«Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара


Булатов Олег Александрович. ГОУ Гимназия № 56, Санкт-Петербург. Учитель английского языка


О.А.Булатов


«Лаборатория Исследователей - лингвистов:

Межкультурная коммуникация»

Программа лингвострановедческого факультатива-семинара



Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира. Помимо языка как грамматической системы, существует язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции. Усвоить данный аспект языка представляется крайне важным для его глубинного понимания.

Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего развития учащихся, повысить их мотивацию в изучении английского языка, и определяет следующие цель и задачи курса.

Цель - развитие у учащихся лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством современного устного общения и с культурой США и Великобритании.

Задачи:

  • освоение учащимися необходимых сведений о разговорном изучаемом языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне;

  • формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа;

  • воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу;

  • развитие ассоциативных и творческих способностей, умения мыслить категориями другой культурной и ценностной системы

  • формирование творческого коллектива для воспитания среди учащихся дружеских взаимоотношений, приобретения ими социального опыта.

Реализация поставленных задач осуществляется в образовательном процессе через форму кружка. Круг учащихся организуется на основе добровольности, общих творческих интересов с целью удовлетворения их потребности в изучении английского языка, культуры, традиций изучаемого языка.

Кружок планирует и организует содержательный досуг учеников: совместные просмотры/прослушивания и последующие переводы и обсуждения медиафрагментов, наиболее ярко иллюстрирующих ту или иную концептуальную сторону жизни западного сообщества, его психологии, социальных взаимоотношений.

Образовательная программа реализуется в течение 2 лет:

1 год обучения – учащиеся 12-14 лет,

2 год обучения – 14-15 лет,

Набор учащихся в учебные группы осуществляется без ограничений с учетом норм наполняемости учебной группы. Дополнительный набор на 2-ой год осуществляется по результатам собеседования.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по схеме: 75 мин. (учебные занятия плюс 10 мин. перемена).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Учащиеся должны

При окончании 1 года обучения:

  • владеть речевым этикетом, необходимым в различных ситуациях;

  • активно использовать в речи новые слова по основным темам программы;

  • владеть техникой аудирования, правильно интерпретировать и произносить звуки английских слов;

  • воспроизводить знакомые стихи, песни, рифмовки и т.д.

  • знать географическое положение страны изучаемого языка, уметь ориентироваться по ее карте; знать ее крупнейшие города и реки; символы и флаги; праздники и традиции;

  • иметь представление об общественном строе США и Великобритании; их культурной и общественной жизни, национальном спорте, музыке, традициях, образовании; ключевых фигурах в каждой из областей.


При окончании 2 года обучения:

  • владеть техникой чтения и аудирования на продвинутом уровне;

  • знать временные формы, грамматические конструкции, в том числе современные сленговые, уметь распознавать их и уместно использовать в своей речи;

  • иметь адекватное представление об общественной жизни США и Британии: современных актуальных проблемах и методиках их решения, журналах и газетах, телевидении и радио, семье и образовании; быть знакомым с творчеством нескольких современных писателей и поэтов.

Программа предусматривает 2 основных пути в определении усвоения программного материала:

- активное участие в жизни кружка, подготовка собственных докладов, авторских переводов и т.д.

- систематический контроль усвоения знаний учащимися.

В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Наблюдение осуществляется в специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях.

Итоговый контроль предполагает определение результатов усвоение программы за полугодие, год. Одним из способов результативности является тестирование.

Итоговое тестирование включает задания по всем разделам языкознания:

  • фонетика

  • лексика

  • транскрипция

  • грамматика

  • аудирование

  • социально-культурный аспект.

На 1 году обучения итоговое занятие проводится как специально организованное мероприятие, где учащиеся демонстрируют знания по темам путем чтения стихов, исполнения песен, сценок. На 2 году обучения проводится экзамен по схеме: устный ответ + письменное тестирование или устный ответ + защита реферата или творческой работы (Научно-практическая конференция).


