Статья "Необходимость использования информационных технологий на уроках английского языка"
Необходимость использования информационных технологий на уроках английского языка.
учитель английского языка
МОУЛ ВУВК им. А.П. Киселева
г. Воронеж
Абрамова Мария Вячеславовна
Вопросы преподавания английского языка в школе весьма актуальны на данном этапе развития общества в связи с введением единого государственного экзамена по данному предмету. Необходимо отметить, что среди факторов, стимулирующих интерес учащихся школ и их родителей к изучению языка существенную роль играют также политика ВУЗов при отборе абитуриентов и собственно развитие общества, диктующее свои требования для успешной адаптации на рынке труда в рамках всемирной глобализации. Данные факторы взаимосвязаны, ВУЗы обязаны реагировать на изменения в обществе через вырабатывание новых моделей идеального абитуриента, что в свою очередь ставит новые задачи перед школой. Таким образом, выработка новых концепций образовательного процесса заставляет ВУЗы ставить школы перед следующим фактом – без сдачи ЕГЭ по английскому языку поступление на ряды престижных и востребованных специальностей невозможно.
Таким образом, проблема перекладывается на плечи школьных учителей, которые решить ее не могут. Современное языковое образование в России переживает эпоху реформ, когда вскрываются определенные проблемы при подготовке школьников, когда предыдущая образовательная концепция считается изжившей себя, и к абитуриентам, как и к учителям, предъявляются совершенно новые требования.
Рассмотрим данный аспект предметно. В 90-е годы 20 века и в первые года 21 века понятие экзамена по английскому языку включало в себя следующие моменты: выученные наизусть топики, умение прочитать текст и подискутировать по заявленной теме, навыки перевода с русского на английский и наоборот при использовании определенных грамматических конструкций. Данная схема была одинаково справедлива как для внутришкольного контроля, так и при поступлении в ВУЗ. Естественно, разные ВУЗы предъявляли свои определенные усложненные требования, но большинство довольствовались весьма средними результатами. Таким образом, язык практически не преподавался на должном уровне, так как внимание к данному предмету было минимальным, должный контроль отсутствовал. Проблема подготовки тех обучающихся, которые ставили перед собой более высокие цели, нежели отметка в аттестате, решалась за счет работы репетиторов. На данный момент мы имеем следующую ситуацию – институт контроля создан, ЕГЭ успешно выполняет свою функцию и отсеивает не овладевших за время обучения в школе абитуриентов, а также привносит определенные преимущества в жизнь тех, кто действительно учился, обладает знаниями и готов развиваться далее на более высоком уровне. Однако наличие контроля не решает проблему качества. Внедрив ЕГЭ по английскому языку и пролоббировав данный предмет в качестве обязательного для поступления на многие специальности, современное российское образование в лице обычной общеобразовательной школы не способно самостоятельно готовить выпускников, которые бы соответствовали данным требованиям. Данное противоречие порождает ряд проблем, в том числе и чисто юридического характера – согласно Конституции РФ и Закона об образовании каждый ученик должен быть научен хотя бы на оценку «3», в то время как лучшие ученики общеобразовательных школ далеко не всегда могут преодолеть минимальный порог современного ЕГЭ по английскому языку.
Среди причин, породивших противоречие «есть контроль – но нет результата», можно выделить следующие:
Падение авторитета учителя в обществе;
Малое количество часов, выделенных на изучение английского языка;
Несоответствие старых учебников новым требованиям;
Финансовая несостоятельность учебных заведений при закупке учебно-методических комплектов;
Недостаточное владение языком и методикой преподавания самими учителями;
Слабый уровень учеников, накопленные пробелы в знаниях, что делает учебный процесс на определенных этапах совершенно бессмысленным, так как реальный уровень всего класса предполагает не прохождение программы по плану, а возвращение к уже пройденным темам.
Список факторов, повлиявших на возникновение данной проблем, можно продолжать до бесконечности, и одновременно нужно заметить, что все они будут справедливы не только для английского языка, но и для многих других (если не всех) предметов.
Современное информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в том числе, на предмет «Иностранный язык»: его цели, задачи, содержание, методы, технологию. Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ: интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения; ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура; индивидуализация обучения; возможность обеспечения непосредственной обратной связи; компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок; объективность отметки; обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников. Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучении иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала и при его отработке и проверке. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо побуждения. Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе, без особых проблем сможет справиться с ними. Специфика предмета «английский язык» обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- как сопровождение объяснения учителя
- для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. Кроме того вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде «бумажной копии» (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора).
Преимущества использования мультимедийных презентаций:
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким , четкими цветным изображением на экране;
С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объем излагаемого материала, определяется по ходу урока.
Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности урока.
Установление межпредметных связей с другими предметами.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой части человеческой деятельности.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов , в зависимости от сложности материала. Успешно в практике обучения используются документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц.
На уроках целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще происходит во время беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
Широкое применение презентаций на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети могут попытаться подготовить свои работы по темам «Мой питомец», «Мой день» или «Мой день рожденья» и др. дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок ( в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени. Зная, что работы учащихся будет востребована , они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться своих глазах и в глазах сверстников.
Мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
Способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
Улучшают качество усвоения материала;
Позволяют индивидуализировать процесс обучения;
Дают возможность избежать субъективности оценки.
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-комуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абрамова Мария Вячеславовна
→ maryan 13.08.2011 1 4502 805 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.