Метод проектов на уроках английского языка с использованием Интернет-технологий


Метод проектов

на уроках английского языка

с использованием Интернет-технологий

учитель английского языка МОУ Лукояновская

СОШ №1 Гусева Т. В.

В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная и ряд других. А с изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.

Новые ценности и ориентиры образования (индивидуально-личностный подход в обучении, субъект-субъектные отношения учителя и учеников и т.д.), а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить метод проектов.

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2.Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

3.Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4.Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Проект - это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык - это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.

Учебный образовательный проект - организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.

Достоинства метода проектов:

. отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);

. развитие навыков самообразования и самоконтроля;

. развитие навыков групповой деятельности;

. повышение информационной культуры - развитие навыков поиска, сбора, обработки и .представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;

. создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя - . . . не в иностранном языке, так в рисовании, применении знаний икт.

. повышение мотивации;

. развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;

. интеграция различных предметов.


При создании проектов предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word’е, вставить картинки и распечатать - это тот же “бумажный" вариант, но чуть более современный. Более “продвинутые” используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint. Многие оформляют работы в виде сайта в HTML. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения

Применение компьютерных программ позволяет сместить акцент с репродуктивной деятельности на творческую. Активная включенность в процесс создания языкового материала и высокая степень интерактивности включает механизмы, облегчающие обучение: ассоциативную и эмоциальную память, аудиовизуальное восприятие. Параллельные тексты на русском и иностранном языках помогают непроизвольному подсознательному установлению взаимосвязи между словами. Прослушивание материала облегчает и ускоряет его усвоение, помогает улучшению произношения, выработке корректной интонации .


При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.


В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку со 2-го класса осуществляется по учебникам УМК Биболетовой М. З. Мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Необходимо заметить, что тема проекта должна не только согласовываться с общим контекстом обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.


Так, например УМК для 5-го класса в 4-й четверти предлагает темы « Город, село , где я живу: его карта, экскурсия по моему городу, селу. Тематика очень близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своем любимом городе, о любимых местах. В ходе подготовки проекта происходит обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята активно, увлечённо начинают работать над проектом, который мы назвали ‘’My native town” . Учащиеся при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание электронной версии путеводителя по городу Лукоянову. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.



Организация и структура проектной работы по теме “ My Native Town

Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Результат деятельности

1.Целеполагание-поиск, обсуждение, постановка цели, задач.

Обозначает круг проблем, альтернатив, цели и задач. Ориентирует учащихся на возможный конечный продукт.

Обсуждают в группах или с учителем цели, задачи, конечный продукт, критерии оценок.

Выбор темы темы (My native town),постановка задач(собрать материал о своём городе) Определение цели(создание электронного путеводителя по городу), обсуждение критериев оценки( дизайн проекта, полнота содержания, аргументированность, убедительность)

2.Организация и планирование

Консультирует, оказывает помощь, делится опытом.

Составляют план, программу с указанием промежуточных видов деятельности, распределяют роли участников проекта.

Разделились на группы, обсудили план действий по организации работы.

3.Выбор средств.

Консультирует, ориентирует в возможных средствах.

Обсуждают средства проектной деятельности, составляют банк средств.

Выбрали языковой материал, определились с выбором наглядности (фотографии, сайты)

4. Выполнение проекта.

Помогает, сотрудничает, участвует в промежуточной оценке.

Подбирают информацию, наброски, рабочий вариант текста, обсуждают и оценивают данные, обмениваются информацией.

Сделали рабочие записи , наброски. Составили тексты)

5.Составление рабочего варианта.

Консультирует, участвует в обсуждении.

Обсуждают результаты сбора данных и подготовки материала проекта, определяют его структуру, содержание , дизайн и т.д.

Создали рабочии варианты проектов, представили для проверки, исправили недочёты)

6. Составление окончательного варианта проекта.

Помогает в корректировке. Редактировании и организации презентации.

Корректирует окончательный результат, оформление текста и презентации.

Создали окончательный текст проекта, сценарий презентации.

7.Презентация проекта .

Выполняет отведённую по сценарию роль(секретарь, ведет протокол презентаций)

Осуществляют презентацию.

Представление презентации с фиксированием в протоколе работы каждой группы.

8.Оценка проекта и презентации.

Участвует в совместной оценке проекта и его презентации.

Обсуждают качества проекта и его презентации.

Обсудили проектные работы , оценили по критериям, выбрали лучшие.

9. Подкрепление (Follow up)

Предлагает формы и виды работ подкрепления.

Обсуждают формы и виды работы по поддержке проекта.

Создали электронный путеводитель по городу , используя лучшие из представленных материалов.

( одна из лучших проектных работ прилагается).


Список используемой литературы:


  1. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. – 1997. – № 6.


2 Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога // Народное образование. – 2005. –

3.Филатова Л.О. Метод учебных проектов в старших классах // Народное образование. – 2005. – № 3.

4.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. / А.С. Сиденко // Завуч, 2003. – № 6.

5. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //ИЯШ,2002.- № 3.

6. Трубанева, Н.Н. Использование метода проектов Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. – Обнинск: Титул, 2001.

7. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. - № 3. – C. 46-48

8.ИЯШ, 2005, № 3 Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку.

9 ИЯШ, 2003 №5.Душеина Т.В.Проектная методика на уроках иностранного языка

10.ИЯШ, 2006, №5 Корнева Л.П. Применение метода проектов на уроках английского языка.

11.ИЯШ, 2006, №7 Шамшурина Т.С. Создание проекта «Идеальное государство».

12.ИЯШ, 2007, №4 Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социо-культурной компетенции у учащихся старших классов

13.М.З. Биболетова , Н.Н. Трубанёва Программа курса английского языка. Титул, 2010.


Слайд 1
Lukoyanov.
Слайд 2
Lukoyanov is not very big but it`s very beautiful.
Слайд 3
Lukoyanov was founded in the 16th century by Ivashka Lukoyanov.
Слайд 4
There are some historical places in Lucoyanov, connected with names of famous people. The house, where Pushkin stayed on his way to Boldino. The house where Patriarch Kirill lived. The Historical museum. Magnitsky`s park. The house where Korolenko Vlived.
Слайд 5
There are some monuments in Lucoyanov.
Слайд 6
There are no theatres and galleries in Lucoyanov, but there are some interesting places : the church,
Слайд 7
the pond, the railway station
Слайд 8
In the centre of Lucoyanov there is a beautiful square, where meetings and concerts take place.
Слайд 9
The meeting on the Victory Day.
Слайд 10
There is a museum to the left of the square. There is a cinema opposite the museum.
Слайд 11
There are three colleges and three secondary schools in my native town.
Слайд 12
The houses in Lukoyanov are not very big, but they are very comfortable
Слайд 13
Слайд 14
There are beautiful gardens near the houses.
Слайд 15
Our town is not large and very famous but we like it! Welcome to our native town!
Слайд 16
При создании презентации использовались личные фотографии учеников 5 класса «Б» и фотографии с сайтов http://www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/lukojanov/index.html http://www.roadplanet.ru/home/reports/97/

Полный текст материала Метод проектов на уроках английского языка с использованием Интернет-технологий смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусева Татьяна Викторовна  tangus
24.09.2011 5 6403 1123

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 5
avatar
1 Юнга • 12:43, 10.10.2011
Татьяна Викторовна, очень заинтересовал Ваш проект о родном городе. Мы живём на краю нашей необъятной родины, немногие дети бывали в европейской её части, очень интересно будет показать вашу презентацию 10му классу, т.к. планируем подобный проект о своём селе. Но мне не хватило информации, например, кто такой Ивашка Лукоянов, о парке Магницкого – почему так назван? имеет отношение к математику Магницкому? про пруд – ваши дети чем там занимаются, какую рыбу ловят? ж/д станция на какой ветке, какие города соединяет? На фотографии церковь Покрова Пресвятой Богородицы, если не ошибаюсь? Буду очень благодарна за ответы. И, побольше бы таких презентаций о разных уголках нашей страны.
С уважением, Борисова Юлия Николаевна.
[Материал]
avatar
2 tangus • 14:25, 12.10.2011
Юлия Николаевна, большое спасибо за комментарий. По поводу презентации хотелось бы заметить, что это проектная работа выполнена группой учеников 5-го класса,у которых ещё недостаточен опыт в выполнении таких видов проектов . В своей статье я пояснила, что это одна из лучших работ (дети работали в группах по 4 человека), из которых мы создадим путеводитель по нашему городу в электронном виде. Его я постараюсь загрузить на сайт.
[Материал]
avatar
3 Юнга • 15:53, 12.10.2011
Татьяна Викторова, всё же фотографии с небольшими комментариями интереснее смотреть. И путеводитель в начале или конце урока за 5минут не покажешь. Если бы вы ответили на вопросы и позволили мне самой прокомментировать фотографии, я была бы благодарна. Меня работа ваших ребят заинтересовала, хочу своим показать, но знаю, что будут вопросы.
[Материал]
avatar
4 tangus • 19:33, 12.10.2011
Попробую ответить на ваши вопросы кратенько. Про Ивашку Лукоянова известно, что он был крестьянином, который основал поселение на реке Тёше. Парк Магницкого (это даже не парк , а роща) знаменита у нас пихтами, которые посадил биолог Магницкий(однофомилец математика). Поскольку город наш очень маленький и особенных развлечений нет, люди любят посещать эту рощу и пруд,который в народе называют" Казённый".Про рыбу, которая там водится я мало что знаю, но дети любят там купаться летом.Церковь у нас была построена недавно , к приезду метрополита Кирилла, у него жили здесь родители. Железнодорожная станция является узлом на линии Воркута- Нижний Новгород. Вроде-бы на все ваши вопросы ответила, если, что-то ещё заинтересует, пишите!
[Материал]
avatar
5 Юнга • 15:50, 14.10.2011
Татьяна Викторовна, спасибо за ответы. Сегодня показала вашу работу своим ученикам. Кстати, с престольным праздником Покрова ваш городок поздравляем!
[Материал]