Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней школе
Жилкина Татьяна Александровна,
Потапова Светлана Львовна
Учителя английского языка
МБОУ СОШ № 70
Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней школе
Необходимость использования информационных технологий в обучении иностранному языку общепризнана, они становятся неотъемлемой частью учебного процесса, растёт интерес к этой области методики.
Новые педагогические технологии - такие, как использование компьютерных обучающих программ, позволяют учителю реализовать задачу активизации познавательной деятельности учащегося и выбрать такие методы, формы и средства обучения, которые наиболее эффективно формируют коммуникативную компетенцию.
Обычно выделяют следующие преимущества использования информационных технологий по сравнению с традиционными учебными материалами:
оперирование большими объёмами информации;
неограниченное количество обращений к заданиям;
немедленное предоставление обратной связи;
комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, звука, мультипликации, видео;
индивидуализация обучения;
дистанционное обучение в синхронном и асинхронном режимах;
интерактивность;
адаптивность, т. е. возможность использования комплекса средств для предоставления информации-текста, звука, графики, мультипликации, видео;
конфиденциальность (ученик знает, какие ошибки делает, но у него нет страха. Что кто-то узнает о его ошибках, и он получит неудовлетворительную отметку).
На основании степени активности ученика, обучающие компьютерные программы подразделяют на четыре типа:
Тренировочно-закрепительные, предназначенные для обучения отдельным навыкам (такие программы легче всего интегрируются в учебный процесс);
«Тьюторские», позволяющие индивидуализировать процесс обучения (эти программы эффективны в качестве дополнения к аудиторному общению);
Моделирующие, предоставляющие уникальные возможности для проведения исследований, имитации различных процессов;
Учебные игры, которые сходны с моделирующими программами, но отличаются от них привнесением элемента соперничества.
Рынок обучающих программ по английскому языку насыщен и разнообразен, поэтому анализ качества компьютерных средств обучения с педагогической точки зрения представляется совершенно необходимой процедурой.
Прежде чем выбрать наиболее подходящую для наших педагогических условий программу, мы проанализировали учебный материал 26 программ и выбрали четыре: Total English полный интерактивный курс, Blockbuster 1
CD –ROM, Grammar Booster 1 CD-ROM, More – 1: Kids in the UK DVD.
Эти программы оказались наиболее адекватными нашим задачам, так как они охватывают все виды речевой деятельности, включают богатый выбор заданий, выполняемых в интерактивном режиме.
Название ЦОР |
Анализ ЦОР (тип программы, преимущества и недостатки, виды речевой деятельности и т.п.) |
Total English полный интерактивный курс. Издательство: Pearson Longman Авторы: Mark Foley, Diane Hall
|
Классы: 5-8 Преимущества полного интерактивного курса: предлагается большое количество разнообразных стратегий обучения; используются высокоэффективные и продуктивные методы обучения; модульность системы позволяет самостоятельно выбирать модули и определять порядок прохождения курса; помогает развивать навыки устной речи, принимать участие в реальном общении, овладевать навыками чтения и письма; имеется подробное руководство по эксплуатации; курс обучает четырем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму, а также лексике и грамматике. Особенности курса: курс имеет одноименный учебник, все задания которого с легкостью выводятся на экран; поддержка в режиме он-лайн; ведется работа в activstudio, которая позволяет выполнять задания в интерактивном режиме; в видеофрагментах участвуют люди разных профессий и национальностей, а также используются отрывки из классических фильмов; при необходимости используются субтитры; за видеофрагментами следуют языковые и речевые задания; уроки чтения представляют собой разнообразие общих и специальных текстов: писем, посланий по электронной почте, рекламных объявлений, статей и т.д.; к каждому тексту предоставляется богатый выбор заданий, выполняемых в интерактивном режиме; материалы для индивидуальной и групповой работы копируются; дает возможность выполнения творческих заданий на основе услышанного, увиденного, прочитанного. Недостатки курса: не выявлены. |
Blockbuster 1 CD –ROM Издательство: Express Publishing Авторы: Jenny Dooley, Virginia Evans
|
Классы: 5-8 Преимущества курса: легко устанавливается; прост в эксплуатации; может быть использован самостоятельно или с любым другим УМК; развивает навыки аудирования, говорения, чтения и письма; позволяет совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки; совершенствует орфографические навыки; способствует подготовке к итоговой аттестации в соответствии с требованиями государственного стандарта, а также с требованиями ЕГЭ по разделам «Аудирование», «Чтение», «Лексика и грамматика», и «Письмо»; значительный процент заданий составлен в формате ЕГЭ; предусматривает изучение двух вариантов английского языка (британского и американского); экономит время учителя и учащегося на уроке. Особенности курса: курс имеет одноименный учебник; содержит девять модулей; каждый модуль делится на следующие разделы: New words Grammar Say it right! Let’s communicate! А также разделы: Fun Time, содержащий песни, игры, конкурсы. Progress Check использованы разнообразные методические приемы; осуществляется система контроля за успеваемостью; ведется строгий подсчет набранных баллов, что дает ученику возможность оценить свои силы и способности; предоставляется возможность обращения к грамматическому справочнику в случае необходимости. Недостатки: Интерактивная карта не увеличивается на весь экран. |
Grammar Booster 1 CD-ROM Издательство: English Language Teaching Авторы: Sarah Bideleux and others.
|
Классы: 5-8 Преимущества курса: легко устанавливается; прост в эксплуатации; курс нацелен на изучение грамматической стороны речи; разработаны двадцать грамматических тем и пять блоков повторения; в каждой теме пять объемных тестов, дающих возможность учащимся показать уровень сформированности грамматических навыков и умений; задания выполняются в интерактивном режиме; имеет подробный грамматический справочник по каждой из двадцати представленных тем; каждое правило проиллюстрировано доступными примерами; ведется презентация грамматического явления на базе аудитивных ситуаций, подкрепленных наглядностью в виде иллюстраций; дает возможность работать над различными грамматическими темами как самостоятельно, так и в группе; параллельно ведется работа над структурой английского предложения; есть возможность поработать над орфографией; дает хорошую базу для работы над лексикой.
Особенности курса: имеет систему контроля и вербального поощрения; особенно ценным является то, что компьютер не исправляет ошибки и не показывает их место нахождения, а отправляет учащихся к правилу; дает возможность пятикратного обращения к каждому конкретному заданию; перейти к следующему заданию, не выполнив предыдущее, невозможно.
Недостатки: интерактивная карта не увеличивается на весь экран. не дает возможности сиюминутного распечатывания материалов. |
More – 1 Kids in the UK DVD Издательство: Cambridge. Helbling Languages. Авторы: Herbert Puchta, Jeff Stranks.
|
Классы: 5-8 Преимущества: прост в эксплуатации; может быть использован самостоятельно или при работе по любому УМК; содержит шесть видео-отрывков, сыгранных подростками и рассказывающих о разных сторонах жизни Соединенного Королевства; имеет приложение в виде рабочей тетради на печатной основе с разноплановыми заданиями по просмотренным сюжетам; тетрадь дает основу для ведения портфолио и учета личных достижений учащихся; каждый видеосюжет длится от 3 до 4 минут, что дает учителю возможность вести всестороннюю и подробную работу согласно методическим требованиям к работе над видео-отрывком в течение всего урока; при необходимости можно воспользоваться субтитрами на английском языке; сюжеты дают блестящий образец современной английской разговорной речи; хорошо адаптируется к любым УМК российского и западного производства.
Особенности: дает возможность неоднократного просмотра видеосюжета в зависимости от цели урока; позволяет выполнения творческих заданий на основе увиденного и услышанного; может использоваться не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий на английском языке (неделя английского языка, конкурсы, викторины, олимпиады и т.д.); просматривая сюжеты, учащиеся могут найти ответы на любые вопросы, касающиеся школьной жизни их сверстников в Великобритании, отношений с одноклассниками, родителями, учителями; учит толерантности, показывает пути решения стандартных подростковых проблем.
Недостатки: не выявлены |
Полноценное внедрение компьютерных программ с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребёнка.
Компьютерные программы - это большое подспорье учителю в проведении уроков. Трудоёмкий процесс неожиданно становится увлекательным и учащиеся легче усваивают казавшийся неизмеримо трудным материал урока.
Использованная литература:
Карамышева Т.В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера» - СПб., Союз, 2001
«Новые педагогические и информационные технологии в образовании» под ред. Е.С. Полат - М., Академия, 2002
Александров К.В. «Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка» ИЯШ, 2010 № 6
Серегина В.В. «Роль ИКТ в формировании познавательных и профессиональных интересов учащихся» - газета English, 2008 № 7
Драговская С.Т., Щербина М.А., Белоусова О.Н. «Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка» http://festival.1september.ru/articles/526747/
Шпак В.В. «Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка» http://festival.1september.ru/articles/518598/
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жилкина Татьяна Александровна
→ TatAlex 23.02.2012 0 4279 707 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.