Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
Ваторопина Е.В.
(МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением
отдельных предметов, г. Екатеринбург, Россия)
ШКОЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
КАК РЕСУРС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции учащихся. Согласно государственному образовательному стандарту, под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом программой пределах, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенций. Именно тех компетенций, которые входят в состав обязательного минимума основных образовательных программ.
Работа над журналом помогает в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач, отвечает интересам школьников, удачно сочетается со всей системой учебно-воспитательного процесса. Она содействует интеллектуальному, духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Деятельность участников образовательного процесса по созданию школьного журнала строится на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный.
В процессе работы по созданию журнала формируется иноязычная компетенция и расширяются знания учащихся в области журналистики. Создание школьного СМИ и использование для этого английского языка, изучение основ журналистики и тренировка языковых навыков – в этом, на наш взгляд, оригинальность и новизна данной идеи.
Издание школьного журнала на английском языке в творческой форме помогает учащимся развивать языковые навыки. В грамотных руках учителя журнал может служить эффективным педагогическим инструментом. Для учеников – это, прежде всего, источник информации о собственной школе. Для юных журналистов – процесс самовыражения. От издания журнала выигрывают все участники процесса. Здесь важно понять, что журнал, созданный школьниками, – это "мостик к молодежи", с которой, как это ни странно, взрослые зачастую находятся на разных полюсах. Написать хорошие материалы, сфотографировать яркие события – это только половина дела. Как из множества текстов и картинок сделать издание – вот главный вопрос. Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:
формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека;
осмысление журналистики как особой формы освоения и восприятия информационного пространства;
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определенном жанре).
Важной целью создания школьного журнала на английском языке явилось формирование иноязычной компетенции учащихся. В процессе работы над журналом решаются, кроме вышеназванных, следующие основные задачи:
расширение словарного запаса, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме;
развитие умений пользоваться реалиями, особыми оборотами речи, специфическими правилами речевого общения, характерными для страны изучаемого языка, то есть своеобразие в языке, которое свидетельствует о влиянии обычаев, культуры; интернет - технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в неё;
развитие умений вести дискуссию, способность восполнять в процессе общения недостаточность языковых знаний, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке;
изучение национально-культурных особенностей России и зарубежных стран, их истории, обычаев, традиций, достопримечательностей, биографий известных людей в процессе создания материалов для журнала; обсуждение материалов с членами редколлегии и читателями;
формирование толерантного отношения к культуре и истории России и зарубежных стран, разных народов, патриотическое воспитание школьников.
Материалы по проекту, электронный вариант журнала, фотоматериалы, выступления учащихся с презентацией своей работы по созданию журнала, публикации учащихся и педагогов по теме проекта – см. на сайтах:http://vt-l.ru, http://portfolio.1september.ru/work.php?id=595623, http://vatoropinaelena.ucoz.ru, http://pedsovet.org/forum/member68175.html, http://67школа.рф/.
Члены редколлегии считают, что работа в журнале дает им позитивные эмоции, привлекает своей необычностью, учит работать в команде. Ребята развивают свои исследовательские навыки, применяют на практике знания в области информационных и компьютерных технологий, расширяют общий кругозор, получают навыки работы с научно-популярной литературой. Они осознают практическую значимость иностранного языка, так как в процессе поиска необходимой информации, написания статьи они неизбежно сталкиваются с необходимостью применения своих языковых знаний.
Повысилась мотивация к изучению иностранного языка. Существенно увеличилось количество творческих конкурсов, в которых наши ребята принимали участие, а также число творческих и исследовательских работ учащихся, опубликованных на сайте ИД "Первое сентября". По словам самих ребят, "когда работаешь в команде, когда видишь результат своего труда, когда чувствуешь интерес к продукту твоего труда, когда держишь в руках новый номер журнала, понимаешь, что ты не зря трудился".
Сравнительный анализ целей обучения иностранному языку в формировании коммуникативных компетенций обучающихся и основных задач, решаемых в процессе работы над журналом, показывает, что они совпадают практически по всем параметрам.
Формирование коммуникативных компетенций
в процессе работы над журналом
Цели обучения иностранному языку |
Основные задачи, решаемые в процессе работы над журналом |
Языковая коммуникативная компетенция |
|
Знания лексики, грамматики и фонетики и умение применить эти знания во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме. |
Расширение словарного запаса, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме. |
Речевая коммуникативная компетенция |
|
Способность использовать языковые формы (лексические единицы, грамматические структуры, фонетику) в зависимости от ситуации общения. Ситуация общения обусловлена задачей общения, темой общения, социальной и коммуникативной ролями, а также местом общения. |
Развитие умений пользоваться реалиями, особыми оборотами речи, специфическими правилами речевого общения, характерными для страны изучаемого языка, то есть своеобразие в языке, которое свидетельствует о влиянии обычаев, культуры. Интернет-технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в неё. |
Социокультурная коммуникативная компетенция |
|
Знания национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, норм речевого и неречевого поведения и умение строить свое поведение в соответствии с этими знаниями в реалистичных или реальных ситуациях общения. |
Изучение национально-культурных особенностей России и зарубежных стран, их истории, обычаев, традиций, достопримечательностей, известных людей в процессе создания материалов для журнала. Обсуждение материалов с членами редколлегии и читателями. |
Компенсаторная коммуникативная компетенция |
|
Умение выстроить логичное по содержанию и форме собственное высказывание, равно как и умение понять смысл высказывания других участников коммуникации. |
Развитие умений вести дискуссию, способность восполнять в процессе общения недостаточность языковых знаний, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке. Формирование знаний структуры статьи, заметки, интервью. Знакомство с особенностями школьной прессы. |
Учебно-познавательная коммуникативная компетенция |
|
Способность использовать наиболее эффективные стратегии для достижения успеха в ситуации общения. |
Получение навыка работы с научно-популярной литературой; развитие исследовательских навыков; изучение основ журналистики; практическое применение знаний в области информационных и компьютерных технологий. Ученик учится анализировать информацию, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы. |
По словам английского поэта и сатирика Джозефа Аддисона, "Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела." С этим трудно не согласиться. Таким образом, учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала, развития всех коммуникативных компетенций. Работа над журналом на английском языке поможет им в этом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваторопина Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке // Сборник работ по материалам VIII Всероссийского заочного конкурса педагогов "Образовательный потенциал России". Обнинск – Москва, 2012. – 276 с.
2. Ваторопина Е.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке // Информационно-образовательная среда для обучения иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", 2012. – 48 с.
3. Ваторопина Е.В. Школьный журнал на английском языке как средство повышения мотивации и познавательной активности учащихся. // Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Результативность обучения предметам филологического цикла в условиях реализации ФГОС», Екатеринбург, 2012. – 156 c.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ваторопина Елена Васильевна
→ Dream6331 23.11.2012 0 4729 841 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.