Статья "Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"
Автор : Матаева Лидия Юрьевна
Место работы : МОУ «СОШ № 94» города Саратова
учитель немецкого языка I категории
Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ). Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяя свой кругозор. Повышается мотивация учащихся, стимулируется познавательный интерес, возрастает эффективность самостоятельной работы.
В связи с программой модернизации российской системы образования в условиях информатизации и демократизации общества в последнее время уделяется большое внимание развитию компетентности учителей в области использования образовательных мультимедиа.
В нашем рассмотрении под образовательным мультимедиа может пониматься дидактическое программное средство, предъявляющее образовательное содержание в интерактивной форме с помощью двух или более модальностей, обеспечивающее эффективное протекание перцептивно - мнемических процессов, способствующих реализации педагогических целей и развитию обучаемого.
Использование мультимедийных презентаций (ММП) играет большую роль на уроках иностранного языка, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть языковые трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников.
Мультимедийные презентации позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно:
а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе/экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
б) при изучении грамматического материала, поскольку увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Эффективность использования ММП во многом зависит от ряда организационно-технических условий:
а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП;
б) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе;
в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, названия папки);
г) наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т.п.
Преимущество презентации PowerPoint в:
- сочетании разнообразной текстовой аудио - и видео - наглядности;
- возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
- возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
- активизации внимания всего класса;
- поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
- осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
- сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- экономии учебного времени;
- формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.
Зачастую на уроке возникает необходимость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт (презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:
- интерактивность - способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
- мулътимедийность – использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
- комплексность представления информации - возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
- дискретность - смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (он/они должен/ны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
- программная совместимость - возможность использовать объекты из других программ, например из приложений МS Office;
- доступность технического инструментария - наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом МS Office.
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
В презентациях разнообразные информационные объекты (тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность) могут быть объединены в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.
В заключение, хочется отметить, что применение современных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Современные педагоги должны активно включать мультимедийные презентации в структуру урока. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс программы Microsoft PowerPoint вовсе не исключает из него традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
Список литературы:
Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С. «Педагогические технологии» // МарТ, Москва-Ростов-на-дону,2004
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и её возможности при обучении иностранным языкам // ИЯШ, 2008, № 4 – 36 с.)
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. -5-е изд. испр. – М.: Русская Редакция,2006.- 368 с.
Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002 , с.64
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матаева Лидия Юрьевна
→ malida 17.06.2011 4 4864 666 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.