Слайд 1
Поддержание мотивации и развитие
интереса к дальнейшему изучению
английского языка путем
синтезирования видов речевой
деятельности с использованием ИКТ
Учитель английского языка
МБОУ «школа №2» г. Прокопьевска:
Рогачева Ольга Юрьевна
Рогачева Ольга Юрьевна
учитель английского языка
МБОУ «школа №2» г. Прокопьевска
Поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка путем синтезирования видов речевой деятельности с использованием ИКТ
Содержание
Введение.
Задачи модернизации российского образования, предусматриваемые ФГОС второго поколения.
Цели изучения иностранного языка на ступени основного общего образования.
Нетрадиционные подходы к обучению, поиск новых форм и методов в работе на примере урока «Семья» в 5 классе.
Заключение (выводы).
Используемые источники.
Очень проблематичным в изучении иностранного языка является синтезирование видов речевой деятельности, которым мы должны обучить учащихся. Поэтому мне бы хотелось представить предложения для разрешения этой проблемы и таким образом повысить мотивацию изучения английского языка.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основные задачи модернизации российского образования. Это повышение его доступности, качества и эффективности.
ФГОСы разработаны с учётом основных направлений модернизации общего образования. Среди прочих направлений, следует назвать:
- Соответствие содержания образования возрастным закономерностям и возможностям на каждой ступени образования.
- Деятельностный характер образования. Направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
В иностранном языке существенные изменения концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности её составляющих компетенций: речевой (развитие коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письме); языковой ( овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); социокультурной ( приобщение уч-ся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка); компенсаторной ( развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации); учебно-познавательной ( дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными уч-ся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий)
Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения ин. яз. в современном мире.
Цель обучения иностранному языку как средству общения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение строить высказывание для выражения определённого замысла.
Учебный процесс по иностранному языку ориентирован на реализацию двух основных функций – учебную и коммуникативную. Нужно отметить, однако, что коммуникативная функция реализуется сегодня в учебном процессе несколько однобоко – преимущественно как информационно-коммуникативная. Это может привести к потере интереса уч-ся к изучению иностранного языка. Для того чтобы учебная модель общения достаточно полно отражала цель обучения иностранному языку, необходимо существенно усилить на уроке роль речевого взаимодействия учителя и ученика.
Анализируя факторы, препятствующие общению, психологи и педагоги приходят к выводам и о том, что одна из самых актуальных проблем современной педагогики – это развитие и постоянное поддержание мотивов учебной деятельности, в данном случае мотивации к изучению иностранного языка.
Работая над методической темой «Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке с использованием ИКТ» я пришла к выводу, что синтезировать виды речевой деятельности на уроках возможно лишь, используя речевые ситуации. Так как составляющие речевой ситуации проявляют себя как ситуативные детерминаторы, служат толчком для возникновения речевого действия с заданными характеристиками, обеспечивают не только действие, но и взаимодействие.
Задача использования УРС: перенос речевых действий из условных упражнений в речевую практику. Привнесение задачи речевого действия извне и её игровой, воображаемый характер. УРС, предлагаемые нашими учебниками, зачастую совсем неинтересны учащимся (что является существенным недостатком).
Весь смысл учебно-ситуативной роли состоит в том, что она побуждает учащихся к взаимодействию. Интересные и престижные роли вызывают у учащихся мотивационную готовность к речевым действиям, которые направлены на формирование умения мобилизовать усвоенный речевой материал для общения в конкретных коммуникативных целях.
Роли нужно предлагать такие, которые помогают самоутвердиться, испытывать чувство удовлетворённости, гордости.
Поскольку ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности и ею дополнительно стимулируются, мотивы становятся практически «ненасыщаемыми». Таким образом, можно говорить о мотивационно-стимулирующей функции роли.
Таким образом перед учителем, как перед своего рода профессионалом стоит дилемма:
Дать стандарты образования, предусмотренные ФГОС второго поколения (т.е. обучение 4 видам речевой деятельности)
1. аудирование
2. говорение (диалогическая, монологическая речь)
3. чтение (обучение различных видов стратегий)
4. письмо (овладение определёнными навыками и умениями письменной речи)
С другой стороны развивать и постоянно поддерживать учебную мотивацию уч-ся.
Практически для учителя иностранного языка совместить обучение всем видам речевой деятельности на одном уроке - очень сложно. И каждый учитель стремится отрабатывать аудирование, письмо, чтение, говорение, посвящая этому достаточно большое количество времени на уроке. И только творчески работающий учитель, с помощью нетрадиционных подходов к обучению, поиском новых форм и методов, сможет это совместить.
Для урока по теме «Семья» в 5 классе я взяла интересного детям этого возраста и достаточно проблематичного героя Шрека, героя с коммуникативной характеристикой. Принимая во внимание особенность подростков, которая состоит в том, что для них «характерны сопереживания героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, постановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного», можно предлагать им разыграть ситуации из книг, которые они читают или фильмов/мультфильмов, которые они смотрят, изменив исход/ход событий (разговоров) по своему усмотрению. Такой приём хорош не только тем, что он даёт простор воображению, творчеству, он позволяет также, предложив многим одну и ту же ситуацию, получить разный результат у каждого ученика или каждой пары (трио, квартета) и обеспечивает интерес всех остальных учащихся к каждому варианту ситуации, разыгрываемому у них на глазах. С помощью этой едино-сюжетной учебно-ситуативной роли постарались показать возможность синтезирования видов речевой деятельности на одном уроке. Очень удобно использовать презентацию для проведения такого вида работы. Можно очень интересно и для учащихся, и технического удобства для учителя вставить сюжет аудирования. Все задания текущего контроля к монологу, диалогу можно также спланировать таким образом, что не нужно будет что-то развешивать на доску или зачитывать учителю правильные варианты. Что также совсем не интересно учащимся. Проведение итогового контроля желательно также разнообразить. В своей работе мы предложили детям в качестве контроля усвоенного материала на уроке творческое задание – написать сенквенции. (11 слов). (Показать 2 последних слайда). Результат превзошёл все ожидания. Дети получили одно и то же задание, но сделали такие разные и по-своему интересные, неповторимые творческие работы. Поэтому не следует давать детям для усвоения лексического и грамматического материала отвлечённые, краткие, не интересующие детей ситуации. Детям труднее будет усваивать и воспроизводить материал.
В дальнейшем, используя и развивая, либо этот же сюжет, либо другой интересный детям, можно продолжить изучение другого другой лексического и грамматического материала.
Все составляющие урока с использованием ИКТ + использование разнообразных форм и методов при обучении разным видам речевых высказываний + благоприятный климат общения учителя и учеников = поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка. Что и является целью всей работы учителя иностранного языка.
Источники:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/fgos-2-pokoleniya
Автор: Рогачева Ольга Юрьевна
→ tear 01.10.2012 0 6899 605 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.