Метод проектов на уроках английского языка с использованием Интернет-технологий
Метод проектов
на уроках английского языка
с использованием Интернет-технологий
учитель английского языка МОУ Лукояновская
СОШ №1 Гусева Т. В.
В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная и ряд других. А с изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.
Новые ценности и ориентиры образования (индивидуально-личностный подход в обучении, субъект-субъектные отношения учителя и учеников и т.д.), а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить метод проектов.
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2.Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3.Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4.Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.
Проект - это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык - это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Учебный образовательный проект - организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.
Достоинства метода проектов:
. отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);
. развитие навыков самообразования и самоконтроля;
. развитие навыков групповой деятельности;
. повышение информационной культуры - развитие навыков поиска, сбора, обработки и .представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;
. создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя - . . . не в иностранном языке, так в рисовании, применении знаний икт.
. повышение мотивации;
. развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;
. интеграция различных предметов.
При создании проектов предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word’е, вставить картинки и распечатать - это тот же “бумажный" вариант, но чуть более современный. Более “продвинутые” используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint. Многие оформляют работы в виде сайта в HTML. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения
Применение компьютерных программ позволяет сместить акцент с репродуктивной деятельности на творческую. Активная включенность в процесс создания языкового материала и высокая степень интерактивности включает механизмы, облегчающие обучение: ассоциативную и эмоциальную память, аудиовизуальное восприятие. Параллельные тексты на русском и иностранном языках помогают непроизвольному подсознательному установлению взаимосвязи между словами. Прослушивание материала облегчает и ускоряет его усвоение, помогает улучшению произношения, выработке корректной интонации .
При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку со 2-го класса осуществляется по учебникам УМК Биболетовой М. З. Мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Необходимо заметить, что тема проекта должна не только согласовываться с общим контекстом обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Так, например УМК для 5-го класса в 4-й четверти предлагает темы « Город, село , где я живу: его карта, экскурсия по моему городу, селу. Тематика очень близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своем любимом городе, о любимых местах. В ходе подготовки проекта происходит обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята активно, увлечённо начинают работать над проектом, который мы назвали ‘’My native town” . Учащиеся при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание электронной версии путеводителя по городу Лукоянову. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.
Организация и структура проектной работы по теме “ My Native Town”
Этапы проектной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Результат деятельности |
1.Целеполагание-поиск, обсуждение, постановка цели, задач. |
Обозначает круг проблем, альтернатив, цели и задач. Ориентирует учащихся на возможный конечный продукт. |
Обсуждают в группах или с учителем цели, задачи, конечный продукт, критерии оценок. |
Выбор темы темы (My native town),постановка задач(собрать материал о своём городе) Определение цели(создание электронного путеводителя по городу), обсуждение критериев оценки( дизайн проекта, полнота содержания, аргументированность, убедительность) |
2.Организация и планирование |
Консультирует, оказывает помощь, делится опытом. |
Составляют план, программу с указанием промежуточных видов деятельности, распределяют роли участников проекта. |
Разделились на группы, обсудили план действий по организации работы. |
3.Выбор средств. |
Консультирует, ориентирует в возможных средствах. |
Обсуждают средства проектной деятельности, составляют банк средств. |
Выбрали языковой материал, определились с выбором наглядности (фотографии, сайты) |
4. Выполнение проекта. |
Помогает, сотрудничает, участвует в промежуточной оценке. |
Подбирают информацию, наброски, рабочий вариант текста, обсуждают и оценивают данные, обмениваются информацией. |
Сделали рабочие записи , наброски. Составили тексты) |
5.Составление рабочего варианта. |
Консультирует, участвует в обсуждении. |
Обсуждают результаты сбора данных и подготовки материала проекта, определяют его структуру, содержание , дизайн и т.д. |
Создали рабочии варианты проектов, представили для проверки, исправили недочёты) |
6. Составление окончательного варианта проекта. |
Помогает в корректировке. Редактировании и организации презентации. |
Корректирует окончательный результат, оформление текста и презентации. |
Создали окончательный текст проекта, сценарий презентации. |
7.Презентация проекта . |
Выполняет отведённую по сценарию роль(секретарь, ведет протокол презентаций) |
Осуществляют презентацию. |
Представление презентации с фиксированием в протоколе работы каждой группы. |
8.Оценка проекта и презентации. |
Участвует в совместной оценке проекта и его презентации. |
Обсуждают качества проекта и его презентации. |
Обсудили проектные работы , оценили по критериям, выбрали лучшие. |
9. Подкрепление (Follow up) |
Предлагает формы и виды работ подкрепления. |
Обсуждают формы и виды работы по поддержке проекта. |
Создали электронный путеводитель по городу , используя лучшие из представленных материалов. |
( одна из лучших проектных работ прилагается).
Список используемой литературы:
Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. – 1997. – № 6.
2 Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога // Народное образование. – 2005. –
3.Филатова Л.О. Метод учебных проектов в старших классах // Народное образование. – 2005. – № 3.
4.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. / А.С. Сиденко // Завуч, 2003. – № 6.
5. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //ИЯШ,2002.- № 3.
6. Трубанева, Н.Н. Использование метода проектов Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. – Обнинск: Титул, 2001.
7. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. - № 3. – C. 46-48
8.ИЯШ, 2005, № 3 Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку.
9 ИЯШ, 2003 №5.Душеина Т.В.Проектная методика на уроках иностранного языка
10.ИЯШ, 2006, №5 Корнева Л.П. Применение метода проектов на уроках английского языка.
11.ИЯШ, 2006, №7 Шамшурина Т.С. Создание проекта «Идеальное государство».
12.ИЯШ, 2007, №4 Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социо-культурной компетенции у учащихся старших классов
13.М.З. Биболетова , Н.Н. Трубанёва Программа курса английского языка. Титул, 2010.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусева Татьяна Викторовна
→ tangus 24.09.2011 5 6742 1124 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.