"Развитие ценностно- смысловых компетенций на уроках немецкого языка".
ТЕМА: «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»
Автор статьи: Месропян Сусанна Сейрановна,
учитель немецкого языка МОУ « Детчинская СОШ»
Калужская область, Малоярославецкий район,
Село Детчино,
E-mail: mesropyan.cusanna@yandex.ru
тел. 8960-514-12-40
Высшей ценностью для человека является жизнь. Какую профессию выберет выпускник школы, решит он сам. А каким он будет, как достигнет своих поставленных целей в жизни, как он полученные в школе ЗУН использует в профессиональной сфере, во многом зависит от нас учителей. Наша задача, помочь ребенку безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, но при этом поступать по совести.
На уроках немецкого языка представляется возможность.
1.Использовать язык как средство общения, выражать свое отношение к окружающему миру во всех его проявлениях: физическом и эмоциональном, духовном и эстетическом.
2.Формировать базовые ценности общества как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд ,искусство , литература, природа, человечество. К сожалению, некоторые ценности не являются лично значимыми для многих учащихся. Поэтому на уроках акцентирую внимание формированию, прежде всего данных ценностей. Учащиеся овладевают ценностной компетенцией, участвуя в рассуждениях о морали и нравственности, обсуждая ситуации морального выбора, определяя причины и последствия поступков.
Считаю , что для успешной реализации компетентностного подхода , необходимо1. Проводить диагностику (для выявления уровня сформированности компетентностей) 2.Определиться с выбором а)технологии, форм, методов и приемов работы б)Ресурсов.
Результаты контрольных работ за 1 четверть, наблюдения на уроках, , анкетирование, рефлексия выявили, что учащиеся умеют: воспроизводить заученное по образцу; решать готовые задачи на репродуктивном уровне, по образцу; решать готовые задачи в частично-измененной ситуации.
Не умеют
распознавать практические проблемы в повседневной жизни;
формулировать выявленные проблемы;
соотносить проблемы с ранее полученными знаниями;
выбирать способы решения поставленных задач;
анализировать и оценивать результаты решения проблем.
Для более ясной картины разделила учащихся на 3 группы по ролям : потребителей, переводчиков и авторов. (Из 87учеников потребителей 22 - 25,2%, переводчиков 43 -49,4% ,авторов 21-24,1%)
Вывод : Должно быть увеличено количество учеников «авторов» , умеющих , сочинять новое, проектировать, решать неординарные задачи. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формирую путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. Использование жизненных ситуаций , с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения, формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В своей работе использую современные образовательные : проектную методику, технологию критического мышления , ИКТ, игровую и т.д.
Проектная работа помогает видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающем мире, в ходе которой даются ценностные установки: определить причину появления той или иной информации, степень ее полезности лично для обучающегося и его окружения, отобрать информацию по определенной тематике и с определенной целью.
В процессе совместной работы в рамках технологии сотрудничества и критического мышления , учащиеся с помощью выводов по прочитанному или услышанному, сочинений-рассуждений, осознают свою роль и предназначение.
Игровая технология , использование интеллектуальных игр соревновательного характера, моделирование ситуаций общения, способствуют развитию умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
Приемы
При конструирование ценностно-смысловых компетенций использую следующих методические приемы.
При чтении текста с выходом на устную речь.
Приемы на уровне «Я знаю» «Я применяю» «Я интегрирую»
В 7 классе при чтении рассказа из материалов Олимпийские игры 2014
Обсудив поступок спортсмена , который любой ценой хотел стать победителем сталкивая с лыжни другого спортсмена, на уровне 1. «Вызова» - выделили главную мысль, описали персонажа
«Я знаю»- Запомнили факты , события, даты.
2.Уровень-осмысление- сделали анализ ,определяя причины и мотивы поступка-
«Я применяю» - перенесли на другую ситуацию
3.уровень -размышление- предлагали решение проблем
«Я интегрирую»- представляли и защитили мнения, оценивали информацию, обоснованность идей или качества работы, основанной на выработанных критериях.
При смысловом чтении текста учащимся предлагаю произвести поиск ценностных ориентиров( любовь к Родине, уважение, толерантность дружба, честь и т.д.) Задания на понимание смысла текста и развитие умения прогнозировать развитие его сюжета могут т стать отражением ценностных ориентиров самих обучающихся. Опираясь на смысл прочитанного текста, через умение задавать вопросы, раскрывается способность к общению.
На уроках развития навыков письменной речи, при сочинении собственного текста у ребенка , проявляется и развивается его способность видеть и понимать окружающий мир на основе заданного или выработанного с учителем плана.
В ходе использования ситуативно-ролевых игр, развиваю умение принимать решение в различных жизненных ситуациях..
Использую вокально-музыкальные произведения, способствующие формированию фонетических, лексических и грамматических навыков, являющиеся средством обучения выражению своих собственных мыслей, а также оказывающие на учащихся определенное эмоциональное воздействие. При изучении и исполнении русских и немецких песен осуществляется диалог культур (родной и иностранной), ставший одним из основных положений современной концепции образования.
Для успешной реализации данной компетенции нахожу целесообразным так же: Использование тестовых заданий, задач, встречающиеся в определенной профессиональной среде, требующих не только знания немецкого языка, но русского языка, литературы, географии, истории.
Вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса;
Выполнение на уроках и дома творческих заданий; Иногда предоставлю ученикам в качестве домашнего задания, самостоятельно составить краткий конспект прочитанного. В итоге учащиеся более глубоко понимают изучаемый материал, учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя;
Вывод: Ценностно смысловые компетенции можно формировать на любом уроке и по любой теме.
Результативность. Критериями педагогической деятельности служат:
-позитивная динамика качества знаний,
- уровень усвоения знаний, умений, теоретических и практических навыков
(текущий, тематический тестовый контроль)
- участие в олимпиадах. Высокая результативность в дистанционных олимпиадах, конкурсах, где встречаются вопросы из области политики, филологии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Месропян Сусанна Сейрановна
→ cusanna 13.11.2012 0 3347 493 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.