Игровые технологии как средство формирования и развития языковых умений и личностного роста младших школьников
МОБУ « Лицей №5», г. Оренбург
Учитель английского языка Чебышева Наталья Александровна
Статья
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями – эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.
Одной из таких технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.
Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.
Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.
Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
При обучении иностранному языку в начальных классах важно, чтобы уже в этом юном возрасте ребенок захотел заниматься иностранным языком и делал это с удовольствием и радостью. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большое количество информации.
Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории: лексические игры, грамматические игры, фонетические игры, орфографические игры, Приведу примеры игр, которые я использую на начальном этапе обучения.
Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
«Собери портфель»
Ход игры
В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.
Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски и описывая его: This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box). This is an English book. This is a very interesting book
«Собери картинку»
Ход игры
Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see .. This is .. He/ She has got… It is blue (grey, etc.)
«Загадки про животных»
Ход игры
Учитель загадывает загадку, ученики отгадывают
- Now you will listen to my stories and try to guess what animal I shall describe.
1. It is not big. It is small. It can jump. It can swim. It is green. It lives in the river.
2. It is not small. It is big. It can run. It is grey.
3. It is not big. It lives in the house. It can run and jump. It can be grey, white, and brown.
4. It lives in the river. It can swim. It is green.
5. It is small. It lives in the house. It can run. It is grey. It says: « Pee-pee-pee.»
6. It is big. It can run. It lives in the forest. It is brown.
Грамматические игры
Цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности
- развивать речевую реакцию учащихся.
-формировать интерес учащихся к изучению английского языка.
«Угадай-ка»
Ход игры
В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. (Is it a cat?, What colour is it? etc.) После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
Орфографические игры
Цели:
-проверка усвоения орфографии изученного материала
-развитие памяти, мышления, внимания детей
- формирование интереса к изучению английского языка
«Картинка»
Ход игры
Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т. д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того, как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.
« Дежурная буква»
Ход игры:
Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»
Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут)
Фонетические игры
Цели:
- развитие речевых навыков и умений
-тренировка в произнесении английских звуков в словах
- формирование навыков фонематического слуха
«Цветочки и пчелки»
Каждая команда делится на две группы. Первая группа - цветочки,
вторая - пчелки. Каждый ученик получает карточку со звуками или
словами в транскрипции. На цветочках написана транскрипция слова, в
котором один звук пропущен. На пчелках написаны пропущенные
звуки. Каждая пчелка должна опуститься на соответствующий цветочек
« Широкие и узкие гласные »
Ход игры:
Учитель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук
произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать
нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
«Чья команда лучше споет песню?»
Команда – победительница получает пять баллов. Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
В своей работе я так же использую игровые технологии с применением ИКТ (обучающие компьютерные программы «Enjoy the ABC», « Enjoy Listening and Playing») , которые дают возможность автоматизировать языковые и речевые действия, осуществлять индивидуальный подход к обучению. Дети проявляют самостоятельность, активность, интерес к изучению английского языка.
Все виды игровых технологий предоставляют широкое поле для детской фантазии, создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышления и речи.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Атмосфера увлечённости, чувство равенства и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет, детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
Источники материалов:
1.Ременчукова И.Б. - « Игровые технологии на уроках», 2е изд..Волгоград : Учитель,2008.
2.Стронин М.Ф. - « Обучающие игры на уроке английского языка», Москва: «Просвещение»,1981г.
3.Интернет ресурс: www.Petrova.edusite.ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чебышева Наталья Александровна
→ 8Наталья5 12.06.2012 0 5201 831 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.