Методическое пособие по английскому языку "Моя любимая пища" для работы в начальной школе
Методическое пособие
по английскому языку
«Моя любимая пища»
для работы в начальной школе
учителя английского языка
МОУ СОШ № 124 г. Уфы
Республики Башкортостан
Свиридовой Натальи Константиновны
1. Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:
а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур;
построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно научиться выражать свои мысли;
г) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);
д) внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.
При обучении иностранному языку школьников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов.
Обучение школьников иностранному языку должно быть коммуникативно-направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.
На первом этапе обучения основной задачей является динамичное развитие устной речи (говорения и понимания речи на слух). Вместе с тем, как и при обучении, родному языку, в этом возрасте очень важно выработать моторные навыки, которые не только помогают лучше усвоить лексико-грамматический материал, но и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов. Для наилучшего развития моторики специально разработаны упражнения по раскрашиванию и обводке рисунков, выполненных точками.
Ознакомление учащихся с новым материалом представляет собой, не просто сообщение учителем каких-либо сведений и фактов, а «добывание» их в ходе активного восприятия интересной для детей «проблемной истории». Текст истории составлен таким образом, чтобы привлечь внимание школьников к универсальным явлениям языка, а также показать, что независимо от конкретного языка люди всегда используют «специальные сигналы», для того чтобы показать, что они спрашивают собеседника, что речь идет о множестве явлений и т. п. Дети находят ошибки в речи персонажей смешных историй, и это побуждает их к осознанию как формы изучаемого явления, так и его коммуникативной значимости, и возникает познавательный мотив: «А как поступают в подобных ситуациях люди, которые говорят на английском языке?»
В ходе тренировки учебного материала дети учатся употреблению языковых единиц: выбору нужного слова, звука, грамматической формы. Специфика этого компонента урока состоит в том, что все выполняемые детьми действия направлены на решение игровой коммуникативной задачи. Например:
— изобразить, как по-разному жужжат пчелы и комары (навыки различения звуков [z] и [б]);
- позвать понравившееся животное (навык выбора речевой единицы); /
- выбрать картинку в зависимости от того, как звучит слово: cat или cats (навык грамматического оформления высказывания, различение единственного и множественного числа существительных);
- уметь построить самостоятельное высказывание с опорой на образец.
В ходе применения учебного материала происходит включение осваиваемых навыков в самостоятельную неподготовленную речь. Эффективным приемом на данном этапе является использование игровых ситуаций типа «волшебные сказки», где воображаемые обстоятельства делают коммуникативно осмысленными самые оригинальные замыслы. Творческое воображение является главным преимуществом детей, которое позднее утрачивается. Например, на луне каждый может увидеть зверей, обладающих необыкновенными свойствами: кошки летают, крокодилы голубые, волки любят молоко и т. п. Такого типа ситуации создают «неограниченные возможности для комбинирования речевого материала и поддерживают постоянный интерес детей к выполняемой деятельности.
Специфика организации обучения детей получила свое отражение в структуре урока, который строится как целостная ситуация общения, в ходе которой учитель рассказывает школьникам интересные истории, вводит их в правила игры и оценивает ее результаты. Каждый урок завершается демонстрацией достижений учащихся — что они научились делать. Вы также в самом общем виде рассказываете детям о том, что произойдет на следующем уроке, какие интересные дела их ждут впереди.
Важнейшим методическим обеспечением урока являются средства наглядности. Руководствуясь сценариями уроков, следует заранее приготовить к уроку или попросить детей принести необходимые для организации общения игрушки, картинки, фотографии и т. п. Желательно (и это очень важно для успешности- обучения), чтобы игрушки, картинки были у каждого ученика.
Новая лексика и речевые конструкции вводятся через речь учителя. Важно обеспечивать сознательное сопоставление с нормами родного языка. Новый материал рекомендуется вводить не в готовой форме, а выдвигая перед детьми логическую задачу, решая которую дети должны проанализировать то или иное речевое явление в родном и изучаемом языке с тем, чтобы самостоятельно определить правило языка. Например: при введении понятия множественного числа существительных попросите (в условиях игровой ситуации) определить, как изменяется слово при изменении его числа в русском языке. Затем продемонстрируйте на примере вводимого материала, как множественное число образуется в английском языке. После чего предложите детям проанализировать это явление, вывести правило. Такая форма подачи материала представляется более эффективной, чем механическое заучивание норм языка, ибо дети воспринимают новый материал более осознанно.
