Программа элективного курса «Сие творите в Моё воспоминание (Лк. 22:19)» Учебный курс профильной подготовки для учащихся 10 (11) кл.
Программа элективного курса «Сие творите в Моё воспоминание (Лк. 22:19)»
Учебный курс профильной подготовки для учащихся 10 (11) кл.с ориентацией на художественно-эстетический профиль, 17 часов.
Автор программы- учитель немецкого языкаМОУ СОШ №7 Сачян Л.С.
Пояснительная записка
к авторской программе дополнительного образования.
* Направленность дополнительной образовательной программы
Данный элективный курс – подтема к теме «Культура», разделу «Религии стран мира». Он нацелен на расширение и углубление знаний учащихся по немецкому языку, религиоведению и культуре народов мира, на модификацию профильной подготовки за счёт интеграции иностранного языка с другой предметной областью (в данном случае ИЯ + другие предметы гуманитарного цикла).
Помощь в этом оказывает работа за рамками учебника: обращение к периодике в старших классах. Именно аутентичные тексты интеркультурного содержания дополняют и модифицируют содержание профиля, а также позволяют:
* повысить коммуникативно-познавательную мотивацию;
* формировать интеркультурную и лингвострановедческую компетенцию;
* положительно воздействовать на личностно-эмоциональное состояние учащихся;
* обеспечивать возможность одновременного обращения к языку и культуре;
* позволяет в комплексе и эффективней решать стоящие перед школой задачи обучения посредством иностранного языка, используя его воспитательный, образовательный и развивающий потенциал.
Организация работы приближена к обучению методом проектов. Он способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Метод проектов включает в себя постановку проблемы, определения путей её решения и характера личного участия в этом поиске нужной информации, её организацию, оформление в целях предъявления другим участникам проекта, её коллективные обсуждения, коррекцию, поиск дополнительной информации, оформление конечного продукта (реферат, доклад, коллаж и т.д.), подготовку выставки, конференции и др., презентацию продукта с приглашением гостей (учащихся других классов, учителей и др.). Именно эта технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, самостоятельный («обучение в сотрудничестве»). При реализации проектной деятельности значительное место занимает поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль.
Обработка информации в целях её презентации предполагает её обобщение и развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблицы, схемы, снабдить рисунками, фотографиями и т.п.
Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности.
Личностно ориентированный подход, реализуемый в данном элективном курсе, предопределяет стиль общения между учителем и учениками: отсутствие авторитарности, диктата, нацеленность на сотрудничество, создание ситуаций выбора на разных уровнях учебного процесса, вплоть до выбора индивидуальной программы учения (выбора конкретного профиля, элективных курсов).
Воспитание у школьников навыков грамотной работы с текстом интеркультурного содержания выходит далеко за пределы учебного предмета «Иностранный язык». Такие навыки необходимы любому выпускнику, желающему иметь в будущем достойно оплачиваемую работу.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность определяется необходимостью донести до сознания молодых поколений основополагающие ценности отечественной и зарубежной культур. Без приобщения новых поколений к ценностям и смыслам отечественной духовной традиции невозможно обеспечить доступ молодых людей к наследию отечественной культуры. Быстро возрождающаяся сегодня традиция отечественной культуры сформирована на Православии, немецкой культуры – по большей части на лютеранстве. Молодые люди заходят в помещение храма, многие из них хотят освящать значимые моменты своей жизни таинствами Церкви - они венчают браки, крестят своих детей. Они много путешествуют, а туристические маршруты по России, по многим зарубежным странам – не только православным, но практически любым – предполагают возможность встречи со святыми местами: в Германии, Австрии, Дании, Люксембурге и др.
Очень важно, чтобы выпускник российской школы умел правильно вести себя в храме, правильно задать вопрос. Это позволит ему осознать родство христианских культур, строить диалог культур с учётом долгой истории их взаимодействия и на основе понимания глубинных доминант родной культуры.
Материал, представленный в программе, обладает высоким интегративным потенциалом и как никакой другой позволяет развивать крайне востребованную сегодня способность интегрировать информацию разного типа, уровня, способа организации.
Новизна программы определяется тем, что она строится на идее восстановления в содержании образования многочисленных связей русской и немецкой культур в их разнообразных проявлениях и традициях. Для того, чтобы культура не теряла динамику теперешнего восстановления, важно, чтобы школа не только успевала реагировать на реальные общественные процессы, но находилась в авангарде позитивных социокультурных изменений.
