Работа "Роль школьного ресурсного центра иностранного языка в повышении качества преподавания и создании позитивной коммуникативной среды"
Научно- исследовательская работа по теме:
« Роль школьного ресурсного центра иностранного языка в повышении качества преподавания и создании позитивной коммуникативной среды»
Система ресурсных центров является составной частью процесса осуществления политики развития единой образовательной информационной среды с учётом накопленного педагогического опыта и технических решений в сфере образования. Необходимость развития системы ресурсных центров обусловлена потребностью решения проблемы доступа к образовательным ресурсам и потребностями современных научных исследований, призванных оптимизировать учебно-воспитательный процесс, повысить качество образования.
Ресурсный центр (в широком смысле) – это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников.
В узком смысле – это центр, созданный на базе отдельной, имеющей опыт экспериментальной педагогической деятельности и имеющий внебюджетные поступления, некоммерческой образовательной организации.
Идея создания ресурсного центра возникла у меня ещё в 1994 году из-за острой нехватки качественных учебников по французскому языку в средних школах. В начальных классах я преподавала по пробному учебнику А.С. Кулигиной и М.Г. Кирьяновой 1992 года издания. В 1994 году я написала альтернативную программу в соавторстве с Е.Ю. Ломтевой и апробировала её в работе. С 1995 года и по настоящее время я занималась оснащением кабинета, в дальнейшем ресурсного центра, учебно-методической литературой, аудио- и видеоматериалами.
Создание ресурсного центра иностранных языков было внесено в программу развития нашей школы в 2005-2006 учебном году. Данное решение было обусловлено многолетней подготовительной, научно – исследовательской работой с учащимися, анализом условий для его функционирования в школьной образовательной среде. В настоящее время создано первое отделение: ресурсный центр французского языка.
При разработке проекта я исходила из актуальных проблем в языковом образовании в средней школе:
Во-первых, сложность в развитии коммуникативных умений по иностранному языку;
Во-вторых, нехватка адекватных учебников и учебных программ по предмету;
В-третьих, отсутствие языковой среды и трудность её смоделировать на уроке;
В-четвертых, трудности в определении, разработке, организации собственной тактики поведения в той или иной ситуации общения на иностранном языке.
Цель исследования: повышение качества образования и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических технологий и модель языковой среды в виде ресурсного центра.
Задачи:
Изучение опыта работы передовых учителей по зарубежным учебникам и программам издательства «Clé international»;
Анализ деятельности ресурсных центров в языковом образовании;
Создание единых подходов к предметам языкового цикла;
Создание модели языковой среды средствами ресурсного центра.
Поиск единой диагностической базы по отслеживанию уровня развития ключевых компетенций языкового образования.
Гипотеза:
Будет ли школьный ресурсный центр французского языка оказывать положительное влияние на формирование позитивной мотивационной и коммуникативной среды и на качество обучения по предмету?
Участники инновационного проекта
Учителя-предметники:
по французскому языку – 1
МО учителей иностранных языков - 3
Учащиеся:
- члены научного общества учащихся - 5
2005 - 2006 учебный год - создание теоретической базы для ресурсного центра; проведение мониторинга учебно- методической базы по французскому языку, проведение 1 этапа по материально- техническому оснащению центра, изучение объективных и субъективных факторов для создания и функционирования школьного ресурсного центра.
2006 – 2007 учебный год - создание банка данных школьного ресурсного центра; организация и проведение научно-исследовательской деятельности с учащимися; разработка и внедрение инновационных материалов, презентаций; дальнейшее оснащение школьного ресурсного центра.
2007 – 2008 учебный год – обобщение и распространение опыта учителей–предметников, участвующих в инновационном проекте, внедрение авторских разработок учителей-предметников по методике использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка, обобщение результатов мониторинга обученности и коммуникативной культуры учащихся, участвующих в инновационном проекте.