Для большей наглядности учитель может использовать (помимо картинок альбома) игрушки и предметы обихода. На занятиях необходимо создавать ситуации, во время которых дети будут вынуждены повторять новые слова или выражения за учителем несколько раз, т.е. это повторение должно быть коммуникативно оправдано, осмыслено и принято ребенком, а не просто заучено.
Для усвоения новой лексики используются упражнения с карточками (см. ниже описание типового порядка усвоения новой лексики) и игры с правилами. Игры с правилами служат также для повторения пройденного материала.
Новые конструкции и выражения рекомендуется изучать с использованием имеющихся в комплекте карточек и масок в ролевых играх, сюжеты которых задаются рисунками к данному занятию. Предлагаемые ролевые игры направлены на формирование у детей навыков самостоятельного решения простейших коммуникативных задач на английском языке.
Все занятия и упражнения для детей по своему характеру подразделяются на: индивидуальные (с использованием рисунков в альбоме и разрезных карточек);
парные (используя рисунки, сделанные детьми самостоятельно, или готовые карточки);
коллективные (подвижные игры, основанные на активном применении изучаемой лексики; движение с одновременным произнесением стихотворений; ролевые игры с использованием карточек или масок).
Для усвоения новой лексики предлагается следующий типовой порядок:
1.Учитель берет набор карточек(игрушек) с изображением животных(или предметов), названия которых дети изучают. Показывая и называя по очереди карточки, добивается многократного повторения этих слов хором.
Затем раздает карточки(или предметы) по одной (одному) детям. Ребенок, получив карточку, повторяет название животного (предмета). Далее учитель произносит изучаемые слова, дети слушают, и ребенок, у которого находится соответствующая карточка, должен узнать свое слово, поднять карточку, показать остальным и произнести это слово (вместе со всеми или индивидуально с помощью учителя). Если ребенок ошибся, произнести вслед за ним слова правильно несколько раз. Поработайте, таким образом, со всеми детьми. Повторите этот этап работы, поменяв карточки у детей. Лучше, если всякий раз повторение хором и индивидуально будет ситуативно оправдано. Например: «Вы зрители в цирке. Попросите выйти понравившихся вам животных на поклон еще раз» или «У Федоры убежала вся посуда. Давайте ей поможем, хором будем звать все сбежавшие вещи».
2. Дети показывают свои карточки друг другу, называя нарисованных животных(предметы). Учитель контролирует (поправляет) правильность произношения новых слов. Затем дети меняются карточками. Этап работы повторяется 2-3 раза.
Задания на начальном этапе обучения можно формулировать на русском языке, постепенно переходя на английский, используя лексику и выражения из пассивного словаря.
После изучения очередной темы дети вырезают значки из вкладыша и наклеивают их в альбом.
А теперь разберем, как можно работать с детьми младшего возраста по теме: «My favourite food».
Методическое пособие для работы с детьми младшего возраста
Тема «My favourite food»
Задачи:
Введение лексики: sandwich, sweet, banana, apple, chocolate, ice-cream, juice, tea;
Множественное число существительных: dog-dogs; but man-men;
Повторение числительных:one, two, three, four, five, six, seven, eight;
Конструкция I like/do not like
Do you like bananas?
What is your favourite food?
Работа по теме: показываем детям картинки с изображением еды, отгадываем, кто что любит.
What do you like? –I like milk.
Вводим новую лексику по-английски (картинки с изображением продуктов питания, закрепляем).
Закрепляем новую лексику:
I like, i do not like…
Работа с картинками (картинки с любимыми и не любимыми продуктами питания).
В альбоме раскрасить рисунки и сказать, любит ли ребенок этот продукт или нет. Соединить линией то, что любит, с улыбающимися апельсинами, а что не любит – с недовольными лимонами.
Далее посмотрим, сколько продуктов осталось в холодильнике. Используем «How many»?...
Давайте соcтавим список, сколько и каких продуктов нам нужно кушать.
7.Проведем игру «Привереды». Дети делятся на 2 команды; у всех одинаковый набор карточек по изучению темы. Дети рассказывают, что они любят, глядя на карточки, после каждой реплики, ребенок из другой группы («Привереды») заявляет о том, что он эту еду не любит. Далее меняются ролями.
8.Прослушаем текст- догадываемся, о чем говорят герои.
Вводим конструкцию: Do you like? – Here you are. Thanks.
Do you like bananas?
Yes, I like bananas.
No, I don’t like bananas.
I like apples.
Here you are.
Thanks.
Разъясняем детям значение конструкции, используя жесты.
Прочитаем текст еще раз, что бы детям было интересно слушать и удержать их внимание. Раздаем некоторым из них карточки с изображение бананов и яблок, а другим карточки с символами: I like/ don’t like. Закрепляем новые конструкции.
9. Закрепляем конструкцию с помощью игры: «Угостите друга».
Ребенок берет 1-2 карточки по теме, не показывая их остальным, выходит вперед.
Дети предлагают этому ребенку различные кушанья: Do you like…? Ребенок отвечает: No, I don’t like… до тех пор, пока дети не угадают любимые блюда этого ребенка.
Тогда он говорит: Yes, I like… Затем карточку берет тот, кто первый угадал.
Затем попросите детей угостить вас.
Вы рассказываете, какие кушанья вы любите: I like…. Дети находят соответствующую карточку в своем наборе, поднимают ее и «угощают» вас: Here you are. Хром и индивидуально. Вы отвечаете: Thanks.
10. Повторение местоимений:
Показываем детям рисунок в альбоме и говорим, что любит девочка: This is a girl – She likes grapes. This is a boy, he likes orange. A girl doesn’t like orange. She likes apples. A boy doesn’t like grapes, he likes orange.
Продолжаем играть в игру «Продолжи» с фразами
Используем рисунок к уроку, постепенно сокращаем количество слов в произносимых предложениях he/she likes – he/she…; наконец только показываем на изображение, а дети проговаривают всю фразу, целиком. Так же проводим работу с doesn’t like. Дети могут продолжать игру в парах, используя карточки.
Дальше работаем в альбоме. Говорим детям: This is girl’s doll.
He likes grapes. Дети слушают, находят названного героя и вид еды и соединяют их линей красного цвета, если герой любит эту еду, или линией зеленого цвета в противном случае.
Дальше используем другие предложения. This is girl’s mum.
She doesn’t like grapes и т.д.
Играем с детьми в разновидность игры «Bingo». Вытаскиваем карточки, показываем и спрашиваем «Do you like…?» Дети имеют перед собой 2-3 карточки по своему усмотрению из набора по теме занятий. Если у них есть такая карточка, то они говорят: Yes, I like… Показывают её и откладывают в сторону, если названной карточки нет, то дети говорят: No, I don’t like… Тот, кто первый останется без карточек, занимает место ведущего. В игре следует использовать карточки с новыми словами grapes и oranges.
Что бы закрепить пройденный материал, используем рифмовку: Дети становятся в круг, двигаются по кругу вправо- влево, произнося вместе с детьми:
An apple a day,
Sends the doctor a way,
Grapes in the morning,
Doctor’s warning
Oranges at night
Starve the doctor outright
Повторяем рифмовку еще раз, не договаривая фразу до конца их должны закончить сами дети.
Можно использовать игру в «Гадалочку». Объясняем правила.
Незнакомые слова пока можно называть по-русски. После введение лексики темы «Любимые занятия» при игре в «Гадалочку» следует пользоваться только английскими словами.
Попросите кого-либо из детей взять несколько карточек из набора по теме, выйти вперед и показать эти карточки по одной всем детям. Выбираем ребенка для этого задания, используем рифмовку, разучиваем на уроке, в качестве считали. Остальные рассказывают о том ,что любят/не любят этот ребенок (he/she likes). Ребенок должен мимикой выразить свое отношение к показываемому виду еды.