Педагогическая целесообразность изучаемого курса обусловлена тем, что он нацелен на реализацию идеи образования на основе культурных традиций, укрепляет смысловую, духовно-нравственную сторону образования и позволяет максимально реализовывать идею образовательного пространства, открытого в культуру, а также развивает способность детей свободно ориентироваться в социокультурной реальности современного мира. Развивает навыки чтения аутентичных текстов социо - и интеркультурного содержания, постановки вопросов и ответов на них, навыки говорения, способствует развитию свободного пользования средствами массовой информации и развитию коммуникационных навыков.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Целью программы является создание условий для формирования у учащихся духовно-нравственной и этической образованности, уважения к языку и культуре носителей языка, развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению немецкого языка, а также к истории развития культурных отношений между немецкоязычными странами и Россией.
Задачи программы:
* углублять знания о культуре, искусстве, архитектуре, религии, исторических и современных реалиях, общественных деятелях страны изучаемого языка, её взаимоотношения с нашей страной;
* развивать интеллектуальные способности (память, мышление, воля) и эмоциональную сферу, а также духовное, душевное и телесное здоровье, творческие способности;
* формировать представление о фундаментальных ценностях отечественной и зарубежной культуры и их духовных истоках;
* формировать умения работать со сложными культурными текстами и явлениями, «читать» и интегрировать информацию, содержащуюся в различных знаковых системах;
* совершенствовать навыки и умения, связанные с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка;
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Особенностью этой программы является интеграция знаний немецкого языка, истории, культуры России и Германии, ознакомление с основными церковными праздниками и их духовно-нравственным значением для жизни народов европейских стран. Также в программе курса заложено изучение биографий исторических личностей, роль которых огромна в культурном развитии человеческого общества, однако в школьном курсе этого не изучают.
Дополнительная образовательная программа рекомендована для учащихся 10 (11) классов, имеющих базовый уровень обученности по истории и немецкому языку, а также теологические знания, полученные при изучении спецкурса «Основы Православной культуры» с 5 по 9 класс.
Элективный курс «Сие творите в Моё воспоминание» рекомендуется преподавать в течение одного полугодия, по усмотрению (первая или вторая половина учебного года - 17часов).
Формы и режим занятий.
Учебный предмет не требует рационалистического математизированного изложения. В такой форме истина не постигается. Учебный предмет должен допускать свободу изложения вплоть до фантазии. Он должен всегда раскрывать ребенку мир в доступной для него форме, всегда объяснять этот мир, добиваясь внутренней гармонии в духовной жизни ученика.
Добиваясь концентрического преподавания, я располагаю предмет исследования таким образом, чтобы он возможно в более кратком и упрощенном виде был пройден сразу и в полном объеме. Затем возвращаюсь к тому же предмету, но не для простого повторения уже бывшего, а для прохождения еще раз в углубленном и расширенном виде, со множеством новых фактов, обобщений и выводов, так, что все ранее заученное учениками на уроках повторяется вновь, но раскрывается с новой стороны, а новое так связывается с уже знакомым, что интерес легко возникает сам собой.
Это касается и лексики, и грамматики, и страноведческих реалий в аутентичном тексте.
Считаю необходимым наличие эмоционального момента в работе над незнакомым текстом. Потому, что только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Поэтому, прежде чем сообщить то или иное знание, я вызываю соответствующую эмоцию у ученика и забочусь о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, поэтому естественная задача учителя – овладеть вниманием ребенка, удивить, поразить его воображение, а, следовательно, добиться желания жажды узнавать новое, ранее неизвестное.
Я обратила внимание на то, что чтение как вид речевой деятельности играет особую роль в овладении иностранным языком и поэтому довольно часто обращаюсь к чтению аутентичных текстов немецкой периодики на резервных уроках.
Всю работу над чтением аутентичного текста я делю на два этапа. На первом этапе я предлагаю упражнения, помогающие ученикам снять лексические и грамматические трудности, встречающиеся в тексте. При этом особое внимание уделяю развитию умений правильно пользоваться словарем для определения значения незнакомых слов.
