Программа работы с одаренными детьми; 9 - 11 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
башкирский лицей имени Мухаметши Бурангулова с. Раевский муниципального района
Альшеевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждена на заседании МО Зам. директора по УР Директор лицея
протокол № 3 ___ О. М. Султанова Р.М. Давлеткиреева
от «25» августа 2019 г. «__» ________ 2019 г. «__» ______2019 г.
Приказ № __
от «__» _____2019 г .
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
(9-11 классы)
Программа составлена и реализуется
Гареевой Г. В
учителем английского языка,
МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова
.
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных школ, проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Предлагаемая программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий.
Подготовка к олимпиаде – это самый трудоемкий и увлекательный процесс в жизни ученика и учителя в школе. Конечно, этот вид интеллектуального соревнования под силу не каждому. Только способные и мотивированные дети могут достичь успеха.
Что касается выявления одаренного ребенка, то в 10-11-х классах учителю легко определить ученика, который имеет нестандартное мышление и огромный интерес к предмету. Во-первых, - это выбор ребенком предмета в качестве единого государственного экзамена. Во-вторых, этот обучающийся, скорее всего, уже участвовал в олимпиадах ранее и имеет немалый опыт.
Но исходя из опыта, могу сказать, что старшеклассники головой погружены в подготовку к ЕГЭ. Бесконечные консультации, вебинары, репетиторы, прорешивание «егэшных» вариантов из ФИПИ требуют огромного количества времени и усилий. Поэтому зачастую бывает, что школьник отказывается участвовать в олимпиаде, ссылаясь на нехватку времени.
На этом этапе самое главное мотивировать обучающегося. Нужно объяснить ему зачем и какую пользу принесет ему данное мероприятие. Зачастую дети даже не знают, что ЕГЭ – это не единственный путь поступления в ВУЗ. Можно стать призером на одной или десяти олимпиад и получить право поступить в любой ВУЗ России без ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний. Например, диплом Всероссийской олимпиады школьников даёт право поступления в любой ВУЗ по профилю без результатов ЕГЭ. Нужно всего лишь пройти порог по русскому языку и базовой математике.
Но и это не единственная причина. Помимо этого, олимпиады могут обеспечат участнику:
-
Многотысячную премию
-
Повышенную стипендию
-
Друзей из разных регионов
-
Повышение самооценки
-
Гордость родителей и авторитет среди одноклассников и однокурсников
Второе, что необходимо сделать учителю это определить уровень языка у потенциального участника олимпиады. Важно знать, что для получения диплома на большинстве олимпиад достаточен уровень B2-C1. Для победы ВОШ нужно обладать английским на уровне С1-С2. Поэтому подготовку желательно начинать в 10 классе, чтобы к 11 классу иметь уровень B1.
Важно знать, что в отличие от ЕГЭ на олимпиадах нет заранее известной структуры, поэтому нужно быть готовым к разным форматам. Необходимо знать стратегии выполнения заданий, которые встречаются чаще всего, и постоянно в них практиковаться. Особую роль играет знание особенностей говорения и разных видов письма: короткие истории, рецензии, отчёты, формальные и неформальные письма, статьи, эссе т.д. Для успеха также нужно знать идиомы, фразовые глаголы и неплохо разбираться в культуре, истории, географии и современных реалиях стран изучаемого языка: Британия, США, Канады и Австралии.
Всего олимпиады делятся на два типа:
-
Всероссийская олимпиада школьников
-
Перечневые олимпиады
Всероссийская олимпиада школьников- это самая престижная олимпиада. Призерами и победителями на заключительном этапе ежегодно становятся около сотни человек.
ВсОШ организуется Министерством образования и науки РФ.
ВсОШ проходит в 4 этапа:
Школьный этап проходит в сентябре–октябре во всех школах страны. На этом этапе задания
одинаковы для всего муницапалитета. Балл, необходимый для выхода на следующий этап,
определяется так же с учетом результатов участников всего муницапалитета.
Муниципальный этап проходит в ноябре–декабре. Задания одинаковы для всего субъекта. Проходной балл для регионального этапа зависит от результатов всех участников в том или ином регионе.
Региональный этап проходит в январе–феврале. Задания являются одинаковыми для всех регионов. Региональный этап проходит в каждом субъекте в заранее определенном городе, куда съезжаются все участники олимпиады. Балл, необходимый для заключительного этапа высчитывается с учетом результатов участников со всей России. Каждый регион может отправить на заключительный этап одного участника, показавшего лучший результат, если даже никто в регионе не набрал нужный балл.
Заключительный этап проходит в марте–апреле. До него доходят около 250 человек Победителями и призерами из них становятся 45%. Всероссийская олимпиада школьников — это единственная олимпиада, которую не нужно подтверждать баллами на ЕГЭ.
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действуют 4 года. Выиграв олимпиаду в 9 классе, ты сможешь воспользоваться своим дипломом при поступлении в вуз после 11 класса.
Перечневые олимпиады- это олимпиады, проводимые крупными вузами и включенные в Перечень олимпиад школьников, который утверждается Министерством образования и науки в августе каждого года.
Перечневые олимпиады — это олимпиады, проводимые крупными вузами и включённые Перечень олимпиад школьников, который утверждается Министерством образования и науки и августе каждого года.
Отборочный тур проводится в режиме онлайн в октябре–январе, в зависимости от олимпиады. Заключительный тур проводится в вузе-организаторе и региональных площадках в январе–марте, в зависимости от олимпиады. На каждой олимпиаде дипломы получают от нескольких десятков до нескольких сотен школьников.
Существуют три уровня перечневых олимпиад. Уровень олимпиады влияет на количество льгот, которые предоставляют университеты её победителям и призерам. Перечень немного меняется каждый год, какая -то олимпиада может перейти из третьего уровня во второй и наоборот. Но изменения не такие существенные.
Олимпиады первого уровня:
-
Ломоносовская
-
Покори Воробьевы горы
-
Высшая проба
-
СПбГУ
Олимпиады второго уровня:
-
Герценовская
-
Евразийская
-
РАНХиГС
-
В КФУ
-
РГГУ
Олимпиады третьего уровня:
-
Челябинская
-
Учитель школы будущего
-
Плехановская
-
Ведомственная
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию в олимпиаде школьников по английскому языку.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
-
развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
-
воспитание способности к личному самоопределению;
-
развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
-
развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
-
развитие компенсаторной компетенции;
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;
-
изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады;
-
ознакомить с форматом олимпиады;
-
развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
-
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;
-
для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
-
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Срок реализации 2 года.
В 11 классе данная программа может использоваться как интенсивный курс подготовки и проводиться 2 часа в неделю.
Целевая аудитория: школьники 9 – 11х классов.
Тематическое планирование составлено на 70 учебных часов.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Задания к занятиям составляются индивидуально, в зависимости от уровней подготовки учащихся. Задания для отработки различных видов речевой деятельности можно найти в книгах и учебных пособиях, представленных ниже:
-
-
Олимпиады по английскому языку для 9-11 классов. / К. С. Махмурян, О. П. Мельчина, 2016 г.
-
Олимпиадные задания по английскому языку/ А. П. Гулов. 2017
-
Социокультурный компонент олимпиады школьников/ Д. Д. Бочкарева, Москва, 2018г.
-
Готовимся к олимпиадам по английскому языку/Т. К. Сигал, 2009 год.
-
Страноведение, Великобритания / Ю. Б. Голицинский, 2010 г.
-
Страноведение, США/ Ю. Б. Голицинский, 2010 г.
-
Сборник 1000 Trio/ Krsyszstov Riljan
-
Cambridge Proficiency 100 Key word transrormations
-
Библиотечка журнала «1Сентября» Олимпиады по страноведению. Англоязычные страны. № 5(11), 2006 год.
-
Use of English, part 1, 2, 3, 4 – Cambridge English, collection, 2015 г.
-
Natural English colocations – John Marks, Elision Wooder, 2007 г.
-
Сайт UPWEGO
-
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок, написание ревью, эссе, историй, письма.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
-
Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)
-
Промежуточный - после каждого блока
-
Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий
Listening
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
Reading
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста
Use of English
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом на уровне FCE и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте
Writing
Нужно продемонстрировать умение писать связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета
Speaking
Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады
В рамках монолога необходимо уметь:
- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;
- изложить и обосновать свое мнение;
В рамках диалога необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.
Ожидаемые результаты
Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.
Планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
1 |
Ознакомление с форматом олимпиады |
2 |
|
2 |
Стратегии подготовки к разделу «Listening» |
2 |
|
3 |
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания |
2 |
текущий |
4 |
Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации |
2 |
текущий |
5 |
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного |
2 |
текущий |
6 |
Выполнение теста по аудированию |
2 |
промежуточный |
7 |
Стратегии подготовки к разделу «Reading» |
2 |
|
8 |
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания |
2 |
текущий |
9 |
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей |
2 |
текущий |
10 |
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного |
2 |
текущий |
11 |
Выполнение теста по чтению |
2 |
промежуточный |
12 |
Подготовка к разделу «Use of English» Стратегия выполнения заданий на словообразование |
2 |
текущий |
13 |
Условные предложения |
2 |
|
14 |
Модальные глаголы |
2 |
|
15 |
Мн.ч. и ед.ч имен существительных. Исключения. |
2 |
|
16 |
Инверсия. Пунктуация. |
2 |
|
17 |
Стратегия работы с заданиями на трансформацию |
2 |
текущий |
18 |
Стратегии выполнения заданий «трио» |
2 |
текущий |
19 |
Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения |
2 |
текущий |
20 |
Задания по страноведению. История, география и политический строй Великобритании и США |
2 |
текущий |
21 |
Традиции и обычаи народов Великобритании и США. Кухня и одежда. |
2 |
текущий |
22 |
Достопримечательности и известные люди Великобритании и США |
2 |
текущий |
23 |
Выполнение олимпиадных заданий из сборника |
2 |
промежуточный |
24 |
Стратегии подготовки к разделу «Writing», Написание сочинения-выражения собственного мнения |
2 |
текущий |
25 |
Написание ревью на любимы фильм, книгу |
2 |
текущий |
26 |
Написание истории с данными словами или же данным началом |
2 |
текущий |
27 |
Написание статьи в журнал |
2 |
промежуточный |
28 |
Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише |
2 |
|
29 |
Диалог с целью обмена информацией |
2 |
текущий |
30 |
Тематика монологического высказывания |
2 |
текущий |
31 |
Мини-практикум по выполнению заданий устной части |
2 |
промежуточный |
32 |
Мини-практикум по выполнению заданий устной части |
2 |
промежуточный |
33 |
Пробный тест в формате олимпиады |
2 |
итоговый |
34 |
Пробный тест в формате олимпиады |
2 |
итоговый |
35 |
Пробный тест в формате олимпиады |
2 |
итоговый |
|
Итого |
70 |
|
Литература:
-
-
Олимпиады по английскому языку для 9-11 классов. / К. С. Махмурян, О. П. Мельчина, 2016 г.
-
Олимпиадные задания по английскому языку/ А. П. Гулов. 2017
-
Социокультурный компонент олимпиады школьников/ Д. Д. Бочкарева, Москва, 2018г.
-
Готовимся к олимпиадам по английскому языку/Т. К. Сигал, 2009 год.
-
Страноведение, Великобритания / Ю. Б. Голицинский, 2010 г.
-
Страноведение, США/ Ю. Б. Голицинский, 2010 г.
-
Сборник 1000 Trio/ Krsyszstov Riljan
-
Cambridge Proficiency 100 Key word transrormations
-
Библиотечка журнала «1Сентября» Олимпиады по страноведению. Англоязычные страны. № 5(11), 2006 год.
-
Use of English, part 1, 2, 3, 4 – Cambridge English, collection, 2015 г.
-
Natural English colocations – John Marks, Elision Wooder, 2007 г.
-
Сайт UPWEGO
-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гареева Гульназ Валиахметовна
→ Публикатор 06.05.2021 0 2621 269 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.