Статья "О роли школьной газеты на английском языке в развитии навыков чтения"
Либеров Олег Борисович
ГОУ СОШ № 455 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Учитель английского языка
О РОЛИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
В современном динамичном обществе, в век стремительного развития телекоммуникационных технологий нередко приходится сталкиваться с феноменом неприятия чтения как средства получения информации и общения. Неслучайно французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро (1713-1784) отмечал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Не является секретом тот факт, что общая грамотность населения снижается, что ведет к уменьшению умственного потенциала нации и является таким образом серьезной стратегической проблемой для страны в целом. Чтобы избежать нарастания вышеупомянутых негативных тенденций необходимо искать разные пути их преодоления и предлагать нестандартные способы для улучшения ситуации.
Иностранные языки, и в первую очередь английский, являются неотъемлемой частью жизни социума, способствуют реализации языковой политики в государстве. Политические, социально-экономические и культурные изменения в России в начале XXI века существенно расширили функции иностранного языка. Вследствие этого, изменилась его роль в обществе, и просто из школьного учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования.
В обучении иностранному языку чтение играет важную роль. Это - самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.
Следует упомянуть некоторые основополагающие теоретические аспекты методики:
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, т.к. оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и при необходимости озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.
Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников.
В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью - получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.
Для повышения интереса к чтению у учащихся в школе № 455 Колпинского района города Санкт- Петербурга широко используются разные методы и приемы. Одна из реализуемых здесь программ – это проектная деятельность по выпуску школьной газеты, что не относится к самым последним инновационным достижениям, но является проверенным и эффективным средством получения информации, повышения культурного уровня и просто источником положительных эмоций. В школе регулярно выпускается многостраничная газета на русском языке, а с учетом того, что школа № 455 – государственное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением английского языка, было принято решение о выпуске англоязычного приложения.
Основной целью подобного рода деятельности является популяризация иностранного языка, развитие интереса к чтению, навыков работы с текстом, развитие эстетического вкуса, фантазии, литературного творчества школьников, создание условий для самореализации учащихся в процессе выпуска школьных газет и популяризация школьной печати на иностранном языке, развитие способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития личности. Широкий доступ к информации лингвострановедческого содержания на иностранном языке способен повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка, стимулировать творческий подход к формированию коммуникативных умений, позволит индивидуализировать способ получения необходимых знаний.
Практическими шагами для достижения данных целей в рамках реализации проектной программы по выпуску англоязычного приложения к школьной газете стали:
1. Разработка и утверждение концепции газеты с учетом основных функций средств массовой коммуникации (информация, образование, создание общественного мнения и воспитание), которая находит свое отражение в конкретных жанровых формах. Кратко она может быть сформулирована следующим образом: Развитие информационной культуры участников образовательного процесса при изучении иностранного языка.
2. Утвержение первоочередных задач, реализуемых в рамках проекта по выпуску печатного издания на английском языке как конечного продукта проекта, что предусматривает, в частности, освещение событий, происходивших и происходящих в школе, городе, регионе, стране, мире с позиции значимости для учащихся, проведение мероприятий, направленных на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам, предоставление каждому возможность для самореализации творческого потенциала с использованием иностранного языка.
3. Выбор редакционной коллегии, в которую на добровольных началах вошли как представители педагогического коллектива – учителя английского языка, так и учащиеся IV-XI классов, что позволило сочетать интересы разных возрастных групп. Редакционная коллегия отвечает за реализацию поставленных задач, организует практическую работу: утверждает дизайн и направленность печатного издания, обсуждает содержание номеров газеты, предлагаемые публикации и материалы.
4. Организация работы над подготовкой выпуска печатного издания, которая осуществляется на заседаниях редколлегии, на которых определяется содержание, объем издания, что подразумевает также четкое распределение функциональных обязанностей (корреспондент, дизайнер, фотограф, корректор и т. п.) и регламентацию сроков выполнения поручений. Периодичность выхода издания - один раз в месяц в течение учебного года (с сентября по июнь включительно).
5. Практические мероприятия по набору, печати и распространению газеты как конечного продукта проекта.
На каждом из вышеперечисленных этапов несомненно учитывается чтение как важный вид речевой деятельности.
Так при разработке концепции печатного издания необходимо было ознакомиться с накопленным опытом работы средств массовой информации в историческом контексте, рассмотреть имеющиеся достижения и недостатки, сравнить разножанровые периодические издания, в первую очередь на примере газет и журналов англоязычных стран: Великобритании, США и др.
Для реализации поставленных проектом задач учащиеся должны достаточно свободно ориентироваться в сфере телекоммуникации, владеть необходимыми навыками и умениями, полученными в процессе обучения иностранному языку, прежде всего – чтения. Чтение имеет два основных компонента содержания обучения чтению на иностранном языке: иноязычный материал, облеченный в графическую форму, т. е. соответствующая звукобуквенная символика, словарный и грамматический материал; умения в чтении. Деятельность учащихся должна быть направлена на формирование и закрепление умений устной и письменной речи в различных условиях общения, в приобщении к культуре народа, языком которого они овладевают.
Предполагается также развитие личности школьников, усвоение ими общедемократических ценностей, воспитание потребности в постоянном самообразовании как средства социокультурного освоения мира. Не следует отбрасывать и идею межпредметной интеграции.
Чтение непосредственно связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. Это особенно важно при подготовке и написании статьи в газету, репортажа, поэтического произведения.
Преподаватель при организации работы редколлегии должен овладеть целым рядом ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера, который приходит на помощь по просьбе учащегося и никогда не навязывает своего решения. Организация самостоятельной работы по изданию газеты на иностранном языке потребует новых материалов, внедрения мультимедийных технологий. Открытие доступа каждого учащегося к Интернету позволит имитировать процесс коммуникации, в котором человек вынужден принимать самостоятельные решения для достижения коммуникативной цели.
Чтение становится тем условием, без которого не обойтись на конечном этапе реализации проектной программы по выпуску печатного издания на английском языке. Следует упомянуть о том, что в школе № 455 со свежим номером газеты всегда можно ознакомиться на стенде, размещенном в вестибюле на первом этаже, что дает возможность прочитать ее не только учащимся, но и их родителям и всем заинтересованным посетителям, владеющим английским языком. Кроме этого, частью тиража в обязательном порядке обеспечиваются все кабинеты иностранного языка в школе, что позволяет использовать газету в качестве дополнительного пособия на уроках, расширяет кругозор учащихся, предоставляет им дополнительную необходимую на занятиях информацию. Следует отметить, что на школьном сайте имеется специальная рубрика, где также публикуется последний выпуск газеты, а в архиве собраны все выпущенные номера.
В отечественных программах в качестве цели обучения выдвигается развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания;
с полным пониманиям содержания;
с извлечением необходимой (интересующей) значимой информации.
Как известно, в зависимости от целевой установки в методике различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Умение читать на высоком уровне предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
Учащиеся младших классов, которые еще в незначительной мере владеют всеми необходимыми навыками и умениями чтения, при ознакомлении с содержанием каждого нового выпуска школьной газеты на английском языке используют именно этот вид чтения, при этом следует отметить достаточный интерес к периодическому изданию: часто младшие школьники просят своих старших товарищей помочь им разобраться с заинтересовавшим их, но трудным для понимания материалом, особенно если он сопровождается привлекшим их внимание визуальным образом – рисунком, фотографией.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Такое чтение используется учащимися старшего звена, овладевшими иностранным языком на достаточно высоком уровне. После прочтения некоторых материалов газеты они высказывают свое отношение к прочитанному, в том числе делают и критические замечания, нередко переходящие в бурные дискуссии.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его главными деталями и частями.
Этот вид чтения часто используется теми школьниками, которые не имеют времени для более подробного ознакомления с материалами школьного печатного издания. Например, во время перемены такие учащиеся подходят к стенду с газетой, но не задерживаются здесь надолго, т.к., получив общее представление о содержании отдельной части или всего издания, по разным причинам не считают возможной для себя дальнейшую работу с ним.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по конкретной тематике. Его цель - быстрое нахождение в отдельном тексте или в группе текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной газете, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре.
Такой вид чтения школьной газеты часто применяется учителями во время урока как форма работы по дальнейшему развитию навыков чтения на продвинутом этапе обучения для получения учащимися необходимой информации и осуществления последующего контроля. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Дотекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку “стратегии понимания”. В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические илингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Естественно, что это предполагает предварительную тщательную проработку преподавателем имеющихся данных, представленных в конкретном выпуске школьной газеты, а подчас и в целой подборке номеров, а также разработку собственных дополнительных материалов (например, тестовых заданий).
В заключение хочется привести слова из произведений английского поэта и сатирика Джозефа Аддисона (1672-1719), что чтение для ума то же, что физическое упражнение для тела. С этим трудно не согласиться.
Таким образом, учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению предмета “Иностранный язык” в школе. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета. Хочется надеяться, что выпуск школьной газеты на английском языке способствует этому в должной мере.
Список литературы:
Андриевская В. В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях. М.: Росмэн, 2006
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004.
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004.
Демьяненко М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам. М.: Дрофа, 2005.
Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Спб.: Каро, 2006.
Лытаева М.А. Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения // Иностранные языки в школе. №7, 2006.
Маслыко
Е.А. и др. Настольная книга преподавателя
иностранного языка. Минск: Высшая школа,
2001.
Мильруд. Р.П. Методика преподавания
английского языка.
М.: Дрофа, 2007.
Ощепкова Т. В., Пролыгина М. М. Приемы обучения различным видам чтения// Иностранные языки в школе. М., №3, 2005.
Радкин К.А. Чтение на английском языке. М.: Дрофа, 2004.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Астрель, 2008.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Либеров Олег Борисович
→ helgonline 27.03.2011 4 5663 640 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.