Статья "Процесс становления грамматического навыка"


Андреева Наталия Григорьевна

МОУ «Средняя образовательная школа №153» с углубленным изучением иностранных языков город Пермь



Источники

Сафонова В.В. Учебная программа для школ с углубленным изучением иностранных языков.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.



Основная цель обучения ИЯ в российских еврошколах- развитие способностей школьников использовать ИЯ как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, она направлена на:

- формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого уровней,

- социокультурное развитие школьников,

- ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своим коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения к другой,

- формирование у школьников уважения к другим культурам и народам,

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков.

Овладеть иностранным языком- значит приобрести навыки в языке другого народа и утвердить их в сознании путем постоянного употребления настолько прочно, чтобы понимать, писать, говорить и читать с достаточной степенью умения и точностью. Для этого необходимо усвоить не только определенное количество лексических единиц, но и овладеть в определенной мере грамматической системой данного языка.

С первых лет работы в школе я столкнулась с проблемой в обучении грамматике, а именно с проблемой становления грамматического навыка. Без грамматических навыков немыслимо умение выражать свои мысли на иностранном языке.

Преподавание ИЯ в нашей школе ведется по учебной программе Сафоновой В.В. для школ с углубленным изучением иностранных языков. Программа дает перечень грамматических явлений, которые должны быть узучены с 5 по 7 класс, так как все грамматические навыки формируются в младшей и средней ступени.

Проанализировав данный набор тем, я пришла к выводу, что существует проблема в обучении грамматике, а именно узость представленных тем, а также проблема в технологии становления грамматического навыка.

Оптимальным решением данной проблемы было создание специального курса по грамматике в среднем звене, в основе которого лежит стратегия Пассова Е.И. о функциональной направленности грамматической структуры. Обучение грамматической структуре должно начинаться с установки на ее функциональную направленность.

Все грамматические упражнения должны показывать, как данное грамматическое явление используется в речи, в типичных ситуациях.

Критериями коммуникативных упражнений являются следующии:

- ситуативность,

- жизненность,

- обеспечение активного отношения обучающегося к материалу,

- внимание говорящего должно быть направлено на то, что сказать и зачем, а то как сказать усваивается непроизвольно, благодаря соответственно подобранным упражнениям.

В своем формировании грамматический навык проходит несколько этапов:

1. Восприятие структуры и осознание грамматической формы.

2. Имитация.

3. Подстановка.

4. Трансформация.

5. Целенаправленное изолированное употребление.

6. Переключение.

На основе данного положения возможно представить систему специальных упражнений, позволяющих сформировать грамматический навык.

Обучая грамматике я формирую у учащихся лингвистическую компетенцию, которая является одним из шести параметров языковой компетенции.

Главным в обучении грамматике считаю обеспечение коммуникативного подхода, при котором подача всего вводимого материала должна быть интересной, а главное естественной, т.к. отправной точкой при изучении языка является сама жизнь. Поэтому, формируя грамматический навык я развиваю у учащихся социолингвистическую компетенцию, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией.

При отборе содержания учитывается интерес учащихся. Это проявляется при отборе аутентичного текстового материала. Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, т.к. учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы к ученикам, ставить их в ситуацию выбора.

Чтобы процесс овладения грамматическим навыком проходил успешно для учащихся необходимо правильно выбрать технологию. Единственным правильным решением было выход на «обучение в сотрудничестве», т.е. поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом учения.

Такие активные формы обучения как групповая и парная работа готовят учащихся к реальной коммуникации. Функции учащихся в группе должны меняться, так же как и состав группы, но важно , чтобы осуществлялось взаимодействие, взаимопомощь. Такая работа способствует формированию дискурсивной и социальной компетенции.

Итак, главная цель моего спецкурса- совершенствование грамматической правильности речи, путем автоматизации грамматического навыка и создание достаточно прочных речевых грамматических навыков.


Полный текст материала Статья "Процесс становления грамматического навыка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андреева Наталия Григорьевна  Mummy
21.10.2011 0 2068 435

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0