Этапы научно-исследовательской деятельности:
диагностический (сентябрь – ноябрь 2005 года)
прогностический (декабрь 2005 года)
организационный (январь – февраль 2006 года)
практический (март 2006-октябрь 2007)
обобщающий (ноябрь 2007 года)
этап внедрения (2007-2008 учебный год)
Описание исследования по этапам
диагностический этап;
В ходе этого этапа я проанализировала состояние учебной базы по французскому языку в МОУ СОШ № 7 и я выявила следующее:
Преподавание французского языка ведётся в нашей школе со 2 класса. Средняя наполняемость групп по французскому языку составляет 8-10 учащихся. Учащиеся начальной школы обеспечены комплектами учебников по французскому языку А.С. Кулигиной и М.Г Кирьяновой, издательство «Просвещение»; в среднем звене преподавание ведётся по учебнику Э.М. Береговской, М.Туссен в 5 классе, в 6-9 классах по учебникам Н.А. Селивановой и А.Ю.Шашуриной, в 10-11 классе по учебнику Е.Я. Григорьевой. К данным комплектам учебников есть аудиокассеты. Но для решения одной из главных задач модернизации общего образования «обеспечение знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы» и овладения всеми четырьмя видами речевой деятельности необходимо создание более качественного школьного ресурса, состоящего из учебников издательств «Просвещение» и «Clé international», видео- и аудиосопровождения, аутентичной литературы, словарей нового поколения, методического потенциала по предмету.
прогностический этап;
После анализа учебно-методической базы по предмету я поставила цели, сформулировала гипотезу, выбрала методы исследования и спрогнозировала конечный результат.
Цели и задачи исследования:
1. Доказать сформулированную гипотезу, а именно, будет ли школьный ресурсный центр французского языка оказывать положительное влияние на формирование позитивной мотивационной и коммуникативной среды по предмету?
Конечный результат:
1. Оптимизация учебного процесса, повышение качества образования, создание позитивной мотивационной и коммуникативной среды по предмету.
организационный этап;
1. Создание научно-методической базы ресурсного центра.
Для проведения исследования мне необходимо было получить дополнительные знания по методике преподавания французского языка с использованием зарубежных методик и по УМК издательства «Clé international».
С этой целью я прошла с курсы дистанционного обучения при МГУ «Обучение французскому языку по зарубежным методикам» в 2006 году. Во время обучения на курсах я познакомилась с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком», которые в последствии легли в основу учебных календарно-тематических планов, экзаменационных материалов в методическом объединении иностранных языков в нашей школе, составленные с использованием учебников французского издательства «Clé international». Один комплект учебника «Аdo» для учащихся 7-8 класса данного издательства был приобретён для ресурсного центра французского языка и используется при обучении базовому уровню А1 и А2. Моей итоговой курсовой работой стало составление технологической карты – новой формы календарно- тематического планирования по одному из разделов учебника «Аdo». Данная форма планирования была рассмотрена на заседании методического объединения иностранных языков и принята за основу.
С 2005 года я принимаю участие в международных семинарах по французскому языку, проводимых Посольством Франции при участии французских экспертов: в г.Владивостоке, г.Благовещенске и г. Хабаровске. В июле 2008 года я прошла 3-х недельную стажировку во Франции.
Методическая, учебная и художественная литература, предоставляемая педагогам во время семинаров, заняла достойное место в школьном ресурсном центре. «Антология французской литературы», энциклопедические словари, методические пособия по общеевропейской системе уровней владения языком, аудио и видеоматериалы используются учащимися для написания научно-исследовательских работ, выполнения творческих и проектных заданий.
С 2001 года в нашей школе проводится научно-практическая конференция «Дорога во Вселенную». Работы учащихся по иностранным языкам в бумажном и электронном варианте хранятся в ресурсном центре.
2. Создание материально-технической базы.
Для оснащения кабинета приобретены следующие материально-технические средства:
1. мебель для кабинета французского языка: книжные шкафы, компьютерный стол, стол для конференц-зала, стулья.
2. компьютер.
3. телевизор.
4. видеопроектор.
5. научная и художественная литература.
6. энциклопедические словари.
7. аудио- и видеоматериалы.
8. планшеты с достопримечательностями Франции.
Планируется проведение Интернета, покупка медиапроектора.
практический этап;
Практический этап состоял в организации консультационно-методического вида деятельности ресурсного центра французского языка.
Создание консультационной службы информационной, педагогической и методической поддержки учителей ШМО иностранных языков, учителей, являющихся членами Ассоциации преподавателей французского языка Амурской области.
- авторская разработка технологической карты предложена членам Ассоциации для составления календарно- тематического планирования.