Что касается лексического материала, то здесь развиваю умение определять значение сложных слов, состоящих из нескольких основ, которые очень часто встречаются в СМИ. Учащиеся выполняют упражнения на определение состава слова, составление сложных слов, образование новых слов путем субстантивации, адвербизации, адъективизации.
Грамматический материал «Степени сравнения имен прилагательных и наречий», «Страдательный залог и формы его образования» и др. повторяю на втором этапе.
Вторым этапом после этого идет процесс чтения. Работа идет поступательно: от текста к тексту. После выполнения заданий, выявляющих степень понимания прочитанного, организуется обсуждение (или изложение) содержания по плану, составленному учителем.
Объём текста варьировался в зависимости от его сложности, от уровня языковой подготовки и от того, намерен ли ученик продолжить изучение немецкого языка после окончания средней школы.
Для устранения возникающих проблем в работе учащихся с незнакомым аутентичным текстом желательно проработать с группой необходимый лексический минимум на предыдущем уроке. Грамматические трудности устранить при помощи справочника по грамматике или таблиц.
Имея тетрадь с выученным лексическим минимумом, выполняя упражнения и исправляя в ходе работы ошибки в них, ребенок имеет возможность, прочитав текст, знать его содержание и сделать дома письменный перевод.
На следующий урок можно предложить учащимся сделать сообщения о прочитанном по плану, предложенному мной.
В результате все более прочно и основательно, от занятия к занятию, запомнятся общий план высказывания, а также сопутствующие ему речевые клише. В тоже время школьники привыкнут подбирать для выражения своих мыслей такие слова, словосочетания и грамматические конструкции, которые наиболее полно будут отражать конкретную ситуацию.
Форма уроков приближена к традиционным урокам преподавания иностранного языка, а заключительное занятие построено по технологии проектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные специальные учебные умения:
* использования словообразовательного и грамматического анализа, перевода для снятия трудностей при чтении;
* высказывать свое мнение о прочитанном, опираясь на диаграмму, раздаточный материал, прочитанный текст;
* выражать свое отношение к проблеме, сравнивать факты, используя новые лексические единицы;
* делать выводы и сообщения на основе имеющихся знаний (краткое продуцирование текста, диа - и полилогическая речь);
* интерпретировать лингвистические и культуроведческие факты;
* представлять результаты своей деятельности в виде проектов, резюме;
* участвовать в оформлении конечного продукта (подготовка рефератов, докладов, утренников, литературных вечеров с приглашением гостей);
* учащиеся научатся грамотно взаимодействовать с образующей средой отечественной культуры и получат возможность строить самообразование с опорой на её духовно-нравственное и смысловое основание;
* укрепление в учениках чувства национального достоинства и обоснованной гордости за свою страну;
* приобретение уверенности в способности более успешно находить поприще личной работы на благо страны и строить свою собственную жизнь в русской действительности.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачёт по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме. Формой итоговой отчетности могут послужить конференции с сопутствующей выставкой работ учащихся, либо творческий отчет: утренник, литературный вечер, постановка спектакля.
Учебно - тематический план.
-
№
п/п
Тема
В том числе на уроки:
Количество часов на самостоятель-ные (итоговые) работы учащихся
Итого часов
Ознако-митель-ные
Разви-вающие
Закреп-ляющие
Контроль-ные
1-2
Библия
0.5 часа
1 час
0.5 часа
2 часа
3
Контрольное
чтение
1 час
1 час
4-5
«Катехизис должен оставаться»…
Мартин Лютер
0.5 часа
0.5 часа
1 час
2 часа
6-7
Сакральная архитектура
1 час
1 час
2 часа
8-9
Революция в картинах для алтаря
1 час
1 час
2 часа
10
Контрольное говорение
1 час
1 час
11-12
Хахульская
икона
1 час
1 час
2 часа
13-14
Выполнение проекта
2 часа
2 часа
15
Коррекционная
работа
1 час
1 час
16
Защита проекта
1 час
1 час
17
Творческий отчет
1 час
1 час
Ито-го:
1 час
4.5 часа
4.5 часа
2 часа
5 часов
17 часов
Содержание дополнительной образовательной программы
Урок 1 – 2 Библия.
