Статья "Промежуточная аттестация - эффективное средство диагностики надпредметных компетенций. Обобщение опыта."


Информация об авторе:

Ф.И.О. Исаева Альбина Салимовна

Место работы: МОУ «СОШ № 1» г.Верещагино, Пермский край.

Должность: учитель английского языка

Квалификация: 2 категория







Источники информации


Е.В.Плотникова, Л.А.Сальникова, М.В.Фофанова Компетентностные формы промежуточной аттестации//Методическое пособие.- Пермь, 2010.

Тезисы


Промежуточная аттестация – эффективное средство диагностики сформированности надпредметных компетенций

Исаева Альбина Салимовна,

учитель английского языка


В Федеральном государственном стандарте особое внимание уделяется формированию информационной компетентности как одной из ключевых. Выпускник школы должен уметь видеть и самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности с помощью полученных знаний и собственного опыта. Школьная практика показала, что у многих учащихся не сформирована в достаточной степени информационная компетентность

Неумение учащихся работать с информацией: извлекать, оценивать, отбирать создавать собственный текст, переносить знания из одного предмета на другой вызвано традиционными подходами к обучению работе с текстом и тестовой проверке её результативности. Контроль с помощью тестовых заданий не позволяет проверить уровень сформированности информационной компетентности. Возникла необходимость введения новой формы аттестации в среднем звене (5-8 классы). Поэтому наша школа решила апробировать опыт МАОУ «Гимназия №33» г. Перми и провести промежуточную аттестацию «Учебный текст».

Комплексный экзамен «Учебный текст» направлен не столько на оценку знаний учащихся, сколько на оценку их умения рассуждать, сравнивать, находить и оценивать полученную информацию, аргументировать собственную точку зрения. Он является и психологической подготовкой к выпускным, а также вступительным экзаменам, которые предстоит пройти учащимся в будущем.

Целью проведения промежуточной аттестации «Учебный текст» в форме экзамена является диагностика сформированности предметных и ключевых компетентностей учащихся.

В 2010-2011 учебном году промежуточная аттестация «Учебный текст» в форме комплексного экзамена впервые проводилась в нашей школе.

Учителя-предметники, прошедшие обучение на базе МАОУ
«Гимназия №33», разработали компетентностно-ориентированные задания по выбранным предметам: математика-география-английский язык для 6 класса; математика-русский язык-история-природоведение для 5 класс, из которых были составлены экзаменационные билеты.

При разработке заданий к экзамену мы придерживались следующих принципов:

- включение компетентностно-ориентированных заданий по выбранным предметам;

- дифференцированного подхода (создание заданий 3-х уровней сложности);

- самостоятельного выбора заданий по уровню сложности. Экзаменационный билет состоял из двух заданий, например:

- Задание № 1 включает текст и задание 3-х уровней сложности (английский язык).

- Задание № 2 включает предметное понятие 3-х уровней сложности (география).

Экзамен проводился по окончании учебного года. Подготовка к промежуточной аттестации велась в течение года на учебных занятиях, а также в дополнительное время. Учащиеся знакомились с разными видами «Учебных текстов»: схемы, таблицы, карты, учебные тексты разной тематики и сложности, задания к ним. Учились преобразовывать тексты и создавать свои собственные. На экзамене большое внимание уделялось умению ребят быстро находить нужную информацию. При подготовке задания №1 им разрешалось пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями и сетью Интернет.

Образовательный процесс невозможен без участия родителей обучающихся. Перед экзаменом проводились собрания, на которых родителей ознакомили с процедурой проведения экзамена, и дали рекомендации по психологической подготовке детей к нему. Также родители присутствовали на самом экзамене.

Поддержка со стороны родителей сыграла немаловажную роль. Детям было намного легче отвечать на экзамене, чувствуя моральную поддержку, так как, он являлся первым важным испытанием в их жизни, а родители могли видеть, как работает их ребенок.

По окончании экзамена родителей и учащихся попросили выразить свое мнение. Почти все ребята написали, что очень волновались и переживали за результат, но были уверены, что в будущем году им будет легче, потому что они знакомы с процедурой проведения такого экзамена. Родители выразили надежду, что дети будут сдавать подобный экзамен ежегодно, так как, считают это хорошей тренировкой для дальнейших испытаний.

Все учащиеся успешно сдали экзамен. Результаты следующие:

Математика - на «5» и «4» - 70%.

География - на «5» и «4» - 77%.

Английский язык - на «5» и «4» - 62%.

Ребята не испытывали затруднений в поиске информации, использовали различные источники, выделяли главную мысль, выстраивали текст в соответствии с заданиями и создавали собственный, смогли преобразовать текст в таблицу и наоборот, оценивали результат своей деятельности. Однако, у отдельных учащихся возникли трудности при составлении собственного текста, а также оценивании результата своей деятельности.

Можно сказать, что промежуточная аттестация «Учебный текст» в форме комплексного экзамена работает на формирование предметных и ключевых компетенций.

Педагоги пришли к единому мнению, что необходимо дополнять набор учебных предметов, разнообразить задания, применяя разные виды работы с текстом, а также провести промежуточную аттестацию «Учебный текст» уже в форме интегрированного экзамена.


Литература:

1. Е.В.Плотникова, Л.А.Сальникова, М.В.Фофанова. Компетентностные формы промежуточной аттестации// Методическое пособие. – Пермь, 2010.



Слайд 1
Промежуточная аттестация — эффективное средство диагностики сформированности надпредметных компетенций Учитель английского языка МОУ «СОШ №1» г. Верещагино Исаева Альбина Салимовна
Слайд 2
Комплексный экзамен - проверка сформированности компетенций учащихся Компетенция - заранее заданное требование к подготовке человека. Компетентность - уже состоявшееся его личное качество (характеристика). Информационная компетенция - одна из ключевых компетентностей учащихся, которой уделяется особое значение в Федеральном государственном стандарте.
Слайд 3
Проблема 1. Традиционные подходы к обучению работе с текстом. 2. Тестовая проверка сформированности информационной компетентности.
Слайд 4
От знаний к компетенциям Комплексный экзамен «Учебный текст» оценка знаний учащихся умение рассуждать, сравнивать, находить и оценивать полученную информацию, аргументировать собственную точку зрения.
Слайд 5
Цель экзамена - диагностика сформированности предметных и ключевых компетентностей учащихся
Слайд 6
Комплексный экзамен «Учебный текст» Время проведения: май 2011 года. Место проведения: МОУ «СОШ №1». Участники: учителя-предметники, прошедшие обучение на базе МАОУ «Гимназия №33», учащиеся 6 «А» класса.
Слайд 7
Подготовка экзамена Учителя-предметники разработали компетентностно ориентированные задания по выбранным предметам: математика - география - английский язык для 6 класса; история - математика – русский язык – природоведение для 5 класса.
Слайд 8
Подготовка экзамена Принципы составления заданий к экзамену:  включение компетентностно-ориентированных заданий по выбранным предметам;  дифференцированный подход (создание заданий трех уровней сложности);  самостоятельный выбор заданий по уровню сложности учащимися.
Слайд 9
Экзаменационный билет Текст Анлийский язык Понятие География People – World – Birthday – Pretty – Blind – Happy - Масштаб - ...
Слайд 10
Подготовка учащихся к промежуточной аттестации Учебные занятия Консультации
Слайд 11
Учебные тексты Схемы Таблицы Карты
Слайд 12
Проведение экзамена При подготовке к заданию №1 (текст) разрешалось пользоваться: справочниками;  энциклопедиями;  словарями;  сетью Интернет. 
Слайд 13
Родители — полноправные участники общеобразовательного процесса
Слайд 14
Слайд 15
Результат Математика Английский География язык «5» и «4» 70% «5» и «4» 62% «5» и «4» 77%
Слайд 16
Результат Качественные показатели: умение находить информацию из разных источников,обрабатывать ее и выделять главную мысль; интерпритировать и создавать свой собственный текст; оценивать результат своей деятельности.
Слайд 17
Трудности  при составлении собственного текста;  при оценивании результатов своей деятельности (самооценка).
Слайд 18
Вывод Промежуточная аттестация «Учебный текст» в форме проведения комплексного экзамена работает на формирование предметных и ключевых компетентностей.
Слайд 19
Перспектива  дополнить набор учебных предметов;  разнообразить задания;  провести промежуточную аттестацию «Учебный текст» в форме интегрированного экзамена.
Слайд 20
Литература: Е.В.Плотникова, Л.А.Сальникова, М.В.Фофанова. Компетентностные формы промежуточной аттестации// Методическое пособие. – Пермь, 2010.
Слайд 21
Благодарю за внимание!

Полный текст материала Статья "Промежуточная аттестация - эффективное средство диагностики надпредметных компетенций. Обобщение опыта." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исаева Альбина Салимовна  bina
29.01.2012 0 3007 445

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0