Учебно-тематический план

Занятий по годам обучения

п/п

Темы программы

Количество часов по годам обучения

1

2

1

Вводное занятие

2

2

2

Страноведение/география

10

6

3

История Великобритании

10

4

4

История США

8

12

5

Экономическая система США и Великобритании

4

6

6

Религиозные ценности США и Великобритании

8

4

7

Политическая система США

6

2

8

Социальные нормы поведения, речевой этикет

8

4

9

Особенности психологии американцев. Политкорректность

2

8

10

Особенности психологии англичан

2

8

11

Литература Великобритании

8

8

12

Литература США

-

8

13

Грамматика

6

4

14

Лексика и жаргонизмы

4

6

15

Аудирование/работа с медиа

16

16


Итоговые занятия

4

4


Проект «каникулы»

10

10






Итого:

108

108

Содержание программы.


Тема 1. Вводное занятие.

Правила поведения в группе. Организация учебного процесса. Техника безопасности. Содержание программы. Основные темы и их содержание. Формы организации занятий. Способы проверки. Краткое знакомство со страной изучаемого языка. Введение в страноведение.


Тема 2. Страноведение, география

Интеграция знаний учащихся о природе и обществе стран изучаемого языка. Идея о неразрывности изучения языка и культуры, его породившей. Понятие символа в культуре. Географическое положение США и Соединенного Королевства, особенности их климата. Базовые данные о физической и экономической географии этих стран. Моря, океаны и пролив, омывающие США и Великобританию. Части Великобритании: Англия, Уэльс, Шотландия, Сев. Ирландия. Их столицы: Лондон, Кардифф, Эдинбург, Белфаст. Названия крупнейших городов Великобритании и их достопримечательности. Просмотр видеофильмов «Добро пожаловать в Великобританию», «Лондон». Крупнейшие реки Великобритании. Общественный строй Великобритании, флаг и гимн. Осуществление процесса правления страной и выборы представителей в парламент. Праздники и традиции. Составление календаря праздников, празднование их в соответствии с традициями. Народы разных национальностей, населяющие разные части Великобритании, и их характерные костюмы. Национальные и светские игры народов, населяющих Великобританию.


Тема 3. История Великобритании

Доисторическая Британия, Стоунхендж и другие памятники тех времен. Римский период. Взаимодействие с римлянами и влияние латыни на английский язык. Стена Адриана. Начало завоевания Британии англосаксами. Образование англосаксонских королевств. Христианизация англосаксов - крещение короля Кента Этельберта I. Взаимодействие со скоттами, пиктами и ирландцами. Артур, рыцари Круглого стола, Артуровский Цикл. Просмотр фильма «Король Артур», прослушивание и разбор баллад. Битва при Гастингсе. Норманнское завоевание. Начало крестовых походов, Ричард I Львиное Сердце. Хартия Вольностей, борьба короля с феодалами. Борьба Англии и Франции, Жанна Д’Арк. Просмотр отрывков из фильма «Жанна ДАрк»


Тема 4. История США

Древнейшая история континента. Викинги: Бьярни Херьюльфссон, Лейф Счастливый, Торфин Карлсефни. Эпоха ВГО. Конкистадоры и влияние испанского на современный английский. Колумб. Европейская колонизация. Отцы-пилигримы и первые колонии в Северной Америке.

**************************************************************



Литература.

Список для педагога:

  1. Вакс Э. П. Игры на уроках английского языка. – М.: Игра, 1998.

  2. Верхогляд В. А. Английские стихи для детей. – М.: Айрис пресс, 2001.

  3. Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Грамматика английского языка (в таблицах). – М.: Издат –школа, 1997.

  5. Двуязычный человек. – М.: Центр инноваций в педагогике, 2006.

  6. Ощепкова В. В., Шустилова И. И. О Британии вкратце. – М.: Лист-нью, 1998.

  7. Тарасюк Н. А. Иностранный язык для школьников. Уроки общения и этикета. М.: Флинта, 2009.

  8. Щеглов И. А. Пособие по английскому языку. М.: Сфера, 1999.

  9. Enjoy English. М.: Титул, 1997

  10. In Britian. М.: Титул, 1999.

  11. Различные интернет-источники и словари, записи современных английских и американских групп


Список для учащихся:

  1. Баранский Н. Н., Страноведение и география физическая и экономическая, М., 1986

  2. Журина Т. Ю. English. Занимательные задания. – М.: Лист-нью, 2001.

  3. Кулиш В. Г. Веселый английский. – Киев: Сталкер, 1998

  4. Моисеев М. Д. Справочник школьника по английскому языку. – М.: Аквариум, 1997.

  5. Различные англоязычные журналы.



Полный текст материала «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Булатов Олег Александрович  Skyeager
18.05.2011 1 3977 804

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК