Статья "Некоторые приемы технологии "критического мышления" на уроках английского языка"


Зайцева Светлана Александровна

МОУ ОСШ № 3 г. Нягани ХМАО

учитель английского языка

Некоторые приемы технология «критического мышления» на уроках английского языка

«Никакие усилия учителей не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.»

К. Роджерс

Мы живем в информационном мире, но «школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней… Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не только тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.»1 Как сделать так, чтобы ребенок не только понял информацию, принял её, но и смог использовать, обогащая свой жизненный опыт?

Современные технологии помогают школе решить эту задачу. Существует множество образовательных технологий. Мне бы хотелось остановиться на технологии «критического мышления» посредством чтения и письма и приемах, которые я использую в своей работе.

«Критическое мышление» - это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказываться от собственных предубеждений. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. «Критическое мышление» – это отправная точка для творческого мышления.

Задачами обучения ТКМ является:

  1. Научить работать с текстом – научно-популярным или художественным.

  2. Научить создавать собственные творческие письменные работы.

  3. Научить рассматривать новую информацию вдумчиво и критически.

  4. Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

В технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” выделяют три стадии. Первая стадия - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

  • пробудить интерес к изучаемой теме;

  • пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

На этой стадии учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до ее изучения, составляют кластеры. (Кластеры – это те структуры (слова), которые ассоциируются с темой.) Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Вторая стадия - стадия осмысления, задача которой – получение новой информации и соотнесение ее с собственными знаниями. Учащиеся читают текст, используя активные методы чтения (маркировка ИНСЕРТ), делают пометки на полях. Работа ведется индивидуально или в парах.

Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексии). Основные задачи деятельности на этой стадии:

  • соотнесение старых и новых представлений, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (“новый вызов”);

  • определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально или в группах.

Что дает эта технология ученику?

  • повышение ответственности за собственное образование;

  • развитие навыков работы с текстами любого типа и с большими объемами информации;

  • развитие творческих и аналитических способностей;

  • умение эффективно работать совместно с другими.

Прием «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности является одним из основных источников получения информации. Таким образом, в процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на эту информацию. Внимательно читая текст, можно использовать следующую систему пометок.

« V » - уже знал

« + » - новое

« - » - думал иначе

« ? » - не понял, есть вопросы

После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.

V

+

-

?

После заполнения таблицы, информация, представленная в ней, может стать предметом обсуждения на последующих занятиях, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально.

Приведем пример фрагмента урока с использованием приема «ИНСЕРТ».

  1. Первый этап урока – «Вызов». Учитель сообщает учащимся тему и просит написать в тетрадях ассоциации к ней. Например, в 11 классе в разделе «What helps you to enjoy yourself» на уроке «The Oscars» составляются кластеры:



Red carpet Audience

Stars The Oscar emotions

Beautiful women tears of happiness

Flowers

При этом происходит обмен мнениями, выслушиваются и записываются мнения всех детей учителем на доске.

  1. Этап «Осмысление». Учащимся раздается текст об истории появления кинопремии Оскар. Используя прием «ИНСЕРТ», учащиеся читают текст, делая пометки. Далее под руководством учителя происходит обсуждение таблицы.

I have known that…

The fact … is new for me.

I wouldn’t agree that …

I would like to know more about…

  1. Рефлексия – возврат к кластеру и редактирование информации: добавление новой информации и удаление, того, что оказалось не правильным. После чтения текста кластер может выглядеть следующим образом:





P rize 1927

S mall gold statue the Oscar judges

Uncle Oscar best film

Best director best actor / actress

Shirley Temple

Jessica Tandy

Вопросы, не получившие ответа, можно вынести на домашнее задание. Как вариант домашнего задания можно предложить пересказать текст по кластеру.

Для сравнения материала страноведческого, исторического удобно использовать

Метод «Концептуальная таблица»

В 11 классе в разделе «Inventions that shook the world» УМК В.П. Кузовлева

один из уроков посвящен гонке к Южному полюсу экспедиций Амудсена и Скотта.

  1. Фаза «Вызов». Учитель просит записать ассоциации.

The South Pole: snow, cold, wind, polar night, polar day, the Antarctic, meteorological station…

  1. Выделение критериев. Учащиеся чертят в тетради таблицу в три колонки. В первую колонку учащиеся заносят критерии, отвечая на вопрос: «What things are important for you to get the South Pole?» После обсуждения первая колонка выглядит следующим образом:




Time

Team

Equipment

Weather

Experience





  1. Информационный. Раздается текст «The race to the Pole». Вторая колонка озаглавливается – «Amundsens expedition», третья колонка – «Scotts expedition». Работая с текстом, учащиеся заполняют таблицу по выделенным критериям.

  2. Как результат этой работы, можно предложить учащимся рассказать об экспедиции Амудсена / Скотта по этой таблице.

Развитие навыков письменной речи

«Когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст… - это выражение мыслей в графической форме.»2 Требования, предъявляемые к письменной речи, практически те же, что предъявляются и к монологической форме общения.

Письмо на английском языке, как и монолог, для многих учащихся является серьезной проблемой. В качестве причин невыполнения письменных упражнений учащиеся называют «не знаю, что писать». Технология «критического мышления» предлагает два вида аргументированного эссе.

План первого вида:

  1. Введение (актуальность темы)

  2. Тезис / главная идея, которую я защищаю.

  3. Три аргумента в поддержку тезиса.

  4. Перефразировка тезиса (та же идея, но другими словами).

5. Вывод, предупреждение о последствиях, если мы ничего не сделаем.

После презентации темы эссе, представленной в виде вопроса, учащиеся заполняют таблицу

Yes, because

No, because



После обсуждения, в котором принимают участие все учащиеся, учитель записывает на доске все идеи, предложенные учащимися, и ученик может сам выбрать наиболее понравившийся аргумент для своего эссе, даже если первоначально у него не было никаких идей.

На вопрос «Should teenagers work?» в разделе «Is it easy to be young?» УМК В.П. Кузовлева десятиклассниками была составлена следующая таблица:

Yes, because…

No, because…

  1. Pocket money

  2. Become responsible

  3. Can organize free time

  4. Independent of parents

  5. Learn to spend money wisely

  1. Less time for studying

  2. Have а low-paid job

  3. Difficult to find a job

С помощью этой таблицы учащиеся смогли аргументировано доказать свою точку зрения в своем эссе.

Многие учащиеся, осознавая важность языка в своей будущей карьере, выбирают для итоговой аттестации «Иностранный язык». Для сдачи экзамена в форме ЕГЭ необходимо владеть навыками написания аргументированного эссе, высказав мнения по теме «за» и «против». План такого эссе следующий:

  1. Моя позиция.

  2. Краткое обоснование.

  3. Возможные возражения.

  4. Доказательства правильности моей позиции.

  5. Заключение.

Аналогично с первым видом эссе, учащиеся заполняют таблицу, которая поможет выявить как позицию автора, так и возможные возражения.



СИНКВЕЙН

В каждом УМК есть эмоционально окрашенные темы, такие как «Любовь», «Край, где я живу», темы близкие каждому человеку.

  В таких темах я обязательно использую написание синквейна. Cреди стихотворных форм, построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится синквейн. Синквейн пишется в стиле «белый стих», с чем может справиться любой ученик, так как искусство стихосложения, подбор рифмы, особенно на английском языке, под силу не каждому.

   Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).
   3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное) _____________ Мама _______
Описание (обычно прилагательное) __________ Любимая, нежная _________
Действия ________ Воспитывает, слушает, помогает_______
Чувство (фраза) ___ Мама – самый главный человек______ Повторение сути _________ Жизнь.______

Если следовать правилам, могут получиться такие синквейны:

MMoon Travelling

Beautiful, round Exciting, fascinating

Lights, attracts, fascinates. Fly, swim, walk.

It’s shining on the sky. Pleasant views of different countries

Night. Adventure.



Дети с удовольствием пишут синквейны. Такая работа, кроме выражения эмоциональности учащихся, позволяет работать с лексикой, выделяя разные части речи, используя различные способы словообразование.

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. ТКМ раскрепощает учащихся, дает, с одной стороны, возможности выразить свою точку зрения, не боясь быть отвергнутым, с другой стороны терпимо относиться к точкам зрения других людей, отличным от их собственных взглядов. С помощью этой технологии учащиеся учатся рассматривать проблемы с разных точек зрения, находить несколько возможных решений. Приемы ТКМ помогут учащимся ориентироваться в информационном пространстве, организовать свою учебу при получении дальнейшего образования.

Литература

Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: АСТ: Астрель, 2009. 2

Тофлер Э. Футурошок.- СПб: Лань, 1997. 1



8



Полный текст материала Статья "Некоторые приемы технологии "критического мышления" на уроках английского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Светлана Александровна  Нягань
01.08.2011 1 5338 945

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК