Статья: "Проектная методика-средство обучения английскому языку"



ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно-значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Решить проблему - значит получить реальный и ощутимый результат. За основу работы над проектами взята методика Джейн Майлз, главного редактора журнала «Mary Glasgow Magazines». Именно она дает советы для учителей английского языка, которые чрезвычайно полезны для проведения заключительных уроков в каждом цикле. Метод проектов позволяет создать на уроке английского языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Самое важное то, как считает Джейн Майлз, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.

Главные задачи введения в школьную практику метода проектов:

  • научить ученика творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач;

  • ориентироваться в проблемах современности;

  • показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

  • продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;

  • подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости;

Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

  • конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание;

  • игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока, драматизация пьесы детской литературы страны изучаемого языка;

  • информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка»;

  • сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса;

  • творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык;

  • издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Например, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Школа будущего» или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» (5-6 классы). У детей должно создаться впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие. Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда делаются какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим». Незаметно для себя, дети начинают говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты. Проводятся также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: составление и комментирование расписания уроков (6-й класс); мини-исследовательские проекты, например, рейтинг любимых каналов на ТВ (9 класс) и многие другие. Современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей, например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые - игровые. Это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника. Принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: «Молодёжные субкультуры», «Легко ли быть молодым?», « Английский язык в нашей жизни».

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого ученика.

Проект осуществляется по определенной схеме:

  • подготовка к проекту;

  • выполнение проекта;

  • презентация проекта;

  • подведение итогов;

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать, ответив на проблемные вопросы. Формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

На втором этапе происходит отработка языковых и речевых умений школьников и параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. На этом этапе необходимо продумать адекватные коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке. При работе на этом этапе школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и учащихся. Таким образом, ребята готовятся к рассказу по изучаемой теме. Итак, на втором этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. Этот этап связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.

Третий этап - это заключительный этап, где каждая группа, пара защищает перед классом свой проект. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет. Группы могут соревноваться друг с другом. Виды презентационных проектов могут быть различными: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д.

Четвертый этап – подведение итогов. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая заранее продумывается учителем. Ребятам предлагается подготовить возможные вопросы по теме проекта. Определяются правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клеше, аргументированность высказываний. Организуя процесс обсуждения, необходимо затронуть различные стороны прошедшей работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и степень удовлетворенности каждого участника. Вопросы для обсуждения могут быть такими: 1) Достигнута ли цель проекта? 2) Что ты узнал, чему научился, что понял, в чем изменился? 3) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего? 4)Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему? Анализируются высказывания ребят, в частности то, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры; оцениваются их ответы.

Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, используются различные способы поощрения учащихся. Так, например, во время урока ученики могут заработать баллы (получить карточку) за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише и.т.д. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

При оценивании проектной работы отметка выставляется за проект в целом, за многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации. Считается, что ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. При оценивании проектной работы учитывается:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • коллективный характер принимаемых решений;

  • характер общения и взаимопомощи участников проекта;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Следует отметить, что при использовании проектной формы работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; нехваткой времени; непривычностью этой формы работы; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.

Итак, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения английским языком. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.

Хотелось бы дать совет учителям: для того, чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.



Литература


  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: 2000. – 123 с.


  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: 2000. - 206 с.


  1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М.: 2003. – 158 с.


  1. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: 2002. – 181 с.


  1. Чуракова О.В, И.С.Фишман Компетентностно - ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. Самара, 2002. – 162 с.


  1. Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ. – 2002. - №3. – С. 14-16.


  1. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ. – 2002. - №3. – С. 17-19.

8


Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 38 Проектная методика – активная форма обучения английскому языку Выполнил: учитель английского языка Алексейчук МаринаИвановна Сургут 2010 год
Слайд 2
Из истории Обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями предложил Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ, психолог и педагог. «Ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект в какой форме и как пройдет его презентация» Джейн Майлз
Слайд 3
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка Проектная методика Коммуникативность Проблемность Игра Индивидуализация
Слайд 4
Главные цели введения в школьную практику метода проектов 1. научить ученика творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач 2. ориентироваться в проблемах современности 3. показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт 4. продемонстрировать уровень обученности иностранному языку 5. помочь подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости
Слайд 5
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка (Копылова В.В.)  Конструктивно-практические  Игровые – ролевые  Информативноисследовательские Accept or  Сценарные  Творческие  Издательские reject ? HolidaysandTraditions of RussiaandtheUSA Why do we need English?
Слайд 6
Информативно-исследовательские проекты Цель проекта исследование проблемы восприятия обществом современных течений неформальных молодёжных организаций 1. 2. 3. 4. Задачи проекта описать различные молодёжные неформальные организации определить что такое субкультура раскрыть причины их возникновения провести опрос общественного мнения Accept or reject ?
Слайд 7
Цель проекта 1. 2. 3. 4. исследование психологических аспектов подросткового возраста и некоторых проблем, которые могут возникнуть в это время в жизни подростков. Задачи проекта: определить особенности подросткового возраста. охарактеризовать и раскрыть причины некоторых проблем переходного возраста сделать опрос мнений наших сверстников об этих проблемах изучить советы и рекомендации психологов I s it i t easy to be y oung?
Слайд 8
Цель исследования изучение роли и места английского языка в современном мире и доказательство необходимости его изучения Задачи 1. Собрать факты и цифры, касающиеся истории и географии английского языка. 2. Выявить важность влияния социокультурных знаний на знание самого языка. 3. Обсудить рекомендации и советы лингвистов и психологов по изучению английского языка. 4. Провести социологические опросы «Для чего мы изучаем английский язык?» и « Как лучше изучать английский язык?» Why do we need English?
Слайд 9
Проект осуществляется по определенной схеме 1. подготовка 2. выполнение 3. презентация проекта 4. подведение итогов проектной работы
Слайд 10
Подготовка к проекту 1. предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика 2. мотивировать обучающихся на выбор темы и формулировку проблемы 3. разработать план проектной работы 4. продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую речевой уровень проектной работы
Слайд 11
Выполнение проекта 1. отработка языковых и речевых умений школьников по теме проекта 2. поиск, обсуждение, документирование информации 3. выбор способов реализации проекта
Слайд 12
Выбор формы презентации проекта             деловая игра демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнование, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие
Слайд 13
Подведение итогов 1. определить правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клеше, аргументированность высказываний. 2. мотивировать обучающихся подготовить возможные вопросы по теме проекта 3. стимулировать к активному участию в дискуссии
Слайд 14
При оценивании проектной работы следует учитывать:          значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Слайд 15
Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников 1. Строятся новые отношения учителя и учащегося. 2. 3. 4. 5. Проявляются индивидуальные качества, организаторские способности, скрытые таланты. Совершенствуется владение английским языком. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Повышаются показатели качественной успеваемости учащихся по английскому языку. 70% 65% 60% 55% 50% Качество 2007-08 2008-09 2009-2010 уч. год
Слайд 16
Литература     www.yanglish.ru www.Kiva.org Часовникова О.Б. Метод проектов на уроках английского языка. /Электронный ресурс/ учебно-методическая разработка www.Solar-Aid.org Клюева Н.Н. Проектная методика – одна из активных форм обучения английскому языку./Электронный ресурс/ курсовая работа

Полный текст материала Статья: "Проектная методика-средство обучения английскому языку" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексейчук Марина Ивановна  Marinable
31.05.2011 4 5303 587

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК