"Развитие ценностно- смысловых компетенций на уроках немецкого языка".






ТЕМА: «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

Автор статьи: Месропян Сусанна Сейрановна,

учитель немецкого языка МОУ « Детчинская СОШ»

Калужская область, Малоярославецкий район,

Село Детчино,

E-mail: mesropyan.cusanna@yandex.ru

тел. 8960-514-12-40





























Высшей ценностью для человека является жизнь. Какую профессию выберет выпускник школы, решит он сам. А каким он будет, как достигнет своих поставленных целей в жизни, как он полученные в школе ЗУН использует в профессиональной сфере, во многом зависит от нас учителей. Наша задача, помочь ребенку безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, но при этом поступать по совести.

На уроках немецкого языка представляется возможность.

1.Использовать язык как средство общения, выражать свое отношение к окружающему миру во всех его проявлениях: физическом и эмоциональном, духовном и эстетическом.

2.Формировать базовые ценности общества как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд ,искусство , литература, природа, человечество. К сожалению, некоторые ценности не являются лично значимыми для многих учащихся. Поэтому на уроках акцентирую внимание формированию, прежде всего данных ценностей. Учащиеся овладевают ценностной компетенцией, участвуя в рассуждениях о морали и нравственности, обсуждая ситуации морального выбора, определяя причины и последствия поступков.

Считаю , что для успешной реализации компетентностного подхода , необходимо1. Проводить диагностику (для выявления уровня сформированности компетентностей) 2.Определиться с выбором а)технологии, форм, методов и приемов работы б)Ресурсов.

Результаты контрольных работ за 1 четверть, наблюдения на уроках, , анкетирование, рефлексия выявили, что учащиеся умеют: воспроизводить заученное по образцу; решать готовые задачи на репродуктивном уровне, по образцу; решать готовые задачи в частично-измененной ситуации.

Не умеют

распознавать практические проблемы в повседневной жизни;

формулировать выявленные проблемы;

соотносить проблемы с ранее полученными знаниями;

выбирать способы решения поставленных задач;

анализировать и оценивать результаты решения проблем.

Для более ясной картины разделила учащихся на 3 группы по ролям : потребителей, переводчиков и авторов. (Из 87учеников потребителей 22 - 25,2%, переводчиков 43 -49,4% ,авторов 21-24,1%)

Вывод : Должно быть увеличено количество учеников «авторов» , умеющих , сочинять новое, проектировать, решать неординарные задачи. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формирую путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. Использование жизненных ситуаций , с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения, формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

В своей работе использую современные образовательные : проектную методику, технологию критического мышления , ИКТ, игровую и т.д.

Проектная работа помогает видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающем мире, в ходе которой даются ценностные установки: определить причину появления той или иной информации, степень ее полезности лично для обучающегося и его окружения, отобрать информацию по определенной тематике и с определенной целью.

В процессе совместной работы в рамках технологии сотрудничества и критического мышления , учащиеся с помощью выводов по прочитанному или услышанному, сочинений-рассуждений, осознают свою роль и предназначение.

Игровая технология , использование интеллектуальных игр соревновательного характера, моделирование ситуаций общения, способствуют развитию умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Приемы

При конструирование ценностно-смысловых компетенций использую следующих методические приемы.

При чтении текста с выходом на устную речь.

Приемы на уровне «Я знаю» «Я применяю» «Я интегрирую»

В 7 классе при чтении рассказа из материалов Олимпийские игры 2014

Обсудив поступок спортсмена , который любой ценой хотел стать победителем сталкивая с лыжни другого спортсмена, на уровне 1. «Вызова» - выделили главную мысль, описали персонажа

«Я знаю»- Запомнили факты , события, даты.

2.Уровень-осмысление- сделали анализ ,определяя причины и мотивы поступка-

«Я применяю» - перенесли на другую ситуацию

3.уровень -размышление- предлагали решение проблем

«Я интегрирую»- представляли и защитили мнения, оценивали информацию, обоснованность идей или качества работы, основанной на выработанных критериях.

При смысловом чтении текста учащимся предлагаю произвести поиск ценностных ориентиров( любовь к Родине, уважение, толерантность дружба, честь и т.д.) Задания на понимание смысла текста и развитие умения прогнозировать развитие его сюжета могут т стать отражением ценностных ориентиров самих обучающихся. Опираясь на смысл прочитанного текста, через умение задавать вопросы, раскрывается способность к общению.

На уроках развития навыков письменной речи, при сочинении собственного текста у ребенка , проявляется и развивается его способность видеть и понимать окружающий мир на основе заданного или выработанного с учителем плана.

В ходе использования ситуативно-ролевых игр, развиваю умение принимать решение в различных жизненных ситуациях..

Использую вокально-музыкальные произведения, способствующие формированию фонетических, лексических и грамматических навыков, являющиеся средством обучения выражению своих собственных мыслей, а также оказывающие на учащихся определенное эмоциональное воздействие. При изучении и исполнении русских и немецких песен осуществляется диалог культур (родной и иностранной), ставший одним из основных положений современной концепции образования.

Для успешной реализации данной компетенции нахожу целесообразным так же: Использование тестовых заданий, задач, встречающиеся в определенной профессиональной среде, требующих не только знания немецкого языка, но русского языка, литературы, географии, истории.

Вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса;

Выполнение на уроках и дома творческих заданий; Иногда предоставлю ученикам в качестве домашнего задания, самостоятельно составить краткий конспект прочитанного. В итоге учащиеся более глубоко понимают изучаемый материал, учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя;

Вывод: Ценностно смысловые компетенции можно формировать на любом уроке и по любой теме.

Результативность. Критериями педагогической деятельности служат:

-позитивная динамика качества знаний,

- уровень усвоения знаний, умений, теоретических и практических навыков

(текущий, тематический тестовый контроль)

- участие в олимпиадах. Высокая результативность в дистанционных олимпиадах, конкурсах, где встречаются вопросы из области политики, филологии.

4




Полный текст материала "Развитие ценностно- смысловых компетенций на уроках немецкого языка". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Месропян Сусанна Сейрановна  cusanna
13.11.2012 0 2769 486

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0