показатель – наличие профессионального самоопределения, коммуникативных способностей. Методика: «Дифференциально-диагностический опросник», многофакторные опросники личности.

У девочки повышается уровень развития научного мышления посредством изучения новых технологий. Е.Т. разрабатывает авторские работы и создает собственные проекты. У подростка наблюдается развитие творческого и логического мышления, коммуникативных навыков.



Наименование оценочных материалов

Анкеты

Формы самооценки (видео-очерк; эссе; анкеты)

Творческий проект

Электронные викторины

Диагностические работы

Карты контроля

Текстовые тесты разной степени сложности

Диагностические работы:

-с открытыми ответами

-с многовариантным выбором ответов


Викторины, в том числе электронные

Психолого-педагогические тесты

Кроссворды (на бумажных носителях и электронные)





Измерение творческого потенциала Е. (психодиагностический инструментарий/входящий контроль)

1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

5. Методика «Предложения».

Способы мониторинга достижений Е. (внешние и внутренние)

Портфолио девочки

Проектная деятельность (количество и качество)

Заполнение анкеты девочкой «Результаты моей деятельности вне школы»

Заполненная девочкой таблица «Мои образовательные достижения»

Анализ результатов психодиагностического исследования, качество выполняемых рекомендаций

Эссе ребенка (в начале года и в конце года). Анализ целей и полученных результатов.

Анкета «Мои творческие достижения»

Участие в общественной жизни (количество и качество)

Анализ моих личных достижений (видео-очерк)











Завершением работы по ИОМ станет Портфолио, как одна основных форм оценивания достижений Е.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками педагогического процесса;

- необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения;

- самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися;

- активным включением учащихся в деятельность по созданию ИОМ;

- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Корректировка индивидуального образовательного маршрута.

 Если возникает необходимость, то корректировка маршрута проводится тьютором/куратором. Родители, администрация образовательного учреждения обязательно ставятся в известность.

При высокой степени эффективности реализации ИОМ для Е. будет достигнута основная цель программы – произойдет создание условий для самовыражения и самореализации девочки и, соответственно, ее дальнейший личностный рост.









Полный текст материала Индивидуальный образовательный маршрут одаренного подростка смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Думрауф Татьяна Григорьевна  Публикатор
08.11.2024 0 188 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК