Статья «Формирование лексических навыков на средней ступени обучения английскому языку». Из опыта работы. 5-9 классы


Евченко Елена Тихоновна

МОУ Подгоренская СОШ №1 Воронежской области

Учитель английского языка

Статья «Формирование лексических навыков на средней ступени обучения английскому языку». Из опыта работы.



















































Формирование лексических навыков на средней ступени обучения английскому языку. Из опыта работы

Лексика – это кирпичики, с помощью которых мы строим нашу речь. Поэтому она очень важна для овладения иностранным языком наряду с грамматикой и фонетикой. Ведь именно с помощью лексики мы передаем предмет нашей мысли.

Наша основная цель в школе состоит в формировании лексических навыков. На каждой ступени учащиеся должны усвоить определенное количество лексических единиц. Они должны уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, то есть овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

В обучении лексики существуют большие трудности, особенно на средней ступени обучения. Потому что у учащихся начальной школы мотивация к изучению нового для них предмета очень высокая. Им все интересно, они с удовольствием запоминают новые слова. Ребята старших классов тоже начинают лучше готовиться к урокам английского языка, так как для многих иностранный язык нужен будет для поступления в ВУЗы.

А вот на средней ступени обучения мотивация к изучению иностранных языков у учащихся ослабевает и поэтому очень важно находить возможности, чтобы заинтересовать ребят и удерживать интерес при обучении, как лексике, так и фонетике и грамматике.

И так, мы начинаем изучать новую тему. Я считаю, что сначала надо познакомить учащихся с новой лексикой, необходимой для определенной темы. Для введения новой лексики и фонетической ее отработки я для себя разработала следующую методику:

Учащиеся получают следующее домашнее задание: выписать в свои словарики группу лексических единиц для новой темы, которую нужно усвоить и активно использовать в речи. Ученики выписывают слова обязательно с транскрипцией и русскими эквивалентами перевода. При этом они пользуются не только словарем учебника. Я научила их пользоваться он-лайн словарями, и им эта работа очень нравится. Обязательно рекомендую прослушивать произношение слов.

На уроке мы начинаем с проверки значений слов. Я читаю каждое слово по-английски, а учащиеся по очереди называют русский эквивалент слова. Затем начинается фонетическая отработка лексики. Так как мы работаем в лингафонном кабинете, то учащиеся слушают меня или диктора через наушники и тихонько повторяют, не мешая друг другу. В данном случае используется режим «Аудирование». Режим «Диалог» позволяет организовать общение в парах. А теперь откладываем наушники и читаем вслух. И вот здесь мы обязательно используем игры. Так как, я считаю, что лучше игр и игровых моментов, чтобы заинтересовать учащихся и повысить эффективность обучения, еще никто не придумал. Играть любят ученики любого возраста. Ведь просто читать слова по порядку даже в наушники не интересно. Мы применяем разные игры и игровые моменты.

Например, первый ученик читает первое слово, второй – первое и второе, третий – первое, второе и третье слово и т. д. Или еще очень любят мои ученики игру «Чтение на выбывание»: все читают по цепочке по одному слову, выбывает тот, кто неправильно прочитал слово. Последним трем ученикам, кто остался и не выбыл, я ставлю «пятерки». После такой тренировки даже самые слабые учащиеся читают эти слова хорошо и сразу узнают их в учебнике, да и, что очень важно, быстрее запоминают значение этого слова. Еще мы читаем слова с разной интонацией. Читаем слова не все по порядку, а выбираем на определенную тематику. Например, тема «Черты характера». Так вот, слова, которые обозначают положительные черты, мы читаем весело. А слова, которые, переводятся, как отрицательные, очень грустно. Вариантов придумать можно очень много. Главное, чтобы ученикам было интересно.

На уроках по отработке лексического материала я использую компьютерные презентации. В моей коллекции их уже очень много. Это и готовые, которые нам любезно предоставили наши коллеги на бескрайних просторах Интернета. А многие презентации я создала сама в программе POWER POINT. Дидактические карточки, игровые моменты, задания проблемного характера тоже помогают при работе над формированием лексических навыков у учащихся. Такие уроки интересны для детей, и они активно выполняют все виды работы. Это способствует получению более высоких результатов усвоения лексики по изучаемой теме.

При закреплении изученной лексики я также использую различные игры. Например, игра «Кто последний?» Учащиеся называют слова по определенной теме по цепочке. Выигрывает тот, кто назвал слово последним и больше никто не может вспомнить. Очень нравятся ученикам всех возрастов игры «Поле чудес» и «Чайнворд». В эти игры мы обычно играем на последнем уроке каждой четверти. В «Поле чудес» правила всем известной игры. Ведущий загадывает английское слово. Учащиеся по очереди называют буквы. Здесь происходит повторение английского алфавита и спеллинга слов, ведь нередко ученики к старшим классам забывают, как правильно называются английские буквы.

В игре «Чайнворд» первый ученик пишет любое слово на заданную тему. Следующий должен написать слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее слово на эту же тему и так далее.

Например, banana – apricottomatoorange - и так далее.

Еще хочу поделиться с коллегами, как я провожу контроль изученной лексики. Способы опять самые разнообразные. Нужно обязательно учитывать возраст учащихся, степень трудности изученной лексики, количества лексических единиц по данной теме.

Можно провести блиц-контроль: раздаю листочки, учащиеся пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем диктую 5 слов по-английски и 5 слов по-русски. Ученики сразу пишут перевод. Это занимает всего минут 6-8, зато проконтролированы будут все учащиеся группы. Если слов много и лексика труднее для запоминания, учащиеся пишут сами все слова, какие они запомнили по данной теме. Здесь осуществляется личностно-ориентированный подход. В старших классах учащиеся выполняют задание: «Образуй предложения со следующими словами». Более сильные ученики могут составить даже короткие тексты.

В заключении, хочется еще раз повторить, чтобы учащиеся лучше усваивали лексику и правильно употребляли ее в устной и письменной речи, нужно, чтобы им было интересно и комфортно на уроках. А этому способствует индивидуальный подход к каждому ребенку, использование ИКТ и, конечно же, игры и игровые моменты на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку.
















Полный текст материала Статья «Формирование лексических навыков на средней ступени обучения английскому языку». Из опыта работы. 5-9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евченко Елена Тихоновна  evchenko
06.10.2011 3 3129 598

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 Nike_Pashkov • 15:38, 20.11.2011
Свидетельство №966/2011
[Материал]
avatar
2 evchenko • 21:09, 06.10.2011
Уважаемая Natalie! Да, Вы, конечно, правы. Но ведь "формирование коммуникативной компетенции" - это основная цель при обучении иностранным языкам вообще, то есть главная цель. А я имела ввиду только ее часть - обучение лексике. И вот при обучении лексике, я считаю, что основной целью остается - формирование лексических навыков.
[Материал]
avatar
1 Natalie • 20:24, 06.10.2011
"Основная цель в школе - формирование лексических навыков"
Уже много лет целью считаем формирование коммуникативной компетенции...
[Материал]