Понятие о Библии, ее составителях, ее роль в культурном и историческом развитии человечества. Общее представление о Библии как основе литературного творчества всех стран и народов. Введение и активизация сакральной лексики и отработка навыков перевода с употреблением введенной лексики. Повторение лексико-грамматического материала: словообразование, сильные и слабые глаголы и их спряжение в настоящем времени. Объем текста = 300 лексических единиц, упражнения несложные, их количество минимально. (Тексты последующих уроков больше по объему).
Урок 3 Контрольное чтение.
Аудирование незнакомого текста, его чтение и перевод. Составление краткого сообщения по плану, предложенному учителем. Постановка учащимися вопросов к тексту с элементами отработки навыков говорения и применением сакральной лексики.
Урок 4 – 5 «Катехизис должен оставаться»…Мартин Лютер.
Понятие о катехизисе, его значение для христиан. Знакомство с содержанием Малого катехизиса, его основными положениями. Краткое знакомство с исторической личностью – Мартином Лютером, его вкладом в развитие немецкого языка, культуры немецкого народа.
Повторение лексико-грамматического материала: определение значений сложных слов, состоящих из нескольких основ и употребление их в современных средствах массовой информации. Коммуникативное значение сложных слов в современном немецком языке. Род имен существительных. Образование простого и сложного прошедших времен глаголов активного залога. Объем текста = 350 лексических единиц.
Урок 6 – 7 Сакральная архитектура.
Общие сведения об архитектуре Германии в эпоху Ренессанса. Церковные здания, конструкция лютеранской церкви, схема постройки, убранство. Крест в церкви, витражи. Отсутствие икон.
Правила поведения во время богослужения.
Чтение и перевод текста, содержащего информацию об архитектуре лютеранской церкви. Составление ответов на поставленные учителем вопросы. Выполнение упражнений по содержанию текста.
Повторение лексико-грамматического материала: словообразование, степени сравнения имен прилагательных. Пассивный залог глагола.
Урок 8 – 9 Революция в картинах для алтаря.
Общая характеристика живописи Германии XVIII века. Каспар Давид Фридрих, его роль в развитии искусства страны. Краткое знакомство с биографией художника и его творчеством. Революционная направленность в написании картин для алтаря. Знакомство с техникой мастерства знаменитого живописца. Картина «Крест в горах».
Чтение текста, работа по его содержанию. Отработка вновь введенной сакральной лексики. Упражнения на выяснение понимания прочитанного.
Повторение лексико-грамматического материала: словообразование, имя числительное, три основные формы сильных глаголов. Простые предложения.
Урок 10 Контрольное говорение.
Повторение изученных тем. Учащийся по желанию выбирает один из изученных текстов. Работает самостоятельно, подчеркивая карандашом в тексте важную, с его точки зрения, информацию. Заученная лексика предыдущих уроков и небольшая подготовка дают возможность продуцировать краткое монологическое сообщение. Урок в форме экскурсии туристов по немецким музеям архитектуры и искусства воспитывает в учащихся не только чувство прекрасного, но и дружбы, сотрудничества, взаимопомощи.
Урок 11 - 12 Хахульская икона.
Православные иконы. Иконостас. Образ священной истории Православной Церкви. Иконы в храме. Хахульская икона Божьей Матери, ее историческое и теологическое значение. Понятие о триптихе, его культовое значение. Монастырь Гелати. Исторический период царя Давида Строителя в Грузии (1089 - 1125 гг.). Развитие ювелирного искусства и его применение в изготовлении иконостасов.
Работа над содержанием текста по отработанному плану.
Повторение лексико-грамматического материала: словообразование, причастие I. Сложные предложения.
Урок 13, 14, 15, 16 Выполнение проекта. Коррекционная работа. Защита проекта.
Выбор темы проекта, обсуждение содержания. Подбор материала. Выполнение проекта. Индивидуальные консультации. Защита проектов.
Урок 17 Творческий отчет.
Утренник «Мы празднуем Пасху» с приглашением гостей. Мероприятие проходит на немецком и русском языках, так как учащиеся сравнивают празднование Пасхи в России и Германии.
Основная идея - сплочение христианского мира и мужественное противостояние международному терроризму.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
● формы занятий, планируемых по большинству уроков, приближены к традиционным, за исключением урока 10 (экскурсия), и уроков 13, 14, 15 (беседы);
● дидактический материал прилагается, техническое оснащение занятий указано в информационном обеспечении программы;
● организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотно-шения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. При разработке методов преподавания необходимо динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы - творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа. Лучшая форма - организация совместного праздника с использованием, как элементов народной традиции, так и элементов современных педагогических методов и форм (игра по станциям, викторина и пр.).
Формы подведения итогов по каждой теме указаны в таблице 2.
Объекты контроля умений и навыков учащихся в процессе обучения. |
Уровень знакомства |
Репродуктивный уровень |
Перенос знаний |
|
Монологическая речь |
Полилогическая речь |
|
Успеваемость в работе над тренировочными упражнениями (в % за урок). |
|
|
|
2. Скорость чтения количества лексических единиц в минуту (средняя) |
|
|
|
3. Степень понимания прочитанного без словаря (в %) |
|
|
|
4. Успешность работы над контрольными упражнениями (в %) |
|
|
|
5. Умение извлекать нужную, полезную информацию из прочитанного текста (в %) |
|
|
|
6. Умение продуцировать короткий текст, состоящий из связанных предложений по заданной теме (в %) |
|
|
|
7. Защита проекта по 5 - бальной системе (в %) |
|
|
|
8. Участие в творческом отчете (+/-) |
|
|
|
Список литературы
Аутентичные тексты.
Береговская Э. М. «Путь к учению без принуждения» - ИЯШ - 1997.
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория. М., 1980.
Д-р Мартин Лютер. 1) Малый катехизис с пояснениями.
2) Христианские указания на каждый день.
3) Издание Гельмут Коринф, Гамбург, 2000.
Закон Божий. Издание Николо-Волосовского монастыря, 1999.
Каспржак А. Г., Иванова Л. Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки). - М., 2004.
Кузьменко О. Д., Рогова Г. В. Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обучения иностранным языкам: ИЯШ - 1999.
Новый завет. (Луки, 22:19).
Миньяр - Белоручев Р. К. Теория и методы перевода. М., Московский лицей, 1996.
Свободное развитие личности школьника: философские и психологические основы образования. Учебное пособие - хрестоматия для самостоятельной работы по повышению педагогической квалификации. Часть 1.- Ставрополь, СКИПКРО, 1999.
Дополнительная литература
Анжело Вальтер. «Каспар Давид Фридрих», издательство «Искусство и общество», Берлин, 1974.
Беридзе И. И. «Хахульская икона». Издательство «Хеловнеба», Тбилиси, 1979.
Духовные фантазии. Журнал ТИП № 1. Кёльн, 2005.
Журналы «Дойчланд» - М., Посольство ФРГ, 2001-2006.
Журнал для детей «Шрумди» №4, 2003.
Клаус Бейер Немецкая архитектура. Ренессанс. Издательство Е. А. Зеемана, Лейпциг 1966.
Основы Православной культуры. Учебник (для 1 класса общеобразовательной школы, лицея, гимназии) М., 2002.
Перкас С. В. Организация индивидуального чтения в старших классах гуманитарной гимназии, - ИЯШ - 1998.
Симонов В. П., Черненко Е. Г. «Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность». Педагогика, № 2, 1996.
Степанов С. В. «УМК школы. Понятие структура, технология формирования» - Лекция. - Невинномысск, 2004.
Шерстернинов Е. Е., Арцев А. Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. - г. Тверь, ГУО 2003.
Литература для учащихся
Основная литература
Закон Божий. Издание Николо-Волосовского монастыря, 1999.
Детская Библия. - М., 1995.
Евангелие. Синодальное издание.
Дополнительная литература
Основы Православной культуры. Учебник (для 1 класса общеобразовательной школы, лицея, гимназии) М., 2002.
Первый раз в храме. - М., 2005.
Журнал для детей «Шрумди» № 4, 2003.
Перечень видео- и аудиопродукции
Дом Божий. Учебный фильм о православном храме, праздничных службах, о правилах поведения в храме. Голубкова Л. А. СПбАППО, 2005.
Умозрение в красках. Фильм Матвеевой В. И.
Каспар Д. Фридрих. Иллюстрации картин для алтаря.
Иллюстрации православных икон Гелатского монастыря. Хахульская икона. Тбилиси. 1979.
Духовные песнопения. «Отче наш». Хор Академии и Семинарии Троице - Сергиевой Лавры.
«Святая земля». Хор Турецкого.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сачян Людмила Станиславна
→ Л@ся 15.01.2011 2 2749 466 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.