Слайд 1
ТЕАТРАЛЬНОЯЗЫКОВОЙ СОЦИУМ
КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ К
ИЗУЧЕНИЮ
АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА
МОУ СОШ №17 с.Сунжа
Минераловодского района Ставропольского
края
Жученко А.А.
Театрально-языковой социум как средство повышения мотивации школьников к изучению английского языка.
Учитель английского языка
МОУ СОШ №17 с.Сунжа
Минераловодского района
Ставропольского края
Жученко А.А.
Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встаёт задача социолингвистической адаптации обучающихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала. Участие в творческих конкурсах и состязаниях помогает проверить уровень лингвистической адаптации учащихся к современным условиям жизни.
Человек выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками грамотно выражать свои мысли на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Практика показывает, что нельзя заставить ученика свободно общаться на иностранном языке формальным способом.
Сегодня важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимостью, чтобы ребёнок захотел говорить не для получения хорошей отметки, а потому, что коммуникация – это потребность. При этом надо учитывать естественный страх ребёнка перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости – одна из важных задач, стоящих перед учителем. При её решении учитывается тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника учебно-воспитательного процесса. Однако на практике дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации начала использовать на уроках элементы театрализации, драматизации и инсценирования. Очень скоро выделилась группа наиболее заинтересованных обучающихся, которых перестали удовлетворять рамки урока. Так возникла идея расширения рамок урочной деятельности и создания театрально-языкового социума. Появился клуб « В стране радости ». Основная цель клуба это: создание особого социолингвистического пространства, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию, свободное языковое самовыражение посредством драматизации и театрализации.
Указанная цель раскрывается в единстве трёх её взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего и образовательного.
Воспитательный компонент цели заключается:
-в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу стран изучаемого языка;
- в воспитании культуры общения;
- в поддержании интереса к учению и формирование познавательной активности;
- в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Участие в театральных постановках способствует формированию у детей положительных личностных качеств, общечеловеческих ценностных ориентаций, таких как воля, трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, культура общения в разных видах взаимодействия в коллективе, критичное отношение к себе, уверенность в себе, инициативность.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.
Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора. В целом процесс театральной деятельности призван сформировать у детей способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.
Достижение вышеозначенных целей осуществляется путем решения целого ряда задач, посредством формирования у учащихся следующих умений и навыков:
- постановка артикуляции;
- формирование, развитие и корректировка фонетических навыков;
- совершенствование интонационных навыков;
- овладение ритмом;
- активизация программной лексики и модернизация лексической базы;
- расширение фоновых знаний по языку;
- последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке, и сопоставление этого опыта с приобретаемыми знаниями, навыками и умениями;
- формирование навыков комплексного анализа национальной языковой культуры англоязычных стран;
- эффективный синтез знаний из различных наук и учебных предметов.
Такая работа может быть эффективной лишь при соблюдении ряда условий:
Добровольность участия.
Сочетание творческой инициативы детей с направляющей деятельностью учителей.
Четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных дел.
Эстетическая выразительность, новизна содержания, форм и методов работы.
Наличие перспектив деятельности.
Активность всех участников.
Использование разнообразных способов педагогического стимулирования и поощрения активности учащихся.
Изучаемый программный материал является основой для создания сценария. Можно выделить следующие этапы организации работы над сценарием:
Изучение базового компонента государственных программ тех классов, в которых обучаются участники театрально-языкового социума.
Обсуждение оптимального фонетического, лексического, грамматического материала и определение приоритетных направлений работы на учебный год.
Целеполагание. На этом этапе мы определяем конкретные цели и пути их достижения в процессе работы над спектаклем в рамках театрально-языкового социума.
Разработка сценария. Данный этап включает определение основных сюжетных линий спектакля, насыщение его активным языковым материалом, соответствующим государственным программам, совместный просмотр аутентичных видеоматериалов, ознакомление с аутентичной и адаптированной литературой по проблеме, написание учащимися творческих сочинений или эссе по определенной тематике, подбор музыкального сопровождения. Весь этот процесс проходит во взаимопроникающих пространствах: урочном и внеурочном.
Формирование основного и запасного актерского состава. На данном этапе происходит обсуждение персонажей спектакля и их характеров, проводятся ролевые игры-пробы, позволяющие выявить, раскрыть и развить творческие способности каждого отдельного ребенка.
Работа над спектаклем. Это самый кропотливый, трудоемкий, напряженный, но и самый творческий этап деятельности. В процессе работы над фонетикой и интонацией, мимикой и жестикуляцией дети получают прекрасную возможность для выражения собственной индивидуальности, обнаружения сходства с окружающими и отличия от них. В ходе всей работы они творчески переосмысливают сюжет, мотивацию поступков персонажей, порой меняя свое отношение к ним.
Контрольный этап. Инсценируя спектакль, дети отчетливо проявляют свою индивидуальность, творческие способности и личностные качества, показывая высокий уровень обученности. Чрезвычайно важными являются взаимопомощь, понимание, забота и поддержка на всех уровнях отношений: между участниками опытными и новичками, между детьми и педагогом. Этот этап и есть конечный результат нашей деятельности, экзамен для каждого из нас. Реакция зрителей, выполняя роль главного оценочного инструментария, дает учащимся более глубокое понимание необходимости коммуникации.
Этап корректировки происходит в форме коллективного подведения итогов. Мы отмечаем наиболее удачные моменты, выявляем ошибки и причины их возникновения, корректируем процесс, чтобы избежать повторения ошибок в дальнейшем.
Примером успешной реализации приёма театрализации являются успешные выступления воспитанников в ходе Недели Английского языка, а так же некоторые из них были приурочены к праздникам: «Новому году», «Дню Учителя». К самым запоминающимся спектаклям можно отнести следующие: «Дерево желаний», «Времена года», «Репка».
Дети с увлечением занимаются в клубе. Они не только инсценируют сказки, но и разучивают стихи, песни, рифмовки на английском языке, пишут забавные истории, сочиняют шутки. Повышается уровень их мотивации и, как результат, повышается качество подготовки обучающихся к творческим конкурсам, состязаниям, увеличивается количество интересных проектов.
Литература.
1) Английский язык 5-11 классы. Сценарии и спектакли. Составители Ерхова Е. Л.,
Захаркина С.В., Атаманчук Е.С. – Волгоград: Учитель, 2009.
2) Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 1-4 классы. Дзюина Е.В. – М.:ВАКО, 2006. (Мастерская учителя).
3) Обучение с увлечением или 1001 способ превратить урок в праздник. Учебное пособие по английскому языку. Е.Н.Федченко.- М.:Издательство «Менеджер», 2005.
4) Английский язык. 5-9 классы: нестандартные уроки. Е.Л. Базаркина. –Волгоград: Учитель,2005.
5) Well-loved Fairy-Tales. – Technedit, Italy, 1994.
Автор: Жученко Антонина Алексеевна
→ Zhuchenko 04.11.2011 0 4999 616 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.