Статья "Проектная деятельность как один из способов формирования компетенции личностного самосовершенствования"
Проектная деятельность как один из способов формирования компетенции личностного самосовершенствования.
Автор : Аникеева Юлия Валериевна
Место работы : МОУ СОШ № 10 г.Волжского, Волгоградской области
Организация проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью педагога определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Мне , как учителю и психологу, хотелось более подробно остановиться на компетенции личностного самосовершенствования. В любой деятельности можно выделить две стороны – адаптивную ( уметь приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям) и творческую (созидающую). Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Творческие способности обучающихся предполагают полное раскрытие их индивидуальности через черты, одни из которых надо учитывать, другие воспитывать, а третьи – развивать. С группой учащихся нашей школы я веду систематическую работу, которая направлена на определение качеств личности, уровня агрессивности, выявление лидерских качеств, умения сопереживать товарищам ,и , конечно же, на определение типа темперамента. Чтобы побудить школьников к самосовершенствованию, а далее развить осознанную потребность в самосовершенствовании, использую различные формы внеклассной деятельности. Но в основе лежит диагностика обучающихся (на начало и на конец года, а диагностику уровня воспитанности обучающихся мы сравниваем не только по полугодиям, но и по годам), которую я провожу для выявления разницы результатов. Наша совместная работа гармонично пересекается с социальным проектом, который они выполняют.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию и самосовершенствованию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Способ выражения зависит учителя, который подталкивает и направляет эмоциональный порыв ребенка, и именно проектная деятельность как нельзя лучше, позволяет раскрыться личности ребенка. Как учитель и психолог, в своей работе я использую как новые технологии, так и традиционные формы диагностирования. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного диагностирования, проектной деятельностью, нестандартными занятиями (тренинги, игры) с детьми. Именно различные формы работы и постоянное сотрудничество не только с классным руководителем, но и с родителями, позволяет ожидать следующие результаты :
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
В рамках своей деятельности мною осуществляется психологическое сопровождение участников проектной деятельности посредством реализации основных направлений деятельности педагога-психолога: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, экспертное направление и консультирование.
В рамках работы в данном направлении мною ежегодно проводится диагностическое обследование данных обучающихся. Результаты диагностической работы анализируются совместно с классным руководителем, разрабатываются психологические характеристики класса, рекомендации по работе с каждым ребенком. Помимо этого, в рамках темы проекта, для учащихся проводятся групповые и индивидуальные консультации.
Анализ результатов групповой работы позволяет отметить как положительную динамику в преодолении школьной тревожности , повышении самооценки учащихся, повышении познавательной мотивации детей, так и выделить приоритетные направления в организации дальнейшей работы.
Мною проводится диагностическая работа с целью исследования эмоционального состояния личности каждого ученика, исследования эмоционального климата в коллективе. По результатам исследований важно отметить, что в период перехода из 6 в 7 класс у учащихся снижается уровень эмоциональной устойчивости, повышается тревога в ситуациях проверки знаний, возникает страх самовыражения, беспокойство не оправдать ожидания родителей, учителей. Это влечет за собой не только снижение успеваемости, но и снижение учебной, познавательной мотивации.
Анализируя работу с родителями учащихся 7 класса, важно отметить, что многие из них мало представляют особенности данного переходного периода, а также имеют слабое представление о формах и методах взаимодействия с детьми в кризисные моменты. Исходя из этого, мною ежегодно разрабатываются темы для повышения психологической компетентности родителей .
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. По результатам своей работы в должности педагога-психолога мною выделяются приоритетные направления деятельности для ее дальнейшего совершенствования. Также для успешной работы необходимо постоянное стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию.
Список литературы :
1. Проектные задачи в школе М. Просвещение 2009 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аникеева Юлия Валериевна
→ Uylya 24.04.2011 2 8341 612 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.