Проведение мероприятий, позволяющий распространять передовой педагогический опыт, наработанный педагогами школы:
- заседания МО учителей иностранного языка с использованием видеопрезентаций;
- подробный отчёт о работе ресурсного центра на заседании Ассоциации преподавателей французского языка Амурской области в октябре 2008 года;
Осуществление психолого-педагогической поддержки по вопросам освоения и использования новых информационных технологий.
(ресурсный центр оснащён новым компьютером с беспроводной клавиатурой, в школе все компьютерные классы подключены к Интернету).
Участие в школьных научно-практических конференциях, семинарах, распространение современных технологий и методик общего образования.
обобщающий этап;
Создание и полноценное функционирование ресурсного центра позволит расширить образовательные возможности школы.
Для учащихся:
Расширение возможностей самореализации и профессионального самоопределения;
Гарантия доступа к информационно-образовательным ресурсам, реализацию принципов государственной политики, главный из которых - доступность образования.
Развитие информационных потребностей и информационной культуры.
Расширение возможностей для развития личности, её творческого, интеллектуального потенциала, приобщения к мировым, национальным и региональным культурным ценностям.
Для педагогов:
Расширение возможностей профессионального роста и самообразования.
Возможность реализовать на практике принципы личностно-ориентированного образования.
Возможность профессионального общения в рамках информационно коммуникативной среды.
Расширение возможностей для постоянного творческого, культурного развития независимо от места проживания и работы.
Для руководителей:
Расширение возможностей для профессионального и личностного развития.
Повышение возможности для выработки качественных управленческих решений.
Привлечение в школу дополнительных финансовых средств на обучение и воспитание учащихся.
этап внедрения;
Ресурсный центр должен стать «моделью организации изучения» (Г. В. Телегина) и преподавания французского языка в контексте межкультурной коммуникации.
Основные направления деятельности центра:
создание библиотеки научно-методической документации, научной и художественной литературы;
разработка и составление модульных программ, ориентированных на международные стандарты с учетом уровня начальной подготовки обучающегося.
обеспечение учебных программ аудио, видео и CD-ROM материалами;
разработка системы самостоятельного изучения французского языка;
совершенствование методического мастерства молодых преподавателей;
распространение положительного опыта в преподавании французского языка путем установления контактов с другими образовательными учреждениями и проведения методических семинаров по вопросам преподавания французского языка для преподавателей французского языка Амурской области.
Непременным условием эффективного
функционирования ресурсного центра
является использование возможностей
Интернет, который открывает доступ к
огромному объему учебных аутентичных
материалов и предоставляет обучающемуся
возможность работать в интерактивном
режиме с носителями других языков и
культур.
В связи с
развитием современных образовательных
технологий и широким использованием
технических средств в преподавании
иностранных языков широкое распространение
получает понятие автономного обучения,
которое создает условия для развития
способности учащегося к самостоятельной
образовательной деятельности на базе
школьного ресурсного центра.
Ресурсный
центр решает следующие образовательные
задачи:
1. Обеспечивает возможность
учащимся успешно учиться французскому
языку;
2. Вызывает интерес к работе
над различными аспектами языка;
3.
Вызывает потребность в использовании
различных технических средств при
изучении французского языка;
4. Даёт
возможность учащимся самостоятельно
управлять своей учебной деятельностью:
сравнивать результаты собственного
выполнения учебной задачи с определенным
эталоном и при этом самостоятельно
обнаруживать, исправлять или предупреждать
свои ошибки;
5. Формирует способность
учащихся к самостоятельному накоплению
знаний, самоконтролю и самокоррекции.
Создание школьного ресурсного
центра обеспечило максимально
благоприятные условия для развития
автономии учащегося в области «иностранный
язык» в урочное и во внеурочное время,
а также предоставление ресурсной базы
в целях саморазвития учащегося в
информационной и образовательной среде.
Таким образом я доказала гипотезу
исследования:
Школьный ресурсный центр французского языка оказывает положительное влияние на формирование позитивной мотивационной и коммуникативной среды по предмету.
Конечный результат:
Оптимизация учебного процесса.
Повышение качества образования по французскому языку.
Создание позитивной мотивационной и коммуникативной среды по предмету.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сейитмедова Елена Юрьевна
→ Углегорочка 22.01.2012 0 3643 427 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.