Повторяем упражнение с другим ребенком.
Дома повторяем рифмовку в движениях, понравившийся вид еды приклеиваем на карточку: I like…
При работе желательно использовать карточки, например: предложите детям послушать, что любят есть Мэри и Пух. Зачитайте текст сначала от Мэри, а потом от лица Пуха: I like bananas. I don’t like… Дети повторяют за вами каждую фразу, одновременно сортируя карточки на 4 группы: в первых двух – те продукты, которые любят и не любят Мэри, в двух других – те, которые любят и не любит Пух.
Показывайте детям по одной карточке по теме, одновременно называя, персонаж, которого вы представляете (I’m Mary/Pooh). Дети отвечают: I like… или I don’t like…
Раскрасить рисунки в альбоме и сказать, любит ли ребенок этот продукт (напиток) или нет. Соединить линией то, что любит, с «улыбающимся» апельсинчиком, а то что не любит – с «недовольным» лимончиком.
Повторите с детьми вопрос How many…? Спросите у детей, сколько каких продуктов изображено на рисунке: How many…? Предложите ситуацию типа «Давайте посмотрим, сколько продуктов осталось в холодильнике» или «Давайте составим список, сколько и каких продуктов нам нужно купить».
Дальше работаем в альбоме
Дети должны заполнить таблицу. Зачитайте список того, что любят папа Мэри, ее мама и бабушка (от первого лица). Например, Mary’s dad: I like sandwiches. Дети закрашивающую клетку в розовый цвет и повторяют: I like sandwiches. В противном случае – в зеленый (I don’t like sandwiches).
Покажите детям рисунки в альбоме. Предупредите детей, что вы будете рассказывать о том, что любит Мэри и ее брат. Прочитайте текст, показывая одновременно на рисунок:
This is Mary. She likes grapes.
This is Mary’s brother. He likes oranges.
Обратите внимание дети на звук [s] в слове likes. Сравните с I like grapes. Продолжите чтение текста:
Mary doesn’t like oranges. She doesn’t like oranges.
Mary’s brother doesn’t like grapes. He doesn’t like grapes.
Разъясните роль отрицания doesn’t. Прочитайте текст второй раз.
Используйте прием для поддерживания интереса к вторичному прочтению текста аналогично п.3 занятия 6. Дети повторяют за вами каждую фразу.
Закрепление нового материала.
Повторите с детьми likes – doesn’t like в игре «Любит не любит»: на листе бумаги фломастером или на доске мелом нарисуйте ромашку, на лепестках которой изобразите символы в виде веселого и грустного лица. Хором отработайте с детьми likes/doesn’t like.
Домашнее задание. Принесите рисунки (или упаковки) того, что каждый любит или не любит есть и пить.
Лексика, которая используется.
Новая лексика
Do you like bananas?
Yes. I like banana.
No. I don’t like bananas.
Here you are. Thanks.
Повторение
Sandwich(es), sweet(s),
Banana(s), apple(s),
Chocolate, ice-cream,
Juice, tea.
Пассивная лексика
What’s your favorite food/drink?
Show your picture.
What’s the Russian for…?
Как проверить домашнее задание.
Попросите детей показать свои рисунки. Повторите лексику по теме «Любимая еда», используя модель I lake/ I don’t like. Пусть сказочные герои – ваши «помощники» - рассмотрят рисунки детей и расскажут, что они любят и что не любят. Каждый ребенок должен сказать, что он любит или не любит, показывая на свои рисунки вслед за вами.
Таким образом, дети повторяют лексику, рифмовку, игры. Дома, вырезают картинки изученной темы и приклеивают их в альбом.
Список использованной литературы
Макиенко Е.И. Английский для детей младшего возраста. - Волгоград, (Учитель), 2009.
2. Боровикова М.Е. Английский для детей. - М., (АСТ), 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свиридова Наталья Константиновна
→ Sviridova 11.12.2011 0 4517 1028 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.