Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней школе


Жилкина Татьяна Александровна,

Потапова Светлана Львовна

Учителя английского языка

МБОУ СОШ № 70


Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней школе


Необходимость использования информационных технологий в обучении иностранному языку общепризнана, они становятся неотъемлемой частью учебного процесса, растёт интерес к этой области методики.

Новые педагогические технологии - такие, как использование компьютерных обучающих программ, позволяют учителю реализовать задачу активизации познавательной деятельности учащегося и выбрать такие методы, формы и средства обучения, которые наиболее эффективно формируют коммуникативную компетенцию.

Обычно выделяют следующие преимущества использования информационных технологий по сравнению с традиционными учебными материалами:

  • оперирование большими объёмами информации;

  • неограниченное количество обращений к заданиям;

  • немедленное предоставление обратной связи;

  • комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, звука, мультипликации, видео;

  • индивидуализация обучения;

  • дистанционное обучение в синхронном и асинхронном режимах;

  • интерактивность;

  • адаптивность, т. е. возможность использования комплекса средств для предоставления информации-текста, звука, графики, мультипликации, видео;

  • конфиденциальность (ученик знает, какие ошибки делает, но у него нет страха. Что кто-то узнает о его ошибках, и он получит неудовлетворительную отметку).

На основании степени активности ученика, обучающие компьютерные программы подразделяют на четыре типа:

  1. Тренировочно-закрепительные, предназначенные для обучения отдельным навыкам (такие программы легче всего интегрируются в учебный процесс);

  2. «Тьюторские», позволяющие индивидуализировать процесс обучения (эти программы эффективны в качестве дополнения к аудиторному общению);

  3. Моделирующие, предоставляющие уникальные возможности для проведения исследований, имитации различных процессов;

  4. Учебные игры, которые сходны с моделирующими программами, но отличаются от них привнесением элемента соперничества.


Рынок обучающих программ по английскому языку насыщен и разнообразен, поэтому анализ качества компьютерных средств обучения с педагогической точки зрения представляется совершенно необходимой процедурой.

Прежде чем выбрать наиболее подходящую для наших педагогических условий программу, мы проанализировали учебный материал 26 программ и выбрали четыре: Total English полный интерактивный курс, Blockbuster 1

CD –ROM, Grammar Booster 1 CD-ROM, More – 1: Kids in the UK DVD.

Эти программы оказались наиболее адекватными нашим задачам, так как они охватывают все виды речевой деятельности, включают богатый выбор заданий, выполняемых в интерактивном режиме.



Название ЦОР

Анализ ЦОР (тип программы, преимущества и недостатки, виды речевой деятельности и т.п.)

Total English

полный интерактивный курс.

Издательство: Pearson Longman

Авторы:

Mark Foley, Diane Hall


Классы: 5-8

Преимущества полного интерактивного курса:

  • предлагается большое количество разнообразных стратегий обучения;

  • используются высокоэффективные и продуктивные методы обучения;

  • модульность системы позволяет самостоятельно выбирать модули и определять порядок прохождения курса;

  • помогает развивать навыки устной речи, принимать участие в реальном общении, овладевать навыками чтения и письма;

  • имеется подробное руководство по эксплуатации;

  • курс обучает четырем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму, а также лексике и грамматике.

Особенности курса:

  • курс имеет одноименный учебник, все задания которого с легкостью выводятся на экран;

  • поддержка в режиме он-лайн;

  • ведется работа в activstudio, которая позволяет выполнять задания в интерактивном режиме;

  • в видеофрагментах участвуют люди разных профессий и национальностей, а также используются отрывки из классических фильмов;

  • при необходимости используются субтитры;

  • за видеофрагментами следуют языковые и речевые задания;

  • уроки чтения представляют собой разнообразие общих и специальных текстов: писем, посланий по электронной почте, рекламных объявлений, статей и т.д.;

  • к каждому тексту предоставляется богатый выбор заданий, выполняемых в интерактивном режиме;

  • материалы для индивидуальной и групповой работы копируются;

  • дает возможность выполнения творческих заданий на основе услышанного, увиденного, прочитанного.

Недостатки курса: не выявлены.

Blockbuster 1

CD –ROM

Издательство:

Express Publishing

Авторы:

Jenny Dooley, Virginia Evans


Классы: 5-8

Преимущества курса:

  • легко устанавливается;

  • прост в эксплуатации;

  • может быть использован самостоятельно или с любым другим УМК;

  • развивает навыки аудирования, говорения, чтения и письма;

  • позволяет совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки;

  • совершенствует орфографические навыки;

  • способствует подготовке к итоговой аттестации в соответствии с требованиями государственного

стандарта, а также с требованиями ЕГЭ по разделам «Аудирование», «Чтение», «Лексика и грамматика», и «Письмо»;

  • значительный процент заданий составлен в формате ЕГЭ;

  • предусматривает изучение двух вариантов английского языка (британского и американского);

  • экономит время учителя и учащегося на уроке.

Особенности курса:

  • курс имеет одноименный учебник;

  • содержит девять модулей;

  • каждый модуль делится на следующие разделы:

  • New words

  • Grammar

  • Say it right!

  • Let’s communicate!

А также разделы:

  • Fun Time, содержащий песни, игры, конкурсы.

  • Progress Check

  • использованы разнообразные методические приемы;

  • осуществляется система контроля за успеваемостью;

  • ведется строгий подсчет набранных баллов, что дает ученику возможность оценить свои силы и способности;

  • предоставляется возможность обращения к грамматическому справочнику в случае необходимости.

Недостатки:

Интерактивная карта не увеличивается на весь экран.

Grammar Booster 1

CD-ROM

Издательство:

English Language Teaching

Авторы:

Sarah Bideleux and others.


Классы: 5-8

Преимущества курса:

  • легко устанавливается;

  • прост в эксплуатации;

  • курс нацелен на изучение грамматической стороны речи;

  • разработаны двадцать грамматических тем и пять блоков повторения;

  • в каждой теме пять объемных тестов, дающих возможность учащимся показать уровень сформированности грамматических навыков и умений;

  • задания выполняются в интерактивном режиме;

  • имеет подробный грамматический справочник по каждой из двадцати представленных тем;

  • каждое правило проиллюстрировано доступными примерами;

  • ведется презентация грамматического явления на базе аудитивных ситуаций, подкрепленных наглядностью в виде иллюстраций;

  • дает возможность работать над различными грамматическими темами как самостоятельно, так и в группе;

  • параллельно ведется работа над структурой английского предложения;

  • есть возможность поработать над орфографией;

  • дает хорошую базу для работы над лексикой.



Особенности курса:

  • имеет систему контроля и вербального поощрения;

  • особенно ценным является то, что компьютер не исправляет ошибки и не показывает их место нахождения, а отправляет учащихся к правилу;

  • дает возможность пятикратного обращения к каждому конкретному заданию;

  • перейти к следующему заданию, не выполнив предыдущее, невозможно.



Недостатки:

  • интерактивная карта не увеличивается на весь экран.

  • не дает возможности сиюминутного распечатывания материалов.

More – 1

Kids in the UK

DVD

Издательство:

Cambridge. Helbling Languages.

Авторы:

Herbert Puchta, Jeff Stranks.


Классы: 5-8

Преимущества:

  • прост в эксплуатации;

  • может быть использован самостоятельно или при работе по любому УМК;

  • содержит шесть видео-отрывков, сыгранных подростками и рассказывающих о разных сторонах жизни Соединенного Королевства;

  • имеет приложение в виде рабочей тетради на печатной основе с разноплановыми заданиями по просмотренным сюжетам;

  • тетрадь дает основу для ведения портфолио и учета личных достижений учащихся;

  • каждый видеосюжет длится от 3 до 4 минут, что дает учителю возможность вести всестороннюю и подробную работу согласно методическим требованиям к работе над видео-отрывком в течение всего урока;

  • при необходимости можно воспользоваться субтитрами на английском языке;

  • сюжеты дают блестящий образец современной английской разговорной речи;

  • хорошо адаптируется к любым УМК российского и западного производства.



Особенности:

  • дает возможность неоднократного просмотра видеосюжета в зависимости от цели урока;

  • позволяет выполнения творческих заданий на основе увиденного и услышанного;

  • может использоваться не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий на английском языке (неделя английского языка, конкурсы, викторины, олимпиады и т.д.);

  • просматривая сюжеты, учащиеся могут найти ответы на любые вопросы, касающиеся школьной жизни их сверстников в Великобритании, отношений с одноклассниками, родителями, учителями;

  • учит толерантности, показывает пути решения стандартных подростковых проблем.


Недостатки: не выявлены


Полноценное внедрение компьютерных программ с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребёнка.

Компьютерные программы - это большое подспорье учителю в проведении уроков. Трудоёмкий процесс неожиданно становится увлекательным и учащиеся легче усваивают казавшийся неизмеримо трудным материал урока.









Использованная литература:


  1. Карамышева Т.В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера» - СПб., Союз, 2001

  2. «Новые педагогические и информационные технологии в образовании» под ред. Е.С. Полат - М., Академия, 2002

  3. Александров К.В. «Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка» ИЯШ, 2010 № 6

  4. Серегина В.В. «Роль ИКТ в формировании познавательных и профессиональных интересов учащихся» - газета English, 2008 № 7

  5. Драговская С.Т., Щербина М.А., Белоусова О.Н. «Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка» http://festival.1september.ru/articles/526747/

  6. Шпак В.В. «Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка» http://festival.1september.ru/articles/518598/




Полный текст материала Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жилкина Татьяна Александровна  TatAlex
23.02.2012 0 4279 707

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК